- Преподавателю
- Технология
- Пояснительная записка элективного курса «Черчение и графика, «Введение в инженерную графику» (9 класс)
Пояснительная записка элективного курса «Черчение и графика, «Введение в инженерную графику» (9 класс)
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Оргадеева Н.А. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ямало-Ненецкий автономный округ
Пояснительная записка элективного курса:«Черчение и графика», «Введение в инженерную графику» (9 класс).
Выполнила:
учитель изобразительного искусства
и черчения Оргадеева Н.А
г.Новый Уренгой
2016 г.
Пояснительная записка элективного курса
«Черчение и графика, «Введение в инженерную графику» (9 класс).
В настоящее время остро стоит вопрос технологической подготовки выпускников школ к трудовой жизни. Для того чтобы выйти на освоение современных технологий вне зависимости от отрасли современного производства, необходимо учащимся иметь определенные графические представления.
Программа элективного курса «Чечение и графика»-16 часов, «Введение в инженерную графику»- 16 часов (основы графических знаний) рассчитана на учащихся 8 -9 классов образовательных учреждений. Графика (oт греч. grapho - пишу, рисую) - это вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Отражая действительность в зрительных наглядных образах, графика воссоздаёт видимые формы в условном пространстве.
Содержание курса рассчитано на 35 часов. Элективный курс содержит теоретические сведения, алгоритмы решения графических задач и систематизированный набор заданий (вопросы, графические задачи - тесты). Практическая часть закрепляет на практике данные теоретические знания, содержит творческие задания. Итогом практической деятельности элективного курса является овладение учащимися графическим языком чертежа, развитие у них пространственного воображения.
Цель курса
- Основной целью является подготовка производственно-технической, проектно-конструкторской деятельности
- Заложить основы подготовки учащихся к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствовать воспитанию и развитию инициативной творческой личности, процессу её самоопределения и самореализации в будущей профессиональной карьере.
Основные задачи курса
-
Прививать навыки выполнения и чтения чертежей (эскизов), аксонометрических проекций, технических рисунков, сопряжений, деление окружностей на части.
-
Формировать навыки работы со справочной литературой.
-
Формировать графические знания и умения учащихся для решения различных заданий прикладного характера.
Расширять общую технологическую культуру школьников, развивать пространственное и логическое мышление, наблюдательность и аккуратность
Развивать познавательный интерес к черчению.
К концу изучения курса учащиеся должны знать и уметь
Должны знать:
-
- общие сведения о роли графических знаний в жизни человека;
-
- правила оформления и выполнения чертежей, аксонометрических проекций, технических рисунков и сопряжений
Должны уметь:
-
- читать и выполнять чертежи, аксонометрические проекции деталей;
-
- проекции и технические рисунки несложных деталей;
-
- пользоваться справочной литературой.
Знание черчения необходимо в следующих направлениях (сферах и профилях) трудовой деятельности:
-
в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства (токарное дело, фрезерное дело, слесарное дело и т.д.);
-
в сфере строительных и ремонтных работ (архитектурное проектирование, столярные и плотничные работы и т.д.);
-
в сфере телекоммуникаций и информационных технологий (компьютерная графика);
-
в сфере проектирования (черчение, художественно-оформительские работы);
-
в сфере сервиса (слесарно-ремонтные работы, ремонт и обслуживание автомобилей) и др.
Архитектор Борис Михайлович Иофа́н писал:
«Я не представляю себе архитектуру без чертежа. Это так же немыслимо, как музыка без звука или литература без слов. Допустим, что архитектор продумал и мысленно представил себе будущее здание. Но как передать свои мысли другим без чертежа? Без него не расскажешь, как построить дом, не рассчитаешь, не докажешь возможности создания какого-нибудь сооружения».
Борис Михайлович Иофа́н (1891-1976) - один из ведущих представителей сталинской архитектуры, автор неосуществлённого проекта дворца Советов. Народный архитектор СССР (1970). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).
Формы и способы организации деятельности на занятиях графики
-
Вводные лекции
-
Практические занятия
-
Фронтальная творческая работа
В программу курса введены задания с повышенной сложностью
Систематизируются и углубляются знания о методе проекций и способов построения чертежей
На занятиях рассматриваются графические способы решения
отдельных задач, связанных с геометрическими
образами и их взаимным расположением в
пространстве
Учащиеся обучаются
-
читать чертежи, приобретают навыки по выполнению графических изображений
-
получают навыки мысленного представления форм и размеров в пространстве
-
выполняют чертежи по наглядным изображениям
Актуальность программы элективного курса
Актуальность данного курса в том, что учащиеся, которые, не планировали связать свою жизнь с профессиями инженерно-технических работников, получат представление об элементах графики, необходимые в повседневной жизни, что также характеризует курс как практико-ориентированный.
Тематический план
-
Общие правила оформления чертежей
-
Основные требования стандартов к изображениям на чертеже
-
Общие сведения об аксонометрических проекциях
-
Эскизирование. Эскизы деталей. Назначение. Последовательность выполнения эскизов. Основные требования.
-
Конструктивные и технологические элементы деталей
-
Нанесение размеров.
-
Виды изделий и конструкторских документов
-
Виды резьбы. Изображение и обозначение резьбы
-
Разъемные и неразъемные соединения деталей
-
Основные требования и правила составления сборочных чертежей изделий
-
Спецификация
-
Чтение и деталирование чертежей общего вида, сборочных чертежей.
Формы проведения занятий
-
Лекции
-
Творческие задания
-
Выступления с докладами и сообщениями
-
Коллективные и индивидуальные задания
-
Викторины
-
Графические диктанты
-
Занимательные задачи
Большая часть занятий отведена решению занимательных задач
В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение лекций, практических занятий с использованием разнообразных графических задач репродуктивного и творческого характера, в том числе задач с элементами художественного и технического конструирования, занимательных задач, выступлений школьников с сообщениями. Итоговое занятие проводится в форме тестовых заданий или защиты творческих проектов, целью которых является проверка сформированности пространственного, логического мышления, графической грамотности учащихся.
Предлагаю вашему вниманию несколько занимательных задач:
1. Вербальные головоломки
(загадки, ребусы, кроссворды и т.п.)
-
Проектное задание
«Придумай игрушку»
(изучение темы «Сопряжение») -
Сопрягаемые линии
в очертаниях животных -
Формы и их элементы
Через графическую деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление и др., благодаря чему у учащихся создается общность многих психических процессов. При выполнении чертежа эти процессы сочетаются и координируются моторными функциями рук, что является, согласно данным психологии важнейшим условием дифференцировки пространственных отношений объектов и развития ребёнка.
Социальные эффекты реализации программы элективного курса
-
1. Расширение общей технологической культуры школьников, развитие пространственных представлений, наблюдательности, логического мышления;
-
2. Определение учащимися профиля обучения в 10-11 классах и пути дальнейшего образования в ВУЗах.