Статья Ибрай Алтынсарин-родоначальник интеллектуального общества Казахстана

На современном этапе развития Республики Казахстан как суверенного государства нацеливает нас на сохранение духовных ценностей, культурного наследия нации. Замечательно то, что многие интересные факты истории нашего края тесно связаны с личностями великих просветителей Казахстана второй половины XIX века Ч. Валихановым, И.  Алтынсариным, А. Кунанбаевым.       Крупный казахский просветитель И. Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как вы...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ибрай Алтынсарин-

родоначальник интеллектуального общества Казахстана.


Статья Ибрай Алтынсарин- родоначальник интеллектуального общества КазахстанаНа современном этапе развития Республики Казахстан как суверенного государства нацеливает нас на сохранение духовных ценностей, культурного наследия нации. Замечательно то, что многие интересные факты истории нашего края тесно связаны с личностями великих просветителей Казахстана второй половины XIX века Ч. Валихановым, И. Алтынсариным, А. Кунанбаевым.

Крупный казахский просветитель И. Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа как выдающийся педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков, в частности, басен Крылова. И. Алтынсарин является одним из основоположников казахской реалистической литературы и литературного языка. Будучи переводчиком русской классики на казахский язык, он широко использовал опыт педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Многосторонняя деятельность И.Алтынсарина способствовала экономическому, культурному и духовному развитию казахского народа.

Проблема просветительства всегда была актуальна, о чём свидетельствует то, что к нему обращали взоры историки, литературы, географы и др.

Монография К. Джумагулова «Ибрай Алтынсарин» посвящена анализу и оценке всей творческой деятельности одного из основоположников казахской литературы нового направления И.Алтынсарина, данная на фоне общественно-исторической и культурной жизни казахского народа во второй половины 19 века. В работе К.Джумагулова раскрыта социально-экономическая и политическая обстановка, которая обусловила демократические, прогрессивные взгляды И.Алтынсарина, благотворное влияние передовой, прогрессивной культуры и прежде всего русского народа. Влияние на его творчество оказали и прогрессивные тенденции культуры и среднеазиатских народов. В книге показана многогранная деятельность И.Алтынсарина: общественная деятельность неутомимого труженика на ниве просвещения, создателя и организатора первых русско-казахских светских народных школ, специальных отраслевых ремесленных училищ, библиотек и других культурно-просветительских учреждений; пропагандиста научных знаний; учителя и автора первых учебников на казахском языке, написанных русским алфавитом.

А.С. Сыздыков в своей монографии «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина» детально с использованием большого количества документов отражает основные этапы просветительской деятельности И.Алтынсарина. Отдавая должную дань наследию, оставленному поэтом-просветителем, педагогом-энтузиастом И.Алтынсариным, автор использовал большое количество трудов просветителя.

Из школьной программы мы знаем о том, что Ибрай был прилежным учеником и окончил школу с отличием. «Оренбургская казахская школа, -писал профессор А.Ф.Эфиров, -воспитала у своих питомцев любовь к своему языку, к своему народу, любовь к русскому языку, к русскому народу. Она воспитала замечательного человека и выдающегося педагога казахского народа Ибрая Алтынсарина».

Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. Всю жизнь он настойчиво пополнял свои знания, внимательно изучал серьёзные научные труды и художественные произведения классиков русской и западноевропейской литературы - Н.Г.Чернышевского, В.Г. Белинского, Н.А.Добролюбова, А.С.Пушкина и др. Читал Шекспира, Гёте, Байрона, великих поэтов Востока- Фирдоуси, Низами, Навои и др. Слова А.И. Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге" - стали повседневной жизненной формулой И.Алтынсарина.

Литературное наследие Алтынсарина включает в себя переводы, стихотворения, рассказы, басни, этнографические очерки и казахские сказки, записанные и обработанные им.

В формировании мировоззрения Алтынсарина большую роль сыграла и самобытная культура казахского народа, которая складывалась на протяжении веков из произведений героического эпоса, импровизаций народных певцов, из произведений устного народного творчества.

Всю свою жизнь И. Алтынсарин посвятил просвещению родного народа, оставив яркий след в педагогике. Его перу принадлежат не только стихотворные и прозаические произведения для детей («Весна», «Сын бая и сын бедняка», «Вред лжи», «Кипчак Сейткул» и др.), но учебники и учебные пособия, в которых он разрабатывал дидактические принципы обучения и воспитания. В своей педагогической деятельности казахский педагог-просветитель подчёркивал особую роль художественной литературы и придавал ей огромное воспитательное значение.

В истории казахской литературы Алтынсарин занял такое же почётное место, какое он занял в народном просвещении. Его по праву называют основоположником казахской художественной литературы нового, демократического направления и основателем казахской детской литературы. Многие из последователей Ибрая Алтынсарина называли его казахским Ломоносовым.

Литературное наследие дошло до нас благодаря «Казахской хрестоматии». Ибрай Алтынсарин сам решил благородную задачу создания на родном языке предельно коротких, популярных рассказов и стихотворений для подрастающего поколения. Своими рассказами он боролся с такими людскими пороками, как сплетня, ложь, обман, лицемерие и подсказывал пути их уничтожения. Особое место в творчестве просветителя занимают прозаические рассказы, воспитывающие трудолюбие, смелость, находчивость.

До Ибрая Алтынсарина в казахской литературе никто так не писал, никто так полно не изображал быт кочевников, показывая типичные характеры в типичной обстановке. Особенность алтынсариновских рассказов ещё и в том, что в каждый из них вложена определённая мысль, в том, что они учат юного читателя добру и справедливости, заставляют его задуматься над чужими поступками, дают пищу его уму и любознательности.

Простой и доходчивый язык, ценная и содержательная тема подчёркивают поучительность новеллы «Кипчак Сейткул», показывая огромные преимущества коллективного труда и объединения крестьянских хозяйств в борьбе с нищетой. Высказанная более 10 лет назад мысль о необходимости коллективного труда, прозвучала дерзким вызовом в условиях Казахстана того времени.

И. Алтынсарину в его писательском труде помогало глубокое знание народного эпоса, героев фольклора. Рассказ «Жанибек» тоже основан на фольклорном материале. В отличие от большинства акынов, обычно воспевавших лишь отвагу батыров, их физическую силу и ловкость, И. Алтынсарин обращает внимание на духовные качества героев

Ценнейший вклад в казахскую художественную литературу И. Алтынсарин внёс и как переводчик. Он перевёл ряд произведений русских писателей-просветителей для своей «Хрестоматии». Впервые были переведены на казахский язык басни И.А.Крылова, рассказы Л.Н.Толстого, отдельные произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.Н.Некрасова.

Переводы И.Алтынсарина положили начало басенному жанру в казахской художественной литературе, способствовали становлению казахского литературного языка. Басни И.А.Крылова, переложенные на казахский язык И.Алтынсариным, были предназначены прежде всего для детей школьного возраста и стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Все основные черты творчества И.А.Крылова Алтынсарин стремился перенести и казахскую художественную литературу. Алтынсариновские переводы подтверждают то, как хорошо их автор знаком с сокровищами казахского языка и казахского фольклора. Он использует в тексте множества поговорок, выражений и оборотов речи, типичных для казахского языка. В "Хрестоматию", написанную Алтынсариным, вошли также его переводы Л.Н.Толстого, К.Ушинского, В.Даля и других русских писателей и поэтов.

Как педагог, И. Алтынсарин особенно ценил басню за её лаконизм, лёгкую форму изложения определённой мысли. Именно в басне видел он могучее средство воспитания подрастающего поколения.

Большую художественную, историческую и познавательную ценность представляет публицистическая деятельность Ы. Алтынсарина. Основную его часть составляет переписка с русскими друзьями, учителями, представителями народного образования.

В 1934 г увидел свет первый сборник «Избранные произведения» И.Алтынсарина, в 1953 г -сборник стихотворений. С 1975 г предпринято академическое издание-трёхтомник «Собрание сочинений» И.Алтынсарина.

Казахский народ всегда высоко ценил деятельность и творчество своего выдающегося сына. В 1884 г на страницах Оренбургской газета была помещена статья, в которой ученики И.Алтынсарина писали: «Мы готовы видеть в лице И.Алтынсарина героя, который становится отражением своего народа, духа его, ума, нрава, характера и вообще всей жизни».

Ибрай Алтынсарин плодотворно трудился для развития национальной культуры и литературы, в области формирования казахского литературного языка. Алтынсарину принадлежит огромная заслуга в деле создания учебников на казахском языке, алфавита и письменности на основе русской графики. Об этом свидетельствует «Киргизская хрестоматия», составленная им на русском алфавите. Кроме того, он участвовал в разработке учебников русского языка для казахских школ. В число написанных и изданных книг входят «Казахская хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку», «Мактубат» («Хрестоматия»).

В «Киргизской хрестоматии» И. Алтынсарина содержатся сведения о развитии науки, о пользе просвещения, о жизни и быте многих народов. О «Начальном руководстве к обучению киргизов русскому языку», о «Киргизской хрестоматии» И. Алтынсарина, его этнографических статьях и исследованиях высоко отзывались как современники, так и его последователи-педагоги. Будучи человеком и деятелем определённой эпохи, Алтынсарин смог избежать некоторых противоречий в своём мировоззрении. Как и все просветители, он зачастую переоценивал социальную и преобразующую роль просвещения.

Отмечая выдающуюся карьеру казахского педагога-просветителя (от младшего толмача Оренбургского областного правления до инспектора киргизских школ Тургайской области), его коллеги подчёркивали личные качества И. Алтынсарина: «человек умный, честный, весьма симпатичный и к тому же поэт-художник в душе».

Организаторские способности Алтынсарина, его талант педагога и просветителя полностью раскрылись в тот период, когда он занимал руководящие посты в системе народного образования.

Так же, как и Ч. Валиханов, И.Алтынсарин был последовательным сторонником идей просвещения. И это было далеко не случайно. Получив по преимуществу русское образование, он, конечно, не мог не заметить той колоссальной разницы и тех несомненных преимуществ, которое имеет светское знание перед религиозным, особенно перед ее мусульманским проявлением. Вся его практическая деятельность, направленная на организацию народного образования в Казахской степи, неопровержимо свидетельствует о том, что он блестяще усвоил основополагающие идеи просвещения и настойчиво стремился внедрить их в жизнь. При этом он исходил из того, что под просвещением следует понимать такие знания, которые всецело основаны на науке. Только они способны служить делу исторического прогресса. Но их нельзя получить иначе, как проучившись положенное время в светской школе. Они должны решительно противостоять религиозному «образованию» и религиозной вере. Вот почему просветитель настойчиво призывал молодое поколение учиться не в религиозных школах и медресе, а именно в светских школах. «Школы - это главные пружины образования казахов,- писал И. Алтынсарин,-.. на них вся надежда, в них же будущность казахского народа».

Чтобы претворить в жизнь свои намерения, Алтынсарину пришлось преодолеть огромные трудности. Его поддерживали, помимо сознания в правильности избранного пути, вера в способности казахского народа, жадно тянувшегося к знанию, и та отзывчивость, которую он встретил со стороны народа.

Благодаря усилиям Алтынсарина, образование в казахской степи получило широкое распространение. По его инициативе и на собранные им средства в 1884 г. волостные школы открылись в Торгае, Иргизе, Николаевске, Актюбинске, а в 1887 г. И.Алтынсарин добился открытия первой женской школы в Иргизе. В это же время, при непосредственном участии Алтынсарина, была открыта учительская семинария в городе Орске и ремесленное училище в Торгае. Основанная в 1883 г учительская семинария, являлась передовым учебным заведением своего времени.

Обучая казахских детей, он учитывал, на какой культуре воспитаны дети казахи. Поэтому устную, традиционную, поэтическую культуру он дополнял европейской прозой. Таким образом, Алтынсарин приобщал детей, воспитанных на устной культуре к письменной культуре Западной Европы.

Сделанное им за эти короткие годы навсегда увековечило его имя. В его творчестве отразился дух времени, события из истории казахской общественной жизни, оставившие неизгладимый след в памяти потомков. Практически именно в его время завершился процесс присоединения Казахстана к России, который внёс бесконечное множество изменений в жизнь казахского народа. Естественно, они не могли получить однозначной оценки среди представителей различных слоёв общества, как в Казахстане, так и в самой России. В многоголосии споров о том в каком направлении следует двигаться казахскому обществу в сложившейся далеко не простой исторической ситуации, просветитель занял свою особую идейно- политическую позицию, которой он старался последовательно придерживаться в своей многогранной практической деятельности.

Именем Ибрая Алтынсарина названа Казахская Академия образования, во всех городах Казахстана есть улицы, названные его именем. На родине Алтынсарина в Костанайской области существует Алтынсаринский район и одно из сел области названо его именем.

Президент Республики Казахстан отметил, что последовательное выполнение Стратегии «Казахстан -2030» обеспечило надёжную основу для дальнейшего прогресса нашей страны и её ускоренной всесторонней модернизации. «Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров и услуг, трудовых ресурсов, капитала современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач», -сказал Назарбаев. Одна из десяти задач - современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ «умной экономики», и использование новых технологий, идей и подходов развития инновационной экономики.

Образование во все времена было фактором экономического, социального и духовного прогресса общества. Одним из условий воплощения такой миссии образования в реальность является расширенное понимание грамотности, которая предполагает развитие нового отношения к качеству жизни.

Сейчас перед казахстанской молодёжью открываются все более широкие возможности получения образования в перспективных вузах страны и мира. А также профессиональной реализации в различных сферах деятельности. Это стало возможным благодаря устойчивому экономическому развитию страны, росту её авторитета на международной арене. Для того чтобы наше общество в будущем могло успешно конкурировать с мировыми лидерами на равных Казахстану необходима массированная «интеллектуальная интервенция».

Современное образование и профессиональная подготовка, использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики позволит поставить дальнейшее развитие Казахстана на устойчивую современную и перспективную экономическую, социальную и политическую основу.


Список использованной литературы:

1. К.Джумагулов «Ибрай Алтынсарин» Ташкент 1975 г.

2. А.С. Сыздыков «Педагогические идеи и просветительская деятельность И.Алтынсарина»

3 «История Казахстана» т.3 А. 2002.

4. И. Алтынсарин «Собрание сочинений» т.2 А. 1974

5. «Казахская ССР. Краткая энциклопедия» Т.3. Алма-Ата 1989 г.

6. История Казахской ССР. - М., 1984. т.3

7.История Казахстана.-Алматы. 2002. т.3 -С.527

8.О.Сегизбаев «История казахской философии» Алматы 2001г.

9.С. Асфендиаров «История Казахстана». Алматы 1998 г.

10. Стратегия «Казахстан 2030»





использованной литературы


© 2010-2022