Рабочая программа элективного курса Основы профессионального самоопределения (9 класс)

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа элективного курса Основы профессионального самоопределения (9 класс)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Ступень 9 класса - особо ответственная пора в жизни юношей и девушек. Одни, закончив 9 классов, продолжают обучение в общеобразовательной школе, другие - поступают в средние специальные учебные заведения. Это очень ответственный выбор, который может существенно повлиять на дальнейший профессиональный рост и карьеру. Для подготовки учащихся к выбору профессии в 9 классе введен элективный курс «Основы профессионального самоопределения». На изучение курса выделяется 34 часа в год, по 1 часу в неделю.

Первый раздел курса «Сферы профессиональной деятельности» дает информацию о существующих в современном мире профессиях - от индустриальных до артистических. Изучение технологий основных сфер профессиональной деятельности даст учащимся возможность охватить практически весь спектр профессий, расширит круг знаний о специальностях, которые будут избраны. Получив представление обо всем профессиональном многообразии, легче сориентировать себя в нем с учетом личных интересов и склонностей, мотивов и способностей, особенностей мышления, темперамента, характера и состояния здоровья. С технологиями профессионального выбора, основными приемами самоопределения, проектирования жизненных планов учащиеся знакомятся, изучая второй раздел «Профессиональное самоопределение».

Цели курса: сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

Задачи курса:

  1. Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

  2. Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

  3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

  4. Воспитывать уважение к рабочему человеку.

















Перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать:

  • Классификацию профессий.

  • Уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии.

  • Значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

  • Пути получения профессионального образования и правила приема в учебные заведения.

Учащиеся должны уметь:

  • Осуществлять самоанализ развития личности;

  • Проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.

  • Находить информацию об учебном заведении и контактные данные.

  • Использовать сайты учебных заведений для получения необходимой информации





Литература :

  • Профориентация в школе. Научно- методическое пособие для педагогов, психологов, социальных работников школ.- Глазов, 2005.

  • Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.:ВАКО, 2005.

  • Технология .Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Д.Симоненко - М.: Вентана-Граф.2006

  • Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» под ред. В.Д.Симоненко. - Волгоград: Учитель, 2007

Образовательные каталоги

  1. window.edu.ru - единое окно доступа к образовательным ресурсам

  2. scholl - collec - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  3. fcior.edu.ru - федеральный центр образовательных ресурсов

  4. www/openclass.ru - сетевое образовательное сообщество

  5. lib.com.ua/ - электронная библиотека









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов



Раздел 1. Сферы профессиональной деятельности

10

1

Цели и задачи курса

1

2

Профессия и карьера

1

3

Технологии индустриального производства

1

4

Технологии агропромышленного производства

1

5

Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности

1

6

Арттехнологии

1

7

Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании

1

8

Универсальные перспективные технологии

1

9

Профессиональная деятельность в социальной сфере

1

10

Предпринимательство и технология управленческой деятельности

1

Раздел 2. Профессиональное самоопределение.

24

1

Основы профессионального самоопределения

1

2

Классификация профессий.

1

3

Формула профессий

1

4

Профессиограмма и психограмма профессии

1

5

Внутренний мир человека и система представлений о себе

2

6

Профессиональные интересы и склонности

2

7

Способности, условия их проявления и развития

2

8

Природные свойства нервной системы

2

9

Особенности психических процессов и выбор профессии

2

10

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профсамооопределении

2

11

Здоровье и выбор профессии

2

13

Профессиональная проба

1

14

Пути получения профессионального образования. Экскурсия в ССУЗы г. Глазова.

3

15

Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление

1

16

Защита творческих проектов «Мой выбор»

1


Итого:

34











Календарно тематический план

№ урока

Тема урока

Минимальный объем содержания

форма контроля

Дата

Раздел 1. Сферы профессиональной деятельности

1

Цели и задачи курса

Цели и задачи курса. Правила выбора профессии.

Использование профориентационных интернет сайтоа для поиска информации

Практическая работа

2

Профессия и карьера

Цели и задачи профессиональной деятельности. Понятие карьеры

Определять цели и задачи деятельности

Практическая работа

3

Технологии индустриального производства

Сущность технологий индустриального производства. Профессии индустриального производства

Соотнесение понятий производство и отрасль.

Практическая работа

4

Технологии агропромышленного производства

Сферы и технологии агропромышленного комплекса.

профессии в сфере агропромышленного комплекса.

Выстраивание технологической цепочки получения продукта

Практическая работа.

Кроссворд

5

Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности

Отрасли легкой промышленности.

профессии в сфере легкой пищевой промышленности

Определять профессиональные качества и необходимые учебные предметы для профессий легкой и пищевой промышленности.

Практическая работа

6

Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании

Предприятия торговли и общественного питания. Профессии в сфере торговли и общественного питания.

Определение содержания труда и профессиональных качеств профессий

Практическая

работа

7

Арттехнологии

Профессии в сфере арттехнологий

Называть цели профессий

Кроссворд

8

Универсальные перспективные технологии

Универсальные перспективные технологии. Основные сферы применения технологий.

Практическая работа

9

Профессиональная деятельность в социальной сфере

Структура и профессии социальной сферы

Анализировать социальную политику предприятия

Практическая работа

10

Предпринимательство и технология управленческой деятельности

Формы и цели предпринимательской деятельности . Профессии.

Подбор вариантов предпринимательской деятельности ИП

Практическая работа


Раздел 2. Профессиональное самоопределение.

11

Основы профессионального самоопределения

Пути освоения профессии. Ситуация выбора профессии.

Определение цели жизни.

Практическая работа

12

Классификация профессий.

Классификация профессий по Климову. Классификационные признаки профессий.

Составление схемы..

Практическая работа

13

Формула профессий

Определение предмета , цели, орудий, условий труда.

Определение формулы профессий

Практическая работа

14

Профессиограмма и психограмма профессии

Профессиограмма и психограмма профессии

Составление профессиограммы

Практическая работа

15

16

Внутренний мир человека и система представлений о себе

Я-Концепция. Формы проявления Я -Концепции при выборе профессии. Самооценка.

Определение самооценки.

Сочинение «Что я знаю о себе»

Методика «Кто я такой»

методика самооценки личности

17

18

Профессиональные интересы и склонности

Суть понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Различия в проявлении интересов и склонностей.

Определение своих интересов и склонностей.

ДДО,

карта интересов

19

20

Способности, условия их проявления и развития

Понятия «задатки», «»способности. Условия развития способностей. Влияние способностей на выбор профессии

Определение коммуникативных и организаторских способностей

Практическая работа

Тесты

21

22

Природные свойства нервной системы

Влияние темперамента и характера на выбор профессии.

Выявление структуры темперамента.

23

24

Особенности психических процессов и выбор профессии

Ощущения, восприятие, память, мышление их характерные особенности и роль в профессиональном выборе.

Определение уровня развития памяти, мышления, внимания

Тесты

25

26

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профсамоопределении

Классификация мотивов. Значение мотивов и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении.

Определение мотивов

Анкета мотивов выбора профессии

методика «Или -или»

27

28

Здоровье и выбор профессии

Взаимосвязь здоровья и выбора профессии. Координация движений, глазомер. Важнейшие характеристики здоровья. Группы специальностей по своему влиянию на здоровье человека.

Выявление индексов здоровья

Практическая работа

29

Профессиональная проба

Понятие профессиональной пробы.

Определение профессиональной готовности

Практическая работа

30

31

32

Пути получения профессионального образования. Экскурсия в ССУЗы г. Глазова.

Условия и правила приема в средние специальные учебные заведения.

Сопоставление своих возможностей, интересов и склонностей с условиями приема и программами ССУЗов. Требованиями профессии.

Экскурсия

33

Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление

Этапы проекта. Изучение содержания будущей профессии, выбор места обучения.

Разработка проекта

34

Защита творческих проектов «Мой выбор»

Защита проекта





© 2010-2022