- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа кружка Ассортидля детей с ограниченными возможностями
Рабочая программа кружка Ассортидля детей с ограниченными возможностями
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кулдыркаева Э.А. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Одной из приоритетных проблем в современном обществе является развитие творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, определёнными творческими способностями. Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Ассорти» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями, способ приобщения к труду и бережного отношения к его результатам. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей с ограниченными возможностями. Работа строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Цель программы
- создание условий для развития детей с ограниченными возможностями , способных к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности;
- воспитание зрительской культуры;
- создание ситуации успеха творческой деятельности ребёнка;
- воспитание взаимопомощи;
- развитие потребности и желания трудиться.
Одной из главных задач развития и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работа в кружке планируется так, чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, фольгой, бисером, соленым тестом, пластилином, гофрированной бумагой, организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой и другими материалами, работа начинается с более простых поделок и только потом им даются более сложные.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей с ограниченными возможностями художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Ассорти» расчитана на разновозрастных детей с ограниченными возможностями.
Задачи программы
Развивающие:
v развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
v развитие образного мышления и воображения;
v создание условий к саморазвитию;
v развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
v воспитание уважения к труду и людям труда;
v формирование чувства коллективизма;
v воспитание аккуратности;
v экологическое воспитание;
v развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что ребята получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора.
Программа способствует:
повышению внутренней мотивации ребенка;
появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий;
возникает желание добиться планируемого результата;
приобретается навык самостоятельной работы;
развитию тонких движений пальцев рук;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
показу красоты и неповторимости изделий.
Принципы построения работы кружка «Ассорти»:
-
Доступность, систематичность, самореализация, успешность;
-
воспитание и развитие личности, свобода;
-
сотрудничества детей и воспитателя.
Формы и методы работы:
беседа;
рассказ;
показ и анализ образца;
экскурсия;
выставки;
творческая мастерская.
Особенности проведения кружковых занятий
-
Индивидуальная работа, т.к. общий инструктаж, демонстрация необходимых действий, использование различных наглядных пособий часто не приносят желаемых результатов.
-
Работа в группах: обучение на более высоком уровне сложности более подготовленных детей, а менее подготовленных - обучение элементарным приёмам и методам.
-
Опора на готовые изделия и образцы.
-
Учёт охраны труда детей и соблюдение техники безопасности.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Ассорти» направлено на достижение комплекса результатов:
- интерес к декоративно - прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
- формирование устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Дети научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Они получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно - прикладного творчества.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства;
В результате занятий в кружке «Ассорти» у детей развиваются такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья детей. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа предусматривает работу с пластилином, бисером, соленым тестом, работу с бумагой и картоном, рисование солью.
Из истории соленого теста
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
Как приготовить соленое тесто
Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста: на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.
В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей ).
Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
- Соль - 200 г;
- Мука - 500 г;
- Вода - примерно 250 мл (количество воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);
- Клей - 2ст.ложки.
Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.
Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается бесцветным быстро сохнущим глянцевым лаком.
Прогнозированный результат
Воспитанники должны знать:
- как организовывать рабочее место;
- названия материалов, названия и назначение инструментов, которые используются на занятиях;
- приемы и правила безопасной работы с инструментами, способы соединений деталей изделий.
Воспитанники должны уметь:
- подготавливать свое рабочее место;
- различать материалы и инструменты, составлять самые простые рабочие схемы, правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
Перспективный план работы кружка «Ассорти»
№
Тема занятия
Техника
Кол-во часов
Сентябрь
1
Бабочка
Бисероплетение
1
2
Подсолнух
Лепка из солёного теста
3
3
Божья коровка
Рисование пластилином
2
4
Пчёлка на цветке
Аппликация
2
Октябрь
1
Ёжик с яблоками
Лепка из солёного теста
2
2
Стрекоза
Бисероплетение
2
3
Цветы в вазе
Рисование пластилином
2
4
Корзинка с фруктами
Лепка из солёного теста
2
Ноябрь
1
Гроздь винограда
Лепка из солёного теста
2
2
Браслет «радужный»
Бисероплетение
2
3
Корзинка с цветами для любимой мамы
Лепка из солёного теста
2
4
Снежинки
Рисование солью
2
Декабрь
1
Снегирь на ветке
Рисование пластилином
2
2
Кофейная елка
Аппликация из кофе в зёрнах
2
3
Дед Мороз и Снегурочка
Бисероплетение
2
4
Новогодняя открытка
Аппликация из бисера и пайеток
2
Январь
1
Снеговик
Рисование пластилином
2
2
Подкова на счастье
Аппликация из пайеток
2
3
Рыбка
Бисероплетение
1
4
Веночек для куклы
Бисероплетение
2
5
Зимняя веточка
Рисование солью
1
Февраль
1
Зимние узоры
Рисование солью
2
2
Золотая рыбка
Бисероплетение
2
3
Фото-рамка
Смешанная техника
2
4
Валентинка (открытка)
Аппликация из бисера и пайеток
2
Март
1
Игольница «Сердечко»
Бисероплетение
2
2
Поздравительная открытка
Лепка из солёного теста
1
3
Цветущая веточка
Бисероплетение
3
4
Мышка на сыре
Лепка из солёного теста
2
Апрель
1
Лесная полянка (коллективная работа)
Бисероплетение
2
2
Космос
Рисование солью
2
3
Кораблик
Аппликация из бисера и пайеток
2
4
Черепаха
Рисование пластилином
2
Май
1
Матрёшка
Рисование пластилином
2
2
На дне морском
Рисование солью
2
3
Мышка
Бисероплетение
2
4
Фенечки
Плетение из атласных ленточек
2
Итого
72 ч
Литература
- Андронова, Л. А. Лоскутная мозаика / Л. А. Андронова. - М.: Школа-Пресс, 1993.
- Кард, В. А. Сказки из пластилина / В. А. Кард, С. К. Петров. - СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997.
- Лыкова, И. А. Лепим с мамой. Азбука лепки / И. А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2004.
- Тарасенко, С. Ф. Забавные поделки / С. Ф. Тарасенко. - М.: Просвещение, 1992.
- Учимся лепить и рисовать. - СПб.: Кристалл; ЗАО «Валери СПб», 1997.
- Гукасова, А. М. Рукоделие в начальных классах / А. М. Гукасова. - М.: Просвещение, 1985.
- Декоративно-прикладное творчество. - М.: Арт-родник, 2010.
- Казагранта, Б. Поделки из соленого теста / Б. Казагранта. - М.: Арт-родник, 2007.
Дополнительная литература
origami-paper. ru/origami/russian/istoriya_origami/origami_istoriya_poyavleniya. html
stranamasterov. ru/taxonomy/term/364
skyki-net. ru
adalin. mospsy. ru
marrietta. ru
ejka. ru
subscribe. ru
7