Рабочая программа кружка Ассортидля детей с ограниченными возможностями

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Одной из приоритетных проблем в современном обществе является развитие творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, определёнными творческими способностями. Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Ассорти» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями, способ приобщения к труду и бережного отношения к его результатам. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей с ограниченными возможностями. Работа строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.


Цель программы

- создание условий для развития детей с ограниченными возможностями , способных к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности;

- воспитание зрительской культуры;

- создание ситуации успеха творческой деятельности ребёнка;

- воспитание взаимопомощи;


- развитие потребности и желания трудиться.


Одной из главных задач развития и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работа в кружке планируется так, чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, фольгой, бисером, соленым тестом, пластилином, гофрированной бумагой, организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой и другими материалами, работа начинается с более простых поделок и только потом им даются более сложные.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей с ограниченными возможностями художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Ассорти» расчитана на разновозрастных детей с ограниченными возможностями.

Задачи программы

Развивающие:

v развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

v развитие образного мышления и воображения;

v создание условий к саморазвитию;

v развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

v воспитание уважения к труду и людям труда;

v формирование чувства коллективизма;

v воспитание аккуратности;

v экологическое воспитание;

v развитие любви к природе.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что ребята получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора.

Программа способствует:

повышению внутренней мотивации ребенка;

появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий;

возникает желание добиться планируемого результата;

приобретается навык самостоятельной работы;

развитию тонких движений пальцев рук;

созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

показу красоты и неповторимости изделий.


Принципы построения работы кружка «Ассорти»:

  • Доступность, систематичность, самореализация, успешность;

  • воспитание и развитие личности, свобода;

  • сотрудничества детей и воспитателя.

Формы и методы работы:

беседа;

рассказ;

показ и анализ образца;

экскурсия;

выставки;

творческая мастерская.

Особенности проведения кружковых занятий

  1. Индивидуальная работа, т.к. общий инструктаж, демонстрация необходимых действий, использование различных наглядных пособий часто не приносят желаемых результатов.

  2. Работа в группах: обучение на более высоком уровне сложности более подготовленных детей, а менее подготовленных - обучение элементарным приёмам и методам.

  3. Опора на готовые изделия и образцы.

  4. Учёт охраны труда детей и соблюдение техники безопасности.


Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Ассорти» направлено на достижение комплекса результатов:

- интерес к декоративно - прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

- формирование устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Дети научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Они получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно - прикладного творчества.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства;

В результате занятий в кружке «Ассорти» у детей развиваются такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность

Содержание программы

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья детей. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа предусматривает работу с пластилином, бисером, соленым тестом, работу с бумагой и картоном, рисование солью.

Из истории соленого теста

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.

В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.

Как приготовить соленое тесто

Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста: на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.

В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей ).

Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:

- Соль - 200 г;

- Мука - 500 г;

- Вода - примерно 250 мл (количество воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);

- Клей - 2ст.ложки.

Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.

Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.

Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается бесцветным быстро сохнущим глянцевым лаком.

Прогнозированный результат

Воспитанники должны знать:

- как организовывать рабочее место;

- названия материалов, названия и назначение инструментов, которые используются на занятиях;

- приемы и правила безопасной работы с инструментами, способы соединений деталей изделий.

Воспитанники должны уметь:

- подготавливать свое рабочее место;

- различать материалы и инструменты, составлять самые простые рабочие схемы, правильно пользоваться инструментами и приспособления­ми;

Перспективный план работы кружка «Ассорти»


Тема занятия

Техника

Кол-во часов


Сентябрь

1

Бабочка

Бисероплетение

1

2

Подсолнух

Лепка из солёного теста

3

3

Божья коровка

Рисование пластилином

2

4

Пчёлка на цветке

Аппликация

2

Октябрь


1

Ёжик с яблоками

Лепка из солёного теста

2

2

Стрекоза

Бисероплетение

2

3

Цветы в вазе

Рисование пластилином

2

4

Корзинка с фруктами

Лепка из солёного теста

2

Ноябрь

1

Гроздь винограда

Лепка из солёного теста

2

2

Браслет «радужный»

Бисероплетение

2

3

Корзинка с цветами для любимой мамы

Лепка из солёного теста

2

4

Снежинки

Рисование солью

2

Декабрь

1

Снегирь на ветке

Рисование пластилином

2

2

Кофейная елка

Аппликация из кофе в зёрнах

2

3

Дед Мороз и Снегурочка

Бисероплетение

2

4

Новогодняя открытка

Аппликация из бисера и пайеток

2

Январь

1

Снеговик

Рисование пластилином

2

2

Подкова на счастье

Аппликация из пайеток

2

3

Рыбка

Бисероплетение

1

4

Веночек для куклы

Бисероплетение

2

5

Зимняя веточка

Рисование солью

1

Февраль

1

Зимние узоры

Рисование солью

2

2

Золотая рыбка

Бисероплетение

2

3

Фото-рамка

Смешанная техника

2

4

Валентинка (открытка)

Аппликация из бисера и пайеток

2

Март

1

Игольница «Сердечко»

Бисероплетение

2

2

Поздравительная открытка

Лепка из солёного теста

1

3

Цветущая веточка

Бисероплетение

3

4

Мышка на сыре

Лепка из солёного теста

2

Апрель

1

Лесная полянка (коллективная работа)

Бисероплетение

2

2

Космос

Рисование солью

2

3

Кораблик

Аппликация из бисера и пайеток

2

4

Черепаха

Рисование пластилином

2

Май


1

Матрёшка

Рисование пластилином

2

2

На дне морском

Рисование солью

2

3

Мышка

Бисероплетение

2

4

Фенечки

Плетение из атласных ленточек

2



Итого

72 ч


Литература

- Андронова, Л. А. Лоскутная мозаика / Л. А. Андронова. - М.: Школа-Пресс, 1993.

- Кард, В. А. Сказки из пластилина / В. А. Кард, С. К. Петров. - СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997.

- Лыкова, И. А. Лепим с мамой. Азбука лепки / И. А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2004.

- Тарасенко, С. Ф. Забавные поделки / С. Ф. Тарасенко. - М.: Просвещение, 1992.

- Учимся лепить и рисовать. - СПб.: Кристалл; ЗАО «Валери СПб», 1997.

- Гукасова, А. М. Рукоделие в начальных классах / А. М. Гукасова. - М.: Просвещение, 1985.

- Декоративно-прикладное творчество. - М.: Арт-родник, 2010.

- Казагранта, Б. Поделки из соленого теста / Б. Казагранта. - М.: Арт-родник, 2007.


Дополнительная литература

origami-paper. ru/origami/russian/istoriya_origami/origami_istoriya_poyavleniya. html

stranamasterov. ru/taxonomy/term/364

skyki-net. ru

adalin. mospsy. ru

marrietta. ru

ejka. ru

subscribe. ru

7


© 2010-2022