План-конспект по декоративно-прикладному искусству на тему Виды резьбы

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Виды резьбы по дереву и их классификация.

Цель: углубить знания студентов о резьбе по дереву, рассмотреть подходы к классификации резьбы, познакомить с особенностями разных видов резьбы.

Литература:

Л. А. Логачева Основы мастерства резчика по дереву.

А. А. Абросимова и др. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.

Ход занятия.

  1. Организационное начало.


  • Взаимное приветствие;

  • Отметка присутствующих;

  • Проверка готовности к занятию

2. Изложение нового материала.

Доклад студента:

«История искусства художественной обработки дерева»

Художественная обработка дерева - одно из древнейших ремёсел, освоенных человеком. Историю искусства художественной обработки дерева в России принято делить на несколько периодов, соответствующих основным этапам исторического развития государства, культуры и искусства русского народа

Подлинных памятников древнерусского (9-16 в.) искусства художественной обработки дерева сохранилось очень мало, но по литературным источникам, изображениям в живописи и миниатюре, свидетельствам иностранцев, посещавших Киев и Великий Новгород, известно, что обработка древесины занимала ведущее место среди ремёсел. Из древесины строили жилье, изготавливали мебель и бытовую утварь, которую украшали геометрической контурной резьбой. Широко применялась точёная и резная деревянная посуда - братины ковши кубки и др. Важной отраслью ремесленного производства было изготовление ложек из древесин берёзы, клёна, ясеня, разнообразных по форме, украшенных резным орнаментом или росписью. Одним из характерных узоров орнамента была плетёнка.

Произведения декоративно - прикладного искусства 15 в. стали образцами для мастеров многих последующих поколений. Примером тому могут служить разные иконостасы, в ясной и законченной композиции которых по-прежнему преобладает плетёный орнамент, состоящий из форм, напоминающих растительные мотивы. Отделка позолотой придаёт резному дереву богатый, торжественный вид.

Из резчиков по дереву известен Амвросий, выполнявший резную миниатюру из твёрдых пород древесины (самшит, кипарис) и создавший школу мастеров мелкой пластики в Троице Сергиевом монастыре.

В 16 в. при Московском Кремле была учреждена Оружейная палата при которой работали различные мастерские: кузнечная, золотая и серебряная, иконная и парсунная (портретная), резных и столярных дел. В деревообрабатывающих мастерских изготовляли различные изделия, украшенные резьбой, в которой преобладал растительный узор, состоящий из побега с листьями сложных очертаний, цветов и гроздей винограда. Резные украшения выполнялись на массиве и накладными в технике плоскорельефной и горельефной резьбы. Для отделки применяли позолоту и раскраску темперными, масляными и клеевыми красками, а также натуральные красители (морилки), восковую мастику, смоляные лаки.

К этому времени были найдены и отработаны основные композиционные и конструктивные схемы способы соединений отдельных элементов мебели и других изделий (шиповые, клиновые), которые повторялись на протяжении веков как самые целесообразные, обусловленные свойствами и формой исходного материала (доска, брусок).

В 15-16 в. во многих русских городах, а также монастырях (Троице Сергиевом, Кирилло-Белозерском и др.) было широко развито производство деревянной, точёной и резной посуды Посуду отделывали серебром и золотом, расписывали, пропитывали олифой. Один из таких промыслов сохранился до наших дней - это знаменитая Хохлома.

Для русского искусства 17 в. характерны творческий размах, смелость, жизнерадостность. стремление к реализму. Народный художественный идеал- «дивное узорочье», в частности растительный орнамент, получает небывалое до этого времени признание. Особенно ярко он проявляется в архитектуре, резьбе по дереву и камню росписях по дереву, керамике и других произведениях декоративно - прикладного искусства. Многочисленные храмы дворцы, построены в 17 в., имели богатое внутреннее убранство.

Типичными приёмами украшения мебели17в. являются токарная обработка деталей, резьба, роспись темперными или масляными красками, окраска и позолота, атак же сочетание различных видов декора.

Развитие художественной обработки дерева в первой четверти 18 в. связано со строительством Петербурга, куда из многих городов страны, а так же из-за рубежа были собраны лучшие мастера -плотники, столяры и резчики.

Основным средством украшения интерьеров как в дворцовых помещениях и так в храмах остаётся резьба, искусство которой достигает в середине 18 в. наивысшего расцвета. Резной декор сплошь заполняет стены, падуги перекрытий обрамляет окна, двери, зеркала. Богато орнаментируется резьбой и мебель.

В первой четверти 18 в. появился щитовой художественный паркет. Отдельные дощечки наклеивали на щиты различной формы, состоящие из делянок. Из щитов собирали законченный орнамент, который закрепляли на бревенчатом подрешетнике. Во второй половине 18 в. в России период господства классицизма, возродившего художественные идеалы античности. В украшениях интерьеров мебели этого периода по-прежнему большое место занимает резьба. В местах соединений столярных соединений резьба обычно накладная, на подстольях столов, спинках диванов и кресел, в верхней части зеркал и каминных экранов - ажурная, в торшерах, курильницах - горельефная.

К середине 20 в. русскими мастерами мебельщиками были освоены практически все способы художественной обработки древесины, все приёмы декорирования изделий, основные виды столярных соединений, самые разнообразные виды мебели которые в последние годы лишь повторялись с незначительными добавлениями.

Виды резьбы.

Резьбу по дереву в зависимости от вида и техники исполнения трудно четко разделить на группы и дать им точное название или определение. Поэтому количество видов и подвидов резьбы по дереву, а также терминология в разной литературе разные. Все многообразие резьбы по дереву чаще всего подразделяют на 6 видов: плосковыямчатая, рельефная, прорезная, плоскорельефная, скульптурная и комбинированная. Основным критерием, по которому производят это деление, является расположение орна­мента относительно поверхности изде­лия или фона, а также сквозная выборка фона (его отсутствие). При изготовлении резных изделий из дерева обычно комбинируют несколько видов резьбы. Часто в работах сочетают­ся рельефная и плосковыямчатая, плос­корельефная и плосковыемчатая, рель­ефная и плоскорельефная виды резьбы и т. д.

Нередко свое название резьба получает по месту ее использования: церковная, до­мовая, корабельная. А каждый из этих ви­дов может включать в себя все ее разно­видности: плоскорельефную домовую резьбу, объемную корабельную и т. п.

Виды резьбы:

1. Плоско выемчатая резьба

Углубленное, вогнутое изображение орнамента относительно обрабатывае­мой поверхности или фона. Плосковыем­чатая резьба бывает: контурная, скобчатая и геометрическая.

1.1. Контурная резьба (контурное гра­вирование).

Контурная резьба - включает в себя виды резьбы, где контурная обрисовка изображаемых фигур резко выражена линией-выемкой. Чаще всего это бывают: фигуры животных, растительные мотивы. Узор в контурной резьбе передается углубленными линиями. Ширина и глубина этих линий чаще остается одинаковой на всем протяжении рисунка, но может и меняться. Чтобы усилить выразительность контурной резьбы, изделия тонируют в темные, нередко в черные тона, на которой контурные углубления смотрятся наиболее четко. Художника здесь привлекает то, что сразу виден результат работы. Была черная блестящая поверхность, и вдруг от легкого движения резцом засверкала чистая белая линия, за ней другая, и так шаг за шагом оживает вся композиция. Встречаются, например, вырезанные на черных досках графические пейзажи с попыткой передать линейную и воздушную перспективу, светотеневые эффекты и даже состояние природы.

Резьбу можно выполнять узкой полу­круглой стамеской, стамеской-уголком, и ножом-косяком.

1.2. Геометрическая (трехгранно-выемчатая, клиновидная) резьба

Это один из самых древних и распро­страненных видов резьбы по дереву в си­лу своей простоты и возможности выпол­нения единственным инструментом - резцом со скошенной режущей кромкой, так называемым ножом-косяком. Ее вы­полняют в виде различных выемок, об­разующих на плоскости геометрические фигуры.

К разновидностям геометрической относится скобчатая резьба, которую выполняют полукруглыми ста­месками различного диаметра. Имеет вид полукруглых углублений на поверхности изделия. Наиболее часто используется как отделка на плоскорельефной и прорезной видах резьбы.

2. Плоскорельефная резьба

Один из наиболее распространенных видов резьбы по дереву. Резьба невысоко­го, плоского рельефа орнамента. Она является переходным видом от контурной резьбы к рельефной. Ее вы­полняют так, чтобы фон вокруг всего ри­сунка был срезан или полностью удален на глубину 5-7 мм.

Плоскорельефная резьба получила свое название оттого, что фигуры изображения, оставаясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контору, но и обработаны по краям, что создает иллюзию рельефа. В плоскорельефной резьбе изображе­ние принимает объемные формы, сохра­няя одинаковую высоту большинства вы­ступающих плоскостей или отдельных граней при одинаковой глубине основно­го фона. Плоскости орнамента, в свою очередь, могут быть отделаны выемками, насечка­ми, скруглением граней и стать: вогнуты­ми, частично прямыми или выпуклыми.

В технике плоскорельефной резьбы в стилизованном или реалистичном виде изображают растительный орнамент, птиц, животных и фигуры людей.

Плоскорельефная резьба может быть выполнена с различными фонами: заова-ленным, подушечным, выбранным, подо­бранным и поднутренным.

2.1. Плоскорельефная резьба с заоваленным фоном (контуром)

Это самый простой подвид плоскорельефной резьбы. Для ее выполнения по контуру рисун­ка вырезают канавки, в этом она сходна с контурной резьбой. Различие состоит в том, что в последующем контуры ри­сунка заоваливают (скругляют), как со стороны орнамента, так и со стороны фона.

На первом этапе делают надрез ножом-косяком по контуру рисунка. На закруглениях рисунка надрезы выполня­ют полукруглыми стамесками соответст­вующего профиля, а при определенном навыке - частью лезвия. Например, если линия изгиба рисунка круче радиуса ста­мески, то операцию можно выполнить уголком отлогой стамески, проворачивая стамеску вокруг ее оси.

Затем снимают фон вокруг рисунка тем же ножом или плоской стамеской с накло­ном к плоскости заготовки под углом 30° и скругляют его при следую­щих проходах ножом-косяком или стамес­ками на поворотах рисунка.

Со стороны изображения орнамента контур следует заоваливать круче, со сто­роны фона - более полого тогда рисунок будет смотреться более выпуклым. После заоваливания с помощью резцов возможно шлифование шкуркой. Эти приемы харак­терны для кудринской резьбы.

2.2. Плоскорельефная резьба с поду­шечным фоном

Резьба с подушечным фоном - это раз­новидность резьбы с заоваленным конту­ром. А отличается она тем, что фон нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Техноло­гия исполнения аналогична резьбе с за­оваленным контуром.

2.3. Плоскорельефная резьба с подоб­ранным( вы­бранным) и поднутренным фоном

Отличается от других видов тем, что во­круг оконтуренного рисунка выбирают углубления, в результате чего изображе­ние возвышается над фоном на различ­ную высоту (обычно на 5-7 мм) в зависи­мости от замысла, заготовки и других осо­бенностей. Орнамент кажется наложенным на плоскость.

Примером плоскорельефной резьбы с выбранным фоном могут служить изде­лия кудринской резьбы.

Плоскорельефная резьба с выбранным фоном в одном изделии часто переходит в рельефную и четких определений давать не стоит, так как чаще всего используются комбинированные виды резьбы. При со­ставлении рисунка следует хорошо проду­мать будущее изображение в местах пере­сечения элементов растительного орна­мента, а также сопряжение отдельных час­тей фигур людей и животных на разных уровнях; и чем их больше, тем сложнее все предусмотреть и представить в объеме го­товое изображение. Для выполнения по­добной работы требуются навыки, кото­рые закрепляются со временем при изго­товлении изделий с постепенным набо­ром сложности.

Выборку фона начинают с надреза кон­тура рисунка ножом-косяком или бого­родским ножом с наклоном 60-85° к плос­кости изделия. Кончик ножа-косяка должен быть направлен от рисунка. Надрезав контур рисунка по всему периметру, при­ступают к выборке фона, которую выпол­няют разными инструментами: ножом-ко­сяком или полукруглыми и отлогими ста­месками. Зачищают и выравнивают фон плоскими стамесками или клюкарзами и ножом-косяком.

Выбирать фон следует аккуратно, что­бы не повредить края орнамента. Полно­стью выбрав фон, переходят к проработке форм рисунка - переплетениям расти­тельного орнамента и деталям фигур.

Резьба с поднутренным фоном отлича­ется от резьбы с выбранным фоном тем, что в первом случае материал частично удаляют из-под возвышающегося над фо­ном орнамента под определенным углом.

Края орнамента могут быть заовалены или подрезаны (поднутрены). Фон отделывают по-разному. Его мож­но сделать ровным и гладким, что требу­ет тщательной отделки, либо обработать чеканом или пуансоном. С этой же це­лью можно использовать бор от борма­шины. Фон можно оставить и со следами (порезками) обработки от полукруглой стамески.

3. Рельефная резьба (барельефная и горельефная)

Рельефный декор играет ведущую роль в архитектуре, где самыми распростра­ненными являются лепные украшения. В декоративно-прикладном искусстве рель­ефную резьбу используют довольно ши­роко. Ее применяют при отделке деревян­ных панно, дверей, стен, рам, карнизов, полочек, резной мебели, различных пред­метов домашней утвари, всевозможных шкатулок, ларцов и женских украшений.

Особенностью рельефной резьбы является выступающий, возвышающийся над плоскостью изображения выпуклый орнамент. Для рельефной резьбы характерна глу­бокая выборка фона в сравнении с други­ми видами резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм. Резьбу и выборку фона мо­жно выполнять с помощью обычного на­бора инструментов, что требует допол­нительных физических усилий. Инструменты должны быть острыми, так как резьба не шлифуется.

После выборки фона следует прорабо­тать основные планы внутри рисунка, смоделировать и отработать фигуры лю­дей, птиц, животных, переплетения рас­тительного орнамента, формы веточек и листьев, их высоту над фоном и по отно­шению друг к другу. Все это необходимо сделать до окончательной отделки по­верхности штрихами, жилками, насечка­ми и т.п.

Следует отметить, что работать нужно равномерно над всем орнаментом, не ув­лекаясь проработкой отдельного участка, оставляя нетронутыми соседние. Это пра­вило распространяется на все стадии об­работки - выборку фона, формирование основных планов, фигур, форм и на окончательную отделку (насечки, штри­хи, скобки и т.д.).

Резьба подразделяется на барельефную и горельефную.

3.1. Барельефная резьба

Это резьба, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью фона или со­седними элементами орнамента до поло­вины собственного объема.

3.2. Горельефная резьба

Это резьба, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента бо­лее, чем на половину собственного объ­ема.

4. Прорезная резьба

Резьба, в которой удален материал по границам контура заданного рисунка, а также со сквозными прорезями внутри орнамента. Этот вид резьбы условно можно разделить на три разновидности: сквозную, ажурную и накладную.

4.1. Простая сквозная резьба

Резьба, в местах фона которой мате­риал полностью удален. Сам орнамент можно далее не обрабатывать, оставляя его одной толщины (например, доски с прорезным орнаментом и наличники). Сюда же можно отнести рельефную резьбу с прорезями.

4.2.Ажурная резьба.

Ажурной называют резьбу, выполненную аналогично предыдущей, но края орнамента которой дополнительно обработаны (скруглены, заовалены), а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой.

4.3. Накладная резьба.

Состоит из отдельных элементов, рез­ных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В ос­тальном эта разновидность резьбы подобна ажурной резьбе. Изделия, выполнен­ные с помощью накладной резьбы, обыч­но используют для отделки поверхности мебели, дверей и рам: наклеивают на их поверхность.

Применение всех разновидностей про­резной резьбы очень широкое: домашняя утварь, карнизы, накладки, рамы, налич­ники, причелины, мебель. Основные мо­тивы - растительный и геометрический.

5. Скульптурная резьба

Это объемное изображение без фона. Отличительным признаком скульптуры является возможность обозрения ее со всех сторон. Данный вид резьбы называ­ют еще круглой скульптурой. Скульптурная резьба сложна по технике выполнения. От резчика требуется опыт, художественное чутье, набор различных инструментов. Приступать к скульптурной резьбе можно только, овладев другими видами резьбы.

Народная скульптурная резьба широко применялась в деревянном зодчестве. Концы бревен крыши (князьки) нередко делали в виде голов коней и птиц. В мебе­ли и интерьере классических стилей скульптурная резьба пышно украшает раз­личные изделия: часы, ножки столов, кре­сел и т. д.

Народная скульптурная резьба малых форм: игрушки, сувениры, домашняя ут­варь в виде птиц и зверей - в настоящее время возрождает свою популярность.

3. Практическая работа.

Составление композиции геометрического орнамента.

Задание.

На листах в клеточку должны составить композицию из геометрического орнамента.

План-конспект по декоративно-прикладному искусству на тему Виды резьбы

4. Закрепление материала.

Ответьте на вопросы.

1. Какие виды резьбы по дереву вы узнали?

2. Расскажите об особенностях выполнения геометрической резьбы.

3. На какие типы разделяется плоскорельефная резьба?

4. В чем сложность выполнении скульптурной резьбы?

5. Заключительная часть.

Подведение итога занятия.









© 2010-2022