• Преподавателю
  • Технология
  • Программа по предпрофильной подготовке школьников Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения школьников

Программа по предпрофильной подготовке школьников Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения школьников

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Образовательная программа

предпрофильной подготовки

и методическая разработка

раздела «основы дизайна»


работа выполнена

Давыдова Наталья евгеньевна


мастер производственного обучения

МБОУ «Центр образования» г Саров













2010 год


Программа по предпрофильной подготовке школьников Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения школьников

Программа по предпрофильной подготовке школьников Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения школьников

Пояснительная записка к программе

В настоящее время всё больную актуальность приобретают вопросы о профессиональном становлении личности школьника и его самоопределении.

В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» в школах вводится предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов, которая приобретает особую важность: выпускник основной школы должен получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, возможности и принять ответственное решение.

Для осуществления предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов школ города составлена программа «Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения».

В данной программе составляющими предпрофильной подготовки являются:

  • технология выбора профиля обучения (20 часов);

  • профильные пробы (48 часов).

Основной целью программы является:

  • осуществление педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, а также направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.

Основные задачи программы:

  • сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старших классов школы, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, как к будущим профессионалам;

  • обеспечить способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

  • способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

Программа составлена по модульному принципу и состоит из 5 модулей.

Модуль «Технологии выбора профиля обучения» рассчитан на 20 часов и дает школьникам представление об основах выбора профиля обучения (информационных, психологических, практических). Знание их обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.

Внутренняя логика модуля предполагает сочетание теоретических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик, доступных специалисту с педагогическим образованием, тематика которых связана с основной идеей занятия.

Остальные 4 модуля составляют профильные пробы по 4-м предлагаемым профилям обучения на старшей ступени в школах города.

Профильная проба - профиспытание или профпроверка, моделирующая элемент конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профиля обучения (Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения школьников).

В ходе профильных проб:

  • учащимся сообщают базовые сведения о конкретных особенностях профессиональной деятельности (в соответствии с профилем обучения);

  • моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

  • обеспечиваются условия для повышения уровня готовности учащихся к выполнению проб.

Профильная проба рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника. Такой метод должен дать возможность ученику в приобретении опыта профессиональной деятельности.

В результате изучения данной программы у школьников должны быть сформированы:

знания и представления:

  • о возможностях получения образования по избранному профилю и о перспективах дальнейшего образования, о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;

  • о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

умения:

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;

  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

  • ставить цели и планировать действия для их достижения;

  • выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

Прохождение профильных проб, анализ и самоанализ итогов диагностических, эвристических и других процедур помогают учащимся в принятии решения о выборе профиля обучения, способствуют самостоятельному построению своего жизненного и профессионального пути.

Проверка деятельности учащихся по данной программе осуществляется с помощью теста, включающего в себя вопросы по всем изученным модулям.

Завершается предпрофильная подготовка процедурами рефлексивного осмысления учащимися проделанной работы, построением ими своего образовательного маршрута.

Результаты работы по программе «Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения» могут пополнить папку индивидуальных достижений школьника.

Тематический план

Модуль, тема

Кол-во часов

1.

Технология выбора профиля обучения

20


1.1 Сущность предпрофильной подготовки

1.2 Профили образовательных учреждений и современное состояние рынка труда г. Саров

1.3 Классификация профессий

1.4 Профессиональные интересы и склонности

1.5 Мои индивидуальные особенности

1.6 Проектирование профессионального жизненного пути

1.7 Мониторинг готовности к выбору профиля обучения

2

2


4

4

4

2

2

2.

Гуманитарный профиль

12


2.1 Спектр профессий данного профиля, их особенности

2.2 Основы педагогики

2.3 Делопроизводство

2.4 Рефлексия: твои «за» и «против»

1

5

5

1

3.

Технологический профиль

12


3.1 Спектр профессий данного профиля

3.2 Общественное питание

3.3 Основы дизайна

3.4 Рефлексия: твои «за» и «против»

1

5

5

1

4.

Социально-экономический профиль

12


4.1 Спектр профессий данного профиля

4.2 Элементы менеджмента

4.3 Презентация товара

4.4 Рефлексия: твои «за» и «против»

1

5

5

1

5.

Естественно-математический профиль

12


5.1 Спектр профессий данного профиля

5.2 Основы медицины

5.3 Основы инженерии

5.4 Рефлексия: твои «за» и «против»

1

5

5

1

Итого:

68



Содержание программы


  1. Технология выбора профиля обучения - 20 часов

    1. Сущность предпрофильной подготовки - 2 часа

Введение в проблематику курса. Создание положительной мотивации к предстоящим занятиям. Понятие «профиля обучения». Значение профильного самоопределения. Профильная проба, ее роль в предпрофильной подготовке.

Упражнения «Самопрезентация», «Мои ожидания». Анкета профильной ориентации.

  1. Профили образовательных учреждений и современное состояние рынка труда г. Саров - 2 часа

Общая характеристика профилей обучения в школах. Профессиональная востребованность человека на городском рынке труда. Требования к современным специалистам.

Проективная методика «Образовательная карта города». Знакомство с образовательными учреждениями города. Встреча с представителями городского центра занятости населения.

  1. Классификация профессий - 4 часа

Многообразие мира профессий. Значение понятий «профессия», «специальность», «профессиональная карьера». Классификация профессий по Е.А.Климову. Профессиограмма. Понятие профессиональной пригодности.

Профориентационные игры «Аукцион профессий», «Ярмарка профессий».

  1. Профессиональные интересы и склонности - 4 часа

Позиция выбора профессии «хочу-могу-надо». Значение понятий: «интерес», «профессиональный интерес», «склонность». Правила выбора профессии. Ошибки профессионального выбора. Мотивы выбора профессии. Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова. Карта интересов. Анкета мотивов выбора профессии.

  1. Мои индивидуальные особенности - 4 часа

Система представлений о себе. Понятие «способности». Виды способностей. Ведущие свойства специальных способностей по Е.А.Климову. Жизненные ценности. Профессиональный тип личности. Методики: КОС (коммуникативные и организаторские способности), «12 предложений», Дж. Голланд.

  1. Проектирование профессионального жизненного пути - 2 часа

Ролевая игра «Мой жизненный путь». Эвристическое сочинение.

  1. Мониторинг готовности к выбору профиля обучения - 2 часа

Подведение итогов обучения. Получение позитивной обратной связи. Выбор учащимися профиля обучения с учетом результатов проведенного самоанализа.

2. Гуманитарный профиль - 12 часов

2.1. Спектр профессий данного профиля, их особенности - 1 час

Виды и особенности профессиональной деятельности в рамках данного профиля. Работа с профессиограммами и анализ профессий. Образовательные маршруты.

2.2. Основы педагогики - 5 часов

Понятие педагогики. Возникновение и развитие педагогической науки. Особенности Российской педагогики.

Образ педагога. Педагогические способности и слагаемые педагогического мастерства. Функции учителя и требования к педагогу.

Профессиональная компетентность учителя и система педагогических умений (по А.К. арковой). Общеинтеллектуальные и специальные способности педагога (В.А.Крутецкий).

Семейное воспитание, его особенности и место в педагогике. Способы воспитания на разных этапах развития человека.

2.3. Делопроизводство - 5 часов

Виды информации. Текст как основной вид информации в делопроизводстве. Информация на бумажных носителях: преимущества и недостатки. Документалистика: основные виды документов, эпистолярика, стандарты деловых писем и др. Создатели, пользователи и потребители текстовой информации. Виды трудовой деятельности в системах «человек-человек» и «человек-знак». Условия труда, профессиональные ограничения.

  1. Рефлексия: твои «за» и «против» - 1 час

Соотнесение аргументов «за» и «против» совершаемого выбора профиля обучения. Реализация различных форм рефлексивного осмысления.

3. Технологический профиль - 12 часов

3.1. Спектр профессий данного профиля, их особенности - 1 час

Виды и особенности профессиональной деятельности в рамках данного профиля. Работа с профессиограммами и анализ профессий. Образовательные маршруты.

3.2. Общественное питание - 5 часа

Характеристика основных требований к личности работников в предприятиях общественного питания. Общественное питание и его значение.

Знакомство с особенностью труда на предприятиях общественного питания. Требования к профессиям общественного питания. Пути получения образования по профессиям общественного питания. Понятие о различных типах питания, требования к режиму питания.

Взаимосвязь кулинарии с биологией, химией и другими школьными предметами.

Учет химико-биологических свойств веществ при составлении меню. Составление калькуляции готовой продукции. Экономический расчет блюд.

Лабораторно-практическая работа: освоение приемов подготовки сырья (овощей, муки, яиц, масла и др.) к производству. Учет и калькуляция при оформлении и подачи блюд.

  1. Основы дизайна - 5 часа

Мир человека и место в нем дизайна. Дизайн как современный способ системного мышления при создании новых вещей. Жизненный цикл изделий; от замысла до утилизации. История русского дизайна. Стиль и дизайн.

Специфика искусства дизайнера. Анализ состояния проблемы, выявление потребностей и потребителей будущего изделия, формирование банка идей, оценка возможностей и ресурсов, разработка базового варианта, создание зрительного образа, испытания, запуск в производство, анализ сбыта.

Инструменты дизайна. Средства достижения выразительности изделия: форма, размеры, композиция, зрительная масса, цвет, материал, фактура материала, промграфика, упаковка, тара.

  1. Рефлексия: твои «за» и «против» - 1 час

Соотнесение аргументов «за» и «против» совершаемого выбора профиля обучения. Реализация различных форм рефлексивного осмысления.

  1. Социально-экономический профиль - 12 часов

    1. Спектр профессий данного профиля, их особенности - 1 час

Виды и особенности профессиональной деятельности в рамках данного профиля. Работа с профессиограммами и анализ профессий. Образовательные маршруты.

    1. Презентация товара - 5 часов

Презентация как вид деловой коммуникации. Презентация - непременный атрибут становления фирмы. Типы, виды и формы презентаций. Факторы, ограничивающие выбор формы презентации. Целевая аудитория. Информация, которую должен знать презентующий о своих предполагаемых слушателях: возраст, профессиональная подготовка, уровень образования, этническая, социальная и половая принадлежность и т.п. Малая целевая аудитория и её особенности. Общепринятые этапы, которые помогают эффективно подать презентацию. Подготовка и стратегии проведения презентации.

    1. Элементы менеджмента - 5 часов

Общие сведения о менеджменте, профессии. Основные понятия: менеджмент, менеджер, управление, администратор.

Система менеджмента: линейный уровень, средний и высокий эшелон менеджеров. Профессии и требования.

Управление. Качества менеджера. Стили управления, управление временем, постановка цели и планировка работ, категории работников, связывающие процессы: передача и получение информации.

    1. Рефлексия: твои «за» и «против» - 1 час

Соотнесение аргументов «за» и «против» совершаемого выбора профиля обучения. Реализация различных форм рефлексивного осмысления.

  1. Естественно-математический профиль - 12 часов

    1. Спектр профессий данного профиля, их особенности - 1 час

Виды и особенности профессиональной деятельности в рамках данного профиля. Работа с профессиограммами и анализ профессий. Образовательные маршруты.

    1. Основы медицины - 5 часов

История возникновения и развития медицинской науки в России и за рубежом. Современная медицина. Основы первичной самодиагностики в медицине. Современные методы диагностики в медицине.

    1. Об основах инженерии - 5 часов

Особенности взаимодействий в системе «Человек-природа», их учет и использование в инженерной деятельности. Взаимосвязь естественных, прикладных и технических наук. Физические свойства материалов, физические и математические модели, математический аппарат. Характеристика работ инженера, инженерная предприимчивость, требования к подготовке инженера. Инженерно-технические кадры. Квалификация инженеров. Инженерные ВУЗы, содержание инженерно-технического образования.

    1. Рефлексия: твои «за» и «против» - 1 час

Соотнесение аргументов «за» и «против» совершаемого выбора профиля обучения. Реализация различных форм рефлексивного осмысления.

Список литературы

  • Савченко А.Ю. «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам». М.: «Вако», 2005.

  • Хлебунова С.Т., Гордиенко Н.Д. «Управление современной школой». «Учитель», 2005.

  • Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Титов Е.Р. «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников». М.: «Новая школа», 2004.

  • Под ред. Симоненко В.Д., Суровицкой Т.Б., Ретивых М.В., Волоховой Е.Д. «Профессиональное самоопределение», Брянск, 1995.

  • Чистякова С.Н., Родичева Н.Ф., Черкашин Е.О. «Слагаемые выбора профиля образования: элективный ориентированный курс для учащихся 9 классов». Учебное пособие. М: «Академия», 2006.

  • Балакирева Э.В. «Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогический профиль». Учебно-методическое пособие для учителя. С-Пб, 2005.

  • Черникова Т.В. «Профориентация старшеклассников» Сборник учебно-методических материалов. Волгоград, 2005.

  • Гладкая И.В. «Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки». Пособие для учителя. С-ПБ, КАРО, 2005.

  • Арефьев И.П. «Технология. Профориентация». Тесты. М:, Энас, 2005.

  • Коржаспирова Г.М. «Педагогический словарь». М.: «Акадкмия», 2005.

  • Якушева С.Д. «Основы педагогического мастерства». Учебное пособие. М.: «Академия», 2008.

  • Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухова М.А. «Основы профессиональной деятельности». Учебное пособие. М: «Академия», 2008.

  • Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения». М: «Академия», 2005.

  • Тихонов А.С., Симоненко В.Д. «Естественно-научная основа технологического образования школьников». Брянск, 2005.

  • Лернер П.С. «Профессия инженерной профессии». М: «Академия», 2005.

  • Залогова Л.А. «Компьютерная графика». Учебное пособие. М., БИНОМ., 2006.

  • Киселев С.В. «Современные офисные технологии». Учебное пособие. М., 2005.

  • Драчёва Е.Л. «Менеджмент». Учебник. М: «Академия», 2006.

  • Усов В.В. «Деловой этикет» М: «Академия», 2007.

  • Гамала А.И. «Профессии в сфере управления». М: «Академия», 2007.

© 2010-2022