Конкурсное задание Методический семинар

Конкурсное задание «Методический семинар»Мартынова Елена Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ№ 24»«Развитие творческих способностей учащихся начальной школы  во внеурочное время в рамках ФГОС»   Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и п...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальный профессиональный конкурс «Педагог года-2014»
Конкурсное задание Методический семинар .Конкурсное задание «Методический семинар»

Мартынова Елена Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ№ 24»

«Развитие творческих способностей учащихся начальной школы во внеурочное время в рамках ФГОС»

Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Методики начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Гуманная педагогика ориентирует на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса. Основными принципами в моей работе является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.

Моя работа всецело построена на педагогики сотрудничества - это гуманистическое направление педагогики, основанное на демократических принципах, равноправной субъектной позиции участников целостного педагогического процесса, их взаимодействии, сотворчестве, совместной коллективной деятельности, направленное на всестороннее развитие и саморазвитие личности детей.

Творчество - это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ.

Признаками и критериями творческой деятельности являются продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Но, к сожалению, до сих пор в начальном трудовом обучении преобладают репродуктивные методы и часто недооцениваются творческие возможности ребёнка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно. Поэтому следует пояснить, что под творчеством ученика мною понимается создание им оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Ведь творчество, индивидуальность, художество проявляются даже в минимальном отступлении учеником от заданного образца.

Именно школа может способствовать развитию широкого спектра способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. И задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их. Этому способствует творческий процесс, так как это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, кроме этого он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество. А важным условием творческой деятельности является чувство новизны, удивления, готовность принять нестандартное решение.

Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей.

В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме».

Ярким примером проявления творчества учащихся являются занятия по теме «Бисероплетение». Данные занятия носят практико-ориентированный характер и направлены на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения.

Один из важнейших элементов методики преподавания - дать возможность ребенку самому открыть новый для него технологический прием. «Это открытие руками» носит прикладной характер. В случае затруднения я могу помочь наводящими вопросами, но, не раскрывая при этом способы выполнения до конца. Вариантов открытия может быть несколько и ребенок не должен быть скован определенным и единственным способом и приемом выполнения задания. Иногда он приходит к совершенно неожиданному и оригинальному решению. Это нужно всячески поощрять, т. к. это и есть развитие его творческого потенциала.

Условие возникновения, становления опыта

Мой опыт формировался и апробировался на базе МБОУ «СОШ №24» г. Читы с детьми младших классов.

Работа в кружке в технике бисероплетения привела к выводу, что изготовление работ в данном направлении популярны и в наше время. Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ.

Коллектив кружка формировался из учащихся школы и поэтому все дети разного уровня подготовленности, как в знаниях, так и умениях. Причина этого в том, что многие дети посещают дошкольные учреждения, где получают первоначальные знания и навыки в работе с различными материалами и инструментами, но некоторые дети приходят в школу без данной подготовки. Исходя из этого, возникает необходимость подбора методов и способов работы с разноуровневым контингентом обучающихся и с учетом возрастных особенностей.

Ведущая идея моего опыта заключается в подборе разнообразных форм и методов, применяемых на занятиях бисероплетения, оказывающих положительное влияние на развитие творческих способностей каждого ребенка.

Новизна опыта

Представляемый мой опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на переработке и творческом анализе материала, представленного в педагогической литературе, и внедрение в работу форм и методов, способствующих развитию творческих способностей детей.

Новизна состоит в создании системы моей работы, основанной на использовании разнообразных форм и методов, позволяющих создать мотивационную базу для освоения программы, а следовательно создаются условия для развития творческих способностей каждого вне зависимости от уровня подготовленности.

Цель исследования заключается в применении разнообразных форм и методов, применяемых на занятиях бисероплетения, оказывающих положительное влияние на развитие творческих способностей каждого ребенка.

Задачи исследования:

1. Подобрать и реализовать диагностику форм и методов для развития творческих способностей.

2. Изучить и проанализировать наиболее доступные и эффективные формы и методы, применяемые для работы на занятиях по бисероплетению.

3. Рассмотреть возрастные особенности воспитанников для выбора наиболее приемлемых форм и методов.

4. Создать условия для формирования творчески активной и эмоционально отзывчивой личности посредством привития интереса к искусству бисероплетения.

Так как, моя деятельность связана с детьми младшего школьного возраста (7 - 11 лет), поэтому я учитываю возрастные и индивидуальные особенности, и это является важной закономерностью правильного обучения и воспитания. Прежде всего, я должна знать периодизацию развития детей, акцентируя внимание, во-первых, на их физическое развитие, во-вторых, на совершенствование их психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на особенностях их деятельности и поведения.

Младший школьный возраст (7-11 лет) характеризуется тем, что происходят важные изменения в физическом и умственном развитии. В этом возрасте повышается мышечная сила, и общее развитие двигательного аппарата, что обуславливает большую подвижность детей, стремление к беганию, лазанию, подвижным играм, неумение продолжительное время находится в одной позе.

Развитие головного мозга младших школьников способствует совершенствованию их нервно - психической деятельности. Несколько усовершенствуется роль торможения, хотя преобладающими в поведении все же остается процесс возбуждения. Высокая возбудимость и подвижность младших школьников, острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением - это особенности, которые требуют от педагога усиления внимания для планирования успешной деятельности. Но вместе с тем, развитие нервно- психической деятельности этого возраста расширяет их познавательные возможности, создает условия для совершенствования восприятия, мышления, памяти.

Мышление младшего школьника носит конкретный характер, хотя при умелом обучении постепенно развивается способность к простейшим обобщениям. Я учитываю, что у детей этого возраста преобладает механическая память, поэтому приучаю их к тому, что прежде чем запомнить материал, нужно хорошо его осмыслить и только потом усваивать. Их действия и поступки во многом имеют подражательный характер. Самоанализ и самосознание у них находится на низком уровне, что требует от меня специальной педагогической работы.

Содержание и многообразие форм в учебно-воспитательном процессе позволяет мне заинтересовать и вовлечь детей в образовательный процесс. Разнообразие форм даёт возможность увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, эмоции и интеллект, а так же на здоровье детей.

Я нахожусь в постоянном поиске путей и средств решения задач обучения и воспитания, а также вопросов развития индивидуально художественных способностей каждого. Поэтому моей задачей является развивать творческий потенциал обучающихся с помощью разнообразных форм и методов.

При составлении программы по бисероплетению мной была поставлена цель: создать условия для формирования творчески активной и эмоционально отзывчивой личности посредством привития интереса к искусству бисероплетения.

Исходя из цели программы были поставлены задачи обучения:

- сформировать представления о бисероплетении, технологиях изготовления изделий из бисера;

- научить изготавливать изделия из бисера;

- развить у детей творческую активность, художественный вкус;

- воспитать трудолюбие, доброжелательность, самостоятельность, уважение к чужому труду.

Работая по данной программе, 4 года назад была определена тема самообразования «Развитие творческих способностей детей на занятиях по бисероплетению» и в течение этого времени велись наблюдения за тем, какое влияние оказывают занятия бисероплетением на воспитанников. И был сделан вывод, что данные занятия актуальны и дают толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия при правильной организации работы.

Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук. За нас сегодня практически все делают машины. Мало кто стирает руками, а тем более вышивает и вяжет. Единственное, что способны освоить современные дети, - это кнопки компьютерной клавиатуры. И родители никак не реагируют на эту опасную безрукость. А зря! Потому что нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук: ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у учащихся совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для школьников.

В процессе развития творческих способностей школьников средствами бисерного плетения происходит переоценка детьми уровня имеющихся у них знаний, умений и навыков, повышается личная самооценка и уверенность в своих способностях, повышается творческая активность. По желанию ребёнка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. А главное, поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно. Бисер привлекает детей и яркостью красок, и разнообразием форм и размеров, и простотой выполнения самых причудливых изделий.

Бисероплетение - отличный способ привить малышу усидчивость и аккуратность. Это занятие развивает фантазию и творческое воображение. Бисерные вещицы оригинальны, неповторимы - и в этом их прелесть. Готовую вышивку можно вставить в рамку и повесить на стену. Бисерные фигурки - отличные подарки близким. Украшения из бисера - прекрасное дополнение к праздничному платью. Замечательно, если у ребенка возникнет желание поделиться с кем-либо своими навыками. Это не только полезное «повторение пройденного», но и приобретение уверенности в собственных силах. Наверняка вокруг соберется компания единомышленников. Бисероплетение может оказаться очень кстати долгими зимними вечерами или в летний полдень, когда можно немного отвлечься от шумных занятий и просто «сплести» настроение…

Я считаю, что разработанные мною рекомендации способствуют воспитанию, развитию творческих способностей с помощью индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Кружковые занятия по бисероплетению ценны ещё и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, проявляя интерес к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных творческих способностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.

Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с помощью бисероплетения способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.



© 2010-2022