Урок производственного обучения Сборка и сварка стыковых соединений без разделки кромок

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН

урока производственного обучения

по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»

Тема программы: Сборка, дуговая наплавка и сварка пластин в нижнем

положении сварного шва.

Тема урока: Сборка и сварка стыковых соединений без разделки кромок.

Тип урока: Урок формирования и совершенствования трудовых умений и

навыков.

Вид урока: комбинированный.

1. Образовательная цель:

Формирование и усвоение приемов сборки и сварки пластин в нижнем

положении сварного шва, обеспечивая провар основного металла. Усвоение

технологии выполнения дуговой сварки; подбор режима сварки и сварочных

материалов. Формирование у обучающихся профессиональных навыков при

выполнении сварки.

2. Развивающая цель:

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений;

3. Воспитательная цель:

Воспитание у обучающихся аккуратности, трудолюбия, бережного

отношения к сварочному оборудованию и инструментам; сознательности при

выполнении работ. Пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности при выполнении сварочных работ.

  2. Углубить знания по подбору параметров режима выполнения сварки стыкового соединения без разделки кромок.

  3. Освоить приемы сборки и сварки.

  4. Методы проведения урока: объяснение, беседа, показ, воспроизведение действий по образцу.

Материально-техническое оснащение:

Оборудование: источники питания постоянного и переменного тока, балластные реостаты,

Инструменты, приспособления: маски, щетки по металлу, молотки-шлакоотделители.

Материал: металл (пластины), электроды

Документы письменного инструктирования: инструкционная карта, тесты, таблица контроля усвоения умений в профессиональной деятельности,

Межпредметные связи:

Предмет «Оборудование, техника и технология сварки и резки металлов» тема «Техника выполнения ручной дуговой сварки».

Предмет «Черчение»: тема «Чтение чертежей». «Условное обозначение сварных швов и сварных соединений».

Предмет «Материаловедение»: тема «Классификация сталей. Стали общего,

обыкновенного качества».

Предмет «Охрана труда»: тема «Организация безопасного производства электросварочных работ».

Ход урока

1 Организационная часть урока: (2-3 мин)

1.Проверить явку учащихся.

2.Проверить готовность к уроку по внешнему виду согласно требованиям охраны труда и пожарной безопасности, проверить исправность сварочного оборудования: Принять доклад дежурного о готовности группы к уроку.

(готовность к уроку; присутствие учащихся; внешний вид).

2. Вводный инструктаж: (40 мин)

1.Сообщить тему и цели урока:

тема: Сборка и сварка стыковых соединений без разделки кромок.

цель - Научиться выполнять сборку и сварку стыковых соединений

без разделки кромок, правильно выбирать параметры

режима сварки.

2) Актуализация знаний учащихся путем фронтального опроса учащихся:

2.1. Дать определение, что такое режим сварки?

(Под режимом сварки понимают совокупность условий, создающих устойчивое протекание процесса сварки, а именно: стабильное горение сварочной дуги, получение сварных швов необходимых размеров, формы и качества.)

2.2. Как правильно выбрать режим сварки?

(Прежде всего в зависимости от толщины металла и типа сварного соединения выбирают диаметр электрода. Затем выбирают необходимую силу тока, которая в основном определяется диаметром электрода, но зависит также от толщины свариваемого металла, типа соединения, скорости сварки, положения свариваемого шва в пространстве, покрытия электрода и его рабочей длины.)

2.3. Дать краткую характеристику основным режимам сварки: выбор силы

сварочного тока (Jсв.), выбор диаметра электродов?

(Силу сварочного тока выбирают в зависимости от марки и диаметра электрода, при этом учитывают: положение шва в пространстве, вид соединения, толщину и химический состав свариваемого металла, температуру окружающей среды. Диаметр электрода выбирают в зависимости от толщины свариваемого металла, типа сварного соединения, положения шва в пространстве, размеров детали, состава свариваемого металла.)

2.4. Назвать источник питания сварочной связи (ссылка на многопостовой

выпрямитель и балластный реостат), расположенных в сварочной мастерской)?

(ВДМ - 6302, РБ-301).)

3. Решение карточек-заданий.

4. Формирование практических знаний и способов действий (25 мин.)

Изложение нового материала
4.1. Подготовка стыкового соединения без разделки кромок к сварке.

Односторонние стыковые швы без скоса кромок выполняют покрытыми

электродами диаметром, равным толщине свариваемых листов, если она не

превышает 4 мм.

Подготовка материалов.

1. Выбираем заготовки пластин из углеродистой стали, размером 3,0 х 100,0 х 250,0 мм без разделки кромок.

2. Металлической щеткой зачищаем кромки пластин от ржавчины и окалины до металлического блеска.

3. Определяем диаметр электрода и силу сварочного тока по таблице. Вначале определяют диаметр электрода, в зависимости от которого назначают силу сварочного тока. Диаметр электрода выбирают в зависимости от толщины свариваемых элементов, типа сварного соединения.

(см. табл. «Режимы ручной дуговой сварки стыковых соединений без скоса кромок»).

Выбор диаметра электрод (dэл)-зависит от толщины свариваемого металла и

положения шва в пространстве

Толщина металла (δ,мм)


0,5-1,5


1,5-3


3-5


6-8


9-12


13-20


Диаметр электрода (dэл,мм)


1,5-2


2-3


3-4


4-5


4-6


5-6

Величина сварочного тока выбирается по опытной (эмпирической) формуле

Iсв=К х dэл

Где, К- коэффициент, зависящий от диаметра электрода и вида покрытия.


dэл, мм


1-2


3-4


5-6


К, А/мм


25-30


30-45


45-60

4. Устанавливаем выбранное значение сварочного тока.

5. Закрепляем электрод в зажиме электрододержателя.

4.2.Сварка пластин без разделки кромок.

При сварке пластин встык без подготовки кромок односторонним швом

основная трудность заключается в получении провара металла на всю толщину листа. Хороший провар во многом зависит от качества сборки, величины зазора, правильности постановки прихваток, а также соответствия диаметра электрода и силы сварочного тока.

1. Возьмем подготовленные пластины и разместим их на ровной поверхности

рабочего стола.

2. Собираем подготовленные под сварку пластины с определенным зазором, (в нашем случае зазор будет 1 мм). Величина зазора зависит от толщины металла и обычно составляет 1-2 мм. Наличие зазора необходимо для провара корня шва.

3. Берем электрододержатель и закрепляем состыкованные пластины прихватками на расстоянии 10 - 15 мм от обоих концов стыка. Прихватка служит для предварительного соединения деталей при сборке. Прихватка выполняется узким швом небольшой длины (10 мм). Толщина прихватки не должна превышать 1/3 толщины свариваемого металла.

Урок производственного обучения Сборка и сварка стыковых соединений без разделки кромок.

4. Затем места прихваток зачищаем металлической щеткой. Сметаем мусор

(шлак) волосяной щеткой.

5. Размещаем пластины на рабочем столе в нижнее или слегка наклонное положение.

6. Производим сварку пластин встык без подготовки кромок односторонним швом. Для этого опускаем на лицо защитную маску и. придерживая рукой пластины, зажигаем дугу в верхней точке стыка, подводим электрод в начало стыка и быстро наклоняем его под углом 15 - 30° к вертикали.

Урок производственного обучения Сборка и сварка стыковых соединений без разделки кромок.

7. При появлении капли расплавленного металла начинаем поступательное

движение электрода в направлении сварки: наблюдая за сваркой пластин встык, необходимо обращать внимание на равномерное расплавление обеих

свариваемых кромок, внешний вид шва, хорошую заварку кратера, и в

особенности на нормальную выпуклость шва, которая не должна превышать 2 - 3 мм. Необходимо также обращать внимание на постоянство зазора. Одновременно следует наблюдать за правильностью выбранных режимов, техникой ведения процесса.

8. Закончив процесс сварки, надеваем защитные очки с прозрачными стеклами и отбиваем шлаковую корку с поверхности выполненного шва, далее производим зачистку поверхности шва металлической щеткой.

8. Осматриваем шов и отмечаем возможные дефекты. Нормально выполненный шов должен быть мелкочешуйчатым, иметь равномерную ширину и высоту, плавные очертания.

4.3.Правила безопасности при ведении электросварочных работ

Требования безопасности перед началом работы.

1) Надеть рабочую одежду, застегнуть куртку, штанины брюк напустить на

обувь. Рукавицы должны плотно прикрывать рукава куртки. Убрать волосы

под головной убор.

2) Убрать все лишние предметы со стола сварщика.

3) Проверить исправность вращающего стула, обратить внимание на высоту

стула.

4) Проверить исправность инструмента, приспособлений, наличие электродов.

5) Проверить целостность кабелей, надежность крепления кабелей к источнику питания и электрододержателю. Проверить защитное заземление.

6) Проверить надежность всех контактов в местах соединения проводов в

сварочной цепи.

7) Установить силу сварочного тока.

8) Осмотреть электрододержатель и убедиться в надежности изоляции рукоятки от токоведущего кабеля, включить пусковой выключатель.

Требования безопасности во время работы.

1. Не кладите электроды на загрязненные и влажные поверхности стола.

2. Огарки электродов отбрасываются на заранее подготовленное место.

3 Предохраняйте себя и работающих рядом лиц от воздействия

излучения сварочной дуги: подавайте сигнал - предупреждение о

зажигании дуги.

4. Сначала нужно закрыть лицо щитком или маской, только после того

сварщик замыкает сварочную цепь, коснувшись концом электрода

поверхности изделия. Складывать сваренные детали в определенное место.

Требования безопасности по окончании работы.

1) Произвести уборку рабочего места от производственного мусора, убрать

огарки электродов.

2) Прибрать вспомогательный инструмент.

3) Убедиться в отсутствии очагов возгорания.

4) Обо всех замеченных неисправностях сообщить мастеру

производственного обучения.


4.4. Возможные дефекты, способы их предупреждения и устранения

дефекты

причины

устранение

неравномерная форма шва

неустойчивый режим

правильно выбрать режим

кратер

обрыв дуги, неправильно окончен процесс сварки

переварить

перегрев металла

чрезмерный нагрев околошовной зоны, завышенное значение сварочного тока

правильно выбрать режим

5. Закрепление материала вводного инструктажа (5 мин.)

Опрос учащихся, с последующим закреплением материала в процессе

производственного обучения с личным показом мастера.

1.Для чего в сварке применяют выпрямители?
2.Безопасные условия труда во время выполнения сварочных работ?
3. Как правильно выбрать диаметр электрода при сварке?

Тренировочные упражнения по повторению трудовых приемов с комментированием характерных ошибок

Закрепление результатов вводного инструктажа - работа с инструкционной картой

III. Текущий инструктаж, упражнения, самостоятельные работы учащихся: ( 120 мин)

  1. Самостоятельная работа обучающихся по закреплению и совершенствованию знаний и умений, формированию навыков выполнения процесса сварки, сообщение ученических норм времени

Наименование учебно-производстенной работы

Норма времени

оценка

Стыковое соединение пластин S= 3мм 100 х 250 в нижнем положении сварного шва с зазоом без скоса комок

15 мин

2. Индивидуальная работа учащихся по заданию:

-организация рабочего места, установка параметров сварки;

-самоконтроль по технике безопасности и организации рабочего места;

- подготовка пластин под сварку;

- проверка правильности подбора силы сварочного тока;

- выполнение сборки и сварки;

- определение качества.

Деятельность учащихся

Деятельность мастера

1. Организация рабочего

места

1. Обход с целью проверки правильности

организации рабочего места, приспособлений и инструмента.

2.Установка параметров режима наплавки, подготовка пластин под наплавку

2. Наблюдение за деятельностью учащихся.

3. Выполнение наплавки, определение качества

3. Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приёмов и операций. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ. Занести данные в карту критериев оценки.

3. Комплексно - целевые обходы:

Задачи обхода:

а) проверка организации рабочего места;

б) соблюдение правил ТБ, безопасные приемы труда;

в) проверка правильности использования инструмента и оборудования;

г) правильность подбора параметров режима сварки;

д)правильность выполнения процесса сварки;

е) обход рабочих мест с целью оказания помощи слабоуспевающим

обучающимся;

ж) проверка выполнения нормы времени;

з) проверка качества конечного результата труда

и) прием и оценка работ учащихся

IV. Заключительный инструктаж (15 мин.)

Оценка знаний, умений и навыков

1. Подведение итогов урока:

- сообщение о достижение цели урока (достигли или нет);

- подведение итогов и их анализ

- разбор типичных ошибок, причины их возникновения и

предупреждения;

- анализ выполнения правил ТБ, организации рабочих мест,

использование рабочего времени;

- сообщение оценок, выявление лучших работ;

- сообщение темы следующего урока, выдача задания на дом - тема

следующего урока « Сварка стыкового соединения с разделкой

кромок» по учебнику Чернышова Г.Г. повторить параграфы 10.3 и 10.4

V. Рефлексия

1. Что вы унесете с собой после сегодняшнего урока?

Уборка рабочих мест учащимися, уборка мастерской.

















Карточка № 1

1. Какие условия повышают опасность поражения

электрическим током?

а) влага на оборудовании и одежде электросварщика

б) использование при работе резиновых перчаток

в) работа на заземленном сварочном аппарате

а

2. Какой инструмент предназначен для удаления шлаковой

корки?

а) молоток и зубило

б) молоток

в) шлифовальный круг, закрепленный на пневмомашине

б

3. Как называется дефект, представляющий собой

продолговатые углубления (канавки), образовавшиеся в

основном металле вдоль края шва?

а) непровары б) прожоги в) подрезы

в

Карточка № 2

1. Кабина сварочного поста должна иметь высоту:

а) не менее 1,50 м б) не менее 2 м в) не менее 4 м

б

2. Цель подготовки (зачистки) кромок под сварку:

а) получение характерного металлического блеска

б) получение качественного сварного шва

в) получение заданных геометрических размеров кромки

б

3. К каким дефектам относятся трещины, поры?

а) к наружным б) к внутренним

в) к наружным и внутренним

в





Карточка № 3

1. При какой величине электрический ток считается

смертельным?

а) 0,005 А б) 0,1 А в) 0,025 А

б

2. Какой инструмент используется для проверки величины зазора при сварке стыкового соединения?

а) штангенциркуль б) угольник в) набор щупов г) линейка

в

3. Заварка кратера производится следующим образом:

а) резким обрывом дуги б) плавным обрывом дуги

б

Карточка № 4

1. Выбор силы сварочного тока зависит от:

а) марки стали и положения сварки в пространстве

б) толщины металла, диаметра электрода, марки стали и

положения в пространстве

в) диаметра электрода, марки стали детали и положения

сварки в пространстве

в

2. Сварочный выпрямитель относится к:

а) оборудованию для сварки

б) сварочной оснастке

в) приспособлениям для сварки

а

3. Выбрать правильный ответ:

а) при недостаточном токе дуга горит более устойчиво,

электрод плавится быстро

б) при недостаточном токе дуга горит не устойчиво,

электрод плавится медленнее

б



Карточка № 5

1. Какие условия повышают опасность поражения

электрическим током?

а) влага на оборудовании и одежде электросварщика

б) использование при работе резиновых перчаток

в) работа на заземленном сварочном аппарате

а

2. Какой инструмент используется для проверки величины

зазора при сварке стыкового соединения?

а) штангенциркуль б) угольник

в) набор щупов г) линейка

в

3. К каким дефектам относятся трещины, поры?

а) к наружным б) к внутренним

в) к наружным и внутренним

в









© 2010-2022