- Преподавателю
- Технология
- Программа кружка «Резьба по дереву»
Программа кружка «Резьба по дереву»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белик В.А. |
Дата | 06.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
« Лянторская средняя общеобразовательная школа №3»
ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
НАПРАВЛЕНИЯ
« Резьба по дереву»
Автор-составитель:
Белик Владимир Александрович
учитель технологии
г.п Лянтор
2013г.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии с учетом примерной программы по учебному предмету «Технология» 5-9 классы
( Примерные программы по учебным предметам. «Технология». 5-9 классы: проект - М. : Просвещение, 2010. - 96с. - (Стандарты второго поколения.) - ISNB 978-5-09-020557-3.) и примерной программы основного общего образования по технологии. Направление «Технический труд» (Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова, Технология. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М. Вентана-Граф 2008 г., стр.144-182)
Актуальность программы
Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная авторская программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:
-
Возрождения утраченной в период технократии духовности.
-
Формирования у учащихся целостной картины мира.
-
Развития общей способности к творчеству.
-
Умение найти свое место в жизни.
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.
В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.
Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.
Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.
В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.
Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.
Новизна программы состоит в том, что занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.
Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.
Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.
Программа составлена на 1 год обучения и рассчитана для обучающихся 11-14 лет.
Цель: формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.
Задачи:
-
развивать творческие способности;
-
воспитывать чувство прекрасного, чувство цветовой гармонии;
-
повысить эмоциональную культуру учащихся; эстетическое отношение к природе;
-
способствовать расширению кругозора учащихся;
-
формировать графические навыки и умения;
-
воспитывать чувство коллективизма.
По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Знать:
-
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
-
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
-
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
-
способы разметки по шаблону и чертежу;
-
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
-
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,электрофрезера);
-
иметь понятие о конструировании и моделировании;
-
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
-
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
-
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
-
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
-
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
-
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
-
разные виды резьбы и их особенности;
-
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
-
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Уметь:
-
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
-
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
-
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
-
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
-
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
-
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
-
выполнять простейшие столярные операции;
-
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
-
выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
-
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
-
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
-
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
-
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
-
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
-
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Примерный учебно - тематический план.
1 год обучения
№
раздела
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Комплектование групп
3
0
3
I
Введение
3
3
0
1.1
Вводная беседа
1,5
1,5
0
1.2
Виды техники и их классификация
1,5
1,5
0
II
Основы технического моделирования
19,5
7,5
12
2.1
Материалы и инструменты, используемые в работе
6
1,5
4,5
2.2
Основы черчения
3
1,5
1,5
2.3
Способы изготовления плоских деталей моделей летательных аппаратов, парусных судов
3
1,5
1,5
2.4
Способы сборки деталей модели
4,5
1,5
3
2.5
Типы клеев, применяемые в моделизме. Способы склеивания
3
1,5
1,5
III
Изготовление простых моделей
37,5
6
31,5
3.1
Контурные модели самолетов, выполненные из картона
16,5
3
13,5
3.2
Стендовые модели парусных кораблей
21
3
18
IV
Изготовление изделий из фанеры и древесины
99
15
84
4.1
Художественное выпиливание
21
3
18
4.2
Художественная обработка древесины
18
3
15
4.3
Комбинация древесных материалов
18
1,5
16,5
4.4
Начальное моделирование
12
1,5
10,5
4.5
Азбука геометрической резьбы
3
1,5
1,5
4.6
Принципы токарной обработки деталей из древесины
12
1,5
10,5
4.7
Творческая работа
12
1,5
10,5
4.8
Экскурсии
3
1,5
1,5
V
Демонстрационная деятельность
4,5
0
4,5
Итого:
166,5
31,5
135
Содержание курса первого года обучения
Раздел I. Введение
Тема №1. «Вводная беседа»
Теория: Знакомство с обучающимися. Цель, задачи и содержание работы на учебный год. Правила безопасной работы с инструментами, используемыми на занятиях. История судостроения, Военно-Морского флота России. Классификация моделей. Основы морского дела.
Тема № 2. «Виды техники и их классификация»
Теория: Развитие науки и техники в XIX - XX веках. Знакомство с новыми терминами (шпонгоут, мачта, рубка, кнехт, ванты и др.). Виды техники и их классификация (военная, гражданская; воздушная, морская, сухопутная)
Методическое обеспечение занятий: Иллюстрации технических устройств кораблей, самолетов, военной и гражданской техники. Модели самолетов, судов и кораблей, выполненные выпускниками объединения.
Формы занятий: Беседа, викторина.
Формы подведения итогов занятий: Собеседование.
Раздел II. «Основы технического моделирования»
Тема №1. «Материалы и инструменты, используемые в работе»
Теория: Виды материалов: картон, фанера, древесина, пенопласт, пластик, жесть. Свойства материалов. Название и назначение инструментов, используемых в работе. Необходимый набор инструментов и материалов для изготовления моделей: ножовки, рубанки, ножи, лобзики, карандаши, линейки, клей, кисти, шило, ножницы, скрепки, булавки, наждачная бумага, напильники, краски, растворители, дырокол, кусачки, паяльник.
Практика: Обучение регулировке инструментов, используемых в работе. Практическое применение материалов и инструментов. Работа с инструментами с соблюдением правил безопасности.
Тема № 2. «Основы черчения»
Теория: Основные понятия о линиях чертежа (линии видимого и невидимого контура, осевые, линии сгиба). Виды симметрии (осевая и центральная симметрия) Построение симметричных и зеркальных фигур на плоскости. Деление окружностей на равные части. Масштаб. Теоретический чертеж модели.
Практика: Чтение условных обозначений чертежа, простановка размеров. Составление и чтение эскиза и простейшего чертежа. Работа с шаблонами, выкройками, развертками. Черчение основных видов линий.
Тема №3. «Способы изготовления плоских деталей моделей летательных аппаратов, парусных судов»
Теория: Способ увеличения и уменьшения размеров изображений плоских деталей моделей при помощи копировального аппарата. Правила техники безопасности при работе с режущим инструментом. Правила работы с картоном.
Практика: вычерчивание чертежей. Копирование деталей, Изготовление деталей с помощью шаблонов.
Тема №4. «Способы сборки деталей модели»
Теория: Различные способы сборки деталей модели. Виды «сухой» сборки деталей, её преимущества и недостатки. Разъёмные соединения. Очередность и правильность установки деталей модели.
Практика: Изготовление и подгонка плоских деталей модели, сравнение своей модели с моделью-образцом. Сборка деталей моделей самолетов, парусных судов.
Тема №5. «Типы клеев, применяемые в моделизме. Способы склеивания»
Теория: Знакомство с характеристикой клеев: «ПВА», «Момент-столяр», «Солид». Качество и скорость склеивания. Водостойкие и неводостойкие клеи. Техника клеевого соединения деталей в «замок».
Практика: Склеивание техникой в «замок» клеями «ПВА», «Момент-столяр», «Солид». Проверка качества склеивания деталей различными видами клеев.
Методическое обеспечение занятий: Материалы, инструменты, приспособления и принадлежности, необходимые для занятий. Модели самолетов и судов. Схемы простых деталей. Схемы простых моделей. Чертежи, шаблоны. Детские технические журналы с приложениями схем конструирования моделей.
Формы занятий: Лекция, практикум, самостоятельная работа.
Формы подведения итогов занятий: Собеседование, просмотр изделий с обсуждением.
Раздел III. «Изготовление простых моделей»
Тема №1. «Контурные модели самолетов, выполненные из картона».
Теория: История создания летательных аппаратов. Порядок изготовления контурной модели самолета. Приемы покраски и сушки изделий. Правила безопасности при работе с ножом и ножницами.
Практика: Изготовление контурной модели самолета, разметка фюзеляжа по шаблону. Вырезание корпуса. Изготовление крыльев. Изготовление стабилизатора и киля. Сборка модели на клей. Покраска модели гуашевыми красками. Запуски моделей с помощью рогатки.
Тема №2. «Стендовые модели парусных кораблей»
Теория: История судостроения, прошлого Военно-Морского флота России. Типы и назначение судов гражданского флота и кораблей военно-морского флота. Демонстрация моделей. Понятие о надстройке и корпусе модели.
Практика: Изготовление корпуса модели корабля по готовым шаблонам. Нанесение разметки контура надстройки модели на картон. Сборка изделия. Изготовление моделей парусных кораблей из пластика. Покраска и лакирование модели.
Методическое обеспечение занятий: Инструменты и принадлежности для проведения сборочных операций. Чертежи отдельных деталей моделей. Сборочные чертежи. Модели и иллюстрации технических устройств кораблей, самолетов, военной и гражданской техники.
Формы занятий: Дискуссия, консультация, практикум.
Форма подведения итогов занятий: Тестирование, просмотр изделий с обсуждением.
Раздел IV. «Изготовление изделий из фанеры и древесины»
Тема №1. «Художественное выпиливание»
Теория: Чертёжные инструменты. Виды и приёмы выполнения разметки. Общее понятие о производстве пиломатериалов. Изготовление фанеры. Свойства бумаги, картона, древесины. Основные ручные инструменты для работы в объединении. Назначение и устройство лобзика и приспособлений, применяющихся при выпиливании лобзиком. Виды клея и технология изготовления соединений на клею. Технология обработки поверхностей масляными лаками.
Практика: Выпиливание из фанеры лобзиком изделий с прямолинейными и криволинейными вырезами. Отделка изделий выжиганием.
Тема №2. «Художественная обработка древесины»
Теория: Рациональная разметка древесины. Приёмы пиления. Правила безопасности труда. Простейшие приспособления. Контроль формы и размеров готового изделия. Водные красители.
Практика: точение деталей, выпиливание деталей, сборка изделий, отделка изделий обжигом и лакокрасочными материалами.
Тема №3. «Комбинация древесных материалов»
Теория: Виды и способы соединений.
Практика: Древесностружечные и древесноволокнистые плиты, древесные пластики. Вторичное использование отходов.
Тема №4. «Начальное моделирование»
Теория: Общее представление о процессе создания машин /этапы/.
Практика: Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Понятие о геометрических фигурах. Понятие о развёрстках, выкройках. Изготовление деталей по шаблонам. Отделка деталей наждачной бумагой. Сборка деталей в изделие.
Тема №5. «Азбука геометрической резьбы»
Теория: Народные промыслы России. Орнамент, как основа украшения изделий.
Практика: Орнамент - узор, построенный на ритмическом чередовании различных элементов и спокойном их равновесии. Узор в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике. Узор из круглых и прямолинейных форм; узор из геометрических, растительных и животных форм. Декоративная переработка узоров. Составление узора.
Тема №6. «Принципы токарной обработки деталей из древесин.»
Теория: Породы и пороки древесины.
Практика: Заготовка материала. Работы на токарном станке по дереву. Устройство станка и техника безопасности при работе на нём. Токарные резцы. Технология точения. Способы и приёмы отделочных работ. Художественное оформление изделия.
Тема №7. «Творческая работа»
Теория: Выбор темы. Составление плана будущего изделия, подборка материала.
Практика: Практическая работа по выбору учащегося. Выполняется по интересующей теме, но с обязательным участием изделия /изделий/ в конкурсе-выставке.
Тема №8. «Экскурсии»
Теория: Запланированные выходы в лес, где сочетаются теоретические сведения.
Практика: Заготовка материалов к работе объединения.
Методическое обеспечение занятий: Инструменты и принадлежности для проведения сборочных операций. Чертежи отдельных деталей моделей, сборочные чертежи. Модели и иллюстрации технических устройств кораблей, самолетов, военной и гражданской техники. Чертежи креплений. Электросхемы, электромоторы.
Формы занятий: Традиционное занятие, практикум, исследование.
Формы подведения итогов занятий: Собеседование, демонстрация действующих моделей.
Раздел V. «Демонстрационная деятельность»
Практика: Подготовка моделей к выставке, рассказ о созданной модели, демонстрация действующих моделей. Участие в выставках, соревнованиях действующих моделей.
Методическое обеспечение занятий: Инструменты и принадлежности для проведения сборочных операций. Модели кораблей, самолетов.
Формы занятий: Традиционное занятие, соревнования, выставка.
Формы подведения итогов занятий: Просмотр изделий с обсуждением, выставка.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Содержание
Количество часов
Дата
Всего
Теория
Практика
1,2
Комплектование групп
3
0
3
Введение
3
3
0
3
Вводная беседа
План работы объединения. Правила поведения. Инструктаж по ТБ
1,5
1,5
0
4
Виды техники и их классификация
Знакомство с видами техники, их классификацией и основными различиями
1,5
1,5
0
Основы технического моделирования
19,5
7,5
12
5-9
Материалы и инструменты, используемые в работе
Знакомство с материалами и инструментами. Способы и приемы работы с инструментами.
6
1,5
4,5
10-11
Основы черчения
Составление технологической карты. Принцип работы по технологической карте.
3
1,5
1,5
12-13
Способы изготовления плоских деталей моделей летательных аппаратов, парусных судов
Способ увеличения и уменьшения размеров изображений плоских деталей моделей при помощи копировального аппарата. Изготовление деталей с помощью шаблонов.
3
1,5
1,5
14-16
Способы сборки деталей модели
Различные способы сборки деталей. Изготовление и подгонка плоских деталей модели.
4,5
1,5
3
17-18
Типы клеев, применяемые в моделизме. Способы склеивания
Знакомство с характеристикой клеев. Склеивание техникой «в замок», проверка качества склеивания различными видами клеев.
3
1,5
1,5
Изготовление простых моделей
37,5
6
31,5
19-24
Контурные модели самолетов, выполненные из картона
История создания летательных аппаратов. Изготовление контурно модели самолета. Разметка фюзеляжа по шаблону. Вырезание корпуса. Изготовление крыльев
9
1,5
7,5
25-29
Приемы покраски и сушки. Техника безопасности. Сборка модели на клей, покраска модели. Запуск модели с помощью рогатки.
7,5
1,5
6
30-35
Стендовые модели парусных кораблей
История судостроения прошлого военно-морского флота России. Изготовление корпуса модели корабля по готовым шаблонам. Нанесение разметки контура на картон.
9
1,5
7,5
36-41
Типы и назначение судов гражданского флота и кораблей военно-морского флота. Сборка изделия. Изготовление моделей парусных кораблей из пластика.
9
1
8
42-43
Демонстрация модели. Понятие о надстройке и корпусе модели. Покраска и лакирование моделей.
3
0,5
2,5
Изготовление изделий из фанеры и древесины
99
15
84
44-49
Художественное выпиливание
Чертежные инструменты. Виды и приемы выполнения разметки. Общие понятия изготовления фанеры. Выпиливание из фанеры лобзиком с прямолинейным вырезом.
9
1,5
7,5
50-55
Назначение и устройство лобзика и приспособлений. Выпиливания с криволинейными вырезами и сочетание вырезов.
9
1
8
56-57
Технология обработки поверхности лаками. Отделка изделий выжиганием.
3
0,5
2,5
58-63
Художественная обработка древесины
Рациональная разметка древесины, приемы пиления. Техника безопасности. Точение деталей.
9
1,5
7,5
64-69
Простейшие приспособления. Контроль формы и размеров. Выпиливание деталей. Отделка изделий обжигом и лакокрасочными материалами.
9
1,5
7,5
70-75
Комбинация древесных материалов
Виды соединений. Работа с древесностружечными и древесноволокнистыми плитами.
9
1
8
76-81
Способы соединений. Работа с древесными пластиками и вторичным использованием отходов.
9
0,5
8,5
82-85
Начальное моделирование
Общее представление о процессе создания машин. Понятие о контуре. Изготовление деталей по шаблонам.
6
1
5
86-89
Этапы процесса создания машин. Понятие о развертках и выкройках. Отделка наждачной бумагой. Сборка изделия.
6
0,5
5,5
90-91
Азбука геометрической резьбы
Орнамент как основа украшения изделия. Декоративная переработка узоров. Составление узора.
3
1,5
1,5
92-95
Принципы токарной обработки деталей из древесины
Породы древесины. Устройство станка и техника безопасности при работе на токарном станке. Работа на токарном станке по дереву.
6
1
5
96-99
Пороки древесины. Токарные резцы. Способы и приемы отделочных работ. Художественное оформление.
6
0,5
5,5
100-103
Творческая работа
Выбор темы. Составление плана. Практическая работа по выбору учащегося.
6
1
5
104-107
Подборка материала и участие изделия в конкурсе-выставке.
6
0,5
5,5
108-109
Экскурсии
Запланированных выход в лес. Заготовка материалов к работе.
3
1,5
1,5
110-112
Демонстрационная деятельность
Демонстрация готовых изделий учащихся
4,5
0
4,5
Итого:
166,5
31,5
135
Список литературы.
-
Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.
-
Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
-
Гришин В. Вырезаем ,выжигаем,выпиливаем из дерева. «Мартин» Москва 2007г
-
Дэниел р. Искусство выжигания по дереву. Издательство «Котэнт» Москва 2005г
-
Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983.
-
Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
-
Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. Москва 1991г.
-
Энтони Д. Резьба по дереву. АРТ- Родник 2004г