Программа кружка «Резьба по дереву»

"Описание материала: Программа была разработана с целью привлечения школьников к трудовой деятельности и развитию их творческих способностей. В объединении обучающиеся более широко изучают способы обработки древесины, изучают её свойства , пороки древесины, художественную обработку, отделку древесины, а так же хранение и обработку древесных материалов. Обучающиеся овладевают целостной системой умственных и практических действий. Осваивают логику и общую структуру профессиональной деятельности человека в условиях рыночной экономики.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.

« Лянторская средняя общеобразовательная школа №3»
















ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

НАПРАВЛЕНИЯ

« Резьба по дереву»



Автор-составитель:

Белик Владимир Александрович

учитель технологии







г.п Лянтор

2013г.





Пояснительная записка.

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии с учетом примерной программы по учебному предмету «Технология» 5-9 классы

( Примерные программы по учебным предметам. «Технология». 5-9 классы: проект - М. : Просвещение, 2010. - 96с. - (Стандарты второго поколения.) - ISNB 978-5-09-020557-3.) и примерной программы основного общего образования по технологии. Направление «Технический труд» (Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова, Технология. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М. Вентана-Граф 2008 г., стр.144-182)

Актуальность программы

Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная авторская программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:

  • Возрождения утраченной в период технократии духовности.

  • Формирования у учащихся целостной картины мира.

  • Развития общей способности к творчеству.

  • Умение найти свое место в жизни.

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.

В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.

Новизна программы состоит в том, что занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.

Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.

Программа составлена на 1 год обучения и рассчитана для обучающихся 11-14 лет.

Цель: формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.

Задачи:

  • развивать творческие способности;

  • воспитывать чувство прекрасного, чувство цветовой гармонии;

  • повысить эмоциональную культуру учащихся; эстетическое отношение к природе;

  • способствовать расширению кругозора учащихся;

  • формировать графические навыки и умения;

  • воспитывать чувство коллективизма.

По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,электрофрезера);

  • иметь понятие о конструировании и моделировании;

  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

  • разные виды резьбы и их особенности;

  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

  • выполнять простейшие столярные операции;

  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

  • выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;

  • проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

  • выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;

  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Примерный учебно - тематический план.

1 год обучения


раздела

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Комплектование групп

3

0

3

I

Введение

3

3

0

1.1

Вводная беседа

1,5

1,5

0

1.2

Виды техники и их классификация

1,5

1,5

0

II

Основы технического моделирования

19,5

7,5

12

2.1

Материалы и инструменты, используемые в работе

6

1,5

4,5

2.2

Основы черчения

3

1,5

1,5

2.3

Способы изготовления плоских деталей моделей летательных аппаратов, парусных судов

3

1,5

1,5

2.4

Способы сборки деталей модели

4,5

1,5

3

2.5

Типы клеев, применяемые в моделизме. Способы склеивания

3

1,5

1,5

III

Изготовление простых моделей

37,5

6

31,5

3.1

Контурные модели самолетов, выполненные из картона

16,5

3

13,5

3.2

Стендовые модели парусных кораблей

21

3

18

IV

Изготовление изделий из фанеры и древесины

99

15

84

4.1

Художественное выпиливание

21

3

18

4.2

Художественная обработка древесины

18

3

15

4.3

Комбинация древесных материалов

18

1,5

16,5

4.4

Начальное моделирование

12

1,5

10,5

4.5

Азбука геометрической резьбы

3

1,5

1,5

4.6

Принципы токарной обработки деталей из древесины

12

1,5

10,5

4.7

Творческая работа

12

1,5

10,5

4.8

Экскурсии

3

1,5

1,5

V

Демонстрационная деятельность

4,5

0

4,5

Итого:

166,5

31,5

135


Содержание курса первого года обучения

Раздел I. Введение

Тема №1. «Вводная беседа»

Теория: Знакомство с обучающимися. Цель, задачи и содержание работы на учебный год. Правила безопасной работы с инструментами, используемыми на занятиях. История судостроения, Военно-Морского флота России. Классификация моделей. Основы морского дела.

Тема № 2. «Виды техники и их классификация»

Теория: Развитие науки и техники в XIX - XX веках. Знакомство с новыми терминами (шпонгоут, мачта, рубка, кнехт, ванты и др.). Виды техники и их классификация (военная, гражданская; воздушная, морская, сухопутная)

Методическое обеспечение занятий: Иллюстрации технических устройств кораблей, самолетов, военной и гражданской техники. Модели самолетов, судов и кораблей, выполненные выпускниками объединения.

Формы занятий: Беседа, викторина.

Формы подведения итогов занятий: Собеседование.

Раздел II. «Основы технического моделирования»

Тема №1. «Материалы и инструменты, используемые в работе»

Теория: Виды материалов: картон, фанера, древесина, пенопласт, пластик, жесть. Свойства материалов. Название и назначение инструментов, используемых в работе. Необходимый набор инструментов и материалов для изготовления моделей: ножовки, рубанки, ножи, лобзики, карандаши, линейки, клей, кисти, шило, ножницы, скрепки, булавки, наждачная бумага, напильники, краски, растворители, дырокол, кусачки, паяльник.

Практика: Обучение регулировке инструментов, используемых в работе. Практическое применение материалов и инструментов. Работа с инструментами с соблюдением правил безопасности.

Тема № 2. «Основы черчения»

Теория: Основные понятия о линиях чертежа (линии видимого и невидимого контура, осевые, линии сгиба). Виды симметрии (осевая и центральная симметрия) Построение симметричных и зеркальных фигур на плоскости. Деление окружностей на равные части. Масштаб. Теоретический чертеж модели.

Практика: Чтение условных обозначений чертежа, простановка размеров. Составление и чтение эскиза и простейшего чертежа. Работа с шаблонами, выкройками, развертками. Черчение основных видов линий.

Тема №3. «Способы изготовления плоских деталей моделей летательных аппаратов, парусных судов»

Теория: Способ увеличения и уменьшения размеров изображений плоских деталей моделей при помощи копировального аппарата. Правила техники безопасности при работе с режущим инструментом. Правила работы с картоном.

Практика: вычерчивание чертежей. Копирование деталей, Изготовление деталей с помощью шаблонов.

Тема №4. «Способы сборки деталей модели»

Теория: Различные способы сборки деталей модели. Виды «сухой» сборки деталей, её преимущества и недостатки. Разъёмные соединения. Очередность и правильность установки деталей модели.

Практика: Изготовление и подгонка плоских деталей модели, сравнение своей модели с моделью-образцом. Сборка деталей моделей самолетов, парусных судов.

Тема №5. «Типы клеев, применяемые в моделизме. Способы склеивания»

Теория: Знакомство с характеристикой клеев: «ПВА», «Момент-столяр», «Солид». Качество и скорость склеивания. Водостойкие и неводостойкие клеи. Техника клеевого соединения деталей в «замок».

Практика: Склеивание техникой в «замок» клеями «ПВА», «Момент-столяр», «Солид». Проверка качества склеивания деталей различными видами клеев.

Методическое обеспечение занятий: Материалы, инструменты, приспособления и принадлежности, необходимые для занятий. Модели самолетов и судов. Схемы простых деталей. Схемы простых моделей. Чертежи, шаблоны. Детские технические журналы с приложениями схем конструирования моделей.

Формы занятий: Лекция, практикум, самостоятельная работа.

Формы подведения итогов занятий: Собеседование, просмотр изделий с обсуждением.

Раздел III. «Изготовление простых моделей»


Тема №1. «Контурные модели самолетов, выполненные из картона».

Теория: История создания летательных аппаратов. Порядок изготовления контурной модели самолета. Приемы покраски и сушки изделий. Правила безопасности при работе с ножом и ножницами.

Практика: Изготовление контурной модели самолета, разметка фюзеляжа по шаблону. Вырезание корпуса. Изготовление крыльев. Изготовление стабилизатора и киля. Сборка модели на клей. Покраска модели гуашевыми красками. Запуски моделей с помощью рогатки.

Тема №2. «Стендовые модели парусных кораблей»

Теория: История судостроения, прошлого Военно-Морского флота России. Типы и назначение судов гражданского флота и кораблей военно-морского флота. Демонстрация моделей. Понятие о надстройке и корпусе модели.

Практика: Изготовление корпуса модели корабля по готовым шаблонам. Нанесение разметки контура надстройки модели на картон. Сборка изделия. Изготовление моделей парусных кораблей из пластика. Покраска и лакирование модели.

Методическое обеспечение занятий: Инструменты и принадлежности для проведения сборочных операций. Чертежи отдельных деталей моделей. Сборочные чертежи. Модели и иллюстрации технических устройств кораблей, самолетов, военной и гражданской техники.

Формы занятий: Дискуссия, консультация, практикум.

Форма подведения итогов занятий: Тестирование, просмотр изделий с обсуждением.


Раздел IV. «Изготовление изделий из фанеры и древесины»

Тема №1. «Художественное выпиливание»

Теория: Чертёжные инструменты. Виды и приёмы выполнения разметки. Общее понятие о производстве пиломатериалов. Изготовление фанеры. Свойства бумаги, картона, древесины. Основные ручные инструменты для работы в объединении. Назначение и устройство лобзика и приспособлений, применяющихся при выпиливании лобзиком. Виды клея и технология изготовления соединений на клею. Технология обработки поверхностей масляными лаками.

Практика: Выпиливание из фанеры лобзиком изделий с прямолинейными и криволинейными вырезами. Отделка изделий выжиганием.

Тема №2. «Художественная обработка древесины»

Теория: Рациональная разметка древесины. Приёмы пиления. Правила безопасности труда. Простейшие приспособления. Контроль формы и размеров готового изделия. Водные красители.

Практика: точение деталей, выпиливание деталей, сборка изделий, отделка изделий обжигом и лакокрасочными материалами.

Тема №3. «Комбинация древесных материалов»

Теория: Виды и способы соединений.

Практика: Древесностружечные и древесноволокнистые плиты, древесные пластики. Вторичное использование отходов.

Тема №4. «Начальное моделирование»

Теория: Общее представление о процессе создания машин /этапы/.

Практика: Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Понятие о геометрических фигурах. Понятие о развёрстках, выкройках. Изготовление деталей по шаблонам. Отделка деталей наждачной бумагой. Сборка деталей в изделие.

Тема №5. «Азбука геометрической резьбы»

Теория: Народные промыслы России. Орнамент, как основа украшения изделий.

Практика: Орнамент - узор, построенный на ритмическом чередовании различных элементов и спокойном их равновесии. Узор в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике. Узор из круглых и прямолинейных форм; узор из геометрических, растительных и животных форм. Декоративная переработка узоров. Составление узора.

Тема №6. «Принципы токарной обработки деталей из древесин.»

Теория: Породы и пороки древесины.

Практика: Заготовка материала. Работы на токарном станке по дереву. Устройство станка и техника безопасности при работе на нём. Токарные резцы. Технология точения. Способы и приёмы отделочных работ. Художественное оформление изделия.

Тема №7. «Творческая работа»

Теория: Выбор темы. Составление плана будущего изделия, подборка материала.

Практика: Практическая работа по выбору учащегося. Выполняется по интересующей теме, но с обязательным участием изделия /изделий/ в конкурсе-выставке.

Тема №8. «Экскурсии»

Теория: Запланированные выходы в лес, где сочетаются теоретические сведения.

Практика: Заготовка материалов к работе объединения.

Методическое обеспечение занятий: Инструменты и принадлежности для проведения сборочных операций. Чертежи отдельных деталей моделей, сборочные чертежи. Модели и иллюстрации технических устройств кораблей, самолетов, военной и гражданской техники. Чертежи креплений. Электросхемы, электромоторы.

Формы занятий: Традиционное занятие, практикум, исследование.

Формы подведения итогов занятий: Собеседование, демонстрация действующих моделей.


Раздел V. «Демонстрационная деятельность»

Практика: Подготовка моделей к выставке, рассказ о созданной модели, демонстрация действующих моделей. Участие в выставках, соревнованиях действующих моделей.

Методическое обеспечение занятий: Инструменты и принадлежности для проведения сборочных операций. Модели кораблей, самолетов.

Формы занятий: Традиционное занятие, соревнования, выставка.

Формы подведения итогов занятий: Просмотр изделий с обсуждением, выставка.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Содержание

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

1,2

Комплектование групп


3

0

3





Введение


3

3

0




3

Вводная беседа

План работы объединения. Правила поведения. Инструктаж по ТБ

1,5

1,5

0





4

Виды техники и их классификация

Знакомство с видами техники, их классификацией и основными различиями

1,5

1,5

0






Основы технического моделирования


19,5

7,5

12


5-9

Материалы и инструменты, используемые в работе

Знакомство с материалами и инструментами. Способы и приемы работы с инструментами.

6

1,5

4,5


10-11

Основы черчения

Составление технологической карты. Принцип работы по технологической карте.

3

1,5

1,5


12-13

Способы изготовления плоских деталей моделей летательных аппаратов, парусных судов

Способ увеличения и уменьшения размеров изображений плоских деталей моделей при помощи копировального аппарата. Изготовление деталей с помощью шаблонов.

3

1,5

1,5


14-16

Способы сборки деталей модели

Различные способы сборки деталей. Изготовление и подгонка плоских деталей модели.

4,5

1,5

3


17-18

Типы клеев, применяемые в моделизме. Способы склеивания

Знакомство с характеристикой клеев. Склеивание техникой «в замок», проверка качества склеивания различными видами клеев.

3

1,5

1,5



Изготовление простых моделей


37,5

6

31,5


19-24

Контурные модели самолетов, выполненные из картона

История создания летательных аппаратов. Изготовление контурно модели самолета. Разметка фюзеляжа по шаблону. Вырезание корпуса. Изготовление крыльев

9

1,5

7,5






25-29


Приемы покраски и сушки. Техника безопасности. Сборка модели на клей, покраска модели. Запуск модели с помощью рогатки.

7,5

1,5

6


30-35

Стендовые модели парусных кораблей

История судостроения прошлого военно-морского флота России. Изготовление корпуса модели корабля по готовым шаблонам. Нанесение разметки контура на картон.

9

1,5

7,5


36-41


Типы и назначение судов гражданского флота и кораблей военно-морского флота. Сборка изделия. Изготовление моделей парусных кораблей из пластика.

9

1

8


42-43


Демонстрация модели. Понятие о надстройке и корпусе модели. Покраска и лакирование моделей.

3

0,5

2,5



Изготовление изделий из фанеры и древесины


99

15

84


44-49

Художественное выпиливание

Чертежные инструменты. Виды и приемы выполнения разметки. Общие понятия изготовления фанеры. Выпиливание из фанеры лобзиком с прямолинейным вырезом.

9

1,5

7,5


50-55


Назначение и устройство лобзика и приспособлений. Выпиливания с криволинейными вырезами и сочетание вырезов.

9

1

8


56-57


Технология обработки поверхности лаками. Отделка изделий выжиганием.

3

0,5

2,5


58-63

Художественная обработка древесины

Рациональная разметка древесины, приемы пиления. Техника безопасности. Точение деталей.

9

1,5

7,5


64-69


Простейшие приспособления. Контроль формы и размеров. Выпиливание деталей. Отделка изделий обжигом и лакокрасочными материалами.

9

1,5

7,5


70-75

Комбинация древесных материалов

Виды соединений. Работа с древесностружечными и древесноволокнистыми плитами.

9

1

8


76-81


Способы соединений. Работа с древесными пластиками и вторичным использованием отходов.

9

0,5

8,5


82-85

Начальное моделирование

Общее представление о процессе создания машин. Понятие о контуре. Изготовление деталей по шаблонам.

6

1

5


86-89


Этапы процесса создания машин. Понятие о развертках и выкройках. Отделка наждачной бумагой. Сборка изделия.

6

0,5

5,5


90-91

Азбука геометрической резьбы

Орнамент как основа украшения изделия. Декоративная переработка узоров. Составление узора.

3

1,5

1,5


92-95

Принципы токарной обработки деталей из древесины

Породы древесины. Устройство станка и техника безопасности при работе на токарном станке. Работа на токарном станке по дереву.

6

1

5


96-99


Пороки древесины. Токарные резцы. Способы и приемы отделочных работ. Художественное оформление.

6

0,5

5,5


100-103

Творческая работа

Выбор темы. Составление плана. Практическая работа по выбору учащегося.

6

1

5


104-107


Подборка материала и участие изделия в конкурсе-выставке.

6

0,5

5,5


108-109

Экскурсии

Запланированных выход в лес. Заготовка материалов к работе.

3

1,5

1,5


110-112

Демонстрационная деятельность

Демонстрация готовых изделий учащихся

4,5

0

4,5



Итого:


166,5

31,5

135


Список литературы.




  1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.

  2. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

  3. Гришин В. Вырезаем ,выжигаем,выпиливаем из дерева. «Мартин» Москва 2007г

  4. Дэниел р. Искусство выжигания по дереву. Издательство «Котэнт» Москва 2005г

  5. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983.

  6. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

  7. Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. Москва 1991г.

  8. Энтони Д. Резьба по дереву. АРТ- Родник 2004г


© 2010-2022