Программа ДО Художественная обработка материалов

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тулинская СО школа п.жд.ст.Тулюшка

Куйтунского района Иркутской области


Утверждена методическим советом

От17.09.2010г.

директор МОУ Тулинская СОШ

Голубева Г.П.


ПРОГРАММА КРУЖКА


«ЮНЫЙ СТОЛЯР:

художественная обработка материала»

Адаптирована на основе общеобразовательной программы «Художественная обработка материала». Рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Москва «Просвещение» 1997 г.


Возраст: 10-15 лет

Срок реализации: 1 год

Учитель технологии:

Якубчик А.Н.


2010 г.








Введение.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры современный человек должен обладать следующими качествами:

  • Интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;

  • Быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;

  • Инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью - необходимыми качествами делового человека;

  • Потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;

  • Умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем, диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе; высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).

Воспитание этих качеств предусматривает данная программа.

Современное производство требует людей творческих. Наука доказала, что подростки имеют огромные возможности, и от их раскрытия во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом. В каждом ребенке живет свой исследователь, свой изобретатель, который ждет, когда создадутся условия для творческой деятельности. Художественная обработка древесины - древнее ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. И для современного подростка - выполнение творческих проектов способствует раскрытию всех задатков личности, позволяет достичь вершин творчества и проявить себя. Создание проекта - от его зарождения и до получения готового изделия - развивает память, мышление, волю, настойчивость, целеустремленность; приучает к порядку, точности, аккуратности, находчивости и предприимчивости; создает возможности самостоятельных «открытий».

Выполнение творческих заданий связано с тем, что свободный от инерции мышления молодой ум способен создавать новые идеи, воплощать фантазию в реальную действительность. Пробудить дремлющие способности подростков, направить их в творческое русло - важнейшая задача программы.

Очень остро стоит проблема трудных детей. Это проблема появилась не случайно. Оказавшись отторгнутыми от ранее существующих детских и подростковых организаций, не имеющие возможность влиться в интересные для них объединение при центрах творчества, дети оказались в социальном вакууме. Ухудшение условий жизни большинства населения, не возможность найти работу, особенно на селе, социальное расслоение, не способность определенной части социума адаптироваться к изменившимся условиям привели к резкому обострению этой проблемы. Данная программа способствует привлечению детей разных социальных групп к участию в работе кружка, раскрытию их творческих, профессиональных наклонностей.

Пояснительная записка.

Целью трудового воспитания и обучения является привитие любви к труду и уважения к людям труда; формирование в процессе труда трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.

Программа составлена на основе общеобразовательной программы «Художественная обработка материала». Рекомендована Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Москва «Просвещение» 1997 г.

Возраст детей: 10-14 лет, срок реализации программы - 1 год. Из расчета 4 часа в неделю. Состав группы постоянный. Набор детей осуществляется по их желанию. Учащиеся 5 классов ещё не имеют навыков работы с древесиной. Остальные мальчики имею начальную подготовку на уроках технического труда. Способностей у детей разные.

В основе программы система личностно ориентированного подхода, позволяющего обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе лежат следующие принципы:

  • принцип самоактуализации - важно пробудить и поддержать стремление подростка к проявлению и развитию своих природных возможностей.

  • принцип индивидуальности - создание условий для формирования индивидуальности личности, учитывая индивидуальные особенности и всячески содействовать их развитию.

  • Принцип субъектности. Межсубъектный характер отношений должен быть доминирующим.

  • Принцип выбора - важно, чтобы подросток жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации процесса.

  • Принцип творчества и успеха - индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка и уникальность группы. Благодаря творчеству ребенок узнает о сильных сторонах своей личности, выявляет свои способности. Достижение успеха способствует формированию положительной Я-концепции.

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах художественной обработки материалов. Художественная деятельность подростков на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении изделий. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Работы могут быть изготовлены для дома, использованы для интерьера школы или коммерческих целей.

Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности подростков играет определяющую роль в их воспитании. При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических процессов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Художественная обработка материалов требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием. Одновременно с этим она представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием.

На занятиях кружка подростки получат первичные представления о мире труда и профессий. Проверить свои способности - очень важная задача для ребенка, так как правильный выбор профессии - это и укрепление здоровья, и удовлетворение результатами труда, и успех деятельности, и материальное положение.

Овладение технологиями обработки материалов, ремонтных работ позволит более экономично расходовать материалы, бережно относиться к родной природе.

Использование занимательных заданий на кружке - один из важных приемов развития у школьников положительной мотивации и познавательного интереса к труду взрослых, миру профессий. Задания представлены в занимательной форме и вызывают интерес у детей, способствуют развитию интереса у детей к творческому труду и удовлетворения их любознательности, для иллюстрации широких и самых различных практических применений знаний на практике.

Данная программа значительно облегчает организацию индивидуальной, групповой и фронтальной самостоятельной работы учащихся. Работа в малых группах, объединяющих сильного, среднего и слабого учеников, особенно эффективна, если проводится в состязательной игровой форме в непринужденной обстановке, а не на урочных занятиях.

Данная программа поможет подросткам учиться успешнее, развивать интерес и способности к самостоятельному мышлению и вырабатывать навыки самообразования.

Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были, максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных художественных видах обработки - резьба по дереву, работа с берестой, художественное точение, выжигание.

Цель:

  • Создание возможностей для творческого развития детей - раскрытие всех задатков личности, позволяющих достичь вершин творчества и саморазвития

Задачи:

Познавательные:

  • Способствовать формированию у подростков художественной культуры, творческой активности.

  • Раскрытие профессиональных склонностей и способностей детей.

Развивающие:

  • Развивать навыков самообслуживания, самоорганизации и самосовершенствования.

  • Развивать положительную мотивацию и познавательный интерес к миру труда.

Обучающие:

  • Помогать детям в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.

  • Отрабатывать навыки работы со столярным и другим инструментом

Воспитательные:

  • Создавать условия для самовоспитания и саморазвития личности.

  • Прививать любовь к труду и уважения к людям труда.

  • Воспитывать бережное отношение к природе, истории родного края.
























Тематическое планирование

п/п

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Работа с берестой

4


12


16


3.

Столярная подготовка поверхности древесины к отделке.

2

10

12

4.

Художественное точение

6


24


30


5.

Резьба по дереву

6

24

30

6.

Выжигание

2

8

10

7.

Отделка древесины лакокрасочными материалами

2

20

22

8.

Выставка

-

6

6

Итого:



128

Содержание программы:

  1. Вводное занятие (2 ч.)

Знакомство с целями и задачами кружка. Обсуждение плана кружка. Тест-диагностика. Деревообработчик - одна из древнейших профессий. Правила техники безопасности. Профессия резчика по дереву.

  1. Работа с берестой (16ч.)

История возникновения изделий из бересты. Понятие о бытовых украшений. Материалы, инструменты и приспособления для работы с берестой. Техника безопасности. Места заготовки бересты. Способы заготовки. Хранение бересты. Изготовление подрезной доски. Обработка бересты, основные приемы, элементы орнамента. Прорезная береста. Изготовление изделий из бересты.

  1. Столярная подготовка поверхности древесины к отделке (12ч.)

Обработка поверхностей деталей ручными инструментами. Техника безопасности. Знакомство с механизированной подготовкой поверхностей. Ручное и механическое выпиливание. Подготовка древесины под следующую отделку (порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов и т.д.)

  1. Художественное точение (30ч.)

История возникновения точения. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Приемы точения изделий различной конфигурации.

  1. Резьба по дереву (30ч.)

Понятие о видах резьбы (плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная и домовая). Материалы, применяемые для резьбы по дереву, условия их выбор. Подготовка материала. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.

Геометрическая резьба. Элементы геометрической резьбы. Техника безопасности. Техника выполнения трехгранных выемок, скобчатых лунок. Выполнение простейшего орнамента. Особенности техники контурной резьбы.

  1. Выжигание (10ч.)

Сущность выжигания. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Нанесения рисунка. Технология выполнения операций по выжиганию. Выжигание орнаментальных композиций с помощью выжигания. Профессия - мастер-выжигальщик. Техника безопасности.

  1. Отделка древесины лакокрасочными материалами (22ч.)

Воскование (отделка под воск). Лакирование (виды лаков, область их применения, технология покрытия поверхностей лаками, условия и правила техники безопасности. Полирование. Отделка изделий морилкой, краской.

  1. Выставка. (6 ч.)

Отбор лучших работ на выставку. Оформление выставки. Выставка.




Практические работы.

Выбор или самостоятельная разработка эскизов изделий для художественной последующей отделки. Подготовка поверхности изделия под художественную обработку. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Художественная отделка поверхностей изделий ( выжигание, геометрическая резьба). Отделка древесины различными способами. Заготовка бересты, изделия из бересты.

Примерный перечень изделий.

Игрушки, разделочные доски, шкатулки, подсвечники, подставки под горячую посуду, полочки, подносы, блюда, вазы, рамки, украшения из бересты, цветы и туески.


Условия реализации программы:

  1. Наличие столярной мастерской.

  2. Токарные станки для точения древесины.

  3. Выжигательные аппараты.

  4. Лакокрасочные материалы.

  5. Заготовки древесины.

  6. Обучающие таблицы.

    1. «Элементы геометрической резьбы».

    2. «Виды розеток».

    3. «Формы разделочных досок».

    4. «Последовательность разметки розетки».

    5. «Формы декоративных блюд».

    6. «Инструкционная карта на изготовление вазы».

  7. Столярные инструменты (стамески, долота, рубанки, ножовки, киянки и др.)

  8. Средства защиты (спец.одежда, очки для работы на станках).

  9. Средства для уборки помещения (щётка-сметка, щетки для уборки пола, совок, ящик для мусора)

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

  • Столярная (ручная и механическая) подготовка поверхности древесины к отделке.

  • Отделка древесины лакокрасочными материалами (воскование, полирование)

  • Виды орнаментов и узоров.

  • Время заготовки бересты.

  • Свойства бересты.

  • Свойства материала

  • Инструмент для точения

  • Устройства станка

  • Технику безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • Выбирать самостоятельно, разрабатывать рисунки для художественной отделки изделий.

  • Подготавливать поверхности изделий под художественную обработку.

  • Осуществлять художественную отделку поверхности изделия геометрической резьбой.

  • Правильно хранить заготовленную бересту

  • Работать инструментами для обработки бересты.

  • Украшать изделия прорезной берестой.

  • Владеть приемами точения.

  • Выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для выжигания.

  • Владеть приемами выжигания.

Диагностика ЗУН:

  1. Тест-дигностика.

  2. Анкета для родителей.

  3. Наблюдение за учащимися.

  4. Участие в выставке ДПИ.

  5. Выставка поделок на общешкольных родительских собраниях и в ДК.

  6. Изготовление подарков к 8 марта и 23 февраля.

  7. Изготовление призов для школьных конкурсов.

Список литературы для детей:

  1. Гусарчук Д.М. 300 любительских художественных работ по дереву. Москва. «Лесная промышленность». 1985 г.

  2. Журнал «Сделай сам».

  3. Ёлкин В. Дерево рассказывает сказки. «Москва. «Просвещение», 1971г.

  4. Книга для мальчиков. Москва. «Колос». 1997 г.

  5. Милюков С.В. Как научиться резьбе по дереву. Москва. «Труд». 1968 г.

  6. Энциклопедия «Подарки» Москва. АСТ Пресс. 1999г.

Список литературы для педагога:

  1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5-8 класс.. Пособие для учителей и учащихся.- М.: Школьная Пресса, 2004- 64 с., с ил. - («Школа и производства. Библиотека журнала»; Вып.17,26, 20)

  2. Григорьев М.А. Справочник молодого столяра и плотника: Учебное пособие для профтехучилищ. - 2-е изд., перераб. И дополн.- М. Лесная помышленность, 1984.- 239 с., илл

  3. Журнал «Школа и производство».

  4. Занятия по техническому труду: Пособие для учителя труда 4 кл. / Г.Б.Волошин, А.А.Воронов, А.И.Гедвилло и др.; Под ред. Д.А.Тхоржевского.-М.:Просвещение, 1985.-128 с., с ил.

  5. Засядько Ю.П. Технология 8 класс (мальчики) по учебнику Симоненко В.Д./ Сост. Ю,П.Засядько._ Волгоград: Учитель_АСТ, 2003.-96с.

  6. Самородский П.С., Симоненок В.Д., Тищенко А.Т. Технология: Учебник для учащихся 6, 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2001-176 с.: с ил.

  7. Технология: поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В.Д.Симоненко. 5-7 кл./авт.-сост.Ю.А.Жадаев, А.В.Жадаева. - Волгоград: Учитель, 2006.- 205с.















Приложение:

1.Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Ваши дети посещают кружок «Художественная обработка древесины». С целью более эффективной работы с Вашими детьми просим Вас ответить на предложенные вопросы. Ваши ответы помогут нам правильно и более эффективно организовать работу кружка и помогут лучше узнать Вашего ребенка

1.Ф.И. Вашего ребенка__________________________________________

2.Состояние здоровья Вашего ребенка (подчеркните): а) практически здоров; Б) есть ли хронич. заболевания, при которых противопоказан какой-либо вид деятельности(да, нет, не знаю); В) стоит ли на учете у врача-специалиста

3.Занятия в свободное время(подчеркните): А) посещает предметные кружки Б) посещает творческие кружки; В) самостоятельно работает по учебным предметам Г) занимается искусством(музыка, пение, живопись, театр) Д) любит читать литерат. (научно-популярную, худож., детективы, фантастику)

4..Проявились ли у него способности к творческому трудуподчеркните) да, нет, не знаю

5.Проявляются ли у вашего ребенка следующие качества: А)разражительность, Б) вспыльчивость, Г)возбудимость, Г) впечатлительность, Д)плаксивость, Е)вялость, Ж)равнодушие, З) веселость, И)бодрость, К)добродушие, Л)спокойствие.

6.Проявляются ли у Вашего ребенка достаточно ярко такие черты характера: А)усидчивость, Б)трудолюбие, В) аккуратность, Г)исполнительность, Д)инициативность, Е)наблюдательность, Ж)дисциплинированность, З)настойчивость, И)решительность, К)самостоятельность, Л)собранность, М)честность, Е)эгоизм, О)леность, П)неувереннсость, Р)застенчивость, С)замкнуитость, Т)лживость, У)развязность, Ф)грубость.

7.Удобен ли Вам и Вашему ребенку режим занятий кружка «ХОМ»: да, нет (предложите свой) ____________________________________________________________________________

8. Ваши предложения и пожелания:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!

2.Тест-диагностика «Сфера интересов детей»


  1. Общение с друзьями.

  2. Общение в семье.

  3. Общение с учителями.

  4. Общение с противоположным полом.

  5. Общение с природой.

6. Учеба.

7. Спорт, ЗОЖ.

8. Домашний труд.

9. Бизнес.

10. Живопись, лепка, макраме и т.д.

11 Технический труд.

12. Изготовление своими руками каких-либо изделий.

13. Походы.

14. Экскурсии, краеведение.

15. Самовоспитание личности.

16. Коллектив класса.

17. TV, радио, музыка, кино, одежда.

18. Чтение худ. литературы.

  1. Ничегонеделание.

3. Техника безопасности.

  1. Работать всегда следует в спецодежде.

  2. Занимать и оставлять рабочее место, начинать и заканчивать работу только с разрешения учителя.

  3. Внимательно и четко выполнять требования педагога.

  4. Перед выполнением задания надо проверить состояние рабочего места, наличие и исправность инструментов. Работать можно только с исправным инструментом.

  5. Инструменты и приспособления следует хранить отдельно и располагать вокруг верстака на стеллажах или тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. При этом наиболее часто применяемые инструменты располагаются ближе к месту работы в зоне досягаемости рук.

  6. Нельзя пробовать пальцами острые кромки режущих иснтрументов.

  7. В случае ранения, а также при недомогании нужно немедленно обратиться за помощью к педагогу.

  8. Задания нужно выполнять аккуратно, экономно использовать материалы.

  9. После завершения работы необходимо очистить инструмент, убрать рабочее место, почистить спецодежду, вымыть руки.

  10. Закончив работу, верстак следует очищать щеткой-сметкой от опилок, стружек, пыли.

  11. При работе с выжигательным прибором, необходимо делать перерыв по 2-3 мин. через каждые 10-15 минут работы.

  12. При работе с красками и растворителями не допускать попадания на кожу, особенно на царапины и ссадины.

  13. Нельзя хранить краску и работать с ней вблизи нагревательных приборов.

  14. нельзя держать левую руку вблизи режущего инструмента.

  15. Не следует прилагать больших усилий при резании стамеской.


© 2010-2022