Методическая разработка для учителей технологии и ИЗО «Живопись растениями (ошибана)»

Данный материал содержит методические рекомендации для учителей изобразительного искусства и технологии по теме «Живопись растениями (ошибана). В разработке рассказывается об истории искусства «ошибана», о способах заготовки природного материала для изготовления панно, об оборудовании, необходимом для выполнения данных работ, излагается последовательность выполнения работы на примере выполнения натюрморта из сухих растений, а также  материал содержит фотографии работ выполненные учащимися на уро...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Методическая рекомендация

тема: Живопись растениями(ошибана)





Автор: Басалаева Татьяна Федоровна

учитель технологии МБОУ «Верх-Тайменская ООШ»



Содержание

Введение 3

1. История искусства «ошибана» 4-5

2.Заготовка природных материалов 6

3.Оборудование 7

4. Последовательность выполнения работ на примере выполнения натюрморта 8-10

Заключение 11

Список использованной литературы 12

Приложение 1 Работы, выполненные обучающимися (презентация)Введение

В последние годы уделяется большое внимание изучению различных видов народного декоративно - прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой местных растительных материалов - цветов, листьев, травы, коры деревьев.

Ошибана - древнее искусство создания картин с помощью красок природы. Эти картины, выполнены с использованием природных материалов. Искусство зародилось в Японии и долгие века им занимались исключитель мужчины. Лишь в последние столетия к этому искусству приобщились и женщины.
В Советском Союзе в 50-х годах З.Мамонтова положила начало гербаризации растений. С тех пор искусство ошибана медленно, но уверенно набирает обороты и в наших странах. В последнее десятилетие искусство стало популярным и теперь, наверное, в каждой стране можно найти любителей и профессионалов, которые творят прекрасное из обычных листиков и цветочков.
Художественные работы из природного материала близки и понятны широкому кругу зрителей и играют большую роль в эстетическом воспитании школьников.

Цель работы - изучить технологию обработки природных материалов в технике ошибана и возможность работы с данным материалом на уроках технологии и во внеурочной деятельности в основной школе.

Задачи:

1. Изучить историю художественной обработки природных материалов.

2. Рассмотреть способы заготовки природных материалов.

3. Изучить основные этапы выполнения натюрморта в технике «ошибана».

4. Выяснить, какое оборудование необходимо для работы.

5. Рассмотреть правила техники безопасности.


  1. История искусства «ошибана»

Ошибана - это вид изобразительного искусства, рожденного флористикой. У нас флористика появилась восемь лет назад, хотя в Японии существует более шестисот лет. Когда-то в средние века самураи постигали путь воина. И ошибана была частью этого пути, такой же, как написание иероглифов и владение мечом. Смысл ошибаны заключался в том, что в состоянии тотального присутствия в моменте (сатори) мастер создавал картину из сухоцветов (пресованых цветов). Потом эта картина могла служить ключом, проводником для тех, кто был готов войти в безмолвие и пережить то самое сатори.
Суть искусства "ошибана" состоит в том, что, собирая и засушивая под прессом цветы, травы, листья, кору и наклеивая их на основу, автор создает при помощи растений поистине произведение "живописи". Другими словами, ошибана - это живопись растениями.
Художественное творчество флористов основано на сохранении формы, цвета и фактуры растительного засушенного материала. Японцы разработали методику предохранения картин «ошибана» от выгорания и потемнения. Суть ее в том, что между стеклом и картиной откачивается воздух и создается вакуум, который не дает растениям портиться.
Привлекает не только нетрадиционность этого искусства, но и возможность проявить фантазию, вкус, знание свойств растений. Флористы выполняют орнаменты, пейзажи, натюрморты, портреты и сюжетные картины.

Интересно отметить, что в нашей повседневной жизни также можно найти элементы древнего восточного искусства Ошибана. Очевидно, каждый из нас помнит, как собирал и засушивал листья и цветы для составления гербария при выполнении традиционного задания к школьному уроку биологии. Несмотря на то, что на сегодняшний день абсолютно любые виды привычных и экзотических цветов доступны круглый год, европейская традиция украшать домашние интерьеры букетами и композициями из сухих растений успешно прижилась в России и продолжает развиваться. А любая девушка, наверняка, хотя бы однажды сохраняла между журнальными страницами лепестки подаренной кавалером розы в память о приятном свидании. Ведь сколько ярких воспоминаний рождают в душе цветы, случайно найденные в книге! Море приятных эмоций может принести и приложенная к подарку оригинальная открытка, выполненная из сухих цветов.

Составление композиций Ошибана требует от человека достаточно глубокого погружения в определенное состояние, так как образ, который рождается в процессе творчества, несет в своей основе всю гамму ощущений автора, его создающего. Именно эти эмоции потом передаются другому человеку, созерцающему сотворенное изображение, и позволяют ему почувствовать и «услышать» рисунок.

Кроме Японии, прессованная флористика развита во многих странах Европы и США. В России искусство Ошибана стало популярно и доступно не так давно, но интерес к данному виду творчества активно растет. Ведь Ошибана - это безграничный способ выражения эмоций и чувств, возможность проявить художественный вкус, фантазию и знание свойств растений. С помощью сухих цветов можно составлять икебаны на плоскости, рисовать пейзажи, натюрморты, портреты, сюжетные картины и создавать необычные цветочные композиции. При этом необязательно быть художником и иметь специальное образование, ведь творить в союзе с природой может каждый человек.



  1. Заготовка природных материалов

Все времена года дарят художнику-флористу уникальный рабочий материал. Но эта хрупкая красота недолговечна, и чтобы сохранить ее на долгие годы, необходимо научиться правильно собирать и засушивать растения. Лучше собирать растения на разных стадиях их развития, это обогатит палитру. Тогда для работы будет возможность использовать разные цвета одного и того же растения. Растения, собранные ранней весной, при высушивании темнеют. Их с успехом используют в работе, так как почерневший материал смотрится графичней, выразительней и контрастней зеленого, который, к тому же, быстро выгорает. Осенью благодатное время для сбора материала, так как в растениях происходит значительная потеря влаги. Ценный материал для работы можно найти и в зимние месяцы, та же пожухлая трава, выглядывающая из-под снега, даст замечательный цветовой эффект. Домашние растения так же дают немало материала для работы флориста. Увядающие соцветия герани (пеларгонии) прекрасно сохраняют природный цвет при досушивании, хороши при создании натюрморта, коричневато-бежевые листья диффенбахии со светлыми пятнами незаменимы при создании фона.

Большинство растений лучше всего сохраняют цвет и форму, если они собраны в первые дни цветения. Это особенно важно при сборе таких нежных цветов, как мак, лен, василек, шиповник. А, к примеру, соцветия цинний или георгинов срывают тогда, когда распустятся все лепестки. Собирать материал можно только в сухую погоду, так как влага, попавшая на растения, даст бурый цвет при засушивании. Растения в несколько слоев перекладывают бумагой и кладут под груз в сухом помещении. Важно периодически менять отсыревшую бумагу. При возможности хорошо использовать сушильный шкаф с гербарными сетками, тогда процесс сушки значительно упрощается. Летом растения можно сушить на чердаке, под крышей.


  1. Оборудование

Подготовка к занятию ошибаной будет включать следующие пункты:
Для начала выберете просторное, хорошо освещенное место, где вам будет удобно расположить достаточное количество предметов.
1. Занятие предполагает наличие клея (обычно используется клей ПВА, т.к. он не оставляет после себя каких-либо заметных следов, то есть почти прозрачный после высыхания), поэтому желательно рабочее место застелить бумагой, для предохранения ваших столов.
2. Кисточка для приклеивания больших листиков, пластиковая, тоненькая (диаметром не более миллиметра) полочка или спица для нанесения малого объема клея.
3. Пинцет для взятия и удержания мелких деталей. И вообще это не заменимая ни чем принадлежность, листья достаточно хрупкий материал и в руках часто ломаются, да и сами руки остаются чистыми от клея.
4. Ножницы - желательны не тугие и с прямыми концами.
5. Две тряпочки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная.

6.Канцелярский нож для резания бумаги.
Кроме всего этого оборудования, Вам понадобятся альбомы, с цветными и простыми карандашами. В альбомах делаются записи, зарисовки, наклейки и все то, что необходимо Вам для последующих работ.




4. Последовательность выполнения работ на примере выполнения натюрморта

Несложные аппликации выполняют без эскиза. Аппликации со сложным сюжетом, большим количеством деталей надо выполнять по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и соответствует ее размерам. В эскизе особое внимание следует уделять его общей композиции. Хорошо продуманная композиция, т.е. размещение того, что надо изобразить, - залог успеха аппликации.

На ватман легкими линиями наносятся контуры эскизного рисунка, так как первоначальный замысел может измениться. С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов пропорций, а также ритм, иногда - симметрия). При составлении эскиза важно определить композиционный центр аппликации.

Не следует усложнять аппликацию излишними, а также мелкими деталями, так как в их изображении трудно добиться точности.

Следующий этап предполагает выполнение фона. Так как сюжет несложный, нужно постараться, чтобы фон был интересным и разнообразным. Листья клеятся внакладку, так, чтобы места стыка листьев образовывали необычный, причудливый узор. Но, в то же время этот узор не бьет в глаз и создает эффект прозрачной акварели. В нижней части картины делаем тени из листьев насыщенного цвета, стараясь расположить оттенки так, чтобы переходы от светлого к темному были постепенными. Природа распорядилась так, что практически нет ни одного одинакового листка, поэтому фон , составленный из листьев, получается разнообразным и интересным, почти помимо нашего желания.

Скатерть делаем из светлых листьев разных оттенков. Кувшин - из красных и черных листьев. Блик на кувшине можно поставить любым светлым материалом. Дл темного фона букета в кувшин вставляем темные резные листики, они создадут тени внутри букета.

Для создания букета используем мелкие полевые цветы (голубые незабудки, ромашки, спирею и пр.) и травы, которые придают изящность композиции. Длинные графические травинки, как бы парящие над букетом и небрежно брошенные на стол, сместят симметричность композиции и придадут ей живость и движение.

Из целых форм растений можно составить и сложные композиции букетов. Их готовят в определенной последовательности. Начинают с составления контура композиции - раскладывания элементов, обрамляющих картину. Для этой цели хороши ажурные растения: зонтичные, папоротники; они придают аппликации легкость, воздушность.
Далее заполняют внутреннюю часть картины. Укладывают растения от краев к центру. При этом необходимо следить за тем, чтобы нижняя часть каждого растения была прикрыта верхней частью следующего, т.е. образовывалась чешуя. В работе большое значение имеет размещение центральных элементов композиции. Закреплять сразу на фоне не рекомендуется. Надо составленную композицию прикрыть листом бумаги и через некоторое время внимательно посмотреть на нее. Если композиция составлена удачно, правильно, можно приступать к закреплению растений.

Заключение

Среди учащихся все большую популярность приобретают творческие объединения по декоративно-прикладному искусству, где в интересном творческом труде осуществляется художественная обработка многих природных материалов.

Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Оно способствуют гармоническому развитию подростков, воспитанию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству. Взяв в руку резец или чекан, сделав первый узор, ученик испытывает радостное изумление, обнаруживая, что он может создавать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированию эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. В процессе создания декоративного изделия дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению и другим предметам, преподаваемым в школе.

В результате преобразования материалов в декоративные формы и образы у детей формируются художественные трудовые навыки. Они познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности. На этих занятиях элементы эстетического и трудового воспитания настолько взаимосвязаны, что трудно разделить, когда развиваются художественные навыки, а когда трудовые. Здесь органично сочетается решение творческих задач с необходимостью овладения приемами специфических ремесел, с приобретением определенных трудовых навыков при воплощении замыслов в том или ином материале.

В процессе художественной обработки природных материалов вырабатывается точность и координация движения. Ряд операций в процессе художественной обработке материалов помогает выработать устойчивость руки.

Итак, работа над изделиями декоративно-прикладного искусства, является одним из активных средств эстетического и трудового воспитания школьников. Процесс труда по художественной обработке материалов с его ритмом, темпом, игровым оформлением увлекает учащихся, содействует выявлению их способностей. Приобретают умение самостоятельно трудиться, стремление создать прекрасное. Результаты труда приносят детям творческое удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. У школьников происходит углубление эстетических, трудовых и политехнических знаний, формирование ряда специальных навыков культуры труда, пробуждение интереса к профессиям. Такие занятия способствуют формированию универсальных способностей, творческой направленности в трудовом процессе, то есть таких качеств личности, которые потребуются выпускникам школы и в дальнейшей жизни каким бы видом деятельности они не занимались.

В работе достигнута основная цель, изучена технология художественной обработки природных материалов и возможность работы с данным материалом на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. Изучена история художественной обработки и способы заготовки природных материалов, рассмотрены способы заготовки природных материалов, основные этапы работы, а так же оборудование необходимо для работы и правила техники безопасности.

Список использованной литературы


  1. Белецкая Л.Б. Креативные картины из природных материалов ,М: Эксмо, 2006.

  2. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. / А.С. Хворостов. - М: Просвещение, 1981.

  3. florio-fashion.com/

  4. moikompas.ru

  5. forum.hobbyportal.ru/viewtopic.php?t=246

  6. oshibana.at.ua








Приложение1


Методическая разработка для учителей технологии и ИЗО «Живопись растениями (ошибана)»

Рис.1 Натюрморт «Анютины глазки», работа Бобрышевой Анжелы














Методическая разработка для учителей технологии и ИЗО «Живопись растениями (ошибана)»


Рис.2 Сирень Работа Гущиной Дарьи









Методическая разработка для учителей технологии и ИЗО «Живопись растениями (ошибана)»



Рис.7\3 Натюрморт с полевыми цветами, работа Беляниной Ксении





Методическая разработка для учителей технологии и ИЗО «Живопись растениями (ошибана)»



Рис.4 Букет гвоздики, работа Гущиной Дарьи









© 2010-2022