Творческий проект на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий проект на уроках технологии

Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить - значит трудиться.

В. Гюго

Проектный метод обучения является сердцевиной методики технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную и общественную значимость. Теория и практика проектного подхода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Кроме того, создается положительная мотивация для самообразования. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.

Проектный метод обучения не открытие, а повторение уже имеющегося опыта на более высоком уровне развития человека. Во второй половине XX века он активно применялся в сельскохозяйственных школах США под названием «метод проблем» (термин «проект» узаконен в 1911 г.).

Основой метода проектов были педагогические концепции американского педагога, психолога, ведущего представителя философии прагматизации Джона Дьюи. Его взгляды выражались в том, что вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Ученый азработал теорию воспитания, направленную на формирование личности, приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы «свободного предпринимательства».

Продолжателем школы Дьюи были педагоги В. Х. Кильпатрик и Э. Д. Кельмигс. В начале 20-х гг. проектный метод стал широко применяться в школах России, его развитие связано с именами отечественных педагогов Л. Э. Левина, П. П. Блонского, С. Т. Шатского. Идея «американизма», переработанная ими в тех условиях, была основным направлением работы данной группы педагогов. Ими были определены основные элементы метода проектов, это:

 реальный опыт ребенка, выявленный учителем;

 организованный опыт, основанный на знании учителя о способностях ребенка;

 соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания ребенка);

 упражнения, развивающие нужные умения и навыки ребенка.

Сторонники метода проекта провозгласили его единственным средством преобразования школы-учебы в школу жизни. Универсализация метода привела к составлению и изданию комплексно-проектных программ для школ. Однако из-за допущенных перегибов, придания политической направленности внедрение метода проектов в советской школе оказалось неудачным, и в 1931 году данный метод был осужден и больше не применялся. Не последнюю роль в этом сыграл один из краеугольных постулатов проектного метода, который заключался в том, что «школьные проекты представляли собой как бы копии различных сторон хозяйственной жизни страны, чем обусловлено служебное подчинение им так называемых школьных предметов, как-то: письма, счета и чтения». При таком подходе к учебному процессу систематическое изучение основ наук подменялось участием в различных кампаниях, начиная от выращивания овощей и кончая подготовками к празднованию различных юбилеев. Такой метод обучения был справедливо отвергнут школой. Однако, как это бывает в жизни, одновременно были забыты и многие ценные педагогические находки.

Возрождая метод проекта, мы, по существу, ставим ту же задачу, что была провозглашена его основоположниками. По мнению профессора В. Х. Кильпатрик, она заключается в воспитании человека, «умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнять». Одновременно перед нами возникают те же трудности, которые не позволили широко внедрить проектный метод в американской школе. К ним относится: необходимость наличия специальных мастерских и материалов, разносторонней подготовки учителя, непроработанность вопросов о способах организации деятельности, контроля и др.

Несмотря на то что опыт реализации названного выше проекта довольно полно освещен в ряде педагогических журналов, для внедрения проектного метода в школах его отнюдь не достаточно.

В стандарте общего образования по технологии при изучении предмета в 5-11 классах отводится 16 часов на освоение темы «Творческие проект» в IV учебной четверти. Так как этого обычно бывает недостаточно, то рекомендуется перенести изучение темы «Творческие проекты» на III учебную четверть в объеме 20 часов. Организация выставки работ учащихся в конце четверти привлечет много внимания, позволит выбрать и проанализировать ученические работы для участия в районных городских конкурсах творческих проектов. Рекомендации к каждому уроку полностью раскрывают специфику изучения раздела «Творческие проекты» учебника «Технология» под редакцией В. Д. Симоненко.



© 2010-2022