Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению. 5 класс. 1 четверть

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) для 5 класса.

Составил: Дятлов В.В. учитель профессионально - трудового обучения.













Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 классы под ред. В.В. Воронковой ( 2011 год издания), авторы программы - С.Л. Мирский, Б.А. Журавлёв. Использован учебник - учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы, Москва «Просвещение», 1988 г.(автор - Б.А. Журавлёв). Также при составлении рабочей программы использовалось методическое пособие «Развёрнутое тематическое планирование Столярное дело» (для коррекционных учреждений VIII вида: 5-9 классы), автор - О.В. Павлова.

По программе проводится 6 уроков в неделю. За год по учебному плану - 204 урока. По рабочей программе - 198 часов в соответствии с расписанием и годовым календарным графиком.

Обучение профессиональному труду направлено на решение следующих задач:

-воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);

-уважение к людям труда;

-сообщение знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

- формирование организационных умений в труде - вовремя приходить на занятия, организованно входить в кабинет, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

-предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики руки.

В первую очередь, программа по профессионально - трудовому обучению рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII типа. Цель программы - подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного изделия»). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.

Требования к уровню подготовки учащихся (знания и умения) определены по каждой теме и представлены в поурочном планировании.

Тематическое планированиеуроков «Профессионально-трудового обучения(столярное дело)» для 5 класса

Наименование раздела

Содержание

Количество

часов

1 четверть - 48 часов

1

Вводное занятие

Вводный инструктаж по охране труда. Задачи обучения в 5 классе. Распределение рабочих мест. Обязанности учащихся. План работы на четверть.

1 час

2.

Пиление столярной ножовкой

Столярные инструменты и приспособления: виды и назначение. Устройство и правила пользования столярными инструментами (измерительная линейка, столярный угольник, стусло, столярная ножовка). Устройство и назначение столярного верстака. Организация рабочего места столяра. Правила работы на верстаке. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Материалы для изготовления изделия (древесина, шлифовальная шкурка, водные краски). Инструменты (линейка, угольник, стусло, ножовка). Технический рисунок изделия. Пиление как одна из основных столярных операций. Инструмент для пиления. Столярная ножовка. Правила безопасности при пилении ножовкой. Приёмы пиления столярной ножовкой. Пиление поперёк волокон в стусле. Пиление под углом в стусле. Виды брака при пилении. Последовательность изготовления изделия. Понятие плоская поверхность.Виды разметки (по чертежу, по образцу). Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Понятие припуск на обработку. Приёмы разметки деталейс помощью линейки и угольника. Разметка деталей строительного набора с помощью линейки и угольника. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Закрепление заготовок в верстаке. Пиление поперёк волокон в стусле. Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы деталей с помощью линейки и угольника. Виды отделки изделий (шлифовка, окраска). Виды шлифовальной шкурки. Шлифование торцов деталей шлифовальной шкуркой. Шлифование в «пакете». Выполнение шлифования торцов брусков. Технические требования к выполнению данной операции. Водные краски для окрашивания деревянных деталей. Окрашивание деталей изделия кистью. Оценка качества готового изделия (сравнение с образцом).

20 часов

3.

Промышленная заготовка древесины

Дерево: основные части дерева (крона, ствол, корень), породы древесины (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериалы: виды и использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (толщина, ширина). Брусок: виды (квадратный, прямоугольный), грани и рёбра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец. Определение видов пиломатериалов по образцам, техническим рисункам.

5 часов

4.

Игрушки из древесного материала

Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Изображение деталей (упражнения). Игрушечная мебель: детали, материалы и инструменты для изготовления. Технический рисунок изделий. Последовательность изготовления изделия. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Инструменты для разметки. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении по линиям разметки. Технические требования к выполнению данной операции. Способы выполнения отверстий. Шило: назначение, пользование, правила безопасной работы. Разметка мест расположения отверстий. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Технические требования к выполнению данной операции. Подгонка деталей. Сборка изделия с помощью гвоздей. Технические требования к выполнению данной операции. Способы отделки изделий. Шлифование кромок деталей. Окрашивание изделий. Технические требования к выполнению данной операции. Оценка качества готового изделия.

18 часов

5

Самостоятельная работа

Последовательность изготовления изделия.

4 часа

Наименование раздела

Содержание

Количество

часов

2 четверть - 46 часов

1

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской

1 час

2.

Сверление отверстий на станке

Понятия сквозное и несквозное отверстия. Назначение каждого из видов отверстий. Определение вида отверстий по образцам. Устройство и назначение настольного сверлильного станка. Свёрла: виды (спиральное, перовое). Назначение каждого из видов свёрл и их отличительные особенности. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Выполнение упражнений по креплению сверла в патроне. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке. Приёмы работы на сверлильном станке. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Выполнение упражнений по сверлению отверстий разных видов и размеров. Контроль глубины сверления. Подставка для карандашей из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине. Виды подставок. Материалы для изготовления изделия. Выполнение технического рисунка изделия. Последовательность изготовления изделия (подставка для карандашей или свёрл). Подбор материала для изделия. Разметка длинны подставки. Отпиливание бруска нужной длинны. Технические требования для выполнения операции. Разметка центров отверстий. Технические требования к выполнению данной операции. Разметка параллельных линий по линейке и угольнику. Разметка центров отверстий. Технические требования к выполнению данной операции. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины отверстия. Технические требования к выполнению операции. Подбор шлифовальной шкурки. Зачистка поверхности подставки. Технические требования к выполнению данной операции. Виды отделки изделий. Выбор отделки для подставки. Технические требования к качеству изделия. Оценка качества готового изделия

21 час

3.

Игрушки из древесины и других материалов.

Знакомство с изделием. Форма моделей разных видов транспорта. Детали моделей разных видов транспорта. Материалы для изделия. Технический рисунок изделия. Последовательность изготовления изделия. Подбор материалов для изделия. Разметка деталей изделия из выструганных брусков. Технические требования к выполнению данной операции. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Отпиливание заготовок деталей изделия. Технические требования к выполнению данной операции. Устройство применения рашпиля и драчевого напильника. Правила безопасной работы с рашпилем, напильником. Выполнение упражнений по зачистке поверхности рашпилем (драчевым напильником). Обработка закруглённых поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Технические требования к выполнению данной операции. Устройство, назначение коловорота. Приёмы работы коловоротом. Закрепление сверла в патроне. Правила безопасной работы коловоротом. Выполнение упражнений по сверлению отверстий коловоротом. Способы соединения деталей изделия (с помощью гвоздей, шурупов и клея). Шурупы, отвёртка: устройство, применения, правила безопасной работы. Выполнение упражнений по соединению деталей с помощью шурупов. Подготовка отверстий под шурупы или гвозди. Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов или лея. Оценка качества готового изделия.

13 часов

4.

Выжигание.

Устройство электровыжигателя и приёмы работы с ним. Правила безопасности при работе с электровыжигателем. Подготовка поверхности к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Выжигание рисунка. Раскраска рисунка водными красками. Отделка изделия лаком. Правила безопасности при работе с лаком. Нанесение лака на поверхность изделия. Оценка качества готового изделия.

7 часов

5.

Самостоятельная работа

(по выбору учителя).

Последовательность изготовления изделия

4 часа



Наименование раздела

Содержание

Количество

часов

3 четверть - 58 часов

1

Вводное занятие

План работы на четверть. Повторный инструктаж по охране труда.

1 час

2.

Пиление лучковой пилой.

Пиление: виды (поперёк и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления. Подготовка лучковой пилы к работе. Правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения. Приёмы пиления лучковой пилой. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Разметка заготовки по заданным размерам. Пиление поперёк и вдоль волокон лучковой пилой

Контроль правильности пропила угольником.

6 часов

3.

Строгание рубанком.

Широкая и узкая грани бруска, Рёбра бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска ( доски ): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характер волокнистости и её влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, подготовка к работе. Правила безопасной работы рубанком. Приёмы работы рубанком. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша.

Проверка выполненной работы. Строгание заготовок деталей изделия с контролем размеров. Технические требования к выполнению данной операции.

8 часов

4.

Соединение деталей с помощью шурупов.

Назначение чертежа. Виды линий (видимого контура, размерная, выносная). Правила оформления чертежа. Чтение чертежей. Настенная полочка: назначение, детали, материалы. Технический рисунок изделия. Последовательность изготовления настенной полочки. Подбор заготовок для изделия. Осмотр заготовок. Проверка соблюдения размеров заготовок. Способы соединения деталей. Сборка деталей настенной полочки: выбор варианта. Шурупы: элементы, взаимодействие с древесиной. Технология соединения деталей с помощью шурупов. Шило гранёное, буравчик: назначение, применение. Правила безопасной работы шилом или буравчиком. Выполнение отверстий шилом или буравчиком на материалоотходах. Назначение операции зенкования. Раззенковка, устройство и применение. Выполнение упражнений по зенкованию отверстий (на материалоотходах). Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Подготовка дрели к работе. Правила безопасной работы дрелью. Приёмы работы ручной дрелью. Выполнение упражнений по сверлению отверстий на материалоотходах. Подготовка отверстий под шурупы на деталях полочки шилом или сверлением. Технические требования к выполнению операции. Зенкование отверстий на деталях полочки. Технические требования к выполнению данной операции. Сборка изделия. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Технические требования к выполнению данной операции. Отделка изделия шлифовкой. Технические требования к данной операции. Отделка изделия лакированием. Технические требования к данной операции. Оценка качества готового изделия.

31 час

5.

Самостоятельная работа

( по выбору учителя).

Последовательность изготовления изделия

12 часов



Наименование раздела

Содержание

Количество

часов

4 четверть - 46 часов

1

Вводное занятие.

План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской

1 час

2.

Изготовление кухонной утвари.

Построение чертежей. Нанесение размеров. Отличие чертежа от схематического рисунка. Чтение чертежей. Кухонная утварь: назначение, эстетические требования, Материалы и детали. Варианты моделей изделий для кухни. Выполнение технического рисунка изделия и чертежей деталей изделия. Виды древесины. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Подбор материала для изделия. Последовательность изготовления изделия. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия: инструменты и правила работы. Припуски на обработку. Технические требования к выполнению данной операции. Инструменты для строгания, правила пользования ими. Закрепление заготовок в зажимах верстака. Строгание заготовок с контролем линейкой и угольником. Технические требования к выполнению данной операции. Чистовая разметка детали. Технические требования к выполнению данной операции. Инструменты для пиления древесины. Отпиливание припусков. Проверка размеров заготовки и прямоугольности сторон. Технические требования к выполнению данной операции. Обработка торцовых поверхностей рашпилем или шлифовальной шкуркой. Технические требования к выполнению данной операции. Отделка изделия шлифованием. Подбор шлифовальной шкурки. Технические требования к выполнению данной операции. Способы отделки изделия: окраска, выжигание, роспись. Выбор рисунка и перевод его на деталь. Выжигание или роспись. Лакирование поверхности. Оценка качества готового изделия.

19 часов

3.

Соединение рейки с бруском.

Способы соединения деталей. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Стамеска: назначение, основные части, приёмы работы. Правила безопасной работы стамеской. Запиливание бруска на определённую глубину внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала (на отходах материалов). Подставка из реек для цветов. Материалы для её изготовления. Детали изделия. Способ соединения деталей в изделии. Технический рисунок изделия. Последовательность изготовления изделия. Строгание брусков и реек по чертежу. Контроль заданных размеров. Технические требования к выполнению данной операции. Инструменты для разметки. Одновременные разметка пазов на двух брусках. Требования к качеству разметки. Запиливание бруска на определённую глубину. Удаление стамеской подрезанного материала. Необходимость плотной подгонки соединения. Предупреждение неисправимого брака. Подгонка деталей с помощью напильника или стамески. Выполнение соединения деталей врезкой. Применение клея. Оценка качества готового изделия.

14 часов

4.

Контрольная работа

Последовательность изготовления изделия

12 часов



Поурочное планирование уроков «Профессионально-трудового обучения(столярное дело)» для 5 класса

Тема урока


Тип урока

Образовательная задача

Содержание,

инструктаж № …

Оборудование (словарная работа)

Требования к уровню

подготовки учащихся

(результат)

Вид контроля

Кол.

час.

Дата

1 четверть - 48 часов

  1. Вводное занятие (1 час)

1

Вводное занятие

Вводный инструктаж по охране труда.

Объяснение нового материала..

Формировать представление о задачах обучения в 5 классе, об обязанностях учащихся, об охране труда;

распределить рабочие места.

Вводный инструктаж по охране труда. Задачи обучения в 5 классе. Распределение рабочих мест. Обязанности учащихся. План работы на четверть.

Инструктаж № 1.

Инструкции по охране труда.

Плакат.

( С.Р.:

Техника безопасности, инструктаж, правила безопасной работы).

Знать:

- правила поведения в мастерской;

- правила безопасной работы инструментами.

Ответы на вопросы

1

5.09.11.

  1. Пиление столярной ножовкой (20 часов)

2-3

Столярные инструменты и приспособления

Объяснение нового материала.

Формировать представление об инструментах и приспособлениях используемых в столярном деле.

Столярные инструменты и приспособления: виды и назначение. Устройство и правила пользования столярными инструментами (измерительная линейка, столярный угольник, стусло, столярная ножовка) Инструктаж №4.

Столярные инструменты и приспособления, плакаты.

(С.Р.: рубанок, фуганок, пила, стамеска, долото, подкладная доска).

Знать: устройство и назначение столярных инструментов и приспособлений, правила безопасной работы.

Ответы на вопросы, контроль над действием.

2

5.09.11.

7.09.11.

4-5

Устройство и назначение столярного верстака

Объяснение нового материала.

Формировать представление об устройстве и назначении столярного верстака, умение организовывать рабочее место.

Устройство и назначение столярного верстака. Организация рабочего места столяра. Правила работы на верстаке. Инструктаж № 13.

Учебник, верстак, плакаты.

(С. Р.: верстак, зажим, клинья, подверстачье, лоток.).

Знать:

- устройство и назначение столярного верстака

- правила регулировки по высоте.

Уметь организовать рабочее место

Ответы на вопросы. Контроль над действием.

2

7.09.11.

8.09.11.

6

Знакомство с изделием (игрушечный строительный материал из брусков)

Объяснение нового материала.

Дать понятие об игрушечном строительном материале,

который изготавливается из брусков, умение выполнять технический рисунок брусков разной длины.

Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Материалы для изготовления изделия (древесина, шлифовальная шкурка, водные краски). Инструменты (линейка, угольник, стусло, ножовка). Технический рисунок изделия.

Инструктаж № 2, 4.

Образцы игрушечного строительного материала, столярные и измерительные инструменты, технический рисунок изделия. (С.Р.:

Изделие, детали, фигуры, сечения.).

Знать: материал, инструменты для изготовления изделия, возможные формы брусков.

Уметь выполнять технический рисунок брусков разной формы.

Ответы на вопросы. Контроль над действием.

1

8.09.11.

7-8

Пиление как одна из основных столярных операций.

Объяснение нового материала.

Формировать преставление о пилении как одной из основных столярных операций, умение выполнять пиление брусков ножовкой.

Пиление как одна из основных столярных операций. Инструмент для пиления. Столярная ножовка. Правила безопасности при пилении ножовкой.

Инструктаж №4.

Столярная пила, угольник, линейка, карандаш.

(С. Р.: лучковая пила, стойки, средник, струна, полотно.).

Знать:

- правила безопасности при пилении ножовкой;

- устройство столярной ножовки.

Уметь выполнять пиление брусков ножовкой

Ответы на вопросы. Контроль над действием.

2

12.09.11.

12.09.11.

9-10

Выполнение упражнений по пилению древесины

Практическаяработа.

Формировать умениевыполнять пиление древесины поперёк волокон.

Приёмы пиления столярной ножовкой. Пиление поперёк волокон в стусле. Пиление под углом в стусле. Виды брака при пилении. Инструктаж №4

Верстак, пила, линейка, угольник, карандаш, стусло.

(С. Р.: пила, полотно, развод зубьев.).

Знать:

- правила безопасной работы при пилении.

Уметь выполнять пиление древесины поперёк волокон

Контроль над действием.

Контроль качества.

2

14.09.11.

14.09.11.

11

Последовательность изготовления изделия

Объяснение нового материала.

Формировать представление у учащихся о последовательности изготовления столярных изделий, умение составлять последовательность изготовления изделия под руководством учителя с опорой на предметно-технологическую карту.

Последовательность изготовления изделия.

Технологическая карта изделия, доска, мел.

(С.Р.: план, изделие).

Знать: Название операций по изготовлению изделия.

Уметь составлять последовательность изготовления

изделия под руководством учителя с опорой на предметно - технологическую карту

Ответы на вопросы.

1

15.09.11.

12-13

Основы разметки

Объяснение нового материала.

Дать понятие об основах разметки, формировать умение выполнять упражнения по разметке деталей.

Понятие плоская поверхность.

Виды разметки (по чертежу, по образцу). Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Понятие припуск на обработку. Приёмы разметки деталейс помощью линейки и угольника.

Учебник, технологическая карта, чертежи, линейка, плакаты, тетрадь, ручка, карандаш.

(С. Р.: метр, сантиметр, миллиметр, складной метр).

Знать: виды и приёмы разметки, суть понятия плоскаяповерхность.

Уметь: выполнять упражнения по разметке деталей

Контроль над действием.

2

15.09.11.

19.09.11.

14

Разметка деталей строительного набора

Практическаяработа.

Формировать навыки разметки столярных изделий.

Разметка деталей строительного набора с помощью линейки и угольника.

Чертеж, линейка, плакаты.

(С.Р.: разметка, столярный угольник).

Знать правила разметки и приёмы её выполнения.

Уметь выполнять разметку

Контроль над действием.

Контроль качества.

1

19.09.11.

15-16

Пиление брусков

Комбинированный.

Отрабатывать навык пиления брусков, умение контролировать качество полученных заготовок.

Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Закрепление заготовок в верстаке. Пиление поперёк волокон в стусле. Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы деталей с помощью линейки и угольника.

Инструктаж № 2, 4.

Верстак, пила, линейка, угольник, карандаш.

(С.Р.: Стусло, зажим).

Знать: правила безопасной работы при пилении.

Уметь:

- Выполнять пиление;

- контролировать качество полученных заготовок

Контроль над действием.

Контроль качества

2

21.09.11.

21.09.11.

17

Отделка изделий

Объяснение нового материала.

Формировать представление о видах отделки столярных изделий, о видах шлифовальных шкурок.

Виды отделки изделий (шлифовка, окраска). Виды шлифовальной шкурки.

Учебник, тетрадь, ручка, карандаши, линейки.

(С. Р.: отделка, шлифовка).

Знать:

- виды отделки изделий;

- виды шлифовальных шкурок.

Ответы на вопросы.

1

22.09.11.

18

Шлифование торцов деталей

Комбинированный.

Дать понятия учащимся о процессе шлифования, о способах шлифования столярных изделий; отрабатывать навыки шлифование торцов изделия.

Шлифование торцов деталей шлифовальной шкуркой. Шлифование в «пакете». Выполнение шлифования торцов брусков. Технические требования к выполнению данной операции.

Инструктаж №8.

Верстак, заготовки, шлифовальная шкурка.

( С. Р.: пакет, шлифовальная шкурка, торец).

Знать:способы шлифовки деталей.

Уметь:выполнять шлифовку.

Контроль над действием.

Контроль качества.

1

22.09.11.

19-20

Окрашивание изделий

Комбинированный.

Формировать умение окрашивать столярные изделия.

Водные краски для окрашивания деревянных деталей. Окрашивание деталей изделия кистью.

Инструктаж №17.

Верстаки, водные краски, кисти, столярные изделия.

(С. Р.: морилка).

Знать: приёмы окрашивания деревянных изделий.

Уметь: выполнять окрашивание изделия.

Контроль над действием.

Контроль качества.

2

26.09.11.

26.09.11.

21

Оценка качества изделия

Объяснение нового материала.

Формировать умение оценивать качество изделий.

Оценка качества готового изделия (сравнение с образцом).

Образцы столярных изделий, инструменты.

(С. Р.: качество, столярное изделие).

Уметь: оценить качество изделий.

Контроль качества.

1

28.09.11.

  1. Промышленная заготовка древесины (5 часов)

22

Древесина: строение, использование, заготовка

Объяснение нового материала.

Формировать представление о строении, использовании и заготовке древесины.

Дерево: основные части дерева (крона, ствол, корень), породы древесины (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Инструктаж №10.

Учебник, плакаты. Образцы древесины.

(С. Р.: крона, ствол, корень, породы древесины, разделка, заготовка, транспортировка).

Знать:

- строение древесины;

- породы деревьев;

- способы заготовки древесины, сферы её использования.

Ответы на вопросы

1

28.09.11.

23-24

Пиломатериалы: виды и использование

Объяснение нового материала.

Формировать представление о разнообразии видов пиломатериалов и их использовании, умение определять вид пиломатериала.

Пиломатериалы: виды и использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (толщина, ширина). Брусок: виды (квадратный, прямоугольный), грани и рёбра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.

Инструктаж № 10.

Учебник, плакаты и образцы пиломатериалов. (С. Р.: пиломатериал, обрезная, необрезная).

Знать:виды пиломатериалов.

Уметь: определять вид пиломатериала.

Ответы на вопросы.

2

29.09.11.

29.09.11.

25-26

Определение видов пиломатериалов

Практическая работа.

Формировать умение определять виды пиломатериалов.

Определение видов пиломатериалов по образцам, техническим рисункам

Образцы, технические рисунки.

(С. Р.: пиломатериал, лесоматериалы, технический рисунок.).

Уметь: определять вид пиломатериала.

Оформление результатов лабораторной работы.

2

3.10.11.

3.10.11.

4. Игрушки из древесного материала (18 часов)

27-28

Рисунок детали изделия

Объяснение нового материала.

Формировать представление о рисунке детали изделия, его назначении, выполнении, обозначении размеров, умение выполнять рисунки простых изделий.

Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Изображение деталей (упражнения).

Доска, мел, плакаты, чертёжные инструменты.

(С. Р.: рисунок, чертёж).

Знать: правила выполнения технического рисунка изделия и обозначения его размеров.

Уметь: выполнять рисунки простых изделий (куба, параллелепипеда, пирамиды и др.).

Контроль над действием.

2

5.10.11.

5.10.11.

29

Знакомство с изделием (игрушечная мебель: стол, стул и др.).

Объяснение нового материала.

Формировать представление о деталях, материалах для изготовления игрушечной мебели (стола, стула и др.), умение выполнять технический рисунок изделий.

Игрушечная мебель: детали, материалы и инструменты для изготовления. Технический рисунок изделий.

Технический рисунок, доска, мел, образцы игрушечной мебели.

Знать: детали, материалы, инструменты.

Уметь: выполнять технический рисунок изделий.

Ответы на вопросы.

1

6.10.11.

30-31

Последовательность изготовления изделия.

Объяснение нового материала.

Формировать представление о последовательности изготовления изделия, умение составлять последовательность, заполнять технологическую карту.

Последовательность изготовления изделия.

Доска, мел, линейка, технологическая карта, тетради, карандаш.

(С. Р: технологическая карта)

Уметь:

- составлять последовательность изготовления изделия по образцу с опорой на предметно - технологическую карту (под руководством учителя);

- заполнять технологическую карту

Ответы на вопросы. Заполнение технологической карты.

2

6.10.11.

10.10.11.

32-33

Разметка деталей изделия

Комбинированный.

Формировать умение размечать детали изделия.

Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Инструменты для разметки.

Инструктаж №2, 4

Верстак, разметочные инструменты, карандаш, детали, полоски фанеры, рейки.

Знать: правила разметки деталей.

Уметь: выполнять разметку деталей.

Контроль над действием.

Контроль качества.

2

10.10.11.

12.10.11.

34

35

36

37

Заготовка деталей изделия

Комбинированный.

Формировать умение выпиливать детали изделия.

Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении по линиям разметки. Технические требования к выполнению данной операции.

Инструктаж № 2, 4.

Верстак, разметочные инструменты, карандаш, столярные инструменты.

Знать: правила безопасности при работе ножовкой.

Уметь:выпиливать заготовки деталей изделия.

Контроль над действием.

Контроль качества.

4

12.10.11.

13.10.11.

13.10.11.

17.10.11.

38-

39

Подготовка отверстий

Комбинированный.

Формировать умение подготавливать отверстия для установки гвоздей с помощью шила.

Способы выполнения отверстий. Шило: назначение, пользование, правила безопасной работы. Разметка мест расположения отверстий. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Технические требования к выполнению данной операции.

Инструктаж №6, 7.

Учебник, тетрадь, верстак, линейка, карандаш, верстак, шило.

(С. Р.: гвоздь, шило, зенкер.).

Знать:

- правила разметки отверстий;

- правила безопасной работы шилом.

Уметь: выполнять отверстия шилом.

Контроль над действием.

Контроль качества.

2

17.10.11.

19.10.11.

40-41

Сборка изделия.

Комбинированный.

Формировать умение собирать изделие с помощью гвоздей.

Подгонка деталей. Сборка изделия с помощью гвоздей. Технические требования к выполнению данной операции. Инструктаж № 6, 7, 14, 16

Верстак, карандаш, молоток, гвозди, шило.

(С. Р.: шило, молоток, гвозди).

Уметь:выполнять сборку изделий (игрушечной мебели).

Контроль над действием.

Контроль качества.

2

19.10.1.1.

20.10.11.

42-43

Отделка изделия.

Комбинированный.

Формировать умение шлифовать кромки деталей, окрашивать изделия.

Способы отделки изделий. Шлифование кромок деталей. Окрашивание изделий. Технические требования к выполнению данной операции. Инструктаж № 8, 17

Верстак, изделия, шлифовальная шкурка, краски, кисти.

(С.Р.: отделка, морилка, грунтовка, шпаклёвка, нитролак).

Уметь:выполнять отделку изделия.

Контроль над действием.

Контроль качества.

2

20.10.11.

24.10.11.

44

Оценка качества готового изделия.

Практическая работа.

Формировать умение оценивать качество готового изделия.

Оценка качества готового изделия.

Верстак, линейка, столярный угольник, изделия.

Уметь: оценивать качество готового изделия (сравнение с образцом)

Контроль качества.

1

24.10.11.

5.Самостоятельная работа (4 ч).

45

46

47

48

Самостоятельная работа (по выбору учителя в зависимости от уровня подготовки учащихся).

Самостоятельная работа.

Формировать умение самостоятельно применять полученные знания, умения (выполнять технологическую операцию, изготавливать изделие).

Последовательность изготовления изделия.

Инструктажи по ТБ.

Верстак, линейка, чертёж, заготовки древесины, столярные и измерительные инструменты.

Уметь: выполнять технологическую операцию, изготавливать изделие.

Контроль над действием.

Контроль качества.

4

26.10.11.

26.10.11.

27.10.11.

27.10.11.







© 2010-2022