"Статья для газеты; Развитие чувства прекрасного и бережного отношения через творчество"

Вот уже несколько лет я учу ребят видеть и творить красоту из  соломки. Учитывая, что соломка в качестве материала народного творчества в Казахстане практически не используется, и в нашем регионе отсутствует специальная литература, или какой-либо опыт изучения и распространения данного вида декоративно-прикладного искусства, то первое, с чем я знакомлю своих кружковцев, это освоение новых технологий обработки соломки. Декоративно-прикладное искусство в целом, играет важную роль в духовном разв...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  • Технология трудового обучения.


Развитие чувства прекрасного и бережного отношения через творчество.

___________________________________________________

Гончарова Л.И.

учитель трудового обучения

Боровской средней школы им. А. Чутаева.

___________________________________________________


"Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться,

развить собственные идеи"

И.Г.Песталоцци.

Статья для газеты; Развитие чувства прекрасного и бережного отношения через творчество

Вот уже несколько лет я учу ребят видеть и творить красоту из соломки. Учитывая, что соломка в качестве материала народного творчества в Казахстане практически не используется, и в нашем регионе отсутствует специальная литература, или какой-либо опыт изучения и распространения данного вида декоративно-прикладного искусства, то первое, с чем я знакомлю своих кружковцев, это освоение новых технологий обработки соломки. Соломкой может заняться каждый человек, независимо от возраста и рода деятельности. Для этого необходимо терпение, фантазия и навык работы с ней.

Декоративно-прикладное искусство в целом, играет важную роль в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Оно способствуют гармоническому развитию подростков, воспитанию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Декоративно-прикладное искусство, связанное с сухими растениями, учит восхищаться красотой, видеть великое в малом и понимать, что всякое творение природы, от невзрачной травинки до могучего дерева, служит украшением нашего родного края. Произведения созданные своими руками обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. Любовь к делу превращает кропотливый труд в душевную радость и внутреннее удовлетворение.

Одной из самых важных задач, при работе с учащимися, считаю воспитание чувство прекрасного, гармонии, доброго отношения к родному краю, развитие творческих способностей через реализацию навыков и возможностей работы с соломкой.

«Золотая соломка» - так я назвала кружок, и это не случайно. В работе с соломкой есть какая - то магическая притягательность. Этот теплый, солнечный материал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды пробовал сплетать, клеить из соломки, становится страстным поклонником этого вида художественного ремесла. Кроме того, люди считали, что в соломе заключена сила, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом, перламутром. Такое впечатление создаётся тем, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Аппликация, составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, передаёт его неповторимую игру - блестит как золото.

Постоянные и систематические занятия с природным материалом развивают ребят всесторонне: учащиеся постигают основы и навыки художественного ремесла, непосредственно приобщаются к богатым народным традициям художественной культуры. Вместе с тем они воспитывают в себе бережное отношение к природе, развивается их художественный вкус, и - что особенно важно - они проходят подлинную школу труда и творчества.

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с соломкой, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение. В процессе работы с соломкой у детей развивается чувство цвета, ритма; тренируются пальцы рук, глазомер; воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира; формируются понятия о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала и его применение.

Диапазон работы соломкой широк и разнообразен: соломкой делают аппликацию различных видов, соломкой инкрустируют, из соломы плетут интересные поделки и необходимые вещи, делают соломенную скульптуру. Творческое видение исполнителя способно создать из соломы и простые и самые неожиданные образы и формы. А дети так любят творить из соломки!

Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки, допущенные одним, всегда бывают замечены товарищем и вовремя исправлены. При коллективном обсуждении результатов важно акцентировать внимание на том, что получилось, т.е. дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.

Процесс создания изделий из соломки состоит из ряда последовательных операций - от самых простых, позволяющих привлекать к работе начинающих исполнителей, до сложных, требующих художественного мастерства. Что и позволяет проводить коллективную работу, для которой требуется минимальный и недорогой набор инструментов - ножницы, кисточка и выжигательный прибор, а из материалов - соломенные ленты (стружка), изготавливаемые из стеблей злаковых растений, бумага, ткань, калька, копирка и клей. Простота технологии и отсутствие больших затрат дают возможность организовать художественную студию или кружок практически в любом месте.

Соломкой может заняться каждый человек, независимо от возраста и рода деятельности. Для этого необходимо терпение, фантазия и навык работы с ней.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что, если обучать учащихся работой с соломкой как с декоративным материалом, то это помогает:

  • осваивать приёмы и навыки художественного ремесла;

  • раскрывать целостность и своеобразие народной культуры;

  • развивать чувство творческой инициативы;

  • воплощать замысел в своём творчестве;

  • научить детей понимать, ценить и любить народное творчество;

  • формировать основы эстетического вкуса;

  • развивать художественно-творческие способности детей, желание вносить элементы прекрасного в окружающую их обстановку.

Работая с кружковцами, я убедилась в том, что результаты труда приносят детям творческое удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. У школьников происходит углубление эстетических, трудовых и политехнических знаний, формирование ряда специальных навыков.

Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к занятиям - организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий.

КСтатья для газеты; Развитие чувства прекрасного и бережного отношения через творчествоак ни странно, большинство людей и не задумываются о существовании такого направления в искусстве, но при виде работ из природного материала соломка, уже не могут оставаться равнодушными. Картины из соломки могут быть очень оригинальным, чудесной красоты подарком, который подходит всем, независимо от пола и возраста. Панно на стене украшает не только помещение, но и жизнь своего хозяина, дарит красоту, тепло и доброту глазам, душе и сердцу.

Как руководитель кружка «Золотая соломка» могу сделать вывод, что, при работе с соломкой у ребят не только загораются глаза от чудесного творения, но и воспитывается душа.

Статья для газеты; Развитие чувства прекрасного и бережного отношения через творчествоСтатья для газеты; Развитие чувства прекрасного и бережного отношения через творчествоСтатья для газеты; Развитие чувства прекрасного и бережного отношения через творчество

«Гори свеча» «Лебединая верность» «Незнакомка»

© 2010-2022