РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»



Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio - обращение назад.

РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния

РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

Что можно применять?

Это: карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз;

РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.

РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • рефлексия деятельности

РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)

Какие варианты?

Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«дерево успеха» - зелёный лист - нет ошибок, жёлтый лист - 1 ошибка, красный лист - 2-3 ошибки

«Дерево успеха» - это мой любимый вариант рефлексии на уроке.

Все эти варианты целесообразнее использовать в начальных классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

  • рефлексия содержания учебного материала

РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Готовя свой материал к выступлению, я заглядываю в свои записи. Понимая, что и ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии урока».

РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫВОД:

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

© 2010-2022