- Преподавателю
- Технология
- Программа по предмету Технология (мальчики) 9
Программа по предмету Технология (мальчики) 9
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Власов А.С. |
Дата | 24.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 3
| УТВЕРЖДАЮ И.о директора школы __________ Е.М. дружечкова Приказ по школе №______ От «__»____________201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса Технология
9 класса
основного общего образования
Учителя Власова А.С.
201___г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Технологии» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 г. и авторской программой В.Д. Симоненко
Для реализации программы используется следующий методический комплект, включающий:
- Технология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков).
- Технология. 5-9 классы (вариант для мальчиков): развернутое тематическое планирование по программе В.Д. Симоненко - 2-е издание - Волгоград, 2010.-115 с.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов - 2 часа в неделю.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |||
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические материалы | Экскурсии | Примечание | |||
1 | Вводный урок. | 1 |
|
|
|
|
2 | Технология основных сфер профессиональной деятельности. | 21 |
|
|
|
|
3 | Радиоэлектроника. | 14 |
|
|
|
|
4 | Технология обработки конструкторских материалов. | 4 |
|
|
|
|
5 | Творческая, проектная деятельность. | 10 |
|
|
|
|
6 | Профессиональное самоопределение. | 18 |
|
|
|
|
ИТОГО | 68 |
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема
урока
Кол-во
часов
Элементы
содержания
Требования к уровню
подготовки обучающихся
Дата
проведения
Вводный урок (1 ч).
1
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда
1
Правила охраны труда в кабинете технологии. Введение в курс технологии
Знать: правила охраны труда; содержание предмета «Технология» в 9 классе; суть понятия технология
5.09
Технология основных сфер профессиональной деятельности (21 ч).
2
Профессия и карьера
1
Многообразие профессий. Роль профессии в жизни человека. Карьера и её виды. Пути получения образования, профессионального и служебного роста
Знать: методы определения сфер деятельности в соответствии с психофизическими качествами конкретного человека; виды карьеры; цели и задачи профессиональной деятельности
5.09
3-4
Технология индустриального производства. Профессии тяжёлой индустрии
2
Представление об индустриальном производстве, видах предприятий отрасли. Профессии тяжёлой индустрии
Знать: сущность индустриального производства, его виды; профессии тяжёлой индустрии; функции работников основных профессий. Уметь: находить информацию о профессиях, региональном рынке труда в различных источниках
12.09
5-6
Технология агропромышленного производства
2
Сферы агропромышленного производства. Основы технологического процесса в АПК. Профессии АПК
Знать: сущность агропромышленного производства, его структуру; профессии АПК; содержание труда и профессиональных качеств работников АПК.
Уметь: составлять технологические цепочки производства отдельных отраслей АПК
19.09
7-8
Профессиональная деятельность в лёгкой и пищевой промышленности
2
Структура лёгкой и пищевой промышленности. Профессии в лёгкой и пищевой промышленности
Знать: структуру и перспективы развития отдельных производств лёгкой и пищевой промышленности; профессии лёгкой и пищевой промышленности; содержание труда работников этой отрасли.
Уметь: определять содержание труда работников той или иной профессии
26.09
9-10
Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании
2
Торговля как отрасль народного хозяйства. Виды предприятий общественного питания. Профессии в сфере торговли и общественного питания
Знать: виды предприятий торговли и общественного питания; профессиональные требования к работникам в сфере торговли и общественного питания; профессии в сфере торговли и общественного питания; содержание труда и требования к работникам данных отраслей.
3.10
11-12
Арттехнологии
2
Профессии, относящиеся к типу «человек - художественный образ»
Знать: содержание труда представителей профессий мира искусств; требования, предъявляемые к работникам сферы арттехнологий; понимать необходимость учёта требований к качествам личности при выборе профессии. Уметь: использовать приобретённые знания для выбора пути продолжения образования
10.10
13-14
Универсальные перспективные технологии
2
Новые перспективные технологии. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда
Знать: содержание деятельности специалистов в сфере универсальных перспективных технологий; профессиональные качества данных работников
17.10
15-16
Профессиональная деятельность в социальной сфере
2
Структура социальной сферы. Профессии социальной сферы. Профессиональные качества личности, работающей в социальной сфере
Знать: сущность и назначение социальной сферы; содержание труда и требования, предъявляемые к человеку, выбравшему профессию в социальной сфере. Уметь: находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях трудоустройства
24.10
17-18
Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности
2
Предпринимательство и предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Моральные принципы предпринимательства
Знать: роль предпринимательства в системе рыночной экономики; юридические основы предпринимательства; основные формы предпринимательской деятельности; этические и моральные принципы предпринимательства. Уметь: анализировать наличие ресурсов и условий для выбора формы предпринимательской деятельности
31.10
19-20
Технология управленческой деятельности
2
Структура управленческого процесса. Цели, методы и стиль управления. Профессии управленческой сферы
Знать: структуру управленческого процесса; цели, методы и стили управления; профессии в управленческой сфере; профессиональные качества профессий. Уметь: сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии
14.11
21-22
Итоговое занятие по разделу «Технология основных сфер профессиональной деятельности»
2
Многообразие сфер профессиональной деятельности. Содержание труда отдельных профессий. Пути профессионального выбора. Профессиональные качества
Знать : сферы и отрасли современного производства; виды массовых профессий сферы производства и обслуживания; содержание труда отдельных профессий. Уметь: сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии и находить информацию о профессиях и учреждениях профессионального образования
21.11
Радиоэлектроника (14 ч).
23
Радиоэлектроника и сфера её применения. Инструктаж по охране труда
1
Радиоэлектроника: область её применения. Правила безопасности труда
Знать: понятие радиоэлектроника; сфера применения радиоэлектроники; правила безопасной работы при проведении электротехнических работ
28.11
24
Передача информации с помощью радиоволн
1
Передача информации с помощью электромагнитных волн. Распространение радиоволн. Особенности распространения волн разной длины
Знать: способы передачи информации; особенности распространения волн разной длины; виды антенн
28.11
25-26
Электро- и радиотехнические измерения и измерительные приборы
2
Измерительные приборы для измерения параметров электрической цепи. Способы подключения измерительных приборов. Использование авометра для поиска неисправностей в электрической цепи
Знать: виды измерительных приборов для измерения параметров электрической цепи; способы подключения измерительных приборов. Уметь: проводить измерения параметров цепи с помощью измерительных приборов; использовать авометр для поиска неисправностей в электрической цепи
5.12
27-28
Характеристика свойств полупроводниковых диодов
Электрические свойства полупроводников
2
Полупроводники п-типа. Полупроводники р-типа. Электронно-дырочный переход. Полупроводниковые диоды: устройство, принцип работы и условные графические обозначения
Знать: электрические свойства полупроводников; устройство и принцип работы полупроводниковых диодов; условные графические обозначения диодов на схемах. Уметь: объяснять работу простых устройств по их принципиальным схемам
12.12
29-30
Транзисторы
2
Транзистор как полупроводниковый прибор. Виды транзисторов, их устройство и принцип работы. Условные графические обозначения транзисторов
Знать: виды транзисторов; их устройство, принцип работы и назначение; условные графические изображения. Уметь: объяснять работу простых устройств по их принципиальным схемам
19.12
31-32
Резисторы, катушки индуктивности и конденсаторы. Выпрямители переменного тока
2
Элементы радиоэлектронной аппаратуры: резисторы, катушки индуктивности, конденсаторы. Устройство, принцип работы, назначение. Схемы выпрямителя переменного тока
Знать: устройство, принцип работы, назначение элементов радиоэлектронной аппаратуры; условные графические обозначения; схему выпрямителя переменного тока. Уметь: объяснять работу простых электрических устройство по схемам; собирать из готовых элементов конструктора выпрямителя для питания электронной аппаратуры
26.12
33-34
Основы цифровой техники
2
Логические элементы. Микросхемы. Комбинационные цифровые устройства
Знать: общие принципы работы цифровой техники. Уметь: читать электрические схемы
16.01
35-36
Бытовые радио- электронные приборы. Правила безопасной эксплуатации бытовой техники
2
Виды бытовых радио- электронных приборов. Принципы их работы. Правила безопасной эксплуатации бытовой техники и уход за нею
Знать: виды бытовых радиоэлектронных приборов, принципы их работы; правила безопасной её эксплуатации. Уметь: выполнять операции по уходу за бытовыми приборами
23.01
Технология обработки конструкторских материалов (4 ч).
37-38
Конструкционные материалы: их получение, применение, утилизация
2
Конструкционные материалы, используемые человеком в современном мире. Влияние раз личных технологий на окружающую среду и здоровье человека. Утилизация различных материалов
Знать: виды конструкционных материалов; область применения; экологические проблемы современного мира; способы утилизации раз личных материалов. Уметь: использовать вторичное сырьё для различных поделок
30.01
39-40
Пластмассы: получение, применение, утилизация
2
Виды пластмасс, способы их получения, сфера применения. Влияние технологий переработки пластмасс на окружающую среду и здоровье человека. Утилизация пластмасс
Знать: виды пластмасс, способы их получения, сферу использования; недостатки пластмасс; о влиянии технологий переработки на окружающую среду; способы утилизации пластмасс. Уметь: использовать пластмассы вторично, изготовляя из них различные поделки
6.02
Творческая, проектная деятельность (10 ч).
41-50
Работа над творческим проектом
10
Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных объектов. Методы сравнения вариантов решений. Содержание проектной документации. Формы проведения презентации проекта. Тематика творческих
проектов
Знать: методы поиска новых решений; сравнение вариантов решений; содержание проектной документации; виды обработки различных материалов. Уметь: выбирать вид изделия на основе анализа потребностей; выполнять дизайнерскую проработку изделия; обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия; составлять перечень технологических операций; осуществлять инструментальный контроль качества; осуществлять монтаж изделия, его отделку; представлять свой проект
13.02
20.02
27.02
6.03
13.03
Профессиональное самоопределение (18 ч).
51-52
Внутренний мир человека
и система представлений о себе
2
Сущность концепции «Я». Самооценка и её
роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки
Знать: пути формирования образа собственного «Я»; основные составляющие «Я-концепции»; формы проявления «Я-концепции» при выборе профессии. Уметь: осуществлять самооценку развития личностных качеств
20.03
53-
54
Понятие сущности и склонности
2
Сущность понятий профессиональный интерес, склонности. Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью разных методик
Знать: сущность понятий профессиональный интерес, склонности; этапы развития интересов, склонностей. Уметь: осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов и склонностей
3.04
55-56
Способности у личности их проявления и развития
2
Понятие о задатках
и способностях личности. Деятельность
как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка способностей, уровня интеллектуального развития
Знать: суть понятий задатки, способности; роль способностей в выборе профессии, их виды; понимать значение деятельности как важнейшего условия развития
способностей
10.04
57-58
Природные свойства нервной системы
2
Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента
Знать: суть понятий темперамент, характер', классификацию типов темперамента, особенности каждого из них, свойства(черты характера); проявление темперамента и характера в профессиональной деятельности
17.04
59-60
Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности
2
Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка кратковременной наглядно образной памяти, пространственных представлений, внимания, мышления
Знать: сущность психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление), их характерные особенности, роль в профессиональном самоопределении.
Уметь: оценивать уровень развития кратковременной наглядно-образной памяти, пространственных представлений, внимания, мышления
24.04
61-62
Мотивы, ценности ориентации и их роль в профессиональном самоопределении
2
Выявление ведущих мотивов деятельности. Сущность понятий мотивы, ценностные ориентации. Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности
Знать: сущность понятий мотивы, ценностные ориентации, их классификацию; значение мотивов и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении.
Уметь: определять тип ценностных ориентаций
8.05
63-64
Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность
2
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность
Знать: сущность понятий жизненный план, профессиональный план, карьера, профессиональная пригодность. Уметь: составлять личный профессиональный план
15.05
65-66
Здоровье и выбор профессии
2
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека
Знать: сущность понятия здоровье; взаимосвязь здоровья и выбора профессии, карьеры; важнейшие характеристики здоровья человека. Уметь: оценивать состояние своего здоровья для определения профессиональной пригодности к той или иной деятельности
22.05
67-68
Отрасли общественного производства
2
Структура современного производства: сферы производства, отрасли,
Знать: сущность понятий профессия, специальность', классификация профессий
29.05
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Часов по программе - 68
Вводный урок (1 ч).
Правила охраны труда в кабинете технологии. Введение в курс технологии
Технология основных сфер профессиональной деятельности (21 ч).
Профессия и карьера. Технология индустриального производства. Профессии тяжёлой промышленности. технология агропромышленного производства и лёгкой промышленности. профессиональная деятельность в пищевой и торговой и общественного питания.
Радиоэлектроника (14 ч).
Измерительные приборы для измерения тока, напряжения, сопротивления. Способы подключения измерительных приборов. Использование авометра для поиска неисправности в электрической цепи. Качественная характеристика свойств полупроводниковых диодов и транзисторов (односторонняя проводимость, способность усиливать электрические сигналы). Условные обозначения полупроводниковых приборов на схемах. Резисторы, катушки индуктивности и конденсаторы в цепях электронных приборов, их назначение и обозначение на электрических схемах. Схема выпрямителя переменного тока. Схема однокаскадного усилителя на транзисторе. Понятие об электронных устройствах автоматики. Понятие о квантовых генераторах и волоконно-оптической связи. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Электромагнитное «загрязнение» окружающей среды. Профессии, связанные с разработкой, производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Технология обработки конструкторских материалов (4 ч).
Конструкционные материалы, используемые человеком в современном мире. Влияние раз личных технологий на окружающую среду и здоровье человека. Утилизация различных материалов. Виды пластмасс, способы их получения, сфера применения. Влияние технологий переработки пластмасс на окружающую среду и здоровье человека. Утилизация пластмасс.
Творческая, проектная деятельность (10 ч).
Методы поиска предпринимательской идеи. Характеристики предпринимательской идеи. Оценка перспективности предпринимательской идеи. Порядок составления бизнес-плана. Использование ЭВМ для проектирования. Техника разработки предпринимательской идеи. Экономия материалов и энергии. Новизна изделия и его возможные потребители. Доход и прибыль с продаж. Понятие о налогообложении. Выдвижение предпринимательской идеи. Выбор вида изделия с учетом возможного потребительского спроса. Анализ возможностей качественного выполнения изделия. Оценка возможной серийности выпуска продукции при коллективной организации труда. Планирование технологического процесса. Изготовление изделия (или серии изделий). Контроль качества и потребительских свойств. Определение способов реализации изделия (или изделий). Разработка предложений по возможной рекламе. Защита проекта.
Профессиональное самоопределение (18 ч).
Основные структурные подразделения производственного предприятия (предприятия сервиса). Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Влияние техники и технологий на виды, содержание и уровень квалификации труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в конкретной отрасли (на примере регионального предприятия). Уровни квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Анализ структуры предприятия и профессионального деления работников. Устав предприятия (сферы производства или сервиса), данные о кадровом составе предприятия и уровне квалификации. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности. Ознакомление с профессиограммами массовых для региона профессий. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования в различных источниках, включая Интернет. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства. Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям профессионального образования, сборники диагностических тестов, компьютер.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
-
цели и значение семейной экономики;
-
общие правила ведения домашнего хозяйства;
-
роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
-
необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого его члена;
-
цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;
-
сферы трудовой деятельности;
-
принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
-
принципы работы и использование типовых средств защиты;
-
о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
-
способы определения места расположения скрытой электропроводки,
-
устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
-
как строится дом;
-
профессии строителей;
-
как устанавливается врезной замок;
-
основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах;
-
особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
-
основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.
уметь:
-
анализировать семейный бюджет;
-
определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
-
анализировать рекламу потребительских товаров;
-
выдвигать деловые идеи;
-
осуществлять самоанализ развития своей личности;
-
соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;
-
собирать простейшие электрические цепи;
-
читать схему квартирной электропроводки;
-
определять место скрытой электропроводки;
-
подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;
-
установить врезной замок;
-
утеплять двери и окна;
-
анализировать графический состав изображения;
-
читать несложные архитектурно-строительные чертежи.
Должны владеть компетенциями:
-
информационно-коммуникативной;
-
социально-трудовой;
-
познавательно-смысловой;
-
учебно-познавательной;
-
профессионально-трудовым выбором;
-
личностным саморазвитием.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
-
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
-
ориентироваться на рынке товаров и услуг;
-
определять расход и стоимость потребляемой энергии;
-
собирать модели простых электротехнических устройств