- Преподавателю
- Технология
- Методическая разработка Изучение швейной машины
Методическая разработка Изучение швейной машины
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Король М.Н. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества» Муниципального образования городской округ Красноперекопск
Республики Крым
Методическая разработка
Изучение швейной машины.
Раздел «Машиноведение»
(Дидактические игры как элемент урока в кружке по пошиву костюмов художественной самодеятельности)
Подготовила Король Марина Николаевна
педагог дополнительного образования
руководитель кружка по пошиву костюмов
художественной самодеятельности
г.Красноперекопск
2015 г.
В основе ряда игровых ситуаций лежат самодельные дидактические игры,
имеющие конкретное учебно-информационное содержание.
Описание работы. При изучении нового материала у обучающихся 5 -7 классов, как правило, возникает ряд трудностей с запоминанием. Для них слишком сложно запомнить тот объём материала, который предлагается учителем. Поэтому я часто использую в своих уроках элемент игры.
Для более эффективного запоминания нового материала во время урока, при изучении подраздела «Машиноведения» я применяю следующие дидактические игры: «Ассоциативную игру», «Поиграем в учителя», «Дидактические кубики».
Назначение игры: Дидактические игры могут быть использованы для организации учебного процесса в 5-7-х классах образовательного учреждения различного типа при изучении подраздела «Машиноведение», факультативного курса в базовой школе или в кружковой работе.
Дидактические игры направлены на развитие ассоциативного мышления, способствуют интеллектуальному развитию, они помогают запоминать и вспоминать информацию. Для запоминая, достаточно соединить различные факты жизненного опыта с новой информацией в одно целое, тем самым создав ассоциативную цепочку (для «Ассоциативной игры»). Ассоциацию как процесс активного воображения рассматривал в своих трудах Т. Рибо. Предложенный ещё Дж. Локком термин «ассоциация» стал главным в целом ряде концепций и школ, объединивших труды философов (Т. Гоббс, Р. Декарт) и психологов (А. Бен, Г. Спенсер, З. Фрейд, Г. Эббингауз). Р. С. Немов описывает ассоциацию как основу памяти и рассматривает приёмы запоминания, которые основаны на ассоциациях.
Эти игры приучают учениц к самоконтролю, взаимоконтролю, с другой стороны - проводится профориентация. Может быть, такая форма игры поможет выбрать профессию учителя (игра « Поиграем в учителя»)
Задачи игр:
1. Образовательные: создать условия для более легкого запоминания нового материала; для развития памяти ребенка.
2. Развивающие: создать условия для проявления у учащихся познавательной активности, коммуникативных и общеучебных умений; для развития интереса к профессии Учитель. Развивать логическое мышление, умение наблюдать, запоминать, работать в группе в нужном темпе.
3. Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся личностных качеств, обеспечивающие успешность творческой деятельности, как индивидуальной, так и групповой; создать условия для формирования у учащихся навыков культурного межличностного общения, эстетического вкуса.
I. При изучении подраздела «Машиноведение», чтобы облегчить процесс запоминания я использую «Ассоциативную игру» Что на что похоже.
Учитель: « На чем я стою? Посмотрите, я стою на полу, а теперь посмотрите на швейную машину
Она стоит на платформе, пол - платформа, я - стойка. Попробуйте найдите стойку на машине. ( Если ассоциация была верная, девочки сами показывают стойку машины).
Затем я вытягиваю вперед руку, сгибая запястье. Учитель: «Посмотрите на меня и на машину, что вам она напоминает? Моя левая рука напоминает рукав машины (Девочки находят сами рукав машины). Согнутая рука в запястье может быть сжата в кулак. А теперь какую часть детали швейной машины напоминает моя ладонь? Это головка рукава машины. Найдите ее на швейной машине. (Девочки находят нужную деталь и показывают ее)»
Учитель: «Правой рукой давайте покрутим все вместе, наши действия похожи на работу махового колеса» .
Учитель: «Под головкой машин расположен игловодитель с иглодержателем и иглой. На что он похож?» ( Похож на то, что мама за руку ведет дочку)
А теперь подведем итог и запишем найденные детали. Часто девочки сами говорят: «Швейная машина имеет рукав, который изогнутой частью - стойкой опирается на платформу, с правой стороны рукава находится маховое колесо с ручным приводом». Если они не могут составить предложение, учитель помогает.
При таком сопоставлении девочки сами находят детали швейной машины, легче запоминают новый материал.
Эта игра напоминает игру-диалог, которая обеспечивает полноценное включение учащихся в процесс познания. Данные познавательной деятельности отразили на рис
I. Следующий элемент - закрепления материала, очень эффективно проводить с помощью игры «Поиграем в учителя». Игра очень динамичная и увлекательная, захватывает внимание всех учениц.
Учитель: « А теперь вы станете учителями и проведете опрос в классе. Выходим по очереди к доске с первой парты и, показывая по три детали, спрашиваем любую ученицу название этой детали.» Девочки с удовольствием играют в эту игру, сменяя друг друга и наблюдая за тем, что бы детали не повторялись. Когда все сходили к доске, можно немного изменить условия. Учитель: « А теперь задаём вопрос «учителю» (тому, кто стоит у доски). Если «учитель» затрудняется с ответом, то выходит и показывает спрашивающий. Тоже по три детали.» Я слушаю ответы, помогаю в случае заминки. И выставляю оценки. Хотя часто дети сами ставят себе и своим ученицам оценки по количеству правильных ответов. В эту игру девочки играют с удовольствием, она не занимает много времени. Эта игра приучает учениц к самоконтролю, взаимоконтролю, с другой стороны - проводится профориентация. Может быть, такая форма игры поможет выбрать профессию учителя.
Для повторения материала очень хорошо подходят «Дидактические кубики». «Кубик - экзаменатор»
I. предназначен для проверки знаний, относящихся к одной теме. На каждой грани кубика - вопрос или картинка детали швейной машины.
Кубики можно использовать старые детские
приклеив на их грани вопросы
или склеить из двух спичечных коробков, обклеив грани вопросами. Варианты вопросов предложены в рисунках 6-8.
Ученица, вызванная к доске, подбрасывает кубик и отвечает на «выпавший» ей вопрос. Применение дидактических кубиков при повторении изученного материала позволяет развивать и тренировать память, обостряет сообразительность, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять. При этом зафиксировали следующие показатели познавательной активности: участвовало 20% учеников, из них ответило на «5»-«4» - 78%.