- Преподавателю
- Технология
- Доклад на тему «Работа с одаренными детьми»
Доклад на тему «Работа с одаренными детьми»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Багаева С.А. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад на тему
« Работа с одаренными детьми»
- В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Выявление одарённых детей, организация системной работы - одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Какого же ребёнка считать одарённым? Вообще существует две крайние точки зрения:
1. Все дети являются одарёнными.
2. Одарённые дети встречаются крайне редко.
- Каково ваше мнение по этому вопросу? (обсуждение)
В настоящее время одарёнными принято считать:
• детей с интеллектом выше среднего;
• детей с высоким уровнем творческих способностей;
• детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты,
художники, математики, шахматисты);
• детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Выделяют следующие виды одарённости:
• Одарённость в практической деятельности;
• Одарённость в познавательной деятельности;
• Одарённость в художественно-эстетической деятельности;
• Одарённость в коммуникативной деятельности;
• Одарённость в духовно-ценностной деятельности.
«Одаренные дети» - это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…». Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.
Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.
Задачи, стоящие перед коллективом:
- Своевременное выявление одарённых детей;
- Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;
- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Чем одарённые дети отличаются от других детей?
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.
Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.
Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными и детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться на основе принципов дифференциации: на старшей ступени для ребят организованы факультативы, курсы по выбору.
Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для развития творческих способностей в школе действуют кружки.
Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями - не только для обучающихся, но и для педагога.
Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого-
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать...
увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу-наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг..себя!
Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на развитие творческой личности школьника. По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями. Таких детей (творческих, одаренных) с каждым годом всё меньше и меньше, поэтому мы, учителя гуманитарного цикла, стараемся брать за основу технологию личностно-ориентированного обучения, используя на уроках русского языка, литературы, истории проблемные ситуации, задания разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы…
Задания на развитие воображения
Например:
• Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из
бумаги крепость по образцу древнерусской.
• Нарисуйте портрет героя.
• Составьте маршрутный лист «Путь странствий…»
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
Одной из основных проблем образования является поддержка одарённости и таланта. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Тема, по которой работает наша школа: « Личностно - ориентированное обучение и воспитание как средство развития школьника и саморазвития личности обучающегося. Я считаю, что наша школа:
●Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
● В школе преподают квалифицированные и высококвалифицированные педагоги.
● В школе есть свои традиции.
● Школа даёт современное образование.
● В школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и во
внеурочное время.
● В школе созданы условия для реализации личностных качеств, своей одарённости.
Проблема развития одарённости в нашей школе актуальна, у нас есть условия для развития обучащихся и существует необходимость выявления их способностей. Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача - выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности - является одной из важнейших в работе учителя и классного руководителя. Формы работы с одарёнными обучающимися различны. Это кружки по интересам, групповые занятия с сильными обучающимися, исследовательская деятельность, участие в олимпиадах и др.
Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Выявив талантливого ученика на начальном этапе обучения, мы стараемся установить сотрудничество учителя начальных классов, ребёнка, учителя - специалиста предмета и родителей.
Естественно, каждому учителю самому приходится много работать над созданием собственной системы личностных, деловых, нравственных качеств, в основе которой - желание развить исходные возможности ученика.
Формы работы с одаренными детьми:
В обучении
Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях. Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметной олимпиаде.
Проектно-исследовательская деятельность. Она даёт возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Обучающийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом, осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты такой деятельности мы показываем на открытых уроках с применением презентаций. Проектно - исследовательская деятельность показывает у каждого ребёнка его способности и одарённости в творчестве.
В воспитании
Организованная воспитывающая среда школы и родителей, позволяет создавать у обучающихся мотивацию к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой обучающимися в жизни и деятельности, в повседневном поведении как в школе, так и вне школы.
Взаимодействие с родителями
В каждом классе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы через познавательные, творческие и спортивные мероприятия. В нашей школе приоритетными формами работы стали дифференциация, личностно-ориентированный подход по отношению к семье, родителям.
Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и смены технологий. Кругозор их расширяется, а с помощью ИКТ много возможностей получить информацию, обработать её, представить в виде презентации, ролика, буклета. Поделиться своими достижениями с ребятами из других сёл района, области. Уже в начальном звене обучения необходимо обращать внимание на одарённых детей, вовлекать их в творческую работу, знакомить с возможностями ИКТ. В этом случае работа будет намного эффективнее и плодотворнее, порадует своим результатом.
Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в начальных классах победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (районных, областных, всероссийских), призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными.
Кружок «Веселая мастерская» для детей и подростков, проявляющих интерес к кулинарному делу и изготовлению модной одежды.
Этот кружок создан в целях близкого ознакомления детей с актуальной областью человеческой деятельности и предоставление возможности самовыразиться в этой области. Занятия в кружке позволяют удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы детей, а также сформировать навыки деятельности на уровне практического применения.
Трудовое обучение в сочетании с эстетической направленностью занятий ориентируется на потребности ребенка, на подготовку его к самостоятельной взрослой жизни, позволяет развивать эстетический вкус, привить такие немаловажные в жизни человека качества, как аккуратность, опрятность, умение довести начатое дело до конца.
Занятия декоративно-прикладным творчеством требуют внимания, усидчивости, заставляют задуматься , увлекают, побуждают, к созданию красивых изделий.