Программа элективного курса Основы потребительских знаний

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ППОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель и задачи элективного курса

Основная цель курса - воспитание знаний и умений грамотного поведения в рыночной и правовой среде как потребителя.

Задачи:

  • Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения различными экономическими знаниями в области прав потребителей.

  • Рассмотреть природу, виды потребностей человека и общества и пути их удовлетворения, способствовать формированию разумных потребностей.

  • Показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен вести себя в соответствии с требованиями объективных экономических законов.

  • Наглядно, в доступной игровой форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения при покупке товаров, оказании услуг.

  • Регулярно знакомить учащихся с основными законодательными актами, регламентирующими права и защиту интересов потребителей.

Продолжительность курса, формы проведения занятий

Курс рассчитан на 17 часов.

Учебное пособие, на котором основан курс, включает в себя 16 разделов. В зависимости от объема темы выделяется определенное количество часов. Курс построен в соответствии с учебником "Экономика. Ос­новы потребительских знаний. 9 класс» Под общей редакцией Е.Кузнецовой, Д.Сорк. и программой Е.Кузнецовой «Основы потребительских знаний».

Особенности курса:

  • Практико-ориентированный подход в изложении содержания;

  • Опора на социальный опыт учащихся;

  • Формирование активной потребительской позиции;

  • Обеспечение необходимого уровня потребительской грамотности школьников;

  • Решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения школьников в дальнейшем.

Все вопросы сгруппированы по темам с обобщающим названием. Описание каждого раздела делится на две части. В первой части излагается собственно содержание, пункты раздела программы. Во второй части указаны практикумы, деловые игры, конкурсные задания, творческие задачи и практические ситуации, уроки с элементами тестовых заданий, которые рекомендуются использовать при закреплении данного раздела для более активного вовлечения ученика в процесс познания предмета, опираясь на аналогии, примеры, реальную действительность.

Содержание учебного материала программы обладает новизной для учащихся. Раздел «Основы потребительских знаний» состоит из тем: «Потребитель и его потребности», «Источники информации для потребителей», «Маркировка товаров», «Защита прав потребителей» и др.

При планировании и организации занятий следует иметь в виду, что теоретический материал должен осознаваться и усваиваться преимущественно в процессе выполнения практических работ.

При изучении теоретического материала используются:

методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисково-исследовательский, репродуктивный (беседа, рассказ, лекция, семинар, применение новых знаний, самостоятельное изучение нового материала по книге, решение проблемных задач);

методы контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся: текущие наблюдения, устный опрос, домашние творческие задания (составление перечня товаров и услуг, которые могут производить школьники в свободное от учебы время; составление рекламы товару или услуге);

дидактические принципы обучения: наглядность, системность и последовательность знаний доступность и посильность, сознательность и активность, связь теории с практикой, обучения с жизнью, научность, прочность и т.д.;

виды деятельности учащихся (учебной): репродуктивный (деятельность по образцу), репродуктивно-поисковый, частично-поисковый, поисковый (творческий);

виды учебной работы: чтение, пересказ, слушание, ответы на вопросы;

формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.





Тематическое планирование и содержание учебного материала

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Потребитель и его потребности



1

Кто такие потребители

Проблема потребительского выбора

  1. Цель и задачи курса «Основы потребительских знаний»

  2. Понятия о потребителе

  3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

  1. Наши потребности. Пирамида Маслоу

  2. Суверенитет потребителя

  3. Бюджетная ограниченность

  4. Потребность и потребность

  5. Издержки и выгоды

Практикум: Анализ личных потребностей

2

Виды и способы торговли

  1. Понятие товара и торговли

  2. Оптовая и розничная торговля

  3. Комиссионная и посылочная торговля

  4. Продажа товаров в кредит

Раздел 2. Информа­ция и по­требитель

3

Источники информации
для потребителей.


  1. Информация. Источники информации (договор, реклама, независимые источники информации, потребительские издания, советы друзей, знакомых)

  2. Информация изготовителя

  3. Анализ информации. Как пользоваться информацией

4

Как прочитать этикетку товара

  1. Маркировка товаров

  2. Символы на этикетках, упаковках и вкладышах

  3. Товарные знаки и их назначение

  4. Стандарты качества и безопасности

  5. Экологические символы

  6. Международные стандарты размеров одежды

  7. Штриховой код

  8. Индекс Е. Классификация пищевых добавок

Практикум: Что стоит за цифрами?

Практикум: Определение пищевых добавок в продуктах.

5

Сертификация товаров

  1. Значение сертификации для потребителей

  2. Потребительское тестирование товаров

  3. Потребительское тестирование услуг

  4. Товары - подделки

Практикум: Международные стандарты размеров одежды

6

Зачем нужна реклама

  1. Понятие о рекламе ( рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель)

  2. Достоинства и недостатки рекламы. Рекламное преувеличение. Рекламные приемы

  3. Регулирование рекламы

  4. Недобросовестная реклама. Скрытая реклама

  5. Социальная реклама. Роль социальной рекламы

  6. Требования к оформлению рекламы

Деловая игра: Рекламный агент

Раздел 3. Деньги и потребитель

7

Доходы и расходы потребителя

  1. Потребности и возможности

  2. Семейный бюджет

  3. Виды расходов

  4. Сбережения и расходы в долг

Практикум: Планируемый месячный бюджет.

8

Мир скидок.

Пластиковые карточки

  1. Виды скидок

  2. Дисконтные системы

  3. Выгодность скидки

  4. История появления

  5. Правила пользования карточкой

  6. Дисконтная карточка

  7. Кредитная карточка

Раздел 4. Как себя вести?

9

Права потребителей

  1. Основные права потребителей

  2. Ответственность производителей и продавцов за нарушение этих прав

  3. Потребительское законодательство в России

10

Поведение потребителя в магазине

  1. Выбор товара. На что обращать внимание

  2. Обсчет и обвес

  3. Если товар не подошел

  4. Если товар некачественный

Практикум: Составление претензии

11

Правила пользования коммунальными услугами

  1. Виды коммунальных услуг

  2. Договоры обслуживания

  3. Ответственность коммунальных служб

Практикум: Оплата коммунальных услуг

12

Поведение потребителя на транспорте

  1. Заключаем договор железнодорожной перевозки, авиаперевозки, туристических услуг

  2. Приобретение билета

  3. Опоздание на транспорт. Задержка рейса

  4. Возвращение билетов

  5. Ответственность перевозчика

13

Поступая в платное учебное заведение

  1. Когда образование является услугой

  2. Выбор специальности и учебного заведения

  3. Условия обучения

  4. Заключение договора

14

Этика потребительского поведения

  1. Ошибки продавцов

  2. Искусство компромисса

  3. Потребитель и окружающая среда

  4. Понятие «зеленое» потребление

Раздел 5. Защита потребителя

15

Самозащита потребителя

  1. Понятие самозащиты

  2. Способы самозащиты потребителя

16

Государственные и общественные организации по защите прав потребителей. Судебная защита потребителя

  1. Роль государства в защите прав потребителей

  2. Органы общей компетенции

  3. Органы специальной компетенции

  4. Федеральные и местные органы по защите прав потребителей

  5. Общественные организации потребителей

  1. Услуги юриста

  2. Суд. Необходимость судебного разбирательства

  3. Судебный процесс

  4. Мировое соглашение

  5. Судебное решение

  1. Практикум: Как обжаловать решение суда

17

Грамотный потребитель

  1. Обзорное занятие. Урок-игра «Грамотный потребитель»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

  • основные закономерности экономической жизни общества, категории экономической науки и изучаемого курса;

  • место и роль потребителей в рыночной экономике, природу и сущность потребностей человека, пути их удовлетворения и формы разумного потребления;

  • специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей;

  • основы теории потребительского поведения;

  • свои права и обязанности как потребителей и куда следует обращаться в случае нарушения этих прав.

Учащиеся должны уметь:

  • разумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения;

  • анализировать текущую информацию об изменениях в жизни общества, статистические данные, работать с дополнительной литературой;

  • различать символы на этикетках, упаковках, вкладышах, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию;

  • защищать свои права в случае их нарушения.

Сегодняшний деловой мир нуждается в людях, способных принимать экономические грамотные решения и нести ответственность за их проведения в жизнь.

Овладение школьниками содержанием данного курса позволит решать не только образовательные задачи, но и подготовит учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий: менеджер, маркитолог, предприниматель, бухгалтер, экономист и др.

Список литературы для обучающихся



  1. Экономика. Ос­новы потребительских знаний. 9 класс. Под общей редакцией Е.Кузнецовой, Д.Сорк.

  2. Настольная книга потребителя жилищно-коммунальных услуг. С.А.Атаманенко М.: Издательство Феникс, 2010. -288 с.

  3. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 2001. - 863с.: ил.

  4. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». - М.: издательство Юрайт, 2015. - 47с.;

  5. Федеральный закон «О рекламе». Д.Насибулина - М.: Издательство Эксмо,2014.- 32с.

  6. Защита прав потребителей. Часто задаваемые вопросы И.Е.Горина, М.: Издательство Юрайт, 2012. - 119 с.

  7. Периодические издания: газетные статьи.

  8. Журнал «Спрос»



© 2010-2022