- Преподавателю
- Технология
- Программа элективного курса Основы потребительских знаний
Программа элективного курса Основы потребительских знаний
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Падерина Т.А. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ППОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи элективного курса
Основная цель курса - воспитание знаний и умений грамотного поведения в рыночной и правовой среде как потребителя.
Задачи:
-
Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения различными экономическими знаниями в области прав потребителей.
-
Рассмотреть природу, виды потребностей человека и общества и пути их удовлетворения, способствовать формированию разумных потребностей.
-
Показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен вести себя в соответствии с требованиями объективных экономических законов.
-
Наглядно, в доступной игровой форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения при покупке товаров, оказании услуг.
-
Регулярно знакомить учащихся с основными законодательными актами, регламентирующими права и защиту интересов потребителей.
Продолжительность курса, формы проведения занятий
Курс рассчитан на 17 часов.
Учебное пособие, на котором основан курс, включает в себя 16 разделов. В зависимости от объема темы выделяется определенное количество часов. Курс построен в соответствии с учебником "Экономика. Основы потребительских знаний. 9 класс» Под общей редакцией Е.Кузнецовой, Д.Сорк. и программой Е.Кузнецовой «Основы потребительских знаний».
Особенности курса:
-
Практико-ориентированный подход в изложении содержания;
-
Опора на социальный опыт учащихся;
-
Формирование активной потребительской позиции;
-
Обеспечение необходимого уровня потребительской грамотности школьников;
-
Решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения школьников в дальнейшем.
Все вопросы сгруппированы по темам с обобщающим названием. Описание каждого раздела делится на две части. В первой части излагается собственно содержание, пункты раздела программы. Во второй части указаны практикумы, деловые игры, конкурсные задания, творческие задачи и практические ситуации, уроки с элементами тестовых заданий, которые рекомендуются использовать при закреплении данного раздела для более активного вовлечения ученика в процесс познания предмета, опираясь на аналогии, примеры, реальную действительность.
Содержание учебного материала программы обладает новизной для учащихся. Раздел «Основы потребительских знаний» состоит из тем: «Потребитель и его потребности», «Источники информации для потребителей», «Маркировка товаров», «Защита прав потребителей» и др.
При планировании и организации занятий следует иметь в виду, что теоретический материал должен осознаваться и усваиваться преимущественно в процессе выполнения практических работ.
При изучении теоретического материала используются:
методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисково-исследовательский, репродуктивный (беседа, рассказ, лекция, семинар, применение новых знаний, самостоятельное изучение нового материала по книге, решение проблемных задач);
методы контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся: текущие наблюдения, устный опрос, домашние творческие задания (составление перечня товаров и услуг, которые могут производить школьники в свободное от учебы время; составление рекламы товару или услуге);
дидактические принципы обучения: наглядность, системность и последовательность знаний доступность и посильность, сознательность и активность, связь теории с практикой, обучения с жизнью, научность, прочность и т.д.;
виды деятельности учащихся (учебной): репродуктивный (деятельность по образцу), репродуктивно-поисковый, частично-поисковый, поисковый (творческий);
виды учебной работы: чтение, пересказ, слушание, ответы на вопросы;
формы учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тематическое планирование и содержание учебного материала
№ п/п
Тема урока
Элементы содержания
Дата проведения
План
Факт
Раздел 1. Потребитель и его потребности
1
Кто такие потребители
Проблема потребительского выбора
-
Цель и задачи курса «Основы потребительских знаний»
-
Понятия о потребителе
-
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
-
Наши потребности. Пирамида Маслоу
-
Суверенитет потребителя
-
Бюджетная ограниченность
-
Потребность и потребность
-
Издержки и выгоды
Практикум: Анализ личных потребностей
2
Виды и способы торговли
-
Понятие товара и торговли
-
Оптовая и розничная торговля
-
Комиссионная и посылочная торговля
-
Продажа товаров в кредит
Раздел 2. Информация и потребитель
3
Источники информации
для потребителей.
-
Информация. Источники информации (договор, реклама, независимые источники информации, потребительские издания, советы друзей, знакомых)
-
Информация изготовителя
-
Анализ информации. Как пользоваться информацией
4
Как прочитать этикетку товара
-
Маркировка товаров
-
Символы на этикетках, упаковках и вкладышах
-
Товарные знаки и их назначение
-
Стандарты качества и безопасности
-
Экологические символы
-
Международные стандарты размеров одежды
-
Штриховой код
-
Индекс Е. Классификация пищевых добавок
Практикум: Что стоит за цифрами?
Практикум: Определение пищевых добавок в продуктах.
5
Сертификация товаров
-
Значение сертификации для потребителей
-
Потребительское тестирование товаров
-
Потребительское тестирование услуг
-
Товары - подделки
Практикум: Международные стандарты размеров одежды
6
Зачем нужна реклама
-
Понятие о рекламе ( рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель)
-
Достоинства и недостатки рекламы. Рекламное преувеличение. Рекламные приемы
-
Регулирование рекламы
-
Недобросовестная реклама. Скрытая реклама
-
Социальная реклама. Роль социальной рекламы
-
Требования к оформлению рекламы
Деловая игра: Рекламный агент
Раздел 3. Деньги и потребитель
7
Доходы и расходы потребителя
-
Потребности и возможности
-
Семейный бюджет
-
Виды расходов
-
Сбережения и расходы в долг
Практикум: Планируемый месячный бюджет.
8
Мир скидок.
Пластиковые карточки
-
Виды скидок
-
Дисконтные системы
-
Выгодность скидки
-
История появления
-
Правила пользования карточкой
-
Дисконтная карточка
-
Кредитная карточка
Раздел 4. Как себя вести?
9
Права потребителей
-
Основные права потребителей
-
Ответственность производителей и продавцов за нарушение этих прав
-
Потребительское законодательство в России
10
Поведение потребителя в магазине
-
Выбор товара. На что обращать внимание
-
Обсчет и обвес
-
Если товар не подошел
-
Если товар некачественный
Практикум: Составление претензии
11
Правила пользования коммунальными услугами
-
Виды коммунальных услуг
-
Договоры обслуживания
-
Ответственность коммунальных служб
Практикум: Оплата коммунальных услуг
12
Поведение потребителя на транспорте
-
Заключаем договор железнодорожной перевозки, авиаперевозки, туристических услуг
-
Приобретение билета
-
Опоздание на транспорт. Задержка рейса
-
Возвращение билетов
-
Ответственность перевозчика
13
Поступая в платное учебное заведение
-
Когда образование является услугой
-
Выбор специальности и учебного заведения
-
Условия обучения
-
Заключение договора
14
Этика потребительского поведения
-
Ошибки продавцов
-
Искусство компромисса
-
Потребитель и окружающая среда
-
Понятие «зеленое» потребление
Раздел 5. Защита потребителя
15
Самозащита потребителя
-
Понятие самозащиты
-
Способы самозащиты потребителя
16
Государственные и общественные организации по защите прав потребителей. Судебная защита потребителя
-
Роль государства в защите прав потребителей
-
Органы общей компетенции
-
Органы специальной компетенции
-
Федеральные и местные органы по защите прав потребителей
-
Общественные организации потребителей
-
Услуги юриста
-
Суд. Необходимость судебного разбирательства
-
Судебный процесс
-
Мировое соглашение
-
Судебное решение
-
Практикум: Как обжаловать решение суда
17
Грамотный потребитель
-
Обзорное занятие. Урок-игра «Грамотный потребитель»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
-
основные закономерности экономической жизни общества, категории экономической науки и изучаемого курса;
-
место и роль потребителей в рыночной экономике, природу и сущность потребностей человека, пути их удовлетворения и формы разумного потребления;
-
специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей;
-
основы теории потребительского поведения;
-
свои права и обязанности как потребителей и куда следует обращаться в случае нарушения этих прав.
Учащиеся должны уметь:
-
разумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения;
-
анализировать текущую информацию об изменениях в жизни общества, статистические данные, работать с дополнительной литературой;
-
различать символы на этикетках, упаковках, вкладышах, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию;
-
защищать свои права в случае их нарушения.
Сегодняшний деловой мир нуждается в людях, способных принимать экономические грамотные решения и нести ответственность за их проведения в жизнь.
Овладение школьниками содержанием данного курса позволит решать не только образовательные задачи, но и подготовит учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий: менеджер, маркитолог, предприниматель, бухгалтер, экономист и др.
Список литературы для обучающихся
-
Экономика. Основы потребительских знаний. 9 класс. Под общей редакцией Е.Кузнецовой, Д.Сорк.
-
Настольная книга потребителя жилищно-коммунальных услуг. С.А.Атаманенко М.: Издательство Феникс, 2010. -288 с.
-
Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 2001. - 863с.: ил.
-
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». - М.: издательство Юрайт, 2015. - 47с.;
-
Федеральный закон «О рекламе». Д.Насибулина - М.: Издательство Эксмо,2014.- 32с.
-
Защита прав потребителей. Часто задаваемые вопросы И.Е.Горина, М.: Издательство Юрайт, 2012. - 119 с.
-
Периодические издания: газетные статьи.
-
Журнал «Спрос»