Эссе Век живи, век учись

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Порошина Елена Борисовна
учитель технологии МБОУ СОШ №4

городского округа Стрежевой

с углубленным изучением отдельных предметов


Эссе

«Век живи - век учись или чему мы можем научиться у своих учеников».


Обучая других, обучаюсь сама.

(Мой девиз.)

Век живи - век учись. Какая великая мудрость заложена в этой короткой поговорке. Мы следуем ей каждодневно, при этом даже не задумываемся о глубочайшем смысле этой фразы. Великий педагог-мыслитель К.Д.Ушинский писал: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!» Учитель  это даже не профессия, это предназначение человека в этом мире.

Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в 21 веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни? «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Но только ли развитие обучающихся? Сегодня, в наш стремительный информационный век как никогда становится актуальным вопрос взаимоотношений поколений, их взаимовоспитание и взаимообучение.

Я - учитель. Как мало и как много можно сказать только одной этой короткой фразой. Каждый день, идя в школу, я думаю о встрече со своими учениками, о том, что я им скажу, о том, что они мне скажут. И я жду с нетерпением встречи с теми, кто своим ясным взглядом, своими неожиданными идеями в очередной раз откроет для меня этот мир. Чем дольше я работаю в школе, тем в большей мере убеждаюсь - я каждый день перенимаю у своих воспитанников что-то новое. Мои подопечные учат меня, воспитывают меня, направляют меня, удивляют меня каждый день.

Мой педагогический стаж относительно невелик, всего четырнадцать лет. За все эти годы я ни разу не пожалела, что пришла работать в школу. Ведь только здесь я в полной мере поняла, как мне улыбнулась судьба, познакомив с множеством замечательных интересных людей, предоставив возможность всесторонне реализовать себя, раскрыть те способности и стороны моего характера, о существовании которых я и не подозревала.

Предметная область «Технология» и, в частности, уроки трудового обучения наилучшим образом интегрируют в себе те компоненты, что мне близки и интересны. Это прикладное творчество, это общение и обмен опытом с детьми и коллегами, это освоение новых направлений и технологий, это, в конце концов, лирика, без которой невозможна любая творческая работа и которой так не хватает в нашей сегодняшней жизни.

Предмет «Трудовое обучение» очень многогранен. По моему мнению, именно эта дисциплина учит детей быть житейски мудрыми, полезными обществу, подготовленными ко всяким случайностям. Необходимо все дарования, данные ребенку свыше, развивать в совершенстве.

Общение педагога и учащегося на уроках трудового обучения - это в полной мере энергоинформационный обмен, диалог, сотворчество.

Трудовое обучение позволяет каждому ребенку раскрыться, самореализоваться, т.к. имеет множество направлений и обучающих подходов даже в рамках одной темы. Здесь легко определить, что именно интересует учащегося в данном вопросе, а когда ученик удовлетворен ответом учителя, его мысли могут настолько углубить его познания, что зачастую они удивляют и обогащают самого педагога новизной и нестандартностью. И именно здесь и начинается самое интересное, самое захватывающее.

Я получаю уроки творчества. Никакие книги, пособия и специальные курсы не могут научить творчеству, этому могут научить только дети. Они видят то, что мы - взрослые без их помощи увидеть не можем. Предметная область «Технология» - это постоянное обновление учебного материала по объективным и субъективным причинам (новые материалы, новая мода, новые технологии и ассортимент продуктов), это горячее желание учеников быть на пике моды, на гребне волны. Я начинаю видеть мир глазами детей, сначала это кажется странным, но в процессе работы над каким-либо проектом, начинаю понимать, насколько взгляд ребенка проницательней и дальновидней, чем мой взгляд, взрослого опытного человека.

Я получаю уроки терпения. Никакой психолог не смог бы провести работу так доступно и результативно. Мы - взрослые, всегда находимся в каких-то рамках, в том числе - временных, отсюда спешка, нервные срывы, неудовлетворенность собой и окружающими. Терпение, настойчивость, основательность, отсутствие паники и спешки в учебной и творческой работе детей зачастую вводят в ступор, но понимание их правоты позволяет взглянуть на мир по-новому. Делай то, что должно, и будь что будет.

Я получаю уроки любви. Очень часто для педагогов «хороший ребенок» - это хороший ученик, плохой ученик - «плохой ребенок». Но независимо от их успехов в учебе, дети любят нас, тянутся к общению, хотят поделиться детскими тайнами, получить житейский совет. Ты сегодня поставил «двойку» (бывает иногда не совсем заслуженно), а завтра этот ребенок бежит к тебе на перемене, несет в кулачке конфетку и хочет поделиться своей радостью, он любит тебя, он любит всех. Как можно не любить его и не любить весь мир в эту минуту. И становится не по себе за то вчерашнее настроение, которое и подтолкнуло быть строгой и не совсем справедливой.

Я получаю уроки мастерства. Учитель технологии - априори мастер, казалось бы, что может меня удивить в рамках обучения прикладным ремеслам. В моем распоряжении множество книг, специализированных магазинов, у меня на вооружении ресурсы интернет и новое прекрасное оборудование. Все так и есть, кроме того, что всегда найдется среди моих учеников девочка, которая в совершенстве владеет прикладным искусством, которое она освоила благодаря своей прабабушке. Она удивлена, то, что для неё рядовое повседневное занятие, для её учительницы - настоящее открытие. И тут ребенок рад обучить всех желающих тому ремеслу, что получил в своей семье. Благодаря детям я освоила ковроткачество, татарскую вышивку крючком, изготовление объемных поделок из бересты.

Мой девиз «обучая других, обучаюсь сама» - не надуманная пустая фраза. Я пришла к нему сознательно, путем экспериментов, проб и ошибок.

Ни для кого не секрет, что основная сущность учебно-воспитательной работы в том и заключается, чтобы научить молодое поколение самостоятельно ставить себе цели, планировать, выполнять и оценивать свою работу. Задача учителя - развивать у учащихся чувство ответственности за правильный выбор и направление, способствующие получению наилучшего результата. Подлинное обучение достигается лишь путем личной практики учащегося. Самостоятельная проработка развивает у ребенка творческие способности, одновременно развивая в нем и чувство ответственности, а наибольшее чувство ответственности у учащегося пробуждает только то, что он сделал сам своими руками.

Я считаю своей задачей предоставлять детям максимальную самостоятельность в работе, оказывая им помощь лишь тогда и постольку, когда и поскольку она необходима. По моему мнению, лучшая помощь со стороны учителя - это «помогать учащимся, помогать самим себе». И вот уже великая мудрость «век живи - век учись» становится девизом и для обучающихся в том числе. Чтобы избежать стагнации, необходимо постоянно развиваться, идти вперед, идти вперед, пропуская впереди себя наше будущее - наших детей, их молодость, любознательность укажут правильный путь. А нам взрослым лишь остается не отставать, чтобы не прервалась нить взаимопонимания, взаимовоспитания, взаимообучения, всего того, что так актуально в наш стремительный, информационный век.

© 2010-2022