• Преподавателю
  • Технология
  • Разработка урока по технологии для 10-11 классов по теме «Экологическое сознание и мораль в техногенном мире»

Разработка урока по технологии для 10-11 классов по теме «Экологическое сознание и мораль в техногенном мире»

"Описание материала: По типу данный урок комбинированный. Используются следующие формы организации занятий: лекция-беседа, практическая работа. Данная разработка будет интересна учителям технологии. Содержание материала соответствует материалу учебника для 10-11 классов. В разработке подробно указана цели, ход урока, содержание теоретической части, ход практической работы. Сопровождается кратким описанием дидактических материалов по ходу урока. Разработка дополнена презентацией по теме. Предос...
Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока

Тема урока « Экологическое сознание и мораль в техногенном мире»

Цели урока:

  1. образовательная

    1. дать представление о причинах возникновения нового современного экологического сознания и морали;

    2. раскрыть сущность и характерные черты экологического сознания;

    3. дать понятие экологической культуры.

  2. развивающая

    1. прививать качества экологической культуры и экологической морали.

  3. воспитательная

    1. воспитывать гражданскую позицию, сознательное отношение к окружающему миру.

Дидактические средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, демонстрационный экран, мультимедиапроектор, иллюстрационные и видеоматериал, цифровые образовательные ресурсы

Тип урока: теоретический

Ход урока:

  1. Организация учащихся.

  2. Повторение материала предыдущего урока.

Слушание докладов (сообщений, презентаций) учащихся об использовании альтернативного источника энергии.

  1. Сообщение нового материала.

--- Скажите, Как вы понимаете идею академика В. И. Вернадского о том, что Земля - это живой организм?

--- Ребята, во многом выживание и сохранение планеты, как живого организма зависит от сознательной гражданской позиции каждого человека, лично от каждого из нас! В наших поступках, поведении, хозяйственной деятельности мы должны руководствоваться моральными принципами, которые способствуют сохранению и оздоровлению окружающей среды. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Экологическое сознание и мораль в техногенном мире». На уроке вы узнаете причины возникновения нового современного экологического сознания, сущность и характерные черты экологического сознания, понятие экологической культуры. Демонстрация слайда 1

---При условии сохранения (и повышения) темпов промышленного производства прогноз дальнейшего развития жизни на Земле неутешителен. Демонстрация слайда 2

---Чтобы избежать трагических последствий своей хозяйственной деятельности люди должны встать на путь экологически устойчивого развития человечества. Устойчивое развитие - это улучшение жизни людей в условиях устойчивой биосферы, т. е. в условиях, когда хозяйственная деятельность не влечет за собой необратимых последствий.

История биосферы показывает, что почти; млрд. лет она преодолевала все потрясения: гасила последствия мощнейших вулканических извержений и падений крупных небесных тел, переходила на новые уровни устойчивости при оледеневшей или безлёдной Земле, а также при объединении и распаде материков, всегда стабилизируя окружающую среду и удерживая ее в диапазоне, приемлемом для жизни. Возможно, что в прошлом в биосфере Земли возникали биологические виды-разрушители. Но природа отторгала их, и исчезнувший вид, как показывает палеонтология, уже никогда не появлялся вновь. Нет никаких оснований полагать, что законы существования и развития биосферы отменены для человека. Поэтому если «человек разумный» и дальше будет руководствоваться мифами и иллюзиями о своей главенствующей роли в природе и не предпримет мер для своего спасения в условиях приближаемой его усилиями экологической катастрофы, то природа найдет, способ избавится и от этого вида-разрушителя. Показ слайов 3, 4, 5 «Экологические катастрофы современности».

Подобной перспективы можно избежать, если встать на путь разумных, сбалансированных действий, потому что основная причина угрозы для цивилизации связана не столько с производством, сколько с моральными качествами человека - потребителя.

В настоящее время сформировались две мировоззренческих позиции человека в отношении к природе: антропоцентризма (Я - царь природы и всего сущего на земле) и экоцентризма (Я - частица большого прекрасного мира). В ходе беседы проиллюстрировать это на примерах и показать различия. Демонстрация слайда 6.

Сегодня все активнее формируется неэгоцентрическое мировоззрение, проявляется в экологическом сознании и экологической морали - система представлений о мире и отношения к природе, для которых характерны:

  • ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы;

  • восприятие природных объектов как полноправных партнеров в общей жизнедеятельности;

  • стремление к балансу во взаимодействии человека с окружающей средой;

  • способность ограничивать свои потребительские аппетиты при пользовании «дарами» природы и забота о сохранении жизни на планете Земля.

Предложить учащимся после знакомства с текстом учебника выработать и записать в тетрадь понятие экологической морали.

Обсудить с учащимися характерные качества экологического мышления. Слайд 7.

Компоненты экологической культуры. Предложить учащимся записать основные компоненты культуры в тетрадь. Слайд 8.

Обратить внимание учащихся на то, что объектом их проектирования может быть и экологическая тематика. Показать пример экологического проекта. Приложение Банк идей творческих проектов_files

  1. Закрепление нового материала.

В целях первичного осмысления и закрепления материала провести с учащимися беседу с использованием следующих вопросов:

  1. Что нужно для достижения экологически устойчивого развития человечества?

  2. Что такое экологическая культура?

  3. Какие идеи воплощает экологическая мораль?

  4. Какие модели развития цивилизации вам известны?

  5. Что такое экологическое сознание? Как оно проявляется в повседневной жизни?

5. Вводный инструктаж

Начать вводный инструктаж к практической работе «Уборка мусора около школы» с беседы о проблеме экологической культуры в быту. Обсудить основные моменты данной проблемы. Слайд 9. В ходе практической работы учащимся предлагается убрать мусор около школы как опасный с экологической точки зрения продукт деятельности человека.

Предложить учащимся прочитать инструкцию к практической работе в учебнике.

Отметить, что в ходе практической работы необходимо соблюдать правила безопасной работы.

6. Практическая работа «Уборка мусора около школы»

7.Текущий инструктаж.

Следить за ходом практической работы, за соблюдением безопасности.

8. Заключительный инструктаж.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается убрать мусор вокруг своего дома и прочитать подраздел «Экологическое сознание и мораль в техногенном мире» в параграфе «Природоохранные технологии».

9. Привести себя в порядок, вымыть руки, убрать рабочее место.



© 2010-2022