ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по технологии

Образовательная программа составлена для изучения технологии обучающимися 5-8 классов общеобразовательной школы. Образовательная программа разработана  на основе  программы по технологии для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (авторы; Сасова И.А., Марченко А.В.; 2008г.) и примерной программы основного общего образования по технологии, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


"ТЕХНОЛОГИЯ"

(обслуживающий труд)

5- 8 класс



































Содержание




стр.

1. Пояснительная записка.

3

2. Содержание программы.

3. Требования к уровню подготовки выпускников

4

20

4. Нормы оценивания знаний, умений и навыков учащихся.

25

5. Тематическое планирование.

27













Пояснительная записка


Образовательная программа составлена для изучения технологии обучающимися 5-8 классов общеобразовательной школы.

Образовательная программа разработана на основе программы по технологии для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (авторы; Сасова И.А., Марченко А.В.; 2008г.) и примерной программы основного общего образования по технологии, в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников (2004).

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  2. овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  3. развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  4. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  5. получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Основные задачи обучения:

  • ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;

  • формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требования дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;

  • ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции;

  • развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач;

  • подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

В соответствии с образовательной программой учреждения на изучение курса технологии в 5-8 классах отведено 245часов (5-7 классы - 2 недельных часа, 8 класс - 1 час в неделю).

Преподавание курса технологии в 5-8 классах осуществляется по учебникам под редакцией И.А.Сасовой, которые рассчитаны на 2 недельных часа преподавания в 5-7 классах и 1 недельный час в 8 классе.

Особенностью программы является то, что овладение обучающимися обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные проекты. Проекты содержат специальные технико-технологические упражнения, развивающие творческие и интеллектуальные способности обучающихся, их самостоятельность, ответственность, мотивацию к обучению.

Раскрытие учебного содержания в курсе «Технология» проводится по разделам и темам.


Содержание программы

5 класс (70 часов)

1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

1.1-1.3 Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества [18 ч]

Проектирование и изготовление подарочных изделий из лоскутов или с вышивкой

Украшение интерьера дома композициями из цветов. Ассортимент растений для составления композиций, букетов, картин.

Миниатюры из сухих растений.

Эстетическое значение цветов в доме. Растения, традиционно рекомендуемые для выращивания в комнатных условиях в конкретной местности.

Русская вышивка. История вышивки, ее мотивы (сказочные и местные). Виды ручных стежков и строчек. Простейшие ручные швы: «вперед иголку», «за иголку», петельный, стебельчатый, тамбурный, «козлик»

Лоскутная техника. Изготовление панно в лоскутной технике

1.2 Технология обработки ткани [22 ч]

Проектирование и изготовление простых швейных изделий в лоскутной технике. Соединение деталей кроя стачными и надстрочными швами

Классификация текстильных волокон. Классификация и свойства тканей.

Организация рабочего места для работы на швейной машине. Правила безопасного труда при выполнении работ на швейной машине.

Работа на швейной машине (машиноведение). Назначение и устройство ручной швейной машины. Подготовка швейной машины к работе. Упражнения по работе на швейной машине без ниток. Заправка верхней и нижней ниток. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине. Выполнение машинных строчек. Регулировка длины стежка. Виды машинных швов. Инструменты и приспособления для швейных работ. Выбор ниток и игл в зависимости от толщины ткани.

Виды ручных стежков и строчек.

Определение потребности в изделиях, выполненных в лоскутной технике. Краткая формулировка задачи проекта по изготовлению прихватки в подарок. Проведение исследований по выбору ткани для изготовления прихватки из лоскутов. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Разработка критериев для изготовления изделия. Выбор лучшей идеи. Составление технологической карты изготовления прихватки на основе лоскутной техники.

Изготовление швейного изделия. Назначение различных швейных изделий. Основные стили в одежде и современные направления моды. Дизайн-анализ швейных изделий. Понятия о конструировании и моделировании одежды. Снятие мерок и построение чертежа простейшей выкройки. Производство швейных изделий. Профессии: закройщик, модельер, швея, гладильщица.

Технология обработки ткани

Проектирование и изготовление простых швейных изделий в лоскутной технике. Соединение деталей кроя стачными и надстрочными швами.

Художественная обработка материалов

Проектирование и изготовление подарочных изделий из лоскутов или с вышивкой.


2. «Основы проектирования» [10 ч]

Учебный проект. Основные компоненты учебного проекта. Определение потребностей в изделиях, которые может изготовить пятиклассник. Анализ потребностей человека и их технологическое решение. Краткая формулировка задачи. Оценка возможностей для выполнения проекта. Разработка критериев для оценки соответствия изделия потребностям пользователей. Набор первоначальных идей. Проработка одной или нескольких идей и выбор лучшей. Планирование изготовления изделия. Разработка технологической карты. Изготовление изделия. Испытание изделия в реальных условиях. Оценка процесса и результатов проектирования, качества изготовления изделия. Оценка изделия пользователем и самооценка учеником.

3. Технология ведения домашнего хозяйства [4 ч]

3.1 Обычаи, традиции, правила поведения [2 ч]

3.2 Интерьер жилых помещений [2 ч]

Учет национальных и региональных традиций при выборе средств оформления интерьера жилых помещений с учетом запросов и потребностей семьи. Использование растений для оформления жилых помещений.

Правила поведения за столом.

Проектирование интерьера и декоративное оформление кухни

Характеристика основных функциональных зон в жилых помещениях. Интерьер жилых помещений. Разработка одного из проектов по усовершенствованию планирования жилья, его оформлению, снижению физических затрат при выполнении домашних работ, изготовлению прихваток, элементов декоративного оформления кухни.

4. Кулинария [16 ч]

Школьные учебные мастерские - правила внутреннего распорядка в мастерской. Организация труда и оборудование рабочего места. Общие сведения о санитарно-гигиенических требованиях. Рациональное размещение инструмента. Правила безопасного труда. Охрана окружающей среды. Экономное расходование всех видов ресурсов. Ознакомление с основными разделам программы обучения. Демонстрация проектных изделий, изготовленных учащимися 5 класса в предшествующие годы. Распределение общественных обязанностей между учащимися.

Проектирование и приготовление блюд из сырых и вареных овощей, из яиц, приготовление бутербродов и горячих напитков

Знакомство с интерьером помещения, где готовят пищу. Требования, предъявляемые к современной кухне. Оборудование и посуда для кулинарных работ, правила ухода за ними. Виды оборудования современной кухни. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы на кухне.

Общие сведения о пище. Потребность человека в продуктах питания. Питательные вещества: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные вещества, вода. Способы хранения продуктов питания

Правила безопасной работы и личной гигиены при выполнении кулинарных работ.

Выбор меню для воскресного завтрака. Проектирование и приготовление бутербродов, горячих напитков, блюд из сырых и вареных овощей, из яиц.

Бутерброды. Инвентарь и посуда для приготовления бутербродов. Виды бутербродов: открытые, закрытые, канапе, тартинки. Особенности технологии приготовления разных видов бутербродов. Способы нарезки продуктов для бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов и срокам их хранения. Оформление части проекта по приготовлению бутербродов для воскресного завтрака.

Блюда из яиц. Значение яиц в питании человека. Способы определения доброкачественности яиц. Требования, предъявляемые к качеству блюд из яиц. Способы приготовления блюд из яиц: вареные яйца, яичница-глазунья, натуральный омлет.

Оформление части проекта по приготовлению блюд из яиц к воскресному завтраку.

Блюда из овощей. Понятие о пищевой ценности овощей. Санитарно-гигиенические требования к обработке продуктов для салатов. Рецепты приготовления полезных витаминных салатов. Приготовление салатов из свежих овощей. Приготовление блюд из вареных овощей. Влияние способов обработки на пищевую ценность продукта.

Оформление части проекта по приготовлению салатов для воскресного завтрака.

Горячие напитки. Инвентарь и посуда для приготовления чая, кофе, какао. Требования, предъявляемые к горячим напиткам. Приготовление чая. Приготовление кофе. Приготовление какао с молоком. Оказание первой помощи при ожогах.

Сервировка стола к завтраку. Правила поведения за столом. Элементы этикета.

Технологическая карта приготовления завтрака для всей семьи.

Оценка членами семьи результатов приготовления завтрака. Оценка учеником выполнения проекта. Способы улучшения проекта по приготовлению завтрака.

Профессия повара.


6 класс (70 часов)

1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (34 часа)

1.1. Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества[12 ч]

Проектирование и изготовление изделий с вышивкой, аппликацией, бисероплетением и другими видами оформления швейных изделий

Вышивка. Выбор ткани и ниток. Составление и подбор рисунка для вышивания. Варианты орнаментов. Композиция. Перевод рисунка на ткань. Правила безопасного труда при вышивании и при влажно-тепловой обработке. Санитарно-гигиенические условия для вышивания. Техника вышивания.

Стебельчатый, тамбурный, петельный швы. Гладь. Аппликация. Последовательность выполнения сложной многоцветов аппликации. Объемная аппликация на трикотаже. Вышивка пасмой или шнуром. Вышивка бисером, бусами, стеклярусом.

Краткая формулировка задачи проекта. Исследования по выбору лучшей идеи для проекта. Дизайн-анализ аналогичных изделий. Требования к изделию проекта. Выкройки основных деталей. Выбор отделки элементов изделия (вышивание, аппликация, гладь, ажурные швы и др.). Оценка изделия проекта пользователем


  1. 1.2 Технология обработки ткани [22 ч]

  2. Проектирование и изготовление плечевого швейного изделия

  3. Группы плечевой и поясной одежды. Дизайн-анализ плечевого изделия.

  4. Выбор материалов (материаловедение). Свойства тканей, которые следует учитывать при изготовлении изделий и уходе за ними. Ткани из натуральных волокон и их свойства. Смесовые ткани. Трикотаж.

  5. Планирование работы по выполнению проекта «Изготовление плечевого изделия». Построение плечевого изделия (конструирование). Мерки для построения плечевого изделия. Чертеж выкройки изделия с цельнокроеным рукавом. Моделирование изделий в связи с потребностями человека, для которого выполняется проект. Подготовка ткани к раскрою. Расчет ткани на изделие. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой ткани. Подготовка деталей кроя к обработке.

  6. Работа на швейной машине (машиноведение). Устройства и виды машинных игл. Подбор и установка машинных игл и ниток. Обработка и соединение деталей кроя плечевого изделия. Обработка горловины изделия.

  7. Самооценка учащимся качества выполнения проекта (творчество, соответствие критериям, время, затраченное на проект, соответствие изделия потребностям пользователя и др.). Оценка изделия потребителем.

  8. Технология обработки ткани

  9. Проектирование и изготовление плечевого швейного изделия.

  10. Художественная обработка материалов

  11. Проектирование и изготовление изделий с вышивкой, аппликацией, бисероплетением и другими видами оформления швейных изделий.


2. Технология ведения домашнего хозяйства (10 часов)

2.1. Интерьер жилых помещений .[6 ч]

Проектирование интерьера и оформление детской комнаты или детского уголка

Санитарные условия в жилом помещении. Ежедневная, еженедельная, генеральная уборки. Использование чистящих и дезинфицирующих средств. Освещение помещений. Правила безопасной работы с электроприборами. Стилевые и цветовые решения в интерьере. Эстетические принципы дизайна.

2.2. Обычаи, традиции, правила поведения .[4 ч]

Обычаи убранства жилых помещений. Национальные и местные традиции оформления интерьера жилых помещений. Правила поведения за столом. Правила поведения в общественных местах. Нациоанльные праздники и обряды. Национальная одежда.


3.Основы проектирования [10 ч]

Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Организация труда на рабочем месте. Рациональное размещение инструментов. Охрана окружающей среды. Экономное расходование всех видов ресурсов. Распределение общественных обязанностей между учениками. Демонстрация проектов, выполненных учащимися 6 класса в предшествующие годы.

Обоснование вида и функциональных особенностей будущего изделия в соответствии с потребностями пользователя. Выявление трудностей при выполнении проекта. Определение знаний, умений, материалов, оборудования, необходимых для выполнения проекта. Документальное оформление, макетирование и моделирование, дизайнерское оформление, экономическая и экологическая оценка проекта. Распределение обязанностей при выполнении коллективного проекта. Работа с тетрадью творческих работ. Исследования, проводимые при разработке проекта. Цель исследования - получить информацию о том, что необходимо для выполнения проекта. Виды исследования (выявление потребностей; дизайн-анализ существующих изделий, удовлетворяющих эти потребности; определение рынка, для которого изделие предназначено; анализ необходимых материалов, оборудования, инструментов, приспособлений; анализ затрат на изготовление изделия и определение экономической и экологической целесообразности изготовления данного продукта труда и др.) Временные затраты на проведение исследований. Формы фиксации хода и результатов работы над проектом.

Использование компьютера при выполнении проектов. Моделирование с помощью программ компьютерного проектирования (графических программ). Выполнение упражнения по моделированию объекта (например, создание рисунка обоев).

4. Кулинария(16 часов)

Проектирование и приготовление блюд из молока, рыбы и морепродуктов, из круп, бобовых, макаронных изделий и сладких блюд из фруктов и ягод

Оборудование кухни. Газовые, электроплиты и СВЧ-печи. Кухонная и столовая посуда, столовые приборы, инструменты, Приспособления для кулинарных работ. Правила пользования столовыми приборами. Правила подачи блюд. Правила хорошего тона (как правильно есть). Правила безопасного труда и санитарно-гигиенические требования при работе с пищевыми продуктами.

Разработка меню ужина (общее количество пищи, калорийность, выбор продуктов). Обсуждение возможных рецептов блюд для ужина. Проработка лучшей идеи. План работы по выполнению проекта. Гигиена питания. Питательные вещества и полноценное питание. Приготовление блюд к ужину по готовым рецептам. Жиры, белки, углеводы, витамины, минеральные вещества.

Молоко и молочные продукты, условия их хранения. Крупы, требования к их качеству. Механическая обработка круп. Правила приготовления каш. Требования, предъявляемые к качеству блюд, приготовленных из круп.

Макаронные изделия, требования к их качеству. Механическая обработка и правила приготовления блюд из макаронных изделий.

Рыба. Определение ее свежести. Правила хранения рыбы. Механическая обработка рыбы и правила безопасной работы. Требования к тепловой обработке рыбы.


7 класс (70 часов)

1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов [ 38ч]

1.1 Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества [ 12ч]

Проектирование и изготовление декоративно-прикладных изделий из разных материалов и выполненных в разной технике

Декоративно - прикладное творчество, его виды. Местные художественные промыслы. Народные традиции и культура в изготовлении декоративно - прикладных изделий. Назначение декоративно-прикладных изделий. Изделия из соломки, лозы, сухих цветов и т.п. Создание флористических картин. Русская вышивка. Вязание крючком и на спицах. Дизайн-анализ вязаных изделий. Способы и виды вязания крючком (рельефное, плотное, ажурное, филейное и др.). Материалы, инструменты и принадлежности для вязания. Технология выполнения исходных элементов (воздушной петли, цепочки, столбиков с накидом и без накида, прочных столбиков). Правила составления и чтения схем узоров. Условные обозначения. Технология вязания овала, круга и изделий на их основе. Правила безопасной работы.

Определение потребности в декоративно-прикладном изделии. Формулировка задачи проекта. Разработка идей. Выбор идеи, в наибольшей степени соответствующей запросу потребителя, наличию материалов, знаний и умений для выполнения проекта. Планирование проекта. Изготовление декоративно-прикладного изделия в соответствии с потребностью пользователя. Самооценка учащимся выполнения проекта. Оценка изделия пользователем.

Межпредметные связи

Математика (построение графиков, чертежей; масштаб; чтение чертежа, симметрия).

Изобразительное искусство (сравнение рисунка с образцом; понятие об основных и дополнительных цветах; основные пропорции; составление эскизов изделий; декоративно - прикладное искусство).

Биология (соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил здорового образа жизни)

Черчение (основные правила оформления чертежей, технический рисунок, анализ формы предмета по чертежу).

Дидактические средства

Таблицы «Правила безопасного труда при работе на швейной машине», «Швейная машина», «Виды переплетения тканей», «Материаловедение швейного производства», «Изготовление пряжи, основа и уток», «Снятие мерок». Инструкционно-технологические карты. Образцы игл и швов. Образцы пряжи, ниток, структуры полотняного переплетения ткани. Образцы наиболее часто встречающихся дефектов ткани. Альбом «Ассортимент тканей». Транспаранты «Раскладка выкроек одежды на ткани», «Образцы машинных швов», «Конструирование и моделирование одежды».

Образцы инструментов и приспособлений для снятия мерок. Манекен. Образцы готовых изделий, вышитых узоров, отделок.

Упражнения и исследования

Краткая формулировка задачи проекта.

Исследования по проектированию и изготовлению изделия

Составление плана выполнения проекта и технологической карты изготовления изделия.

Подготовка швейной машины к работе.

Оценка изделия в соответствии с заранее определенными критериями.

Дизайн-анализ швейных изделий. Моделирование художественной отделки.

Снятие мерок и запись результатов измерений.

Расчеты конструкций по формулам.

Расчет количества ткани на запланированное изделие.

Экономная раскладка выкроек на ткани и раскрой.

Определение качества готового изделия в соответствии с разработанными критериями.

Цветовое решение в декоративно - прикладных изделиях, определение традиционного колорита и материалов для изделия.

Определение регионального стиля создания декоративно-прикладного изделия по репродукциям и коллекциям.

Выбор рисунка для конкретного изделия.

Выполнение образцов узоров.

Изготовление образцов вязаных изделий.

Оценка проектирования и изготовления декоративно-прикладного изделия.

Анализ причин допущенных отклонений от проектирования и процесса изготовления изделия

Технология обработки ткани

Проектирование и изготовление поясного швейного изделия.

Художественная обработка материалов

Проектирование и изготовление декоративно-прикладных изделий из разных материалов и выполненных в разной технике.

1. 2Технология обработки ткани[26 ч]

Проектирование и изготовление поясного швейного изделия

Химические волокна - искусственные и синтетические. Свойства тканей из химических волокон.

Развитие моды. Виды поясных изделий. Разновидности юбок по силуэту (прямые, зауженные или расширенные к низу), по покрою (прямые, конические, клиньевые). Мерки, необходимые для конструирования поясного изделия. Особенности снятия мерок для изготовления юбки. Чтение чертежей. Прибавки, учитываемые при построении чертежа. Выбор прибавок в зависимости от вида и назначения изделия, силуэта, ткани. Формулы расчета для построения чертежа. Последовательность построения чертежа. Организация рабочего места при изготовлении швейных изделий.

Работа на швейной машине (машиноведение). Устранение неполадок в работе швейной машины, связанных с регулировкой натяжения верхней и нижней ниток

Краткая формулировка задачи проекта по изготовлению поясного изделия (юбки). Выбор фасона юбки в соответствии с потребностями пользователя. Изменение деталей чертежа изделия в соответствии с выбранным фасоном (моделирование). Выбор ткани для изготовления изделия. Расчет ткани на изделие. Декорирование ткани. Подготовка к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой ткани и подготовка деталей кроя к обработке. Обработка и соединение деталей кроя поясного изделия. Технологическая последовательность изготовления юбки. Изготовление поясного изделия в соответствии с запросом потребителя. Проведение примерки. Приемы влажно-тепловой обработки. Правила безопасного труда. Возможные дефекты поясных изделий и способы их устранения. Самооценка учащимся выполнения проекта. Оценка изделия потребителем.

2.Основы проектирования [4ч]

Разработка требований (критериев) для качественного выполнения конечного продукта проекта, включающих определение типа изделия; пожелания конечного потребителя (покупателя), рынка; функциональное назначение изделия; допустимые пределы стоимости; экологичность производства изделия и его эксплуатации; безопасность при пользовании изделием и др. Испытание и оценка изделия. Графики и диаграммы, эскизы и чертежи как способ отражения процесса изготовления изделия и результатов исследования. Защита проекта, способы презентации проекта.

Межпредметные связи

Информатика (использование сети Интернет; обработка данных исследования; ввод изображения с помощью инструментов графического редактора; чертежи, двухмерная и трехмерная графика; проектирование и моделирование и др.).

Обществоведение (овладение коммуникативной, практической деятельностью в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; социальная ответственность; ресурсы и потребности; оценка собственных действий и др.).

Общеобразовательные предметы в зависимости от темы проекта.

Дидактические средства

Схема основных компонентов проекта (определение потребностей и краткая формулировка задачи, набор первоначальных идей, проработка одной или нескольких идей, изготовление изделия, испытание и оценка продукта труда).

Схема дополнительных компонентов проекта.

Раздаточный материал для выполнения упражнений по проведению интервью, атрибутивному анализу, дизайн-анализу и др.

Упражнения и исследования

1. Определение потребностей.

2. Проведение опроса (интервью) и фиксация результатов.

3. Дизайн-анализ изделия.

4. Краткая формулировка задачи проекта.

5. Разработка перечня критериев, которым должен удовлетворять объект проектирования.

6. Способы поиска информации, передачи идей, выбор лучшей идеи.

7. Планирование исследований по теме проекта.

8. Способы представления результатов исследований.

9. Окончательная оценка проекта (анализ изделия пользователем).

10. Эстетика (цвет, стиль).

11. Определение потребностей рынка в конкретной продукции.

12. Способы презентации проекта.

13. Техника изображения объектов.

3. Технология ведения домашнего хозяйства[12 ч]

3.1 Интерьер жилых помещений [6 ч]

Зависимость оформления интерьера помещений от особенностей семьи: её состава, возраста детей, рода занятий родителей, художественных предпочтений членов семьи. Связь интерьера дома с работоспособностью и здоровьем членов семьи. Санитарно - гигиенические и эстетические требования к интерьеру жилых помещений. Функции различных помещений в квартире. Их эстетические, гигиенические, композиционные особенности. Правила выбора рациональных способов и средств ухода за помещением, одеждой, обувью.

3.2 Обычаи, традиции, правила поведения [2 ч]

Традиционные для данной местности формы организации рабочего места для выполнения санитарно-технических работ, подбор и использование материалов, инструментов, приспособлений в зависимости от обычаев конкретной местности.

3.3 Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи [6 ч]

Цели и значения домашней экономики. Правила ведения домашнего хозяйства, основные виды домашних бытовых работ. Распределение обязанностей в семье. Назначение основных видов современной бытовой техники.

Прожиточный минимум и потребительская корзина. Потребность в планировании бюджета семьи. Составление семейного бюджета, источники его доходной и расходной частей. Постоянные и переменные расходы. Непредвиденные расходы. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Ориентация на рынке товаров и услуг. Права потребителя и их защита.

Роль членов семьи в формировании семейного бюджета.. Личный бюджет школьника. Анализ полученных результатов по разработке выполняемого проекта. Самооценка учащимися проекта.

Межпредметные связи

Обществоведение (человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения, общение, социальная ответственность; деньги, семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи).

Физика (безопасное обращение с электробытовыми приборами).

Дидактические средства

Инструкционно-технологические карты. Технико-технологическая документация.

Упражнения и исследования

  • Распределение обязанностей в семье.

  • Сравнение доходов с прожиточным минимумом и потребительской корзиной.

  • Ведение учета доходов и расходов семьи.


4. Кулинария [16 ч]

Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Организация труда на рабочем месте и в мастерской. Правила безопасного труда. Распределение общественных обязанностей между учениками. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Выполнение комплексных проектов. Демонстрация проектов, выполненных учащимися 7 класса в предшествующие годы.

Проектирование и приготовление блюд из вареного и жареного мяса, изделий из пресного теста, сладких блюд. Заготовка продуктов впрок

Выявление пожеланий участников обеда к меню или исследование их вкусов. Формулировка задачи проекта. Выбор лучшей идеи приготовления обеда. План работы по приготовлению обеда. Организация рабочего места. Приготовление закусок, супов, вторых блюд и десерта. Последовательность приготовления обеда. Ознакомление со значением мяса и мясных продуктов в питании человека. Блюда из вареного и жареного мяса. Разработка требований к блюдам из мяса. Правила хранения мяса, мясных продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд. Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов по внешним признакам. Субпродукты. Освоение способов выполнения механической и тепловой обработки мяса и мясных продуктов, последовательности приготовления блюд из них. Определение влияния способов обработки на пищевую ценность готовых блюд. Приговление блюд и определение их готовности. Знакомство с видами экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющими на здоровье человека. Оказание первой помощи при пищевых отравлениях и ожогах. Санитарно-гигиенические правила и условия безопасного труда. Сервировка стола к обеду с учетом национальных традиций. Правила подачи приготовленных блюд. Оценка выполнения проекта. Анализ допущенных отклонений.

Значение хлебобулочных изделий в питании человека. Механическая обработка муки. Способы и последовательность приготовления теста и изделий из него.

Значение консервирования как способа длительного хранения пищевых продуктов и его экономической целесообразности. Требования к сырью для консервирования. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасного труда при консервировании. Подготовка посуды и продуктов для консервирования. Приготовление консервов в домашних условиях, Подготовка плодов и ягод к получению соков. Приготовление варенья. Условия сохранения витаминов при механической и тепловой обработки ягод, фруктов и овощей. Экономное использование продуктов, хранение сушеных плодов и ягод. Профилактика пищевых отравлений. Оценка материальных затрат.

Межпредметные связи

Биология ( размножение и роль бактерий).

География (животный мир, использование богатств Земли, пути их охраны).

Дидактические средства

Таблицы «Правила безопасного труда при работе с пищевыми продуктами», «Разделка мяса», «Сервировка стола», «Питание подростка», «Виды изделий из теста». Инструкционно-технологические карты.

Упражнения и исследования

Определение потребностей в приготовлении конкретных блюд.

Составление меню ужина и разработка проекта по его реализации.

Составление технологической карты изготовления конкретного блюда.

Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Подача приготовленных блюд, определение их качества и анализ допущенных отклонений от запланированного.

Окончательная оценка проекта.

Анализ блюд потребителем.

Оценка материальных затрат.

Экологические проблемы при проектировании и приготовлении кулинарных изделий.

8 класс (35 часов)

Вводное занятие 1ч

Содержание и организация обучения технологии в текущем, году. Правила ТБ в учебных мастерских. Основные разделы и темы, по которым обучаемые будут выполнять проекты: электротехнические работы, технология ведения домашнего хозяйства, современное производство и профессиональное образование. Формы презентации проектов.

Основы проектирования 1ч

Цель изучения данного раздела - научить школьников творчески использовать знания и трудовые умения для решения задач, выдвигаемых практикой В основу овладения технологическими процессами положен метод проектов, позволяющий развить интеллектуальные способности и творческое мышление обучаемых, их самостоятельность и ответственность за принимаемые решения.

Результатами проектов могут быть изделия, услуги, разработки по благоустройству окружающей среды и др. Система проектов строится по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы, закладывается ряд положений:

• постепенное увеличение знаний и навыков;

• выполнение проектов от простых к сложным;

• постепенное усложнение требований, предъявляемы к выполнению проектов (использование информационных технологий, учет влияния различных факторов; экологическое и экономическое решение проблем; нравственный аспект и др.);

• развитие способностей обучаемых и осознание ими собственных возможностей для удовлетворения потребностей личности и общества;

• выбор проектов с учетом местных условий и народных трудовых традиций.

Работа по методу проектов может быть реализована как индивидуально, так и коллективно. В первом случае проект будет основан на сотрудничестве учителя и отдельного ученика, во втором - целой группы, в которую входит и сам учитель. Он следит за тем, чтобы ни одна детская инициатива не была упущена.

При разработке плана проекта обучаемые используют различные источники информации - справочную литературу, сеть Интернет и др., советуются с членами семьи, специалистами,

изучают инструменты, материалы, необходимые для выполнения проекта. Первоначальный план реализации проекта постоянно пересматривается, возможные упущения исправления.

Техника проектирования может быть разнообразной. Главное, чтобы план отвечал проекту, а не наоборот. Время, отведённое на разные виды деятельности в рамках проекта, варьируется в зависимости от содержания проекта. В процессе выполнения проекта обучаемые разрабатывают и изготовляют изделие для конкретного человека или общества, нуждающегося в нём. Это одно из основных различий между проектом и упражнениями.

Учитывая преемственность технологии и трудового обучения, и период освоения метода проектов на изготовление изделия следует отводить примерно 70 % учебного времени.

Межпредметные связи

Информатика (использование сети Интернет; обработка данных исследования; ввод изображения с помощью инструментов графического редактора; чертежи, двухмерная и трехмерная графика; проектирование и моделирование и др.).

Обществоведение (овладение коммуникативной, практической деятельностью в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; социальная ответственность; ресурсы и потребности; оценка собственных действий и др.).

Общеобразовательные предметы в зависимости от темы проекта.

Дидактические средства

Схема основных компонентов проекта (определение потребностей и краткая формулировка задачи, набор первоначальных идей, проработка одной или нескольких идей, изготовление изделия, испытание и оценка продукта труда).

Схема дополнительных компонентов проекта.

Раздаточный материал для выполнения упражнений по проведению интервью, атрибутивному анализу, дизайн-анализу и др.

Упражнения и исследования

1. Определение потребностей.

2. Проведение опроса (интервью) и фиксация результатов.

3. Дизайн-анализ изделия.

4. Краткая формулировка задачи проекта.

5. Разработка перечня критериев, которым должен удовлетворять объект проектирования.

6. Способы поиска информации, передачи идей, выбор лучшей идеи.

7. Планирование исследований по теме проекта.

8. Способы представления результатов исследований.

9. Окончательная оценка проекта (анализ изделия пользователем).

10. Эстетика (цвет, стиль).

11. Определение потребностей рынка в конкретной продукции

12. Способы презентации проекта.

13. Техника изображения объектов.

Простейший ремонт элементов систем водоснабжения и канализации 6ч.

Проектирование и выполнение некоторых видов ремонтных работ в квартире

Например, проекты: замена смесителя; ремонт смесителя крана; подтекания крана, душа, устранение этой неисправности и др.

Санитарно-технические работы, связанные с устройством водоснабжения и канализации. Понятие о санитарно-водопроводной сети. Водозаборная арматура: краны, поплавковые клапаны, смесители. Водопроводные краны. Краны, применяемые на внутренних водопроводах. Конструкции вентильных кранов и принцип их работы. Причины подтекания кранов. Ремонт крана.

Общее понятие о канализационной системе в квартире. Устройство сливного бачка и принцип его работы. Конструкция сифонов. Неисправности в работе сифона и их устранение. Замена уплотнительных прокладок в кране или вентиле. Правила безопасной работы.

Технология ремонта и отделки жилых помещений 6ч.

Ознакомление с видами ремонтных и отделочных работ на примере конкретного помещения: класса, школы, учебных мастерских, квартиры. Формулировка задачи проекта по ремонтным и отделочным работам в конкретном помещении.

Планирование ремонтно-отделочных работ.

Оклейка стен обоями. Качество обоев. Выбор обоев в соответствии с функциональным назначением помещения, его освещённостью и размерами. Расчет нужного количества обоев и примерных затрат на их приобретение. Инструменты и приспособления для оклейки поверхности обоями. Клей для обойных работ. Подготовка поверхности к оклейке обоями. Выполнение работ по оклеиванию помещения обоями. Возможные дефекты и способы их устранения.

Основы технологии малярных работ. Разновидности малярной отделки (внутренняя, наружная). Инструменты и приспособления для малярных работ. Виды малярных составов (известковые, клеевые, казеиновые, силикатные, вододисперсные, масляные, эмали). Инструменты для малярных работ, их назначение, приёмы шпатлевания и шлифования. Выбор цвета для окраски помещения в зависимости от назначения, размеров, формы и освещённости. Технология окраски. Приемы работы. Нанесение краски на горизонтальную и вертикальную поверхности. Малая

Механизация молярных работ. Выполнение ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений. Правила безопасного труда.

Самооценка учеником выполненных ремонтных и отделочных работ и оценка их пользователями.

Электротехнические работы 9ч

Цель данного раздела программы - ознакомление обучаемыми с элементами электротехники и радиоэлектроники, необходимыми для выполнения проектов и обусловленными самой жизнью. Поэтому составными частями этого раздела являются мы: электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника.

В процессе теоретического обучения обучаемые знакомятся с электрификацией быта, назначением, устройством, сбора и монтажом электротехнических и электробытовых приборов.

Раздел «Электротехнические работы» в определенной степени обеспечен общеобразовательной подготовкой обучаемых физике и химии, но это не исключает получения в рамках технологии опережающих знаний и умений прикладного характера. Школьники получают сведения об электрических цепях и их элементах: гальваническом источнике тока, электролампах, двигателях, выключателях, проводниковых и изоляционных материалах.

Следует обратить внимание на понимание (усвоение) обучаемыми таких понятий, как электрический заряд, электрический ток, электрическая цепь, последовательное и параллельное единения проводников (потребителей энергии).

Особое внимание необходимо уделить правилам обращения с электротехническими приборами и источниками электрического тока в домашних условиях.

Рекомендуется ознакомить обучаемых с назначением и видами устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки правилами безопасной эксплуатации бытовой техники; путями экономии электрической энергии в быту.

В основу отбора материала по электротехнике положен принцип целесообразности, т. е. в программу включен материал позволяющий обучаемыми получить общее представление об электротехнике и выполнить проект.

При изучении темы «Радиоэлектроника» обучаемые знакомятся с функциональным назначением систем связи, а при изучении темы «Автоматика и цифровая электроника» получают представления о простейших процессорах, управляющих электробытовыми машинами.

Межпредметные связи

Физика (электрическое поле, электрический ток, нагревание проводников током, проводники, диэлектрики и полупроводники, последовательное и параллельное соединение проводников, дисперсия света, предупреждение опасного воздействия на человека электрического тока и электромагнитных излучений.

Дидактические средства

Таблицы «Правила безопасной работы», «Электротехнические работы».

Упражнения и исследования

1. Последовательное и параллельное соединение элементов электрической цепи.

2. Правила и приёмы электромонтажных работ.

3. Выбор изделия для проекта в соответствии с выявленными потребностями.

4. Чтение и составление электрических схем.

5. Испытание готового изделия в работе.

6. Способы экономии электрической энергии.

7. Контроль качества готовых изделий.

8. Анализ допущенных отклонений в сравнении с запланированным.

Проектирование и изготовление электротехнических и электронных устройств 6ч

Например, проекты: охранное устройство на основе электромагнитного реле, транзистора и светодиода, транзистора и со звуковой и световой сигнализацией; светомузыка дискотеки; телевизионная антенна для приема программ дециметрового диапазона (для дома или школы) и др.

Области применения электрической энергии. Правила безопасной работы с электрооборудованием. Электрическая цепь: источник, потребитель, элементы управления (выключатель, кнопка, виды переключателей, их обозначение на электрических схемах). Источники тока: гальванические элементы (батарейки), генератор постоянного тока. Потребитель: лампа накаливания, её устройство, условное обозначение на электрических схемах.

Последовательное, параллельное и смешанное соединение потребителей в электрической цепи. Составление электрических схем.

Использование электроэнергии для освещения, работы бытовых приборов, для обработки информации и т. д. Общие характеристики потребителей электроэнергии. Электронагревательные приборы: электроплиты, утюги, водонагреватели и др. электрифицированные инструменты.

Назначение, принцип действия, конструкция электромагнитных реле. Условное обозначение. Использование электромагнитных реле в пусковой и защитной аппаратуре.

Знакомство с профессиями, связанными с электротехническими работами и электронными технологиями.

Элементная база радиоэлектроники. Телеграфная, телефонная, радио- оптическая связь. Экологические проблемы. Защита от излучений.

Простейшие аналоговые автоматы в быту и на производстве.

Испытание изготовленного устройства. Самооценка обучаемыми проекта. Оценка изделия потребителем.

Современное производство и профессиональное образование 12ч.

Цель данного раздела - ознакомить школьников с основ современного производства и предпринимательства и сформировать у них готовность к обоснованному выбору своего жизненного пути, продолжению образования в избранной сфере; деятельности с учетом потребностей рынка труда.

Следует уточнить знания обучаемых о современном рыночном хозяйстве в России, изменениях функций государства в регулировании и развитии рыночного хозяйства, государственной поддержке предпринимательства. Необходимо дать обучаемыми общее понятие отраслей общественного производства, организации производства, структуры предприятия, экономики производства, производительности труда, научной организации труда себестоимости выпускаемой продукции, рентабельности производства. При изучении этого раздела следует использовать фактический материал о деятельности любого местного предприятия.

Рассматривая проблему предпринимательства в России нужно формировать у школьников знания о предпринимательстве как важнейшей форме деятельности в развитии экономике страны, рационального ведения хозяйства и получения прибыли, знакомить с рыночным механизмом реализации имеющих предпринимательских знаний и умений в конечный потребительский продукт.

Целесообразно обратить внимание обучаемых на взаимодействие производства и окружающей среды (промышленное энергетики, транспорта, сельского хозяйства и др.) и на ответственность каждого человека как члена общества за экологическое состояние окружающей среды.

В рамках изучения раздела требуют разъяснения такие предприятия, как профессия, специальность, должность.

Необходимо познакомить обучаемых с источниками получения информации о профессиях и путях профессионального образования.

Межпредметные связи

Обществоведение (экономика и ее роль в жизни общества; экономические системы и собственность; разделение труда и специализация; обмен, торговля, рынок и рыночный механизм; предпринимательство; основные формы организации производства; заработная плата и стимулирование труда; образование и его значение в условиях информационного общества; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации).

География (влияние деятельности человека на окружающую среду, меры по ее охране; особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России; производственный потенциал; группировка отраслей хозяйствования по различным показателям; влияние особенностей природы на хозяйственную деятельность людей и др.).

Биология (значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей человека, цели и мотивы деятельности, рациональная организация труда и отдыха).

Дидактические средства

Таблицы «Экономические ресурсы», «Классификация предприятий», «Организационно-правовые формы хозяйственных товариществ и обществ», «Схема управления акционерным обществом», «Факторы производства», «Источники информации в предпринимательстве», тесты для профессионального самоопределения.

Упражнения и исследования

1. Определение форм хозяйственной деятельности предприятия.

2. Цели и задачи разделения труда.

3. Способы повышения производительности труда.

4. Определение себестоимости изделия.

5. Исследование потребностей регионального рынка труда.

6. Основные источники предпринимательских идей.

7. Способы проявления коммуникативных способностей.

8. Выявление склонностей, интересов и намерений в профессиональном выборе.

9. Поиск информации о региональных учреждениях профессионального образования.

10. Определение путей получения профессии.

11. Сопоставление своих возможностей с требованиями профессии.

Сферы современного производства и их составляющие 4 ч

Ознакомление с различными видами предприятий, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации. Классификация предприятий по формам собственности (государственный, частный или смешанный сектор собственности). Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Хозяйствующие товарищества и общества. Некоммерческие организации. Порядок оформления предприятия. Бизнес-план, основные источники информации для его составления. Производственный план. Производительность труда и способы ее повышения. Себестоимость продукции. Материальные затраты. Оплата труда. Налоги. Отчисления на социальные нужды. Прочие затраты.

Основы предпринимательства 6 ч

Понятие рынка как системы отношений добровольного обмена между покупателем и продавцом. Понятие предпринимательства. Роль предпринимательства в рыночной экономике. Основные сферы предпринимательской деятельности: производство товаров и услуг, коммерция (торговля), финансы, посредничество, страхование. Физические и юридические лица. Правовое обеспечение предпринимательства. Государственная поддержка предпринимательства.

Понятие менеджмента и маркетинга в предпринимательстве. Этика и психология предпринимательства. Основные риски в предпринимательстве.

Реклама. Имидж и фирменный стиль.

Пути получения профессионального образования 2 ч

Ознакомление со сферами профессиональной деятельности человека: «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». Проектирование профессионального плана и его коррекция с учетом интересов, склонностей, способностей обучаемых, требований, предъявляемых к человеку профессией и рынком труда. Здоровье и выбор пути профессионального образования.

Требования к уровню подготовки выпускников.


В результате изучения раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» обучающийся должен:

знать / понимать

  • назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов; назначение юбок; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов;

уметь

  • определять вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;

  1. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов для влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

  2. Достижение этих целей и решение задач осуществляется при выполнении проектов.

В результате изучения раздела «Основы проектирования» обучающийся должен:

знать / понимать

  • что такое учебный проект,

  • основные компоненты проекта,

  • с чего начинается технологический проект.

уметь

  1. определять потребности людей и общества,

  2. проводить опрос для определения потребностей,

  3. осуществлять дизайн - анализ изделия,

  4. обосновывать выбор изделия для проекта,

  5. формулировать задачу проекта,

  6. разрабатывать перечень критериев для выбранного изделия,

  7. представлять результаты проектной деятельности,

  8. проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта, оценивать качество изделия,

  9. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребностей и выявления возможностей их удовлетворения с учетом существующих ресурсов, изготовления изделий, соответствующих определенным потребностям; планирования и организации преобразовательной деятельности; поиска необходимой информации.

В результате изучения раздела «Технология ведения домашнего хозяйства» обучающийся должен:

знать / понимать

  • характеристики основных функциональных зон и инженерных коммуникаций в жилых помещениях, средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники;

уметь

  • соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для peмонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

  • планировать физические затраты для выполнения домашних работ; оформлять интерьер кухни с учетом запросов и потребностей семьи

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора рациональных способов оформления интерьера жилых помещений;

  • анализировать бюджет семьи; рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей семьи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств;

  1. Достижение этих целей и решение задач осуществляется при выполнении проектов.


В результате изучения раздела «Кулинария» обучающийся должен:

знать / понимать

  • влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;

  • санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;

уметь

  • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностям организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность мяса по внешним признакам; составлять меню ужина; выполнять механическую и тепловую обработку мяса; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд из мяса; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

Достижение этих целей и решение задач осуществляется при выполнении проектов.

Проектирование и приготовление блюд из сырых и вареных овощей, из яиц, приготовление бутербродов и горячих напитков; из молока, рыбы и морепродуктов, из круп, бобовых, макаронных изделий и сладких блюд из фруктов и ягод; из вареного и жареного мяса, изделий из пресного теста, сладких блюд. Заготовка продуктов впрок.

В результате изучения раздела «Электротехнические работы» обучающийся должен:

знать/понимать

• назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту;

уметь

• объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценки возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определения нагрузки сети при их одновременном пользовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.

Достижение этих целей и решение задач осуществлять при выполнении одного из предложенных проектов.

В результате изучения раздела «Современное производство и профессиональное образование» обучающийся должен

знать/понимать

сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;

уметь

• находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять способности и возможности с требованиями профессии

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.

Достижение этих целей и решение задач осуществляется при выполнении одного из предложенных проектов.

Например, проекты: «Я выбираю сферу будущей деятельности», «Разработка бизнес-плана для школьной компании (фирмы)», «Создание собственной фирмы», «Моя профессиональная карьера» и др.

Нормы оценивания знаний, умений и навыков учащихся.

Нормы оценок знаний и умений обучающихся за устный ответ

Оценка «5» ставится, если обучающийся:

-полностью освоил учебный материал;

-умеет изложить его своими словами;

-самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

-правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если обучающийся:

- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его

изложении своими словами;

-подтверждает ответ конкретными примерами;

-правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся:

-не усвоил существенную часть учебного материала;

-допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

-затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

-слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если обучающийся:

-почти не усвоил учебный материал;

-не может изложить его своими словами;

-не может подтвердить ответ конкретными примерами;

-не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Нормы оценок знаний и умений обучающихся за практическую работу.

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» - обучающийся самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.

Нормы оценок знаний и умений обучающихся за выполнение теста.

«5» - получают обучающиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - получают обучающиеся, справившиеся с работой 80 %;

«3» - получают обучающиеся, справившиеся с работой 50-70 %;.

«2» - получают обучающиеся, справившиеся с работой менее чем на 50 %.







Тематическое планирование


Учебники: под ред. И.А.Сасовой. Технология. 5 класс.- М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012г.-238с.; под ред. И.А.Сасовой. Технология. 6 класс.- М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013г.-207с.; под ред. И.А.Сасовой. Технология. 7 класс.- М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2008г.-218с.; под ред. И.А.Сасовой. Технология. 8 класс.- М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012г.-156с.

5 класс

Разделы и темы

  1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (40 часов)

1.1 Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного искусства (10 часов)

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в кабинете «Технология». Инструменты, материалы и приспособления. ТБ

2.

Организация рабочего места.

3.

Технологическая последовательность вышивания.

4.

Подготовка ткани к вышивке.

5-6.

Технология выполнения простейших ручных швов

7.

Выполнение элемента вышивки тамбурным швом

8.

Выполнение элемента вышивки петельным швом

9-10.

Выполнение вышивки, изученными видами швов.

  1. Технология обработки ткани (22часа)

11.

Классификация текстильных волокон

12.

Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

13.

Терминология ручных работ

14.

Технология выполнения ручных стежков и строчек.

15.

История создания швейной машины.

16.

Виды приводов швейной машины

17.

Организация рабочего места для выполнения машинных работ.

18.

Подготовка швейной машины к работе, терминология машинных работ.

19.

Виды машинных швов

20.

Снятие мерок для построения чертежа фартука

21-22

Конструирование фартука

23.

Моделирование.

24.

Технология изготовления фартука с нагрудником.

25.

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия

26.

Подготовка деталей кроя к сметыванию. Обработка карманов

27.

Обработка нижней части фартука

28.

Соединение накладных карманов с нижней частью фартука

29.

Обработка бретелей.

30.

Обработка нагрудника

31.

Соединение нагрудника с поясом, с нижней частью фартука. Окончательная отделка фартука

32.

Защита проектов.

1.3 Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного искусства (8часов)

33.

История лоскутной техники

34.

Виды изделий, выполненные в лоскутной технике

35.

Технология изготовления изделий в лоскутной технике

36.

Способы соединения лоскутов.

37-40

Изготовление панно в лоскутной технике

2. Основы проектирования (10часов)

41.

Что такое творческий проект?

42.

Этапы творческого проекта.

43..

Анализ потребностей человека

44.

Краткая формулировка задач проекта.

45-48

Работа над творческим проектом

49-50

Защита творческого проекта.

3.Технология ведения домашнего хозяйства (4часа)

51.

Сервировка стола к завтраку.

52.

Культура поведения за столом.

53.

Создание интерьера кухни. Размещение оборудования на кухне

54.

Благоустройство кухни. Санитарное состояние кухни.

4. Кулинария (16часов)

55.

Общие сведения о питании.

56.

Санитарно-гигиенические требования.

57.

Физиология питания.

58.

Кухонная посуда и уход за ней

59.

Овощи в питании.

60.

Первичная обработка овощей.

61.

Приготовление блюд из сырых овощей.

Тепловая обработка овощей

62.

Приготовление блюд из вареных овощей

63.

Бутерброды.

64.

Приготовление бутербродов.

65.

Блюда из яиц.

66.

Приготовление блюд из яиц.

67.

Горячие напитки.

68.

Классификация горячих напитков.

69.

Заготовка продуктов.

70.

Виды заготовок, правила хранения.

6 класс

Разделы и темы

  1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (34 часа)

1.1 Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества(12ч)

1.

Вводный инструктаж по технике безопасности. Подготовка к вышивке

2.

Композиционное построение узоров.

3.

Шов «крест».

4.

Изучение цвета

5.

Цветная художественная гладь.

6.

Использование компьютера для вышивания.

7-11.

Вышивка крестом

12.

Защита проектов

1.2 Технология обработки ткани (22часа)

13.

Натуральные волокна животного происхождения

14.

Виды ткацких переплетений. Дефекты тканей.

15.

Регуляторы швейной машины Устройство и установка машинной иглы. Уход за швейной машиной

16.

Виды машинных швов.

17.

Одежда и требования к ней.

18.

Снятие мерок, необходимых для построения чертежа плечевого изделия

19-20.

Построение чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

21-22.

Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом

23.

Подготовка ткани к раскрою.

Раскрой изделия.

24.

Подготовка деталей кроя к обработке.

25.

Подготовка изделия к первой примерке.

26.

Проведение первой примерки и устранение дефектов.

27.

Обработка плечевых срезов.

28.

Способы обработки горловины

29.

Обработка горловины.

30.

Обработка боковых срезов изделия

31.

Обработка нижнего среза рукавов и изделия.

32.

Окончательная отделка изделия.

33.

Работа над творческим проектом.

34.

Защита творческих проектов.

2.Технология ведения домашнего хозяйства (10часов)

35.

Ежедневная, еженедельная и генеральные уборки.

36.

Использование чистящих и дезинфицирующих средств.

37.

Осветительные приборы.

38.

Правила безопасной работы с электроприборами.

39.

Стилевые и цветовые решения в интерьере.

40.

Эстетические принципы дизайна.

41.

Национальные традиции оформления интерьера жилых помещений.

42.

Местные традиции оформления интерьера жилых помещений.

43.

Правила поведения за столом.

44.

Правила поведения в общественных местах.

3. Основы проектирования (10часов)

45-46.

Использование компьютера при выполнении проектов.

47-52.

Выполнение творческого проекта.

53-54.

Защита творческих проектов.

4. Кулинария (16часов)

55.

Инструктаж по технике безопасности во время работы на кухне.

56.

Физиология питания.

57.

Санитарно-гигиенические требовании.

58.

Работа с пищевыми продуктами

59.

Блюда из молока. Молоко и его свойства.

60.

Приготовление блюд из молока.

61.

Рыба и морепродукты.

62.

Признаки доброкачественности рыбы.

63.

Блюда из круп и макаронных изделий.

64.

Приготовление макаронных изделий.

65.

Блюда из жидкого теста

66.

Приготовление оладьев.

67.

Сладкие блюда и напитки.

68.

Значение фруктов и ягод в питании человека.

69.

Заготовка продуктов.

70.

Значение заготовки фруктов и овощей.

7 класс

Разделы и темы

1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38часов)

1.1Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества (12 часов)

1.

Инструменты и материалы для вязания крючком.

2.

Основные виды петель.

3.

Упражнения в выполнении петель.

4.

Вязание узорного полотна

5-6.

Вязание по кругу

7-10.

Вязание изделия по проекту

11-12.

Защита творческих проектов

1.2 Технология обработки ткани (26часа)

13.

Химические волокна. Свойства химических волокон.

14.

Определение сырьевого состава

15.

Зигзагообразная строчка.

16.

Применение зигзагообразной строчки в изделиях.

17.

Приспособления к швейной машине

18.

Виды машинных швов.

19.

Требования, предъявляемые к одежде.

20.

Юбка в русском народном костюме

21.

Мерки, необходимые для построения чертежа юбки.

22.

Снятие мерок для построения чертежа юбки

23.

Построение чертежа прямой юбки в М 1:4.

24.

Построение чертежа конической юбки в М1:4

25.

Моделирование прямой юбки.

26.

Моделирование конической юбки.

27.

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой.

28.

Подготовка деталей кроя к сметыванию.

29.

Проведение первой примерки.

30.

Устранение дефектов после примерки.

31.

Обработка вытачек.

32.

Соединение и обработка боковых срезов.

33-34.

Обработка застежки в боковом шве тесьмой-молнией.

35.

Обработка пояса.

36.

Обработка верхнего среза юбки притачным поясом

37.

Обработка нижнего среза юбки

38.

Окончательная отделка изделия.

2.Основы проектирования (4часа)

39.

Этапы творческого проекта.

40.

Разработка требований выполнения проекта.

41.

Испытание и оценка изделия.

42.

Защита проекта. Способы презентации

3.Технология ведения домашнего хозяйства.(8часов)

3.1 Интерьер жилых помещений (6часов)



3.1 Интерьер жилых помещений (6часов)

43.

Способы оформления интерьера.

44.

Зависимость оформления интерьера помещений от особенностей семьи

45.

Санитарно-гигиенические требования к интерьеру жилых помещений

46.

Эстетические требования к интерьеру жилых помещений

47.

Правила выбора рациональных способов и средств ухода за помещением.

48.

Правила выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой, обувью.

3.2Обычаи, традиции, правила поведения.(2часа)

49.

Национальные традиции оформления интерьера жилых помещений

50.

Местные традиции оформления интерьера жилых помещений

3.3 Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. (4часа)

51.

Домашняя экономика

52.

Распределение обязанностей в семье

53.

Прожиточный минимум и потребительская корзина

54.

Постоянные и переменные расходы. Непредвиденные расходы

4. Кулинария (16часов)

55.

Вводный инструктаж. Санитарно-гигиенические правила.

56.

Профилактика пищевых отравлений

57.

Виды мясного сырья.

58.

Первичная обработка мяса

59.

Тепловая обработка мяса.

60.

Приготовление супа с мясными фрикадельками.

61.

Инструменты, приспособления и продукты для приготовления мучных изделий.

62.

Технология приготовления блюд из пресного теста.

63.

Кисломолочные продукты.

64.

Приготовление блюд из кисломолочных продуктов.

65.

Фрукты и ягоды.

66.

Значение фруктов и ягод в питании.

67.

Основы домашнего консервирования

68.

Приготовление обеда в походных условиях

69.

Правила сервировки стола

70.

Сервировка стола с учетом национальных традиций

8 класс

Разделы и темы

Основы проектирования (2 часа)

1

Вводное занятие. Вводный инструктаж. Техника безопасности, охрана труда. Метод проектов. Практическая работа. Определение потребности.

2

Основные и дополнительные компоненты проекта. Практическая работа. Проект-исследование.

Технология ведения домашнего хозяйства (12 часов)

3

Основные сведения о системах водоснабжения и канализации.

Практическая работа: изучение элементов системы водоснабжения и канализации.

4

Эксплуатация и простейший ремонт систем водоснабжения и канализации. Практическая работа:

Проект. «Замена смесителя».

5

Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках.

6

Практическая работа: устранение подтекания воды.

7

Проект. «Ремонт смесителя»

8

Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических или ремонтных работ.

9

Технология ремонта и отделки жилых помещений.

10

Малярные работы

Практическая работа: Технология малярных работ.

11

Обойные работы.

Практическая работа: технология обойных работ.

12

Практическая работа: расчёт количества рулонов и клея.

13

Ремонт пола, потолка, окон и дверей
Практическая работа: расчёт количества плиток и плинтуса.

14

Проект «Ремонт комнаты»

Электротехнические работы (9 часов)

15

Электричество в нашей жизни.

16

Способы получения электроэнергии. Практическая работа: изучение источников электрического тока.

17

Потребители электроэнергии. Практическая работа: изучение потребителей электрического тока.

18

Квартирная электропроводка.

Практическая работа: расчет потребляемой электроэнергии.

19

Способы соединения проводов (паяние). Практическая работа: изучение способов паяния.

20

Приёмы соединения проводов. Практическая работа: соединение проводов.

21

Электроизмерительные приборы. Практическая работа: снятие показаний с электроцепи.

22

Электромагниты и их применение. Проект: «Модель охранного устройства»

23

Проект: «Модель охранного устройства»

Современное производство и профессиональное образование (12ч.)

24

Понятие о профессии, специальности и квалификации работника.

25

Сферы современного производства.

26

Виды и формы организации предприятий.

27

Экономика и организация производства.

28

Основы предпринимательства. Практическая работа: анализ семейного бюджета

29-33

Проект «Собственное дело».

34

Пути получения профессионального образования. Проект «Моя профессиональная карьера»

35

Проект «Моя профессиональная карьера»


© 2010-2022