• Преподавателю
  • Технология
  • Статья Использование некоторых экологических аспектов в проведении занятий в объединении «Волшебная глина»

Статья Использование некоторых экологических аспектов в проведении занятий в объединении «Волшебная глина»

   Современное воспитание должно служить формированию общей культуры личности, в том числе и экологической. Сегодня жизнь обязывает воспитывать у всех людей с детских лет правильное экологическое мировозрение.В наши дни есть повод поговорить о проблемах века, рассказать о причинах их возникновения, опасных последствиях, о неотложных действиях, ибо экологические проблемы существуют  в большей или меньшей степени в каждой области, каждом крае.   Неравнодушее к проблемам экологическим, моментам гар...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества г. Сорска









Использование некоторых экологических аспектов в проведении занятий в объединении «Волшебная глина»










Выступление подготовила

педагог дополнительного образования

руководитель объединения

«Волшебная глина»

Ельгечева Светлана Леонидовна



















Сорск, 2013г.



Ты послушна и льстива,

Упрямая глина,

Ты постарше меня,

Потому и мудра.

О, премудрая глина,

Ты стара, как былина -

Превращаешься в чудо

В руках гончара…



Современное воспитание должно служить формированию общей культуры личности, в том числе и экологической. Сегодня жизнь обязывает воспитывать у всех людей с детских лет правильное экологическое мировозрение.В наши дни есть повод поговорить о проблемах века, рассказать о причинах их возникновения, опасных последствиях, о неотложных действиях, ибо экологические проблемы существуют в большей или меньшей степени в каждой области, каждом крае.

Неравнодушее к проблемам экологическим, моментам гармонии между человеком и природой заставляет использовать на занятиях различные формы работы с детьми. Праздники, игры, театрализованные представления, экскурсии, посещение музеев, участие в конкурсах и акциях способствуют восприятию экологических проблем как личностно значимых, так как включают каждого ребенка в ситуацию ответственной зависимости за состояние на Земле и своего здоровья.

Человек является частью природы, и поэтому связь между природными условиями и нашим здоровьем очевидна. Чтобы стать сильным, бодрым и выносливым, человек должен общаться с природой, а не отгораживаться от нее. И, к счастью, люди осознали это, с древних времен научившись использовать природу и ее богатства в своих целях. И в первую очередь - для поддержания и улучшения состояния здоровья. Солнечные лучи, пресная вода, воздух, растения - далеко не предел. К этим природным факторам лечения человек прибавил такую важную природную среду, как почва, богатство и целебность которой неоценимы. Едва ли не основными дарами природы считаются грязи и глина, обладающими чудодейственными лечебными свойствами.

Различные типы грязей и глины применялись в лечебных целях очень давно. Еще в Древнем Египте больные обмазывались грязью и глиной, которую выносил во время разлива Нил, и лежали на берегу реки под горячими лучами южного солнца. В 16 веке грязелечение получило расцвет в Италии, где применяли в основном вулканическую грязь. Несколько позднее - в 17 веке - грязелечение пришло во Францию, а в 18 веке - в Германию. В России колыбелью грязелечения, начиная с 19 века, считался Крымский полуостров.

Так за многие века люди в полной мере ощутили целебные свойства и пользу грязи и глины и стали с удовольствием применять их для лечения различных заболеваний, а также в косметических целях.

В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается. Объяснений тому много:

-снижение уровня жизни;

-нервно-психические перегрузки, от которых сегодня страдают даже малыши;

-неблагоприятная экологическая обстановка;

- неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, несформированность основных навыков сохранения здоровья. Дети должны осознать радость общения с природой. Для этого можно использовать любой природный материал, в том числе и глину. Мы попробовали провести день здоровья и посвятить его глине, на себе испытать всю волшебную, целебную силу природного материала. Ребятам поддержали эту идею: было собрано много теоретического материала по использованию глины. Помимо теоретической части, где ребята делились информацией, были проведены сеансы по практическому использованию глины в лечебных целях: это и глиняные аппликации на больные места, и косметические маски на лицо, руки, и местные глиняные обертывания.

Лепка из глины считается специалистами прекрасным средством, способствующим успокоению нервной системы, расслаблению и отвлечению внимания людей от переживаний и негативных эмоций. Неоднократно отмечалось как дети после занятий в общеобразовательной школе, приходили на занятия в кружок раздраженными, эмоционально несдержанными. На моей практике замечено, что такие дети после часа-другого занятия по лепке погружались в другой мир эмоциональных отношений и переживаний. Дети успокаивались, преображались их лица. Особенно успокоению и расслаблению способствует лепка фигур с округлой формой: глиняных горшочков, шариков, куколок, зверюшек, цветов…И конечно же, глиняные игрушки, в которые вкладывают теплоту своей души их создатели, становятся еще более энергетическими и целительными.

Что заставляет нас, современных жителей больших городов, обращаться к культурному наследию, доставшемуся нам от наших дедов и отцов?

Прикасаясь к древним традициям, овладевая секретами ремесла, пытаясь их трансформировать и развить, современные мастера и художники верят, что это чистое и светлое искусство будет жить и радовать грядущие поколения, излечивая человеческие души. Еще древние Пифагорийцы считали,что красота благотворно влияет на здоровье и ее нужно использовать в деле врачевания -как телесного, так и духовного. В их уставе было записано: не отходить к дневным делам, не омыв своей души музыкой, не вдохновившись так или иначе красотой. В этих целях они использовали также созерцание прекрасной природы. Ведь красота пейзажа - та же музыка, звучащая в иных, цветопластических формах. Нам жителям Сибири просто катастрофически не хватает ярких красок природы. И чтобы немного восполнить этот пробел, свой кабинет я стараюсь превратить в цветущий сад из комнатных растений. Колеусы с красивыми, разноцветными листьями, большие королевские бегонии, яркие цветущие фиалки, нежно благоухающая роза - ни одного ребенка не оставили равнодушным.

Не маловажным аспектом в экологическом воспитании является живое общение с людьми неравнодушными к природе. Посещение выставки живописных картин сорского художника Гирей - это и возможность познакомиться с интереснейшим человеком, и увидеть как художник кистью и красками «продлевает жизнь» чудесным мгновениям. Художник рассказывает ребятам о там, как рождаются сюжеты, что испытывает он во время написания картин. Такие занятия настраивают детей на положительные эмоции, помогает им окунуться в мир природы и почувствовать его полнее.

Не зря в народе говорят: «Только дурная птица гнезда не бережет». Секреты ремесел передавались из рода в род, из поколения в поколение. Сегодня они становятся этнографической редкостью, уходят из домашнего обихода экологически чистые природные материалы. Квартиры заполнили пластик и синтетика. Из городской квартиры почти исчезли глиняные или деревянные изделия. Но каждая хозяйка знает, что в глиняном кувшине молоко дольше хранится, в печном горшке каша более пышная и рассыпчатая, и любая еда гораздо вкуснее из керамической чем из металлической. Наряду с керамическими сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц, людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов. В облике людей и животных олицетворялись силы природы. Хотя глиняные сосуды не имели конкретного образа, как фигурки, но косвенно тоже отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Мы стараемся поддерживать эти традиции, чтобы тютьки-свистульки в образе птичек, раскрашенные лошадки, козлики, олени ворвались в детскую жизнь! Людей стараемся делать с характерами, любим сказочные сюжеты. В работе над игрушкой ребята иногда отступают от декоративности изображения животных и опираются на иллюстрации в книгах и энциклопедиях, поэтому их зверюшки приближены к естественному образу и окрасу. Наши животные «двигаются», проживают свою игрушечную жизнь, а вместе с ними учатся играть и жить дети.

Современная критическая экологическая ситуация, когда исчезает естественная красота природы, ухудшаются условия местообитания животных, заставляет общество быть более внимательным к окружающему миру, острее воспринимать красоту природы. Наверное поэтому был придуман конкурс - «Зеркало природы», постоянными участниками которого мы являемся. Это зеркальный взгляд нашей души на существующие проблемы. Если мы будем о них говорить, значит, и найдем их решение. Ребята лепят животных, превращая свои работы в сказку, чтобы все посмотрели и поняли, что причина экологического кризиса кроется не только в отсталых технологиях, малоэффективной природоохранной деятельности, но и в крайне низкой культуре людей. И наша задача педагогов постоянно объяснять ребятам, что природа является составной частью культуры народа и, следовательно, она есть сама по себе культура, что человек должен научиться жить в гармонии с внешним миром, в соответствии с законами природы - экологическими.


Литература.

  1. Внешкольник. - 2003, №6.

  2. Корзунова А.И. Целебные глина и грязи. - М.:Эксмо, 2008.

  3. Студия - опыт, методика, репертуар - 2006, №1


© 2010-2022