Урок по технологии Аппликация из ткани 5 класс ФГОС

Урок применяется в преподавании технологии в 5  классе для изучения раздела «Декоративно – прикладное искусство». Урок нацелен на формирование теоретических и практических навыков работы с тканью, развивает творческие способности, расширяет кругозор. Дети знакомятся с видом творчества аппликация, страницами истории. Выполняя данную работу, учащиеся разрабатывают мелкую моторику рук, творческие способности, художественный и эстетический вкус, логическое и образное мышление, воспитывает аккуратнос...
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя


Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1 этап Организацион-ный момент.

Позитивный настрой на урок.

- Здравствуйте девочки!
С каким настроением мы пришли сегодня на урок, нарисуем смайлики в своих тетрадочках и улыбнёмся друг другу.
Дежурный по классу у нас Шляхова Катя, Кашкарова Анастасия.

Приветствуют учителя, рисуют смайлики, контролируют готовность к уроку, раппорт дежурного.

Личностные: - самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

2 этап

Актуализация знаний.






Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.




Итак, вы сшили своё первое изделие - фартук. В дальнейшем вы будете изготавливать более сложные швейные изделия: ночную сорочку, халат, юбку, платье.

А сейчас проверим, что вы усвоили с предыдущих занятий. Мы с вами разделимся на две команды. Каждой команде я раздам карточки с заданиями, подписываем фамилию и имя и отвечаем на вопросы (5 минут на работу по карточкам).

А теперь команды обменяются карточками и проверят их, если вы согласны с ответом - ставите +, если нет - ставите ! А теперь давайте проверим ваши ответы и выставим оценки (слайд№2, 3)

Давайте вспомним, какие виды бытовой одежды существуют? (Повседневная, рабочая, вечерняя, детская).

К какому виду одежды относится фартук? (К рабочей одежде).

А каким должен быть фартук, по-вашему? Каким требованиям он должен отвечать? (Красивым, удобным, практичным).

Да, действительно. Предметы быта, одежда должны быть не только удобными и практичными, но и красивыми. И этому в полной мере способствует декоративно-прикладное творчество.

Работают с карточками. Рассматривают изделия. Отвечают на вопросы и формулируют вывод о своих возможностях.

Личностные: осознание своих возможностей.

Познавательные: Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач.

Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.


3 этап

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.




Вызвать эмоциональный настрой, постановка цели и задач урока.

Определить тему нашего сегодняшнего занятия вам поможет кроссворд, ключевое слово которого поможет сформировать тему урока (слайд №8)

Вопрос учащимся: С помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта, одежду? Я буду показывать вам готовые изделия, а вы называйте: (Вышивка, бисероплетение, вязание, макраме, аппликация) (слайд №4,5,6,7).

Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока: «Аппликация».

Учитель записывает на доске тему «Аппликация», учащиеся делают то же в тетрадях.

Девочки, нам поступил заказ от швейной фабрики - необходимо разработать эскизы для украшения фартука. И так как мы свами знакомимся с таким видом декоративно - прикладного творчества как аппликация, то и эскизы будем выполнять в этой технике.

Что собой представляет этот вид творчества - аппликация? (Ответы учеников в свободной форме).

- Вы работали в технике аппликации? Когда и где? (На уроках технологии в начальной школе).

- А как бы вы сформулировали определение аппликации? (Ответы учеников в свободной форме).

- А теперь мы с вами попробуем разобраться и сформулировать точное определение аппликации. На столе, у каждой команды есть листок с определением аппликации. Давайте прочитаем их вслух. (Вызвать одну ученицу для чтения определений и прикрепить листы с определениями на доску).

Аппликация:

1. это создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала.

2. это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.


Мыслят, дают ответы, формируют тему урока, ставят цели и задачи:

1. Изучить декоративно-прикладное искусство в технике текстильной аппликации ,

2. Сформировать навыки составления декоративной композиции.

3. Составить технологическую последовательность

выполнения данной аппликации.


Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Познавательные:

Умение анализировать, умение осознанно строить речевое высказывание.


4 этап

Поисково-исследовательский.

Способствовать формированию представления о видах и истории аппликации.

А теперь давайте подробно рассмотрим эти определения. В чём они схожи и чем отличаются?

И в первом, и во втором определении есть слова «изобразительная», «изображение». О чём это говорит? (Аппликация должна что-то изображать, нести в себе какое-либо содержание).

По содержанию аппликации разделяют так:

  • - предметные (на изделии изображена одна деталь: гриб, солнышко, утёнок)

  • - сюжетные (изображён один или несколько предметов, совершающих действие)

  • - декоративные (включает в себя орнамент, узор) (Слайд №9)

Для выполнения аппликации нужна основа или фон, на котором будут располагаться детали.

Из какого материала может быть выполнена аппликация? (ткань, бумага, пуговицы, кожа, соломка)

(На доске плакат - ромашка. Посередине - слово «аппликация», лепестки - названия материалов для аппликации).

Сегодня вы будете разрабатывать эскиз украшения для фартука в технике «аппликация из ткани».

Вернёмся к определениям аппликации:

- В первом определении детали аппликации называют «кусочками какого-либо материала», а во втором это называется «различными формами». (Аппликация должна иметь какую-либо форму. Второе определение составлено более грамотно).

Посмотрим ещё раз на определения аппликации:

- как разъясняются способы прикрепления деталей к фону? (В одном определении говорится просто о наклеивании деталей на основу, а в другом - сначала вырезание деталей, а потом их закрепление на фоне.

Как выяснилось, второе определение более точное и понятное, поэтому в тетради записываем именно его. А к следующему уроку вам необходимо выучить его (Слайд №11).

Существуют различные способы прикрепления деталей к фону (ткани): Клеевая аппликация, пришивание деталей вручную петельным швом, машинная аппликация швом «зигзаг». Некоторым из вас я давала опережающее задание, поэтому выслушаем докладчиков, которые нам и расскажут и покажут про способы работы в технике «аппликация из ткани». (15 минут).

У каждого из вас есть опорный конспект с текстом выступающих с докладом, из которого необходимо выписать в тетради самую важную информацию (работа с тетрадями 5 минут) Физ. минутка (3 минуты)

Подумайте, на каких частях фартука может располагаться украшение в виде аппликации? (На кармане, на нагруднике, на нижней части фартука). Сегодня мы с вами будем украшать карман фартука.

А каким способом будем закреплять детали аппликации? ( ручным петельным швом или машинным швом «зигзаг»)

Как вы думаете, почему нельзя в данном случае использовать клеевую аппликацию, ведь она легче выполняется? (Фартук очень часто стирают, поэтому аппликация может отклеиться).

Приступим к выполнению заказа для фабрики.

Выкройка кармана у нас уже готова, осталось сделать шаблон для аппликации и подобрать гармоничное цветовое сочетание.

Выслушивание докладчиков, просмотр слайдов, фиксация важной информации в тетрадях.

Личностные: -проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные: - умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: -умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инст-рументы, материалы и оборудование.


5 этап

Практическая работа.

Умение анализировать полученную информацию и применять на практике. Умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Итак, одна команда будет выполнять аппликацию ручным петельным швом, а другая команда - машинным швом «зигзаг». Но перед тем, как начать работу вспомним инструменты и правила пользования ими. А для этого поиграем в игру «цепочка». (Для первой команды по цепочке необходимо назвать инструменты для ручных работ и правила пользования ими. А для второй команды - инструменты для выполнения машинных работ и правила пользования ими).

Во время работы учащиеся пользуются технологическими картами, предложенными учителем. (У каждого на столе).

В ходе работы учащихся учитель организует работу групп, следит за правильным выполнением этапов, контролирует и корректирует действия учеников, проводит фронтальный и индивидуальный инструктаж.










Подготовка эскиза-аппликации на листе бумаги, выбор цветовой гаммы, необходимых материалов, инструментов, приспособлений.

Выполнение практического задания по технологическим картам.

Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять самоконтроль.

Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность.

Коммуникативные:

формирование и аргументация своего мнения и позиции коммуникации, управление поведения партнёра.

6 этап Рефлексивно-оценочный.

Осмысление процесса и результата деятельности, коррекция.

Итак, сегодня вы познакомились с новым видом декоративно - прикладного творчества: аппликация из ткани. Все поработали на славу, предоставляем слово каждой творческой группе для защиты своей работы. (Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке).

Все молодцы! Оценки за выполнение аппликации: …… . Посмотрите, как много получилось у вас эскизов для украшения фартука. Нам осталось только всё оформить и отправить на фабрику. И может быть, когда - нибудь, вы узнаете свою работу у своих друзей и знакомых.

В завершении я предлагаю вам закончить предложение

- Сегодня на уроке я познакомилась….

- Сегодня на уроке я научилась……

Защита мини-проекта. Оценивается работа учащихся.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

7 этап

Информация о домашнем задании.

Обсуждение и запись домашнего задания.

Уборка рабочих мест.

Записывают домашнее задание.






Урок технологии в 5классе, 28 апреля 2014 год

Образовательная программа, автор: Технология 5 класс, Синица, В.Д. Симоненко.

Тема: «Аппликация».

Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с историей, видами аппликаций, систематизирования знаний о приемах изготовления аппликаций.

Планируемый результат: продукт - карман фартука в технике «аппликация из ткани».

Задачи:

Образовательные

- дать понятие об аппликации, её видах, технологии выполнения и применении,

Воспитательные:

- воспитание навыков самостоятельной работы, аккуратности, ответственности за результаты своего труда.

Развивающие:

- развитие эстетического вкуса, самостоятельности и умения работать в нужном темпе, способствовать развитию мыслительных операций (анализ и синтез), способствовать развитию учащихся в соответствии с их способностями.

Тип урока: урок с элементами проектно-исследовательского метода (выполнение заказа для швейной фабрики).

Особенность урока: интеграция технологии, изобразительного искусства.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Оборудование: бумага, лоскутки ткани, линейка, простой карандаш, ножницы, ИКТ, презентация «Аппликации» технологические карты, плакаты, опорные конспекты, образцы аппликаций, электрический утюг, гладильная доска, иголки, булавки, ножницы, швейные машины.

Личностные УУД:

- Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Познавательные УУД:

- систематизирование и расширение представлений детей о новых приёмах ручных и машинных работ;

- соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности,

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины,

- развитие конструктивного мышления,

- осознание ответственности за качество результатов труда,

- развитие композиционного мышления.

Регулятивные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно.

Коммуникативные УУД:

- допускать существование различных точек зрения;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.








Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Дмитриева»

Дмитриевского района Курской области



ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ

в 5 классе на тему

«АППЛИКАЦИЯ»




Подготовила:

учитель технологии

Петрова Н.А.








г. Дмитриев, 2014 г.



© 2010-2022