Авторская рабочая программа для детей с 0В3

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»



Утверждена

на заседании

педагогического совета

протокол №__ от ___________

«Утверждаю»

Директор школы:

______________С.А. Полянский

Приказ №__________ от ____________г.

Рабочая программа

по курсу

«Технология»

для учащихся VIII вида

для 6 класса

на 2014/2015 учебный год


Количество часов в неделю 6___

Годовое количество часов _210_

Разработал:

Учитель Ермаков Александр Алексеевич

Рассмотрена на

заседании ШМО

протокол №___ от _____________ г.

Заместитель директора

по УВР: _________ /Жукова О. Н./










г. Тула, 2014

Пояснительная записка.

Планирование учебного материала по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) в 6 специальных коррекционных классах VIII вида составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 2, Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 год, под редакцией В.В. Воронковой.

Программа ориентирует на повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, что предполагает формирование у них необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (художественная отделка столярных изделий).

Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков с нарушениями интеллектуального развития и их социально-бытовой ориентации.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и других предметов. Рабочая программа рассчитана на 210 часов в год, 6 часов в неделю.

Цель: подготовка учащихся к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ.
Задачи:
- формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
- развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ;
- воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;
Основной формой организации учебного процесса по предмету
«Технология» является - урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.

Сетка часов


Количество часов

в неделю



Количество

часов по четвертям

четвертям

Количество часов

за год

I

II

III

IV

«Технология»

6

54

42

60

54

210

Содержание курса

(210 ч.)

I четверть (54 ч.)

Вводное занятие. Задачи обучения, план работы на I четверть. (2 ч.)

Повторение базовых знаний и умений, полученных в 5 классе.

Изготовление изделия из деталей круглого сечения (10 ч.)

Изделия. Швабра. Детская лопатка. Ручка для лопатки. Грабли.

Теоретические сведения. Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением

диагоналей. Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при строгании и отделке изделия.

Практические работы. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстругивание бруска квадратного сечения. Разметка центра на торце заготовки. Сострагивание ребер восьмигранника (скругление). Обработка напильником и шлифование. Проверка готовой продукции.

Строгание. Разметка рейсмусом (12 ч.)

Изделие. Заготовка для будущего изделия. Теоретические сведения. Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правила безопасной работы. Лицевая сторона бруска: выбор, обозначение, последовательность строгания прямоугольной заготовки.

Практические работы. Измерение заготовки (определение припусков на обработку. Выбор лицевой стороны. Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником. Установка рейсмуса. Разметка толщины бруска и строгание до риски.

Отпиливание бруска в размер по длине. Проверка выполненной работы.

осуществлять контроль разметки деталей.

Геометрическая резьба по дереву (16 ч.)

Изделия. Учебная дощечка. Детали будущего изделия.

Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила безопасности при резьбе. Возможный брак при выполнении резьбы.

Практические работы. Нанесение рисунка на поверхность заготовки. Вырезание геометрического орнамента. Отделка морилкой, анилиновыми красителями. Коллективный анализ выполненных работ.

Практическое повторение (10 ч.)

Виды работы: изделия для школы.

Самостоятельная работа (4 ч.)

Изготовление с ориентировкой на чертеж детской лопатки, настенной полочки.

II четверть (42 ч.)

Вводное занятие (2 ч.)

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской.

Угловное концевое соединение брусков вполдерева (22 ч.)

Изделие. Подрамник.

Теоретические сведения. Шип: назначение, размеры (длина, ширина,толщина),элементы (боковые грани, заплечики). Основные свойства столярного клея. Последовательность подготовки клея к работе. Условия прочного склеивания деталей: плотность подгонки деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций.

Практические работы. Разметка и выпиливание шипов. Подгонка соединения. Нанесение клея на детали. Проверка прямоугольности соединений, прессование (установка соединения в зажимах).

Сверление (6 ч.)

Теоретические сведения. Сверлильный станок: устройство, назначение. Правила

безопасности при работе. Зажимной патрон: назначение, устройство. Спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком: элементы. Диаметры. Инструменты для выполнения больших отверстий.

Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на чертеже.

Упражнение. Работа на сверлильном станке по бросовому материалу.

Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки изделия. (10 ч.)

Плечики-вешалка. Кронштейн для ампельных растений. Полочка с криволинейными

деталями.

Теоретические сведения. Пила выкружная (для криволинейного пиления). Учет направления волокон древесины при разметке деталей. Исправимый и неисправимый брак при пилении.

Напильник драчевый, виды, назначение, формы. Стальная щетка для очистки напильника.

Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой. Выпуклые и вогнутые кромки детали. Радиус. Обозначение радиуса на чертеже. Скругление угла. Точки сопряжения.

Практические работы. Разметка криволинейной детали по шаблону. Подготовка выкружной пилы к работе. Пиление по кривым линиям. Контроль прямоугольности пропила в направлении толщины доски. Строгание выпуклых кромок. Обработка кромок стамеской, напильником и шкуркой.

Самостоятельная работа (4 ч.)

По выбору учителя два-три изделия.

III четверть (60 ч.)

Вводное занятие (2 ч.)

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской.

Долбление сквозного и несквозного гнезд (12 ч.)

Изделия. Учебный брусок. Средник для лучковой пилы.

Теоретические сведения. Гнездо как элемент столярного соединения. Виды (сквозное и глухое), размеры (длина, ширина, глубина). Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного пользования. Прием долбления при ширине гнезда больше ширины долота.

Брак при долблении: виды предупреждения. Установка рейсмуса для разметки гнезда. Линия невидимого контура чертежа.

Практические работы. Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда. Крепление детали при долблении. Последовательность долбления сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской.

Свойства основных пород древесины (4 ч.)

Теоретические сведения. Хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь), породы: произрастание, свойства древесины (твердость, прочность, цвет, текстура), промышленное применение. Определение древесных пород по образцам древесины.

Угловое серединное соединение на шип одинарный сквозной УС-3 (26 ч.)

Изделия. Скамейка. Подставка под цветочные горшки.

Теоретические сведения. Соединения УС-3: применение, элементы (торцевая грань шипа, заплечики, боковые грани шипа, толщина, ширина, длина шипа; глубина, стенки проушины).

Зависимость прочности соединения от плотности подгонки деталей. Пилы для выполнения шиповых соединений. Значение лицевых сторон деталей при

сборке изделия. Правила безопасности при обработке шипа и сборке соединения.

Упражнение. Изготовление образца соединения УС-3 из материалоотходов.

Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка. Крой заготовок. Выполнение чистовых заготовок. Разметка деталей. Выполнение соединений. Сборка «насухо». Подгонка и сборка на клею.

Практическое повторение (12 ч.)

Изделие: банкетка

Самостоятельная работа (4 ч.)

По выбору учителя.


IV четверть (54 ч.)

Вводное занятие (2 ч.)

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы со стамеской.

Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1 (30 ч.)

Изделия. Рамка для табурета. Подрамник для стенда.

Теоретические сведения. Применение соединения УК-1. Учет лицевых сторон деталей при разметке и сборке изделия: Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1.

Правила безопасности при выполнении соединения.

Упражнения. Выполнение соединения из материалоотходов.

Практические работы. Изготовление чистовых заготовок. Разметка проушины с кромок и торца.

Запиливание проушины внутрь от линий разметки. Разметка шипа. Запиливание шипа слева и справа от риски. Долбление проушины с двух сторон. Подгонка соединения и обозначение деталей. Проверка качества работы.

Заточка стамески и долота (6 ч.)

Объекты работы. Стамеска, долото.

Теоретические сведения. Названия элементов стамески и долота. Угол заточки (заострения).

Виды абразивных материалов. Бруски для заточки и правки стамески и долота.

Способы определения качества заточки. Правила безопасной работы при затачивании. Предупреждение неравномерного износа абразивного бруска.

Практические работы. Заточка стамески и долота на бруске. Правка лезвия. Проверка правильности заточки.

Склеивание (8 ч.)

Объект работы. Детали изделия.

Теоретические сведения. Клей: назначение, виды (животного происхождения, синтетический),

свойства, применение, сравнение. Критерии выбора клея. Определение качества клеевого раствора. Последовательность и режим склеивания при разных видах клея. Склеивание в хомутовых струбцинах и механических ваймах.

Упражнение. Определение вида клея по внешнему виду и запаху.

Контрольная работа (8 ч.)

По выбору учителя изготовление одного из 4 изделий.


Требования к результатам обучения:

Учащиеся должны знать:

теоретические основы обработки деталей круглого сечения;

основы разметки заготовок столярным рейсмусом;

теоретические основы художественной отделки изделий с геометрической резьбой;

технологию эффективного и безопасного выполнения соединения брусков вполдерева;

основы эффективной и безопасной работы с различными клеями;

устройство сверлильного станка и правила эффективной и безопасной работы на станке;

базовую информацию о свѐрлах по дереву;

безопасную обработку выпуклых и вогнутых деревянных поверхностей;

технологию эффективного и безопасного долбления сквозного и несквозного гнезда;

основные древесные породы и простейшие свойства древесных пород и применение;

технологию эффективного и безопасного изготовления соединения УС-3, УК-1;

название элементов стамески, долота;

угол заточки стамески (долота), основы эффективной и безопасной заточки инструментов;

сведения об абразивных материалах

Учащиеся должны уметь:

производить разметку, эффективную и безопасную обработку деталей круглого

сечения;

настраивать и осуществлять правильную и безопасную работу столярным рейсмусом;

подбирать материал;

наносить орнамент: вырезать треугольники резцом;

работать с морилкой, лаком;

работать со столярным клеем;

выполнять соединение брусков вполдерева;

работать на сверлильном станке; подбирать, устанавливать и снимать свѐрла;

читать простейшие чертежи;

изображать криволинейные поверхности по шаблону;

работать пилой, драчѐвым напильником;

размечать сквозное и несквозное гнездо;

работать долотом и стамеской;

определять породу древесины по образцам;

размечать и выполнять соединение УС-3, УК-1;

осуществлять подгонку соединения;

затачивать стамески и долота на бруске;

править лезвия на оселке;

производить склейку деталей с использованием струбцин;

определять качество склейки изделий;

контролировать качество выполненной работы.

Должны владеть компетенциями:

ценностно-смысловой;

деятельностной;

социально-трудовой;

познавательно-смысловой;

информационно-коммуникативной;

межкультурной;

учебно-познавательной.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

вести экологически здоровый образ жизни;

Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой деятельности.

1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

4) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Система оценивания знаний


Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

  • Прилежание ученика во время работы.

  • Степень умственной отсталости.

  • Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

  • Уровень физического развития ученика.

За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминалогии.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.

Контроль.

Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.

Необходимый словарный минимум - перечень слов, фраз, обогащение словарного запаса учащихся в ходе изучения курса:

Швабра, диагональ, строгание, восьмигранник, скругление, шлифование, рейсмус, геометрическая резьба, подрамник, криволинейное пиление, проушина, заплечики, банкетка, запиливание, струбцина, хомут, вполдерева, стамеска, долото, абразивный.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническая база:

  1. Компьютер.

  2. Проектор.

  3. Экран.

  4. Учебники.

  5. Методическая литература.

  6. Станки токарные по дереву.

  7. Станок циркулярно-фуговальный.

  8. Электрический лобзик.

  9. Электровыжигатели.

  10. Столярный и слесарный инструмент.

Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Методические и учебные пособия:

1. Программно-методические материалы: Технология.5-11 кл. Сост. А. В. Марченко. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 192 с.
2. Симоненко В. Д. Технология: Учебник для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений: (вариант для мальчиков).- М.: «Просвещение», 2011 г. - 175 с.
3. Пичугина Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании. Школа и производство, 2006. - № 1. - С. 10-15.
6. В.В. Воронкова. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Издательство «ВЛАДОС» 2012 год.

7. «Трудовое обучение» - развёрнутое тематическое планирование «Столярное дело» под редакцией В.В.Воронковой. Издательство: Волгоград, «Учитель», 2010 год.

2. Компьютерные программы:

- Мультимедийное приложение к методическому пособию «Уроки технологии» 5-6 кл.

3. Учебно-методическое оборудование:

- стенды с образцами изделий,

- технологические карты,

- стенды с образцами материалов и способами соединения деталей.

Приложения

Календарно-тематическое планирование










Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»




«Утверждаю»

Директор школы

_____________С.А. Полянский




Календарно-тематическое планирование

к рабочей программе

по курсу

«Технология»

для учащихся VIII вида

для 6 класса

утвержденной приказом №______ от __________г.

на 2014-2015 учебный год



Количество часов в неделю 6__

Годовое количество часов 210_

Разработал:

учитель Ермаков Александр Алексеевич

Рассмотрено на

заседании ШМО

протокол №___ от ____________г.

Рассмотрено на

методическом совете

протокол №___ от ______________г.

Заместитель директора

по УВР: _________ /Жукова О. Н./





г. Тула, 2014


© 2010-2022