Дополнительная образовательная программа (авторская) Подсолнухи батик

    Программа «Подсолнухи» (батик) является дополнительной образовательной программой углубленного уровня и направлена на выявление ярко выраженных творческих способностей детей, приобретение ими определенных знаний, умений и навыков, развитие компетентности в определенной области, формирование навыков на уровне практического применения, на организацию учебно-производственной деятельности по данному направлению. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попр... Настоящая программа включает в себя:   - изучение и освоение основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства;   - овладение способами и приемами в технике росписи по ткани;   - изучение и освоение мотивов русской народной росписи;   - изучение мотивов восточного батика;   - использование метода проектов. При разработке программы «Шелковые картины»(батик) учтены современные педагогические теории, технологии воспитательной работы в условиях дополнительного образования.    
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей №19

городского округа Тольятти


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ лицей №19

_____________ Д.С. Кизилов

«____»__________ 200___ г.


Принята на основании решения

педагогического совета

МБОУ лицей №19

Протокол №___от______200_г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(АВТОРСКАЯ)


«Подсолнухи» (батик)


Возраст обучающихся: 7-14 лет

Срок реализации: 4 года










Составитель:

Губеева Елена Михайловна,

педагог изобразительного искусства

МБОУ лицея №19





Тольятти-2010


Паспорт программы



1

Наименование программы

Авторская дополнительная образовательная программа «Подсолнухи» (батик)

2

По степени авторского вклада

Авторская

3

По направленностям образовательной деятельности

Художественно-эстетическая

4

По уровню освоения содержания

Профессионально-ориентированная

5

По уровню освоения содержания и организации педагогической деятельности

Комплексная, интегрированная

6

По уровню освоения теоретического материала

Учебно-исследовательская

7

По форме организации детских формирований

Групповая

8

По возрасту обучения детей

Основного общего образования

9

По приоритетному целеполаганию

Личностно-ориентированная

10

По срокам реализации программы

Долгосрочная 4 года

11

По масштабу

Учрежденческая, городская

12

По контингенту обучающихся

Общая и разновозрастная

13

По степени творческого подхода

Репродуктивно-творческая

14

По степени реализации программы

Реализована частично






















1.Пояснительная записка

Авторская дополнительная образовательная программа «Подсолнухи» (батик) художественно-эстетической направленности создана для обеспечения возможности ребенку 7-14 лет обучиться технике росписи ткани, исходя из собственных интересов и способностей.

1.1 Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Батик* - занимает одно из ведущих мест в ряду декоративных искусств. Он интересен детям разных возрастов. Ведь роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества, восхищение миром. Работа с прекрасными материалами: шелком, атласом, красками, кистью - доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем не сравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками. Роспись по ткани открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну или интерьера.

1. 2 Новизна содержания программы

Программа «Подсолнухи» (батик) является дополнительной образовательной программой углубленного уровня и направлена на выявление ярко выраженных творческих способностей детей, приобретение ими определенных знаний, умений и навыков, развитие компетентности в определенной области, формирование навыков на уровне практического применения, на организацию учебно-производственной деятельности по данному направлению. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в данном виде декоративно-прикладного творчества и максимально реализовать себя в нем.

Настоящая программа включает в себя:

- изучение и освоение основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

- овладение способами и приемами в технике росписи по ткани;

- изучение и освоение мотивов русской народной росписи;

- изучение мотивов восточного батика;

- использование метода проектов.

При разработке программы «Шелковые картины»(батик) учтены современные педагогические теории, технологии воспитательной работы в условиях дополнительного образования.


1.3. Цель и задачи программы

Цель:

Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста и подростков за счет освоения и применения ими художественных навыков работы в области батика.

Задачи:

Учебные:

-формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;

-познакомить детей с художественной росписью ткани (батиком) как одним из видов декоративно-прикладного искусства;

-формировать знания, практические умения и навыки выполнения росписи ткани (батик), ознакомить детей с видами ткани для выполнения батика, со специальными красителями и закрепителями, инструментами для нанесения красочного слоя;

-научить технологии выполнения холодного батика;

Дополнительная образовательная программа (авторская) Подсолнухи батик

* В настоящее время батиком называют все виды ручной росписи ткани - от набойки и узелковой техники до свободной росписи и горячего и холодного батиков. Современный батик развивается на основе традиционных технологий и современных материалов, используя особенности и художественные приемы различных видов изобразительных искусств - акварели, графики, витража, монотипии

и т.д.

-ознакомить детей с общими закономерностями изобразительного искусства, лежащими

в основе создания художественной росписи по ткани;

-приобщать детей к истокам национальных культур, выражающихся в орнаментально-

пластических формах;

-показать детям широту возможного применения приобретенных знаний и умений.

Воспитательные:

-развивать у детей художественный вкус;

-воспитывать стремление к разумной организации своего рабочего времени;

-содействовать воспитанию личности, обладающей такими качествами, как трудолюбие,

внимание, усидчивость и аккуратность; ответственность, целеустремленность и

самостоятельность; доброжелательность;

-формировать потребность в здоровом образе жизни;

-прививать навыки работы в группе.

Развивающие:

-содействовать в развитии творческого воображения и фантазии;

-развивать образное и декоративное мышление;

-развивать глазомер, двигательные и моторные навыки;

-развивать зрительную память и наблюдательность.


1.4. Организационно-педагогические характеристики образовательного процесса

Авторская дополнительная образовательная программа «Подсолнухи» (батик) может быть реализована на базе школ, учреждений дополнительного образования, обладающих необходимым уровнем кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов.

  • Срок реализации программы- 4 года;

  • Возраст обучающихся - 7-14 лет;

  • Количество обучающихся в группе - не более15 человек.

  • Режим работы:

-в год -144 часа; начало занятий с 15сентября;

-в неделю - 2 занятия по 2(академических) часа.

  • Принцип набора в группы - свободный (на первый год обучения принимаются все желающие дети; при поступлении на второй и последующие года обучения определяется уровень заинтересованности вновь прибывших обучающихся, уровень их подготовленности и развитость художественных способностей для планирования коррекционных и индивидуальных работ).

  • Принцип формирования групп - учет возрастных особенностей и дифференциация заданий для детей с разным уровнем подготовки:

  1. год обучения - 7-9 лет;

  2. год обучения - 8-10 лет;

  3. год обучения - 10-12 лет;

  4. год обучения - 11-14 лет,

однако возможны и разновозрастные группы, для обеспечения их деятельности предусматривается дифференцированный подход при назначении учебных заданий в процессе обучения.

  • Этапы обучения:

1 год обучения - подготовительный;

2 год обучения - основной;

3-4 год обучения - «Одарёнок» (для обучающихся, прошедших предыдущие ступени

обучения, проявляющих интерес к занятиям батиком, проявляющих

желание продолжить образование в данной сфере деятельности).

  • Основная форма организации учебного процесса - аудиторное занятие.

Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью процесса выполнения художественной росписи ткани. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять и закреплять пройденный материал.

Курс батика включает в себя теоретическую часть и практические занятия. Во время теоретических бесед учащиеся знакомятся с историей развития батика, материалами и инструментами, технологиями росписи ткани, а также композиционными приемами, законами, используемыми при разработке эскизов декоративных композиций для росписи ткани. Практическая часть занятий посвящена разработке этих эскизов и непосредственному освоению различных техник росписи ткани.

Эскизы декоративных композиций для росписи ткани должны отвечать следующим требованиям:

- декоративность, красочность, орнаментальность;

- бессюжетность (как правило);

- стилизация, трансформация форм, пропорций, масштабов;

- плоскостность изображения;

- эмоциональное воздействие;

- цветовая гармония;

- равновесие композиции;

- условность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы.

В станковой вещи, кроме того, все элементы должны быть организованы так, чтобы не создавалось впечатление, что это фрагмент какой-либо ткани.

Программа курса батика предполагает изучение узелковой техники, техник печати, свободной или акварельной росписи, холодного и горячего батика, а также и различных вариантов и комбинаций.

Для решения поставленных задач целесообразно проводить беседы с демонстрацией подлинных и авторских произведений декоративно-прикладного искусства, готовых работ выпускников студии, игры и викторины и внеаудиторные занятия: экскурсии, посещение и участие в выставках.

1.7. Ожидаемые результаты и способы проверки результативности

Освоение предметных знаний и умений

1 год обучения

Обучающиеся должны знать:

  • Название основных и составных цветов;

  • Понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, батик, резерв, красители, колер, заливка, ритм, раппорт, симметрия, асимметрия, композиционный центр, нюанс, контраст, замысел, эскиз, картон, декоратор композиций, панно;

  • Изобразительно-выразительные средства графики и живописи: линия, пятно, точка, штрих, мазок, фактура, цвет, тон;

  • Название инструментов и приспособлений для батика, некоторые название тканей.

Обучающиеся должны уметь:

  • Пользоваться инструментами и материалами: карандашами, красками, кистью, красителями, резервом, тампонами, тушью;

  • Создавать декоративные композиции в круге, квадрате, полосе;

  • Использовать основные приемы создания декоративных композиций (ритм, симметрия, симметрия, композиционный центр);

  • Стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора;

  • Владение различными приемами выполнения художественной росписи ткани в технике холодного батика (работа колерами, свободная роспись, набрызг).

2 год обучения

Обучающиеся должны знать:

  • Виды декоративно-прикладного искусства, его задачи, закономерности, области применения;

  • Виды декоративных композиций;

  • Виды ритма, симметрии;

  • Области использования произведений, выполненных в технике батика;

  • некоторые приемы декорирования интерьера.

Обучающиеся должны уметь:

  • Свободно пользоваться инструментами и материалами, производить их отбор в зависимости от задач изображения:

  • Самостоятельно вести полный цикл выполнения работы в технике батика;

  • Создавать декоративные композиции на свободную и заданную тему;

  • Стилизовать любые природные объекты в декоративные на основе художественного отбора, создавать из них декоративные композиции;

  • Свободно владеть различными приемами выполнения художественной росписи ткани в технике холодного батика, производить их отбор в зависимости от создаваемого художественного образа

3 и 4 год обучения

Обучающиеся должны знать:

  • историю развития батика;

  • свойства и виды тканей и красок, применяемых для росписи ткани;

  • техники росписи, композиционные приемы и законы, используемые при разработке композиции для росписи ткани;

Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять работу поэтапно - от разработки эскиза до выполнения в материале и оформления работы;

  • уметь пользоваться материалами и инструментами;

  • Создавать декоративные композиции на свободную и заданную тему;

Обучающиеся должны владеть:

  • техниками росписи ткани (холодный и горячий батик, акварельная техника, техника печати, узелковая техника);

  • композиционными приемами и законами, используемыми в текстильной композиции.


Освоение надпредметных знаний и умений

(общеучебные умения и навыки, обобщенные способы деятельности)

По окончанию обучения обучающиеся должны проявлять:

Знания, умения, навыки:

- достижение знаний, умений и навыков по программе уровня компетентности;

- способность к самообразованию;

- умение применять знания в нестандартных ситуациях.

Интеллектуальная деятельность:

- способность к анализу;

- способность к обобщению;

- интерес к новым знаниям;

- способность использовать знания на практике;

- рациональная организация труда, самообразование;

- расширение общего кругозора.

Креативность:

- способность к саморазвитию;

- способность мыслить нестандартно;

- внутренняя свобода в принятии творческих решений;

- авторская позиция в деятельности;

- потребность в постоянном творческом поиске;

- эмоциональная сопричастность с окружающим миром;

- доверие к собственной интуиции.

Культура личности, жизненные и нравственные позиции:

- гуманистическое мировоззрение;

- культура самоопределения личности, стремление к самосовершенствованию;

- коммуникабельность, культура общения в обществе и семье;

- способность к формированию целей и поиску смыслов жизнедеятельности;

- позитивное отношение к общечеловеческим ценностям и наивысшим ценностям жизни;

- честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения;

- адекватная самооценка;

- оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей.

Здоровье:

- здоровье физическое и психологическое;

- ведение здорового образа жизни.

Формы контроля результативности обучения

Отслеживание результативности образовательного процесса производится следующим образом:

- выявление и разбор ошибок в конце каждого занятия;

- опросы по теории - для выявления усвоения терминологии;

- открытые занятия;

- выполнение практических работ;

- выставка, организованная на ранней стадии обучения (ноябрь, декабрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня выразительности и творческой свободы работ;

- участие в выставках и конкурсах на уровне МОУ, города и области.

Оценка результатов.

Для оценки работ обучающихся применяется таблица сравнительных характеристик, которая дает возможность выявить сильные и слабые стороны работ. Оценка дается по пятибалльной системе, выводится среднеарифметическая оценка.














«Таблица сравнительных характеристик»










Ф.И.О.






Организация рабочего места

Основы цветоведения

Умение пользоваться приспособлениями и инструментами

Владение разнообразными типами линий

Подбор красок в соответствии с замыслом рисунка

Умение создавать декоративную композицию в круге, квадрате, полосе

Умение стилизовать природную форму в декоративную, производить художественный отбор

Умение использовать условный цвет

Технические умения и навыки выполнения росписи на ткани




Уровень













Диагностика результатов

Результаты познавательной и практической деятельности учащихся в дополнительном образовании диагностируются с помощью психологических тестов, делается это корректно, чтобы ребенок, особенно проблемный и ослабленный, воспринимал систему тестов, как игру, и ни в коем случае не как экзамен. Баллы и выводы детям не озвучиваются.

Дневник педагога и индивидуальная карта ребенка, где фиксируется стартовый, текущий и итоговый контроль, играют важную роль в диагностике процессов и результатов обучения. Не менее трех раз в год используется анкета-опросник. Таким образом, анализ успешности работы осуществляется по рефлексивным тестам учеников.

Методики психодиагностики интересов, эмоциональной сферы, интеллектуального, личного и творческого, развития учащихся.

1.Продуктивно-проективный тест «Рисунок несуществующего животного».

2.Методика определения самооценки «Лестница Бруковера».

3.Тест А.И.Доровского на определение Самооценки одаренного школьника.

4.Тест толерантности А.И.Доровского.

5.Методики А.А.Мелик-Пашаева «Описание предмета», «Группировка кар-ти-нок», «Группировка предметов», «Натюрморт» по исследованию способности к эстетическому обобщению.

6.Методика А.А. Мелик-Пащаева, З.Н. Новлянской «Линия горизонта» по исследованию мотивации к постановке творческих задач.

7.Методика С.Г. Воробьевой «Цвет и образ» изучения и корректировки межличностных отношений (семья, коллектив). (Приложение 1).

8.Тест А.И. Доровского на самоопределение предпочтительных видов деятельности.

9.Тест В. Юркевич на познавательную активность «Вообразилия».

10.Тест «Ценности».

11.Тест Райгородского на психологический климат «Социальная дистанция».


2. Учебно-тематический план

1-й год обучения



Разделы и темы занятий



Общее

кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Вводная беседа. «Батик - древнее и современное искусство украшения ткани»

1

1

-

2

Основы композиции в художественном текстиле. Симметрия и асимметрия

8

1

7

3

Роль цвета в декоративной композиции

8

1

7

4

Панно «Бабочка»

16

2

15

5

Техника свободной (акварельной) росписи

12

2

10

6

«Пейзажные мотивы». Выполнение росписи
ткани в акварельной технике

12

2

10

7

Стилизация растительных и природных форм

12

2

10

8

Изучение элементов декоративной росписи:

«Хохлома», «Гжель» и «Дымка».

8

2

6

9

Панно «Цветы». Творческая работа

16

1

15

10

Работа над творческими проектами

32

10

22

11

Коллективные работы. Участие в выставках.

7

-

7

12

Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества.

8

-

8

13

Итоговые занятия

4

-

4

Итого:

144

24

120

Содержание программы

1. Вводная беседа. «Батик - древнее и современное искусство украшения ткани»

Теория. Вводная беседа. «Батик - древнее и современное искусство укра­шения ткани». История развития батика. Станковые формы (батик-картина, панно) и изделия прикладного характера. Материалы и инструменты, применяемые для росписи ткани. Подготовка ткани к росписи, закрепление росписи.

2. Основы композиции в художественном текстиле. Симметрия и асимметрия

Теория. Основы композиции в художественном текстиле. Симметрия как выражение покоя, равновесия, устойчивости композиции. Асимметрия как вы­ражение динамики, открытости.

Практика. Композиции с полной и частичной симметрией Асимметричная композиция. 5 тональных эскизов.

Материалы. 1/16 в. л., бумага, тушь, гуашь, акварель

3. Роль цвета в декоративной композиции

Теория. Роль цвета в декоративной композиции. Цветовые гармонии.

Практика. Упражнение «Выполнить симметричные и асимметричные позиции в различных цветовых гаммах, используя закономерности цветовых гармоний».

Материалы. 1/16-1/8 в. л., гуашь, 10 заданий,

4. Панно «Бабочка». Симметричная композиция.

Теория. Требования к эскизам декоративных композиций для росписи ткани. Этапы работы над текстильной композицией. Стилистика росписи, особенности композиционного решения станковой формы батика. Техника холодного батика.

Практика. Разработка эскизов симметричной композиции - тональных и цветовых. Перенос выбранного варианта эскиза на ткань. Практическая работа в технике холодного батика. Декоративность, симметрия, равновесие. Варианты задания: лист, дерево, цветок и т.д.

Материалы. Шелк, краски и контурные средства по шелку.

5. Техника свободной (акварельной) росписи

Теория. Стилистика росписи. Особенности композиционного решения.

Практика. Упражнения: «Летнее утро», «Зимний лес», «Закат над озером», «Золотая осень», «Вечер» ит.д.

Материалы. 1/16-1/8 в, л., акварель, мокрая бумага, 5 эскизов.


  1. «Пейзажные мотивы» в технике свободной росписи

Теория. Эмоцио­нальное воздействие, цветовая гармония, равновесие.

Практика. Выполнение росписи ткани в акварельной технике (3 задания).

Материалы. Шелк, краски по ткани, подрамник.

7. Стилизация растительных и природных форм

Теория. Понятие о стилизации. Стилизация растительных и природных форм (цветы, листья). Линия, пятно, силуэт.

Практика. Зарисовки и наброски цветов, растений, деревьев, минералов. Стилизация форм. 20 заданий.

Материалы. 1/16 в. л., тушь, перо, карандаш, гелиевые ручки.

8. Изучение элементов декоративной росписи: «Хохлома», «Гжель», «Дымка»

Теория. Закрепление спектра холодных и теплых тонов. История возникновения и развития народных промыслов. Основные цвета и элементы узора.

Практика. Изучение и копирование образцов.

Материалы. Бумага, карандаш, акварель, гуашь.

9. Панно «Цветы». Творческая работа.

Теория. Эмоциональное воздействие работы.

Практика. Выполнение эскизов панно (асимметричная композиция, стили­зация растительных мотивов, цветовая гармония). Выполнение панно в комбинированной технике: холодный батик и спецэффекты (солевая техника).

Материалы. Шелк, краски и контурный состав для шелка, соль для спецэф­фектов, подрамник 35*45 cм.

10. Работа над творческими проектами.

Теория. Выбор тем из банка идей. Подбор материалов и создание эскизов.

Практика. Выполнение творческих проектов с использованием традиционных народных орнаментов и узоров «Дымково», «Гжель», «Хохлома».

Материалы. Шелк, краски и контурные средства по шелку, подрамник.

11. Коллективные работы. Участие в выставках.

Занятие 1-2-3-4. Выполнение коллективных работ. Подготовка к выставкам. Оформление работ к выставкам.

12. Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества и в краеведческий музей, выставочный зал лицея искусств.

Занятие 1-2-3-4.

13. Итоговые занятия

Практика. Просмотр и обсуждение лучших работ. Награждение активных учеников (с приглашением родителей).

3. Учебно-тематический план

2-й год обучения



Разделы и темы занятий



Общее

кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Изучение мотивов восточного батика (Индонезия, Индия, Китай)

8

2

6

2

Ритм и симметрия как элементы организации орнаментальной композиции. Понятие мотива в орнаменте.

6

1

5

3

Техника печати

4

1

3

4

Выполнение сервировочной салфетки в технике печати

6

1

5

5

Зарисовки и стилизация растительных и природных форм, животных


12


2


10

6

Панно «Лес». Стилизация растительных и природных форм

16

2

14

7

Знакомство с техникой горячего батика. Поздравительная открытка «Ветка яблони».

16

2

14

8

Изучение техники узелкового батика

6

1

5

9

Творческая работа «Платок». Холодный батик

12

1

11

10

Изучение элементов декоративной росписи народных игрушек: «Филимоновской», «Абашевской» и «Каргопольской».

8

2

6

11

Работа над творческими проектами

32

10

22

12

Коллективные работы. Участие в выставках.

6

-

6

13

Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества.

8

-

8

14

Итоговые занятия

4

-

4

Итого:

144

25

119

Содержание программы

1. Изучение мотивов восточного батика (Индонезия, Индия, Китай)

Теория. Технология, композиция, символика восточного батика. Яванский батик как модель мироздания древних индонезийцев.

Практика. Изучение и копирование образцов.

Материалы. Бумага, карандаш, акварель.

2. Ритм и симметрия как элементы организации орнаментальной композиции. Понятие мотива в орнаменте

Теория. Ритм и симметрия как элементы организации орнаментальной ком позиции. Понятие мотива в орнаменте. Виды орнамента: геометрический, рас­тительный, сюжетный.

Практика. Зарисовки орнаментальных схем. Разработка гео­метрических и растительных орнаментов.

Материалы. Бумага, карандаш, акварель, гуашь.

3. Техника печати

Теория. Представление о технике печати.

Практика. Изготовление штампов из срезов овощей, фруктов, кружева.

Материалы. Поролон, пористая резина, овощи, фрукты, кружево.


  1. Выполнение сервировочной салфетки в технике печати

Теория. Геометрическая орнамен­тальная композиция. Салфетка как элемент сервировки стола.

Практика. Разработка геометрической орнаментальной композиции. Вы­полнение сервировочной салфетки в технике печати.

Материалы. Штампы, ткань 30×30 см (хлопок, лен), уплотненные краски по ткани.

5. Зарисовки и стилизация растительных и природных форм, животных
Теория. Понятие о стилизации и трансформации. Стилизация животных, растительных и природных форм. Линия, пятно, силуэт.

Практика. Зарисовки и наброски животных, растений, деревь­ев. Стилизация форм. 20 заданий.

Материалы. 1/16 в.л., тушь, перо, карандаш.

6. Панно «Лес». Стилизация растительных и природных форм

Теория. Пластичность, декоративность, ассоциативность, плоскостность. Стилизация и трансформация растительных и природных форм для выражения определенного состояния (сумеречный лес, грустный лес, таинст­венный лес и т.д.). Примеры решения темы мастерами художественного тексти­ля. Организация композиции панно.

Практика. Поиск пластически выразительного решения темы в линейных эскизах. Поиск тонального и цветового решения. Выполнение панно в технике холод­ного батика.

Материалы. Шелк, краски и контурный состав для шелка, подрамник 40×60 см.

7. Знакомство с техникой горячего батика. Поздравительная открытка «Ветка яблони».

Теория. Знакомство с техникой горячего батика. Ее выразительные возможности. Особенности пластического и цветового решения композиции.

Практика. Разработка (стилизация, асимметричная композиция, динамика, равновесие) и выполнение открытки «Ветка яблони».

Материалы. Шелк, краски по ткани, воск, электрические чантинг и кипя­тильня для воска, подрамник 30x45 см.

8. Изучение техники узелкового батика

Теория. Узелковый батик - самый древний вид батика. Его история и совре­менные разновидности (шланговая техника, складной батик, шитый батик), утилитарное назначение.

Практика. Изготавливаем купон ткани для топа и юбки. Пропорции, ритм, равновесие композиции узора.

Материалы. Ткань, мелкие предметы - горошины, пуговицы, нитки, краски по ткани.

9. Творческая работа «Платок». Холодный батик

Теория. Композиция утилитарного изделия. Диагональный ритм на основе геометрических мотивов.

Практика. Линейное, тональное, ритмическое, цветовое решение компози­ции. Выполнение в материале.

Материалы. Шелк, краски по ткани, контур, 40*40 см

10. Изучение элементов декоративной росписи народных игрушек: «Филимоновской», «Абашевской» и «Каргопольской».

Теория. Закрепление спектра холодных и теплых тонов. История возникновения и развития народных промыслов. Основные цвета и элементы узора.

Практика. Изучение и копирование образцов.

Материалы. Бумага, карандаш, акварель, гуашь.

11. Работа над творческими проектами.

Теория. Выбор тем из банка идей. Подбор материалов и создание эскизов.

Практика. Выполнение творческих проектов с использованием традиционных народных орнаментов и узоров «Филимоново», «Абашево», «Каргополь».

Материалы. Шелк, краски и контурные средства по шелку, подрамник.

12. Коллективные работы. Участие в выставках.

Занятие 1-2-3-4. Выполнение коллективных работ. Подготовка к выставкам. Оформление работ к выставкам.

13. Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества и в краеведческий музей, выставочный зал лицея искусств.

Занятие 1-2-3-4.

14. Итоговые занятия.

Практика. Просмотр и обсуждение лучших работ. Награждение активных учеников (с приглашением родителей, педагогов и учащихся).

4. Учебно-тематический план

3-й год обучения

Разделы и темы занятий



Общее

кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Зарисовки и стилизация растительных, природных, предметных форм, фигур животных

8

2

4

2

Панно «Подводный мир». Комбинированная техника - холодный батик и свободная роспись

20

2

18

3

Изучение орнаментов эпохи модерна

8

2

6

4

Шарф в технике холодного батика. Композиция по орнаментальным мотивам эпохи модерна. Ритм, пропорции, пластика.

18

1

17

5

Панно «Натюрморт». Творческая работа

20

2

18

6

Панно «В далеком космосе». Комбинированная техника - холодный батик и свободная роспись

16

2

14

7

Изучение элементов декоративной росписи народных игрушек: «Смоленской», «Калининской» и «Тульской».

4

-

4

8

Работа над творческими проектами: «Посиделки»

32

10

22

9

Коллективные работы. Участие в выставках.

6

-

6

10

Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества.

8

-

8

11

Итоговые занятия

4

-

4

Итого:

144

22

122

Содержание программы

1. Зарисовки и стилизация растительных, природных, предметных форм,
фигур животных

Практика. Зарисовки и стилизация рыб, подводных растений, морских жи­вотных, ракушек и т.д. Линия, пятно, силуэт. 10 упражнений.

Материалы. 1/16 - 1/8 в. л., тушь, перо, кисть.

2. Панно «Подводный мир»

Теория. Стилизация и трансформация растительных и природных форм для создания образа подводного мира. Примеры решения темы мастерами художе­ственного текстиля. Организация композиции панно. Цельность* пластическое и цветовое единство.

Практика. Поиск пластически выразительного решения темы в лилейных эскизах. Поиск тонального и цветового решения. Выполнение в комбинирован­ной технике - холодный батик и свободная роспись. Пластичность, декоратив­ность, ассоциативность.

Материалы. Шелк, краски по ткани, контур, соль, подрамник 40x60 см.

3. Изучение орнаментов эпохи модерна

Теория. Представление об искусстве стиля модерн. Асимметричное разви­тие декоративного рисунка. Композиционная организация и излюбленные мотивы эпохи модерна. Цветовая гамма модерна.

Практика. Копирование образцов. Разработка орнаментов в стилистике мо­дерна (геометрических и растительных).

Материалы. Бумага, карандаш, акварель, гуашь.

4. Шарф в технике холодного батика

Теория. Композиция по орнаментальным мотивам эпохи модерна. Ритм, пропорции, пластика.

Практика. Поиск пластически выразительного решения темы в линейных эскизах. Поиск тонального и цветового решения. Выполнение в технике холод­ного батика. Пластичность, декоративность.

Материалы. Шифон 160x40 см, краски ткани, контур.

5. Панно «Натюрморт». Творческая работа

Теория. Беседа о традиционном русском крестьянском быте. Стилизация под старинный крестьянский натюрморт или под предметы народных промыслов. Символическое значение форм и орнаментов.

Практика. Разработка натюрморта, включающего стилизованные изображения предметов крестьянского быта (самовар, крынки, декорированные резьбой ковши, туеса и т.д.). Декоративность, плоскостность, орнаментальность, равновесие композиции, колористическое единство. Варианты задания: «Восточный натюрморт», «Театральный натюрморт» и т.д.

Материалы. Ткань (шелк, хлопок), подрамник 60x60 см, краски по ткани, воск электрический чантинг и кипятильня для воска.

6. Панно «В далеком космосе». Комбинированная техника - холодный батик и свободная роспись

Теория. Стилизация и трансформация растительных и природных форм для создания космического образа планет и т.д. Примеры решения темы мастерами художе­ственного текстиля. Организация композиции панно. Цельность* пластическое и цветовое единство.

Практика. Поиск пластически выразительного решения темы в лилейных эскизах. Поиск тонального и цветового решения. Выполнение в комбинирован­ной технике - холодный батик и свободная роспись. Пластичность, декоратив­ность, ассоциативность.

Материалы. Шелк, краски по ткани, контур, соль, подрамник 40x60 см.

7. Изучение элементов декоративной росписи народных игрушек: «Смоленской», «Калининской» и «Тульской».

Теория. Закрепление спектра холодных и теплых тонов. История возникновения и развития народных промыслов. Основные цвета и элементы узора.

Практика. Изучение и копирование образцов.

Материалы. Бумага, карандаш, акварель, гуашь.

8. Работа над творческими проектами. Тема: «Посиделки»

Теория. Выбор тем из банка идей. Подбор материалов и создание эскизов.

Практика. Выполнение творческих проектов с использованием традиционных народных орнаментов и узоров.

Материалы. Шелк, краски и контурные средства по шелку, подрамник.

9. Коллективные работы. Участие в выставках.

Занятие 1-2-3-4. Выполнение коллективных работ. Подготовка к выставкам. Оформление работ к выставкам

10. Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества и в краеведческий музей, выставочный зал лицея искусств.

Занятие 1-2-3-4.

11. Итоговые занятия.

Практика. Занятие 1-2-3-4. Награждение активных учеников.

Просмотр и обсуждение работ (с приглашением родителей, педагогов и учащихся).

5. Учебно-тематический план

4-й год обучения

Разделы на темы занятий

Общее

кол-во часов

В том числе

теория

практика

1

Панно «Золотые купола». Холодный батик

26

2

24

2

«Люди в пейзаже». Зарисовки фигуры человека.

6

2

4

3

Панно «Ярмарка» Комбинированная техника - холодный батик и свободная роспись

18

2

16

4

Наброски и зарисовки городских зданий, отдельных архитектурных элементов

8

2

6

5

Итоговая работа. Панно «Любимый город». Горячий батик

32

2

30

6

Изучение элементов декоративной росписи «Жостовских» подносов

4

-

4

7

Работа над творческими проектами: «Цветы России».

32

10

22

8

Коллективные работы. Участие в выставках.

6

-

6

9

Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества.

8

-

8

10

Итоговые занятия

4

-

4

Итого:

144


20

124

Содержание программы

1. Панно «Золотые купола». Холодный батик

Теория. Архитектура каменного храма. Символика всех его частей. Жизне­утверждающие мотивы во внешнем облике храма. Разнообразие художествен­ных выражений при сохранении одной и той же конструктивной схемы.

Практика. Разработка эскиза. Поиск тонального и цветового решения. Пло­скостность, условность, ассоциативность, эмоциональное воздействие. Выпол­нение в материале в технике холодного батика.

Материалы. Шелк, краски по ткани, контурные средства, подрамник 50x60 см.

2. «Люди в пейзаже». Зарисовки фигуры человека.

Теория. Масштаб фигуры к листу, пространственное положение различных частей фигуры по отношению друг к другу. Передача индивидуальных особенностей, цветовое решение.

Практика. Выбор фрагмента пейзажа (остановка транспорта, пляж и т.д.). Организация группы на листе, ритмы и выразительность этих групп. Разнообразие поз, движений, характеров, одежды. Цветовое богатство, колорит.

Материалы. Бумага, карандаш, акварель.

3. Панно «Ярмарка» Комбинированная техника - холодный батик и свободная роспись.

Теория. Создание образа ярмарки посредством композиционного, тонального и цветового решения.

Практика. Поиск пластически выразительного решения темы в лилейных эскизах. Поиск тонального и цветового решения. Выполнение в комбинирован­ной технике - холодный батик и свободная роспись. Пластичность, декоратив­ность, ассоциативность

Материалы. Шелк, краски по ткани, контур, соль, подрамник 40x60 см.

4. Наброски и зарисовки городских зданий, отдельных архитектурных элементов.

Теория. История городов Самары и Тольятти. Уникальность архитектурного ансамбля центральных районов Самары: органичное сочетание архитектуры классицизма, готики древнерусского зодчества и модерна. Памятники архитектуры города Самары.

Архитектура Ставрополя-на-Волге. Современная архитектура Тольятти. Памятники архитектуры, знаковые здания города Тольятти.

Практика. Выполнение набросков и зарисовок городских зданий и отдель­ных архитектурных элементов с натуры, по фотографиям и гравюрам.

Материалы. Бумага, карандаш, акварель.

5. Итоговая работа. Панно «Любимый город». Горячий батик.
Теория. Уникальная природа Жигулей. «События и известные люди моего города».

Требования к выполнению итоговой работе.

Практика. Самостоятельный поиск пластически выразительного решения темы в линейных эскизах, основанных на набросках и зарисовках городских мотивов. Поиск тонального и цветового решения. Стилизация, трансформация форм, плоскостность, ассоциативность эмоционально-образного решения темы. Выполнение в технике горячего батика. Эффект «кракле».

Материалы. Ткань (шелк, хлопок), подрамник 50x70 см, краски по ткани, воск, электрические чантинг и кипятильня для воска.

6. Изучение элементов декоративной росписи «Жостовских» подносов

Теория. Закрепление спектра холодных и теплых тонов. История возникновения и развития народных промыслов. Основные цвета и элементы узора.

Практика. Изучение и копирование образцов.

Материалы. Бумага, карандаш, акварель, гуашь.

7. Работа над творческими проектами. Тема: «Цветы России»

Теория. Выбор тем из банка идей. Подбор материалов и создание эскизов.

Практика. Выполнение творческих проектов с использованием традиционных народных орнаментов и узоров.

Материалы. Шелк, краски и контурные средства по шелку, подрамник.

8. Коллективные работы. Участие в выставках.

Занятие 1-2-3-4. Выполнение коллективных работ. Подготовка к выставкам. Оформление работ к выставкам.

9. Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества и в краеведческий музей, выставочный зал лицея искусств.

Занятие 1-2-3-4.

10. Итоговые занятия.

Практика. Занятие 1-2-3-4. Награждение активных учеников.

Просмотр и обсуждение работ (с приглашением родителей, педагогов и учащихся).


6. Методическое обеспечение

6.1. Принципы, лежащие в основе программы

-Принцип систематичности и последовательности (учет задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному », «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»);

-принцип цикличности (постепенное усложнение и расширение от возраста к возрасту);

-принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

-принцип развивающего характера художественного образования;

-принцип природосообразности (учет «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей);

-принцип интереса (опора на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом);

-принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

-принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

-принцип естественной радости (сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

6.2.Структура организации образовательного процесса

Подготовительный и основной этапы

Это период «знакомства» со всем понемногу: с художественными материалами и инструментами, историей возникновения батика, основам композиционной грамотности.

Программа для младших школьников учитывает естественные склонности ребенка, его живой интерес, деятельный характер, исследовательский интерес, и потому занятия с младшими приобретают форму активного исследования окружающего мира.

Преобладание образного мышления, диктует направленность основных упражнений. Акцент делается на интуицию - ассоциативное мышление. Особенно большое внимание уделяется практическим навыкам работы с художественными материалам. С одаренными детьми ведется индивидуальная работа по методу проекта.

Этап «Одарёнок»

Начальная школа позволила учащимся определиться в своих приоритетах, устремлениях, желаниях продолжить образование именно в этом направлении или, наоборот, убедиться, что надо искать другой путь.

Обучение по дополнительной учебной программе не является обязательным в отличие от общеобразовательной программе в школе. Дети приходят на занятия по своему призванию, художественным способностям, поэтому первое и основное условие успешной учебы - желание заниматься любимым делом.

Акценты в работе ставятся на постижение более сложных изобразительных приемов и законов, позволяющих изобразить объем на плоскости. Дети 10-14 лет уже способны воспринимать и грамотно изображать трехмерное пространство. Углубленное изучение предмета позволяет работать с детьми по методу проекта.

6.3. Методы, приемы и формы обучения

- Репродуктивные - организуются задания на тренировку, упражнения на повторение;

- иллюстративные - объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;

- проблемный - педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения;

- эвристические - проблему формируют сами дети, ими и предлагаются способы ее решения;

- словесные - (рассказ, беседы) - на таких занятиях излагается теоретический материал о художественных приемах, техниках и направлениях, о материалах и технических средствах, применяемых в данном виде творчества;

- практические - организация рабочего места, приобретение и отработка навыков и приемов работы с материалами и инструментами.

Методы построения рисунка демонстрируются преподавателем на доске. Если в процессе самостоятельной работы обучающиеся испытывают трудности, проводится индивидуальная работа. Преподавателем выявляются ошибки, которые разбираются на доске «Как не надо делать».

В конце каждого занятия проводится анализ работ, выявляются ошибки. Дети самостоятельно отмечают лучшие работы. Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна претворять, и завершать оценку. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий и массовых мероприятий.

Основная форма - учебные занятия. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.

Отчет о работе - проходит в форме выставок, итоговых и открытых занятий и массовых мероприятий.

6.4. Взаимодействие с родителями

При работе с ребенком одна из задач педагога - установить доверительные отношения с родителями. Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным.

В работе с родителями:

-не сравнивать детей друг с другом;

-находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить его от души;

-уметь устанавливать гибкие, доверительные, доброжелательные отношения с родителями;

- доступным языком доводить до них результаты диагностического отслеживания;

- учитывать рекомендации родителей;

- привлекать по возможности родителей к творческо-образовательному процессу

( в качестве оператора видеосъемки занятий и т. д.).

Необходимо осуществлять связь родители - ребенок- педагог, что позволит создать для

детей условия самораскрытия (т. е. добиться успехов).

6.5. Материально-техническое и учебное обеспечение

Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оборудование, инструменты и материалы:

1. Художественные материалы, инструменты и их «заместители»:

- бумага формата А №3 и А №2 для черчения или ватман;

- кисти разных размеров (№1,№3,№6,№9);

- палитра;

- гуашь, акварель;

- цветные и простые карандаши;

- стерка;

- мольберты;

- подрамники 40/60 или 30/40;

- шелк, ситец;

- пипетки;

- красители для шелка, закрепляемые паром;

- вытравливающие красители и осветляющие средства;

- булавки для шелка с тремя зубцами;

- крупнозернистая соль;

- тьянтинги;

- резерв;

- штампики, зубочистки, трубочки для коктейля;

- скотч, лейкопластырь;

- фартуки, футболки, салфетки для рук.

2. Наглядно-методические пособия:

- книги, альбомы, плакаты (по батику);

- репродукции картин.

3. Помещение и оснащение:

-учебный кабинет (освещаемый и проветриваемый в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами);

- магнитофон.

Список использованной литературы

Для педагогов:

  1. Армандт Т. «Руководство по росписи тканей». - СПб.,1992.

  2. Аполлон. «Изобразительное и декоративное искусство»/под ред. А.М.Контора.-М.,1997

  3. Глинская И.П. «Декоративное рисование: методическая разработка»- Л., 1997.

  4. Дворкина И.А. «Батик» - М.,2000.

  5. Елизарова Е., «Декоративно-прикладное искусство детям» - Дошкольное воспитание 1997-№3

  6. Игнатьев Е.И. «Психология изобразительной деятельности» - М.,1961

  7. Корюхин В.П. «Батик. Художественное оформление тканей». Л.,1987

  8. Костерин Н.П. «Учебное рисование» - М.,1984

  9. Левин С.Д. «Ваш ребенок рисует» - М.,1979

  10. Левин С.Д. «Беседы с юным художником» - М., 1988

  11. Любимов Л.Д. «Искусство древней Руси» - М., 1996

  12. Михайлов А.М. «Искусство акварели» Москва 1995

  13. Мещанкина Л. «Нести красоту детям. Специализация «Руководитель изостудии декоративно-прикладного искусства» - Дошкольное воспитание 1999-№5

  14. Некрасова М.А. «Народное искусство России» - М., 1984

  15. Неменский Б.М. «Мудрость красоты» - М.,1990

  16. Паранюшкин Р.В. «Композиция» - Ростов-на-Дону, 2001

  17. «Психология цвета» - М.,1999

  18. Паррамон Х. «Основы живописи» Испания 1994

  19. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В. «Декоративное искусство» - М.,1976

  20. «Популярная художественная энциклопедия» - М..1986

  21. Сараева Ю. С. «Роспись по ткани» - Ростов-на-Дону, 2000

  22. Светлова Л.П. «Азбука орнамента» - М.2001

  23. Синеглазова М.О. «Батик» - М.,2004

  24. Синеглазова М.О. «Распишем ткань сами» - М.,2000

  25. Танкус О.В. «Технология росписи тканей» - М.,1969

  26. Трубникова Л.А. Красота ремесла и творчества. - Ростов н/Д, 2000

  27. Чернышев О.В. Формальная композиция» Минск 1999.

  28. Шорохов Е.В. «Основы композиции» Москва 1989

Для детей:

  1. Флорковская А.К. «История искусства для детей» Модерн. Москва 2002.

  2. «Художественная галерея» Еженедельный журнал. Изд. Дои Бурда.

  3. Энциклопедический словарь юного художника» Москва 1983

  4. «Юный художник» Журнал 1978-2005.

  5. «Художественная школа» Журнал 20008-2010


© 2010-2022