Урок по материаловедению 6 класс

Цель: Сформировать начальные знания о швейном материаловедении.                    Задачи: ·        Дать общее представление о понятиях «натуральные волокна» ·        Ознакомить с характеристиками и свойствами волокон хлопка и льна.   ·        Развивать навыки анализа сравнения. ·        Укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство) ·        Воспитывать внимательность во время работы. Оборудование: наглядные пособия коллекций «Хлопок», «Лен», «Текстильные волокна»; плак...
Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Классификация текстильных волокон.

Хлопчатобумажные и льняные ткани.

Цель: Сформировать начальные знания о швейном материаловедении.

Задачи:

  • Дать общее представление о понятиях «натуральные волокна»

  • Ознакомить с характеристиками и свойствами волокон хлопка и льна.

  • Развивать навыки анализа сравнения.

  • Укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство)

  • Воспитывать внимательность во время работы.

Оборудование: наглядные пособия коллекций «Хлопок», «Лен», «Текстильные волокна»; плакаты и схемы получения ткани в текстильном производстве, образцы хлопчатобумажной и льняной тканей, учебник, рабочая тетрадь, лупы, ножницы.

Тип урока: комбинированный




План занятий

1.Организационный момент.

2.Основная часть

  • Экскурсия по художественной выставке

  • Сообщения учащихся

  • Изучение нового материала

  • Сообщения учащихся

  • Работа с учебником

  • Закрепление изученного материала

  • Практическая работа

3.Итог урока.

4.Домашнее задание.



Ход урока

1. Организация урока.

  • Проверка готовности учащихся к уроку

  • Сообщение темы урока, цели и задачи

2. Повторение пройденного материала.

1.Устный опрос учащихся по теме « Выполнение машинных швов».

Вопросы для повторения:

1.Что такое шов?

2.Что определяет ширина шва?

3.Какие виды швов вы знаете?

4.Где применяется стачной шов?

5.Где применяется накладной шов?

6.Где применяется шов вподгибку с закрытым срезом?

7.Какие требования предъявляют к выполнению машинных работ?

В классе оформлена выставка ребят об одежде (выполненная на уроках ИЗО учащимися 5-7 классов), начиная с первобытных людей и заканчивая нашим временем.

2. Беседа «Что мы знаем о предмете и учебнике «Технология»?

Вопросы для беседы

-Что изучает технология?

-Как называется наука о материалах какой-либо области производства. (Материаловедение)

-Как давно человек носит одежду?

Сообщение учащихся по теме «Что такое мода?», с экскурсией по художественной выставке.

Учитель. Мы только что проследили путь развития одежды от предмета первой необходимости до современной одежды. И вся эта одежда изготовлена из ткани.

3.Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя, сообщения учащихся.

На доске плакат: « Текстильные волокна».

Ткань-это материал, с которым вы сталкиваетесь ежедневно. Чтобы правильно изготовить изделие, правильно его эксплуатировать и ухаживать, необходимо знать элементы материаловедения. Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Сырьём для получения ткани служат волокна.

Волокно- это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. Текстильные волокна очень разнообразные, но все они подразделяются на два основных класса: натуральные и химические.




Текстильные волокна

Урок по материаловедению 6 классУрок по материаловедению 6 класс

натуральные

химическиеУрок по материаловедению 6 классУрок по материаловедению 6 класс

Искусствен.

Синтет.Урок по материаловедению 6 классУрок по материаловедению 6 класс

капрон

лавсанУрок по материаловедению 6 класс

ацетатноеУрок по материаловедению 6 класс

вискозноеУрок по материаловедению 6 класс

Растит происхожд.Урок по материаловедению 6 класс

Животного происхожденияУрок по материаловедению 6 класс

Минерального происхожденияУрок по материаловедению 6 класс

асбестУрок по материаловедению 6 класс

лёнУрок по материаловедению 6 класс

хлопокУрок по материаловедению 6 класс

джутУрок по материаловедению 6 класс

шерстьУрок по материаловедению 6 класс

шёлк









Натуральное волокно создаёт сама природа, а процесс формирования химических волокон осуществляется на химических заводах специальными машинами путём продавливания раствора, полученного из древесины, угля, газа и другого сырья.

С древних времён и до конца 19 века единственным сырьём для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений. Сначала это были волокна дикорастущих растений, а затем волокна льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. Большое распространение получили волокна, вырабатываемые из стеблей растений, их называют лубяными. Волокна из стеблей большей частью грубые, прочные, жесткие - это волокна кенафа, джута, конопли и др. Из льна получают более тонкие волокна, из которых вырабатывают ткани для изготовления одежды и белья. Кенаф возделывается в Индии, Китае, Узбекистане. Волокно кенафа отличается высокой гигроскопичностью, прочностью. Из него изготавливают мешковину, шпагат.

Конопля- это очень древняя культура, выращивается для получения волокна у нас в стране. Из стеблей конопли получают волокно (пеньку), из которой делают морские канаты, верёвки, парусину.

Джут на небольших площадях выращивают в Средней Азии. Волокна джута используют для изготовления технических, упаковочных, мебельных тканей.

Из волокон растительного происхождения наиболее известны хлопок и лён

-Что вы знаете о растении, из которого делают ситец?

Учащиеся (сообщение- реализация домашнего задания). Учитель дополняет информацию.

Свои листья хлопчатник всегда поворачивает к солнцу. Вероятно, поэтому его называют «дитя солнца».

Но главное, у этого растения не листья, а цветы. И даже не сами цветы, а коробочки, полные белой шелковой ватой, которые образуются из завязей увядших цветов.

Вата из коробочки хлопчатника идёт на производство х/б тканей, в том числе и на производство ситца, из которого мы будем шить себе различные изделия.

Хлопок очень древняя культура. Его начали возделывать в Индии более 4000 лет назад. Длина волокон хлопка колеблется от 5 до 50мм. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют хлопок-сырец.

Первичная обработка хлопка: сначала отделяют самые длинные волокна (20-50мм), затем короткие(6-20мм) и, наконец, подпушка (6мм).

Длинные волокна используются для производства пряжи, пух - для изготовления ваты. Волокно длиной менее 12мм перерабатывается в целлюлозу для получения искусственных волокон.

Гигроскопичность-это способность волокон поглощать влагу из окружающей среды. Гигроскопичность хлопка высока. Хлопок быстро впитывает влагу и быстро высыхает.

Учащиеся (сообщение- реализация домашнего задания).

Лен - наиболее древнее культурное растение. Лен начали возделывать 9000 лет назад.

Льняные ткани стали предметом роскоши, вытесняя шерстяные. Только египетские фараоны, жрецы и знатные люди могли позволить себе одежду из льняных тканей. Наши предки , славяне, любили белоснежные тяжелые ткани из льна. Они умели возделывать лен, отводя под посевы лучшие земли. У славян льняные ткани служили одеждой для простого народа. Из льняных волокон получается тяжелое прочное белое полотно. Оно великолепно для скатертей, постельного белья.

Волокно льна находится в стебле растения и может достигать 1метра.

Первичная обработка льна: замачивание льняной соломы, сушки тресты, мытья и трепания, чтобы отделить примеси. Из очищенных и рассортированных волокон получают пряжу.

Гигроскопичность льняного волокна больше, чем хлопкового. Лен переносит больший нагрев утюга, чем хлопок.


3.Работа по учебнику.

На доске выписать новые понятия.

Учитель. Учебник, с. 8.Какие основные понятия вы должны знать по теме урока? (швейное материаловедение, волокна, натуральные и химические волокна, гигроскопичность).

-Найдите в тексте №1 учебника определение этих понятий, запишите в рабочую тетрадь.

Учитель.

-Какие показатели лежат в основе классификации волокон?

-Рассмотрите схему классификации текстильных волокон на с. 5 учебника

-Дополните схему примерами натуральных и химических волокон.

-Как получают натуральные волокна? Прочитайте ответ на с.6 учебника

4.Закрепление изученного материала.

Практическая работа №1 (с. 7учебник).

Практическая работа выполняется в рабочей тетради.

Практическая работа№1

Изучение волокон хлопка и льна.


Материалы и инструменты: коллекция «Волокна», лупа, учебник, рабочая тетрадь.

1. Рассмотри волокна хлопка и волокна льна.

2.Сравни их между собой по внешнему виду и на ощупь.

3.Начерти в рабочей тетради таблицу 1.

4.Запиши в таблицу отличительные признаки.

Вид волокна

Отличительные признаки

По внешнему виду

Отличительные признаки

На ощупь

Лён

Хлопок


5.Итог урока

  1. Коллективная проверка заполненной таблицы «Сравнительная характеристика волокна льна и хлопка».

  2. Обобщение по теме:

-Для чего нужно знать основы материаловедения?

-Что изучает швейное материаловедение?

-Предположить, что можно сшить из х/б ткани, а что из льняной ткани. Объясните, почему вы так решили. И как вы будите выбирать ткань к уроку технологии.

  1. Уборка рабочих мест.

Домашние задание: 1,с. 5-6 читать, ответить на вопросы 1-3 на с. 8, знать основные понятия по теме. Подобрать образцы х/б и льняных тканей.

© 2010-2022