Тема по самообразованию Использование ИКТ на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования науки Самарской области


Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования




Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

на тему:

«Использование ИКТ на уроке технологии»

время обучения: 1 сессия: 15.04 - 19. 04. 2013г.

2 сессия: 14.05 - 17.05.2013 г.


Выполнила

Левина Любовь Александровна,

учитель технологии,

ГБ ОУ СОШ №39

г. Сызрани



Самара, 2013г.


Запрос общества

На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные коммуникативные технологии (ИКТ). Необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений.

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему « учитель - ученик - учебник » вводится новое звено- компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

В настоящее время обществу необходимы творческие, само- совершенствующиеся, конкурентно способные личности. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет человеку уверенно чувствовать себя, даёт возможность и создает условия для формирования творческой, самосовершенствующейся личности. В настоящее время, когда процессы информатизации в обществе постоянно ускоряются, изменяются, современная школа не должна оставаться в стороне. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно- коммуникативных технологий. В этих условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей и направлениях. Использование ИКТ в учебном процессе отражено в Федеральной программе экономического развития Российской Федерации, Федеральной программе развития образования Российской Федерации, Федеральной программе « Развитие единой образовательной среды». Таким образом, информационные технологии становятся базой современного образования.

Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного стандарта общего образования является Концепция ФГОС 2-го поколения.

Социальный заказ общества заключается в воспитании творческого и технически мыслящего, интеллектуального и коммуникативного гражданина, обладающего навыками созидательной, преобразующей и творческой деятельностью. Способного использовать навыки конструирования, моделирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера, уметь находить информацию в различных источниках, в том числе с использованием возможностей Интернета.

Компьютер как способ и средство обучения применяется в современной школе многопланово.

Проблема:

На сегодняшний день практически в каждой школе есть компьютеры и целые компьютерные классы. Но они ещё не вполне оснащены современным оборудованием и не превратились в хорошо освоенный инструмент учителя.

Не существует ставки координатора или специального консультанта для подготовки и проведения урока с использованием ИКТ.

Необходимо научиться владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания для совершенствования методики преподавания предмета.

Не все учителя готовы поддержать идею использования ИКТ на своих уроках, они откровенно не хотят никакого изменения, их устраивают традиционные уроки и никакие ИКТ на уроках им не нужны.

Отсутствует мотивация у учителей к изучению нового.

Зачастую учителя -предметники не видят возможности и не осознают необходимости применения ИКТ на своих уроках.

Противоречия:

Противоречия между необходимостью развития коммуникативных компетенций обучающихся и ограниченными возможности традиционной системы обучения;

запросами родителей и уровнем развития школьников;

законодательно установленной целью образования и традиционными образовательными технологиями.

Особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям, особенно с низкой познавательной активностью. В то же время предмет «Технология» необходим для формирования и совершенствования практических умений, но на его изучение отводится недостаточное количество времени.

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются её получить из компьютера. Использование новых информационных технологий и СМИ в курсе изучения предмета «Технология» значительно поднимает уровень обученности. Но в современном информационном пространстве количество информации огромно, а содержание не всегда соответствует действительности.

Поэтому, целью своей работы я определила:

- повышение эффективности образовательного процесса через

использование информационно- коммуникационных технологий.

Эффективность урока технологии повышается, если на уроке методически грамотно применяется компьютерные технологии.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать имеющийся опыт отдельных педагогов, использующих информационные технологии, способы, формы, средства обучения определить их преимущества в обучении предмета «Технология.

2. Теоретически освоить инновационные технологии.

3. Апробировать методы ИКТ на уроках технологии.

4. Развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания работать с различными источниками информации посредством использования компьютера.

5. Формировать у учащихся информационную компетенцию, умение работать

с различными источниками информации.

Основные методы, используемые в работе:

- проблемный (поиск программ по обучению ИКТ);

- теоретический (изучение теорий по новым педагогическим технологиям);

- практический (апробирование методов и приёмов);

- эмпирический (наблюдение, анкетирование, тестирование).

Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью некоторых понятий.

Информатизация обучения - это процесс, направленный на оптимальное пользование информационного обеспечения обучения с помощью компьютера. Он педагогический в том смысле, что в нем решаются педагогические задачи.

Перечень этих задач, критерий оптимальности, входные данные и необходимые результаты - все это определяется процессом обучения.

Согласно государственному стандарту нового поколения, изучения предмета «Технология» направлено на достижение следующих целей:

- развитие коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих - социокультурной, учебно-познавательной;

- развитие и воспитание понимания важности изучения предмета в современном мире и уметь пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;

- воспитания качеств гражданина, патриота;

- стремления к взаимопониманию между разных сообществ.

Как видно из требований государственного стандарта, образовательная область « Технология» требует поиска эффективных решений по её усвоению.

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию с учетом особенности детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение предмета

«Технология» с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.

Существующие сегодня диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирования обычного урока с компьютером позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей. Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учёбе, но и дает возможность регулировать учебные задачи по степени трудности, поощрения правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием материала или пробела в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия, которые можно вызвать на экран. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решения задачи до конца. Существенный прогресс в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий приводит к изменению и в процессе обучения предмета «Технология».

Занятия с применением ИКТ имеют отличие от классической системы обучения. Это новая роль учителя - он уже не основной источник знания, а его функция сводится к консультативно-координирующей. Задача учителя- подобрать средство обучения в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умениями использовать ПК в учебных целях.

В процессе проведения уроков технологии возможности информационно-коммуникативных технологий можно использовать на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, а также при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается тем, что данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранению продуктов, уходе за жильем, в способах художественной обработке материалов, моделирования и пошива одежды.

Всю работу с ИКТ можно разделить на 3 блока:

- сбор информации для уроков;

- применение информации на уроках;

- хранение и обработка информации.

Компьютерная поддержка уроков технологии применяется для организации и создания:

- презентаций;

- инструкционных карт;

- тестов, опросников;

- построения чертежей;

- проектной деятельности;

- раздаточного материала.

На уроках технологии, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративный, информационный материал. Использование иллюстраций, рисунков и т.п. воспитывает интерес к уроку; делает урок интересным.

Сущность использования ИКТ на уроках технологии позволит:

- усилить положительную мотивацию обучения, активизировать положительную

деятельность учащихся;

- повысить уровень наглядности в ходе обучения;

- оживить учебной процесс, внести элементы занимательности;

- сэкономить много времени на уроке;

- обеспечить широкую вариативность обучения;

- оптимизировать текущий и итоговый контроль через подбор разноуровневых

заданий и автоматизации обработки результатов;

- даст возможность создания большого количества раздаточного материала;

- обеспечить возможность дифференцированного, личностно-ориентированного

обучения;

- осуществить подготовку выпускника школы к жизни в условиях

информационного общества;

- осуществлять контроль за результатом усвоения учебного материала;

- формировать информационную культуру обучающихся;

- позволит развить логическое мышление, творческий и познавательный

потенциал.

Современный педагог просто обязан работать с современными средствами обучения для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование.




© 2010-2022