Дизайн на все руки. РП внеурочной деятельности для 5 класса

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Старогородковская средняя общеобразовательная школа




«Утверждаю»

Директор школы

___________/ ___________

Приказ №_____ от

01 сентября 2015 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________/___________

28 августа 2015 г.

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО _______/ ___________

Протокол №_____ от

26 августа 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИЗАЙН НА ВСЕ РУКИ

______________________________________________________________________

(наименование учебного предмета \ курса)

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / 5 КЛАСС

______________________________________________________________________

(ступень образования \ класс)

1 ГОД

______________________________________________________________________

(срок реализации программы)

СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД. 1-9КЛАССЫ» ПОД РЕДАКЦИЕЙ НЕМЕНСКОГО Б.М.

____________________________________________________________________________

(наименование программы)

УЧИТЕЛЬ ОРЛОВА ДАРЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

___________________________________________________________________________

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)












п. Старый городок

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса «Дизайн на все руки» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников;

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по технологии (Приказ Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089).

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями обучающихся, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на приобретение знаний, но, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. В данной рабочей программе предложены следующие её виды:

  • игровой;

  • познавательный;

  • проблемно-ценностное общение;

  • досугово-развлекательная деятельность.

Цели программы направлены на формирование морально-нравственных ценностей, развитие и становление эмоционально-образного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления обучающихся. Таким образом, целевой спектр целевых ориентаций направлен на:

  • воспитание интереса к ручному творчеству;

  • вовлечение детей в активную творческую деятельность;

  • формирование навыков и умения работы с материалами различного происхождения.

Задачи реализации программы:

  • научить детей основным техникам изготовления поделок;

  • развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

  • воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

  • привить интерес к народному искусству;

  • обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

  • организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

При организации обучения детей элементам дизайна должны соблюдаться основные требования:

  • цикл занятий будет строиться последовательно и включать в себя разные виды дизайн-деятельности, такие как: графический дизайн, фитодизайн, моделирование одежды, декоративно-пространственный дизайн; аранжировки; бумагопластика.

  • донесение до детей смысла и значения дизайн-деятельности, ее практической направленности;

  • практического использования продуктов детской дизайн - деятельности в школе;

  • организации восприятия детьми образцов дизайн искусства;

  • организации взаимодействия с семьей (задания на дом, объясняя родителям важность занятий дома, консультации для родителей);

  • наличия необходимого материального оснащения занятий по детскому дизайну (бумага разной фактуры, различный бросовый материал, ткани, краски, большой картон и др.).

Ведущими подходами при реализации программы являются деятельностный и проблемный. Изучение дизайн-деятельности дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (история и обществознание, русский язык и литература, математика и ИКТ). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и внеурочного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности.

В результате изучения курса «Дизайн на все руки» предполагается достижение определённых результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • понимание особой роли творчества в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение творческого видения: умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы:

В познавательной сфере:

  • познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль творчества в жизни человека и общества;

  • приобретать практические навыки и умения в дизайн-деятельности;

  • различать изученные виды пластических искусств;

  • воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;

  • развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;

  • понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

  • уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства.

В коммуникативной сфере:

  • ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;

  • организовывать диалоговые формы общения с окружающим миром через творческую деятельность.

В эстетической сфере:

  • реализовывать творческий потенциал в собственной творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;

  • развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;

  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности.

В трудовой сфере:

  • применять различные выразительные средства, материалы и техники в своей творческой деятельности.

Данная рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», которая разработана под руководством Б.М. Неменского. Основными содержательными линиями программы являются: связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка. Систематизирующим методом является выделение двух основных видов деятельности - декоративной и конструктивной.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Дизайн на все руки» для 5 класса рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Учебно-методический комплект

  1. Учебники

№№

ПП

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

  1. 1

Горяева Н.А.

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс

2012 г.

М.: «Просвещение»

    Питерских А.С., Гуров Г.Е.

    Дизайн и искусство жизни человека. 7-8 класс

    2012 г.

    М.: «Просвещение»


    1. Методические пособия для учителя

    №№

    ПП

    Автор

    Название, класс

    Год издательства

    Издательство

    Неменский Б.М.

    Методические пути осуществления программы «Изобразительное искусство и художественный труд».

    2014 г.

    М.: «Просвещение»

    Контроль предметных результатов



    №№

    пп


    Сроки


    Какие знания, умения, навыки контролируются

    Форма подведения итогов

    (Выставки, итоговые занятия и т. д.)

    1

    Каждое занятие

    Способность рассказать, проанализировать теоретическую часть изучаемой темы. Умение использовать художественные средства и материалы для выполнения поставленной цели. Навыки аккуратности и рационального использования своего рабочего места.

    Беседа по теме занятия.

    Выставка и анализ работ.

    Индивидуальная уборка рабочего места.

    2

    После каждого раздела содержания программы

    Способность систематизировать и обобщать приобретённые знания.

    Занятия-диспуты. Решение кроссвордов. Викторины. Выступления обучающихся с информационными справками, докладами и рефератами.

    3

    По окончании годичного курса обучения

    Уровень фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.

    Занятие-праздник. Тестирование.

    Награждение. Чаепитие.



    Педагогические технологии


    • проблемное обучение;

    • разноуровневое обучение;

    • поисково-исследовательские методы;

    • игровые методы;

    • обучение в сотрудничестве;

    • информационно-коммуникационные;

    • здоровье сберегающие.


    Средства обучения:


    • комплекты демонстрационных моделей;

    • раздаточные средства обучения;

    • комплекты инструментов, материалов;

    • комплекты печатных средств обучения;

    • комплекты экранных средств (диапозитивы, видео);

    • программные средства.

    Учебно-тематический план

    5 класс

    №№

    Наименование разделов, тем

    Кол-во часов

    Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Понятие дизайна. Виды дизайна

    1

    Графический дизайн

    2

      Многослойная открытка на 8 марта

      1

        Коллаж на тему «Снова в школу»

        1

        Текстильный дизайн

        7

        Текстильные украшения

        3

          Косметичка в технике лоскутного шитья

          4

          Фитодизайн

          6

          Букет цветов из гофрированной бумаги

          3

            Изготовление цветов из атласных лент

            3

            Моделирование одежды

            4

            Вязаный шарф

            4


            Декоративно-пространственный дизайн

            3

            Изготовление и украшение рамок для картин из картона

            3

            Аранжировки

            7

              Брошь в технике бисероплетение

              4

                Браслет в технике макраме

                3

                Бумагопластика

                3

                Тарелка в технике оригами

                1

                  Подарочная коробочка в технике оригами

                  2

                    Итоговое занятие

                    1

                    Итого:

                    34


                    Содержание тем учебного курса

                    5 класс


                    1. Вводное занятие. Понятие дизайн. Техника безопасности. Знакомство с детьми; начало установления контакта с каждым ребенком; создание эмоционально благоприятной атмосферы в творческом объединении; раскрытие целей и задач курса, организации занятий; правила культуры труда; инструктаж по технике безопасности; заполнение анкеты «Расскажи сам о себе». Понятия промышленного дизайна и художественного проектирования изделий. Виды декоративно-прикладного искусства. 1 час

                    Графический дизайн

                    1. Многослойная открытка на 8 марта. Знакомство с техникой выполнения многослойных открыток. Подготовка художественного оформления и текстового содержания. 1 час

                    2. Коллаж на тему «Снова в школу». Развитие ассоциативного мышления. Поиск композиционного решения. Сбор материалов, составление композиции. 1 час

                    Текстильный дизайн

                    1. Текстильные украшения. Знакомство с различными техниками изготовления текстильных украшений. Изготовление бусин из ткани. Сборка бус. Изготовление застёжек. 3 часа

                    2. Косметичка в технике лоскутного шитья. Знакомство с техникой лоскутного шитья. Раскрой деталей по шаблонам, соединение деталей, изготовление застёжки. 4 часа

                    Фитодизайн

                    1. Букет цветов из гофрированной бумаги. Знакомство с понятием фитодизайн. Изготовление различных цветов из гофрированной бумаги, составление композиции, введение композиции в интерьер класса. 3 часа

                    2. Изготовление цветов из атласных лент. Знакомство с материалом и основными методами работы. Изготовление бутонов розы на квадратной основе. Изготовление листьев. Составление композиции. 3 часа

                    Моделирование одежды

                    1. Вязаный шарф. Вязание крючком основных видов петель: столбик с накидом, столбик без накида. Изготовление шарфа в полоску. 4 часа

                    Декоративно-пространственный дизайн

                    1. Изготовление и украшение рамок для картин из картона. Изготовление основы для рамки из картона. Декорирование рамки в технике декупаж и её введение в интерьер класса. 3 часа

                    2. Аранжировки

                    3. Брошь в технике бисероплетение. Знакомство с техникой объёмного плетения из бисера. Изготовление броши. 4 часа

                    4. Браслет в технике макраме. Основные виды узлов в макраме. Плетение и украшение браслета. Изготовление застежки в технике макраме. 3 часа

                    Бумагопластика

                    1. Тарелка в технике оригами. Знакомство с традициями оригами, техникой оригами. Изготовление и украшение тарелки. 1 час

                    2. Подарочная коробочка в технике оригами. Выбор материала (цвета). Изготовление коробочки в технике оригами и её украшение бантом в технике квиллинг. 2 часа

                    3. Итоговое занятие. Итоговое занятие-праздник. Оформление выставки поделок. Конкурс «Моя любимая поделка», заполнение анкеты «Мои творческие планы». 1 час

                    Результаты обучения по программе

                    «Дизайн на все руки» для 5 класса

                    В результате изучения программы учащиеся должны ЗНАТЬ:

                    • правила организации рабочего места;

                    • инструменты и материалы для изготовления поделок;

                    • способы и формы изготовления предметов;

                    • основные жанры и виды дизайн деятельности;

                    В результате изучения программы учащиеся должны УМЕТЬ:

                    • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

                    • использовать различные материалы (бумага, картон, пластилин, бросовый материал);

                    • применять основные средства художественной выразительности дизайн деятельности (с натуры, по памяти и воображению);

                    • решать творческие задачи на уровне импровизаций;

                    • анализировать результаты;

                    • передавать настроение в собственной творческой работе с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования;

                    • пользоваться основными источниками информации и интернет-ресурсами.

                    В результате изучения программы учащиеся должны ПРИМЕНЯТЬ полученные знания и умения в практической и повседневной жизни для:

                    • самостоятельной творческой деятельности;

                    • обогащения опыта восприятия произведений искусства;

                    • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.

                    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                    Старогородковская СОШ

                    «Согласовано»

                    Зам. директора по УВР

                    __________/___________

                    «___»________2015 г.












                    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

                    ПЛАНИРОВАНИЕ


                    Внеурочной деятельности «Дизайн на все руки»


                    5 класс


                    Учитель Орлова Д. А.

                    Количество часов: 34 в неделю 1 час




                    Календарно-тематическое планирование


                    №№ п/п

                    Название разделов и тем

                    К-во часов

                    Форма организации учебных занятий

                    Календарные сроки

                    Фактические сроки

                    Приме-чание (причины коррек-тировки дат)

                    5 «А»

                    5 «Б»

                    5 «В»

                    5 «А»

                    5 «Б»

                    5 «В»



                    Вводное занятие. Понятие дизайна. Виды дизайна

                    1

                    Объяснительно иллюстративная








                    Графический дизайн

                    2


                    Многослойная открытка на 8 марта

                    1

                    Продуктивная, объяснительно иллюстративная








                    Коллаж на тему «Снова в школу»

                    1

                    Продуктивная, объяснительно иллюстративная








                    Текстильный дизайн

                    7


                    Текстильные украшения

                    3

                    Продуктивная, объяснительно иллюстративная






















                    Косметичка в технике лоскутного шитья

                    4

                    Продуктивная, объяснительно иллюстративная





























                    Фитодизайн

                    6


                    Букет цветов из гофри-рованной бумаги

                    3

                    Продуктивная, объяснительно иллюстративная






















                    Изготовление цветов из атласных лент

                    3

                    Продуктивная, объяснительно иллюстративная





















                    Моделирование одежды

                    4


                    Вязаный шарф

                    4

                    Продуктивная, объяснительно иллюстративная





























                    №№ п/п

                    Название разделов и тем

                    К-во часов

                    Форма организации учебных занятий

                    Календарные сроки

                    Фактические сроки

                    Приме-чание (причины коррек-тировки дат)

                    5 «А»

                    5 «Б»

                    5 «В»

                    5 «А»

                    5 «Б»

                    5 «В»


                    Декоративно-пространственный дизайн

                    3


                    Изготовление и украшение рамок для картин из картона

                    3

                    Продуктивная, объяснительно иллюстративная






















                    Аранжировки

                    7


                    Брошь в технике бисеро-плетение

                    4

                    Продуктивная, объяснительно иллюстративная





























                    Браслет в технике макраме

                    3

                    Продуктивная, объяснительно иллюстративная






















                    Бумагопластика

                    3


                    Тарелка в технике оригами

                    1

                    Продуктивная, объяснительно иллюстративная








                    Подарочная коробочка в технике оригами

                    2

                    Продуктивная, объяснительно иллюстративная















                    Итоговое занятие

                    1

                    Объяснительно иллюстративная








                    Список основной литературы


                    1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: «Просвещение», 2011. - (Стандарты второго поколения).

                    2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: «Просвещение», 2011. - 105 с.

                    3. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». - М.: «Просвещение», 2014. - 120 с.

                    4. Психология и педагогика художественного творчества. Петрушин В. И. - Академический Проект, Гаудеамус, 2011. - 204 с.

                    Список дополнительной литературы


                    1. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: «Просвещение», 2014. - 158 с.

                    2. Устинов В.А. Композиция в дизайне. - М.: «АСТ Астель», 2012. - 95 с.

                    3. Неменский Б.М. «Приглашение к диалогу». - М.: «Издательство МИОО», 2013. - 160 с.

                    4. Проснякова Т.Н. Книга серии «Любимый образ» «Цветы». - М.: «Просвещение», 2011. - 200 с.

                    5. Проснякова Т.Н. «Забавные фигурки. Модульное оригами». - М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2011. - 104 с.

                    Материально-техническое обеспечение

                    образовательного процесса

                    Оборудование:

                    • учебные столы;

                    • доска большая универсальная с возможностью магнитного крепления;

                    • шкафы для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

                    Технические средства обучения:

                    • телевизор;

                    • DVD-проигрыватель;

                    • персональный ноутбук.

                    Методический фонд:

                    • коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

                    • серии фотографий и иллюстраций образцов дизайн деятельности;

                    • детские работы как примеры выполнения творческих заданий.







                    Оценочный лист рабочей программы учебного предмета (курса, дисциплины)

                    Предмет

                    Дизайн на все руки

                    Составитель программы

                    Орлова Д. А.

                    Зам. директора, курирующий предмет

                    Класс

                    5

                    Дата заполнения

                    Параметры

                    Само-оценка

                    Оценка зам. дир., курирующего предмет

                    Рекомен-дации

                    Оценка предметной составляющей рабочей программы

                    1.

                    Наличие структурных элементов программы

                    2.

                    Содержательность пояснительной записки

                    (в соответствии с Положением о рабочей программе)

                    3.

                    Содержательность календарно- тематического плана (определены основные темы курса, выделены подтемы, конкретность формулировок учебных разделов и тем, соответствие содержания курса ГОС, наличие авторских изменений и др.) (в соответствии с Положением о рабочей программе)

                    4.

                    Целеполагание (конкретность целей, четкость задач, структуризация, системность и последовательность поставленных задач)

                    5.

                    Планируемые результаты (конкретно описаны, классифицируются по определенным критериям, соответствуют требованиям ГОС)

                    6.

                    Диагностичность планируемых результатов (наличие системы диагностики, разнообразие форм диагностики)

                    7.

                    Соответствие планируемого результата поставленным задачам

                    8.

                    Отражение специфики преподавания отдельных курсов

                    Оценка надпредметной составляющей рабочей программы

                    Направленность программы на развитие:

                    познавательной сферы

                    коммуникативной сферы

                    ценностно-ориентационной сферы

                    здоровьесберегающих навыков

                    ИКТ-компетенций

                    профориентационных компетенций

                    9.

                    Оформление в соответствии с Положением

                    Баллы выставляются в соответствии с уровнем:

                    5-4 б.- оптимальный

                    3 б.- допустимый,

                    2 б.- критический,

                    1 б.- недопустимый.



                    © 2010-2022