Мастер - класс «Технология критического мышления»

В мастер - классе показана технология критического мышления на уроках технологии в 5-11 классах. Цель технологии развития критического мышления – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений), формирование интеллектуальных качеств  личности, конструирование собственного образовательного маршрута. В ходе мастер - класса проводится урок в  10 классе по теме «Эко...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс «Технология критического мышления»Мастер - класс «Технология критического мышления»Мастер - класс «Технология критического мышления»Мастер - класс «Технология критического мышления»Мастер - класс «Технология критического мышления»Мастер - класс «Технология критического мышления»МАСТЕР - КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

Цель: создание условий для восприятия в интерактивной форме опыта работы моделирования урока по базовой модели технологии развития критического мышления.

Задачи:

  1. познакомить с приёмами и стратегиями технологии, предоставить возможность для оценки их эффективности;

  2. показать возможности технологии в осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, в развитии интеллектуальных способностей учащихся;

  3. содействовать формированию мотивации на осуществление гуманистического подхода в обучении и воспитании учащихся.

  4. расширить понимание понятий: кластер, спайдограмма, синквэйн, рефлексия.

Оборудование: компьютер, презентация Power Point, проектор, экран, карточки с заданиями для мини-исследования, таблица


Вступительное слово: Современной школе предлагается огромное разнообразие педагогических технологий. В работе К. Селевко их описано свыше 50, М. Кларин предлагает наличие 20 современных технологий.

Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждой технологии. Учителя Корочанского района широко используют как традиционные, так и современные технологии обучения, одной из которых является технология развития критического мышления.

Цель технологии развития критического мышления - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений), формирование интеллектуальных качеств личности, конструирование собственного образовательного маршрута. Базовая модель организации урока в этой технологии включает три этапа:

ВЫЗОВ - ОСМЫСЛЕНИЕ - РЕФЛЕКСИЯ.

Каково содержание этих этапов?

1 этап: вызов. Постановка проблемы. Главная задача этапа - актуализация темы. Этот этап включает постановку проблемы, мотивацию.

2 этап: осмысление. Проработка темы урока. Получение информации, её осмысление. Анализ фактов. Работа с понятиями. Формулировка принципов, характеристика фактов, выделение этапов развития события.

3 этап: рефлексия - обобщение. Выражение собственного отношения к изучаемому материалу.
Рефлексия представляет собой один из методов познания, главной особенностью которого является направленность на знания о самом себе. На процесс его получения. Она является средством самопознания психических процессов и состояний, понимания субъектом себя, а также выяснения того, как другие люди знают и понимают его личные особенности, эмоциональные реакции, когнитивные (связанные с познанием) представления. Рефлексия широко вошла в арсенал методов учебного познания, поэтому остановимся на этом методе подробнее. Как форма познания рефлексия есть не только критический, но и эвристический принцип: она выступает как источник объективно нового знания. В рамках учебного познания могут применяться различные виды рефлексии. Элементарная рефлексия приводит к рассмотрению и анализу знаний и поступков, к размышлению об их границах и значении.

I этап. «Корзина идей».

Сначала выясняем всё, что знают и думают ученики по обсуждаемой теме с помощью конкретных вопросов. На доске рисуется «корзина идей». Каждый ученик (а если класс большой - один от группы) сбрасывает в корзину факт, мнение, проблему, имена. Учитель записывает это на доске без комментариев. Далее разрозненные факты будут связаны в логические цепи.

II этап. «Составление кластера».

Кластер - графическое отображение материала. В центре записывается ключевое понятие и от него расходятся стрелки - лучи. Задача - систематизировать имеющиеся знания. Заметим, что некоторые методисты считают возможным в методике критического мышления использовать приём составления кластера на стадии вызова, например, перед лекцией. Также на доске записывается ключевое слово. Затем учащиеся записывают все слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этим словом. По мере накопления информации учащиеся начинают устанавливать связи между идеями, которые им кажутся подходящими. Составление кластера может быть как индивидуальным, так и коллективным. Возможно его составление в бинарных группах. Чтобы не затягивать урок, коллективный кластер лучше составлять учителю, используя идеи, предложенные в ходе парной и коллективной работы. И всё же, на наш взгляд, данный приём рациональнее применять на этапе осмысления урока, а не при подготовке к нему.
Более усложнённый вариант кластера - спайдограмма (от англ.spaider-паук, и др.-греч. грамма-надпись)- графическое изображение в виде паутины.

III этап. Понятие «рефлексия» можно ввести и в лексикон старшеклассников. Вот пример. Все вы сейчас находитесь в юношеском возрасте. Это время перехода к самостоятельной жизни. Осознать и научиться владеть своим внутренним миром - значит уметь управлять своими действиями, поступками. Теперь, когда детство и отрочество позади, вы можете оглянуться назад, проанализировать причины успехов и неудач, оценить правильность ваших действий, роль тех или иных людей в вашей жизни. Такая умственная аналитическая деятельность, направленная на осмысление своих поступков и состояний, на познание причинно-следственных взаимосвязей в своём прошлом, называется рефлексией.

«Написание синквэйна». «Синквэйн» с французского - стихотворение из пяти строк. Составление синквэйна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по данному поводу. Правила написания синквэйна:

  • На первой строчке - существительное: ключевое слово, тема.

  • На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих тему синквэйна, характеризующих данное понятие.

  • На третьей строчке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквэйна; три глагола, показывающие действие понятия.

  • На четвёртой - размещается целая фраза, предложение из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

  • На пятой строчке - слово - резюме, обычно существительное, позволяющее выразить личное отношение к теме, слово, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

На этапе рефлексии вызывает интерес приём «паучка», когда всю работу класса на уроке учащимся предлагается оценить по десятибалльной системе с трёх позиций:

  • Я (личный вклад собственного труда)

  • Мы (работа всего класса)

  • Дело (степень новизны темы)


Мастер - класс «Технология критического мышления»

Близок по содержанию приём «Мишень», когда учащиеся дают оценку уроку по нескольким критериям. Завершается урок подведением итогов, оцениванием ответов и домашним заданием. На каждом этапе используются свои методические (обучающие) приёмы, которые представляют собой совокупность способов деятельности учителя и адекватных им приёмов деятельности учащихся. Под приёмами понимают действия с предметами. А также словесные или письменно-графические действия. Сам приём можно видеть или слышать. Таким образом, методические приёмы - это действия, направленные на решения конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий.

В основе технологии критического мышления лежит конструктивистская традиция Л.Выготского: мышление развивается в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ученик сам собирает понятия о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом. Если же учитель дает ученику готовое задание о предмете и требует от него воспроизводства в виде ответной реакции, то он нарушает у школьника его естественную тягу к собственной исследовательской и познавательной деятельности.


Мастер-класс по технологии развития критического мышления

10 класс. Экологическое сознание и мораль в техногенном мире.

Учитель: Все молодые люди любят экстремальное времяпровождение. Это и катание на велосипедах по горным склонам, и спуск на байдарках, полеты на дельтапланах. Мы сегодня отправимся в путешествие на воздушном шаре. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Запишите на листке бумаги 9 ценностей, важных для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, везение, тревожность, доброта, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности, учитель записывает их на доске. Если слова повторяются, то тренер ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место - здоровье, 2 место- деньги и т.д.)

Учитель: Почти все взяли бы с собой в путешествие здоровье. Однако, в последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья. По данным исследований ученых 25% здоровья зависит от наследственности, 25% - от условий окружающей среды, 50% - от образа жизни, который вы ведете. Как вы думаете, какие условия жизни помогают человеку сохранять здоровье, а какие, наоборот, мешают? Почему вы так считаете? Запишите в таблицу ваши выводы. Для наглядности и с целью систематизации имеющихся знаний составим спайдограмму - рисунок паучка.

Озеленение, экономия сырья

Загрязнение атмосферы

Альтернативные источники энергии

Очистительные сооружения

Истощение сырьевых запасов

Уничтожение лесов и водоемов

экология

В современном мире назрела необходимость нового экологического сознания. Экологические вопросы решались бы эффективнее при участии всех заинтересованных граждан. Мир, здоровье и охрана окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы. Каждый человек должен осознать: именно с него начинается спасение планеты Земля. И вы, несмотря на столь юный возраст, можете сделать уже многое. Вспомните и назовите экологические акции, в которых вы участвовали в школе. Продумайте, что бы еще вы смогли сделать для улучшения условий нашей жизни, для нашего здоровья?

Напишите синквейн на тему «Экология». Озвучьте его. Выберите слоган, призыв, который вам показался наиболее удачным. Я думаю эпиграфом нашего урока можно было бы назвать экологический призыв к молодому поколению «Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля!». Спасибо за внимание. Здоровья и успехов всем!

А сейчас я предлагаю вам посмотреть на известную карикатуру датского художника Херлуфа Бидструпа «Кубики». Почему ребенок сломал построенный замок? Где, как Вам кажется, были соблюдены фазы образовательной технологии развития критического мышления, а где - нарушены. (Обсуждение)

В заключении мастер - класса, минутка рефлексии. Продумайте занятие, на котором вы смогли бы применить технологию развития критического мышления, соблюдая её трехфазность:

ВЫЗОВ (корзина идей) - ОСМЫСЛЕНИЕ (спайдограмма) - РЕФЛЕКСИЯ (синквейн).

© 2010-2022