Патриотическое воспитание на уроках технологии

"Выдержка из материала: Кто хоть раз переезжал на другую квартиру, знает, сколько времени и сил уходит даже на эту нехитрую, в общем-то, операцию. А теперь подумайте, что значит демонтировать и перевезти через полстраны целый завод — сотни неподъемных станков, тонны оборудования, огромное хозяйство? А если таких заводов тысячи?  Из сел и деревень были направлены на эти заводы, в те времена люди из деревенских глубин не могли даже представить что такое город, что такое завод. Многие из наших де...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Тема: Патриотическое воспитание на уроках технологии.









Выполнил: учитель технологии

I категории

МОУ Чувашско- Урметьевской СОШ

муниципального района Челно- Вершинский

Казанцев В.А.















Оглавление

Введение----------------------------------------------------------- стр 1-3.

Поисково- исследовательский этап ---------------------------стр 4-7.

Приложение к проекту------------------------------------------стр 8-21










































Тема: «Патриотическое воспитание на уроках технологии»


Введение.

В современной педагогической науке сохраняется интерес к разработке проблем воспитания в условиях тех значительных изменениях, которые произошли и продолжают происходить в российском обществе. Отражением этих изменений становится появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей направлений методов и других важных аспектов современного воспитания. Одно из таких проблем является патриотическое воспитание, которое рассматривается в настоящее время как реальное социально - педагогическое явление. В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ "Об образовании" в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. Выявление содержания данного принципа в современных условиях требует философского, психолого-педагогического анализа основных понятий: патриот, патриотизм, Родина, Отечество, интернационализм, народность. Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени. Философы, социологи, педагоги, психологи и другие ученые постоянно обращаются к исследованию различных факторов патриотического воспитания школьников в процессе образования. Анализируя подходы в педагогической практике, курсу "Технология" для патриотического воспитания уделяется совсем незначительное место, а ведь именно на этих уроках можно развить у школьников уважение к прошлому, традициям, дополнять историю родного края, его героическое прошлое на судьбах людей. В данной работе освещается вклад г Куйбышева, ныне г.Самара во вклад победы Советского народа в годы Великой Отечественной войны. Считаю, что освящение в данном разделе (творческий проект) предмета положительные результаты в воспитании патриотизма у современных школьников. Именно поэтому темой курсовой работы по повышению квалификации стала: «Воспитание патриотизма на уроках технологии при изучении «Технология обработки конструкционных материалов».

Основным средством для решения этой важной и сложной задачи патриотического воспитания является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят: различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, празднование историко-юбилейных дат, встречи с ветеранами.

Проблема.

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда совершают походы по памятным и символическим местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Весенние каникулы 2010 учебного года. Наша школа организовала выезд в областной центр с целью ознакомления с историческими местами, посещение краеведческого музея. Участие в этой работе, имела в последствии большое значение в патриотическом воспитании, она отличается высокой содержательностью и красочностью. У учащихся вызывало чувство восхищения, гордости во время остановки на пересечении улиц Кировского проспекта и Московского шоссе , где установлен памятник- символ победы Советского народа, символ работы г. Куйбышева в годы Великой Отечественной войны. Ребята задались вопросом выполнить макет штурмовика Ил-2.

Актуальность.

1) создаёт благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы;

2) позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся;

3) стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю;

4) на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности,

5) на занятиях ученики вплотную соприкасаются тем временем истории, от которой зависела судьба будущего нашей страны.

Задачи.

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2 Изучить и подобрать литературу: Куйбышевская область в предвоенные и военные годы.

3.Изучить методы воспитания патриотизма, на уроках технологии при изучении раздела «Технология обработки конструкционных материалов»

4.Исследовать уровень патриотических знаний школьников.

5.Разработать педагогические условия для воспитания патриотизма, и интернационализма на уроках технологии при изучении раздела.

5.Подготовить учащихся к выполнению творческого и исследовательского проекта на тему: «Оружия Победы»

6.Проверить эффективность предложенных педагогических условий по воспитанию патриотизма на уроках технологии при изучении раздела «Технология обработки конструкционных материалов»

Цель.

Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания патриотизма, на уроках технологии при изучении раздела (творческий проект с элементами исследования) «Технология обработки конструкционных материалов».

Методы исследования:

Поисково-исследовательский этап

1. Анализ литературы.

2. Беседа.

3. Наблюдение.

Практический этап

1. практическая работа.

2. Тесты.





Поисково- исследовательский этап.

Анализ литературы

В г.Куйбышев было эвакуировано 40 крупных предприятий и военных заводов. Первые составы с эвакуированным населением и ранеными начали поступать уже в июле 1941 г. Население города в первые полгода войны увеличилось с 390 до 529 тыс. человек.

Промышленность области была полностью перестроена для нужд обороны. Объём промышленного производства города за годы войны увеличился в 11 раз. В самые короткие сроки здесь было развернуто массовое производство оружия и боеприпасов.

В декабре 1941 г. в городе начали производить самолёты-штурмовики ИЛ-2. За время войны здесь было выпущено 46 тыс. таких самолётов (более 40% общего выпуска СССР.)

В голоде, спешке, без сна и отдыха половина страны вместе с железом перебиралась на восток, подальше от фронта, чтобы, едва выгрузившись с эшелонов, начать делать для фронта снаряды, бомбы, самолеты.

Кто хоть раз переезжал на другую квартиру, знает, сколько времени и сил уходит даже на эту нехитрую, в общем-то, операцию. А теперь подумайте, что значит демонтировать и перевезти через полстраны целый завод - сотни неподъемных станков, тонны оборудования, огромное хозяйство? А если таких заводов тысячи?

Под угрозой оккупации вражескими войсками оказалось больше 30 тысяч заводов. Им зачастую давали приказ в течение 2-3 дней сняться с места и отправиться в эвакуацию. Одним из главных пунктов для развертывания оборонного производства в тылу стал г.Куйбышев ныне Самара. Сюда прибыли десятки крупнейших предприятий, призванных обеспечить нужды фронта. Их возглавляли лучшие специалисты, такие, как А.Т. Третьяков, М.Б. Шенкман, В.Я. Литвинов, В.А. Окулов, М.С. Жезлов, А.А. Белянский, А.Г. Солдатов и другие.

Но даже с таким грамотным руководством запускать производство было исключительно сложно. Не было помещений, не хватало топлива, электроэнергии, сырья, рабочих рук. Места ушедших на фронт мужчин приходилось занимать их женам и детям. Из сел и деревень были направлены на эти заводы, в те времена люди из деревенских глубин не могли даже представить что такое город, что такое завод. Многие из наших деревень стали свидетелями того грозного времени. Дети и внуки людей прошедших то грозное время и ныне работают на этих заводах.

Даже наша область, находящаяся за тысячу километров от фронта, подвергалась авиационным налетам это запад нашей области Сызрань. Мы можем привести пример из воспоминаний тех событий. «Осенью 1941 года началась эвакуация авиационного завода в г. Куйбышев, - вспоминал один из непосредственных участников операции, авиаинженер Павел Ольшанский, - Под Сызранью наш состав подвергся обстрелу, бомбой разнесло пути перед эшелоном. И так развертывались не одно-два, а десятки предприятий. Только неимоверными усилиями эвакуированные заводы уже через один-два месяца после переезда начинали выпускать необходимую фронту продукцию.

Крылья Победы .

В Куйбышев был перенесен мощный куст авиастроительных предприятий. Размещенный в городе наркомат авиационной промышленности во главе с А.И. Шахуриным на месте руководил созданием новых площадок и оснащением заводов. Из воинских частей и авиашкол сюда направляли инженеров и летчиков. Многие улетали воевать на новых самолетах практически из цехов.

Патриотическое воспитание на уроках технологии

Уже 10 декабря 1941 года на Безымянке рабочие авиазавода №18 (во главе с директором М.Б. Шенкманом) собрали первый легендарный Ил-2. Сегодня такое не укладывается в голове: на то, чтобы перевезти завод за тысячи километров, установить оборудование и начать выпуск штурмовиков, понадобилось всего 35 дней. До конца 1941 года здесь выпустили уже 29 штурмовиков, а на соседнем заводе №1 (директор А.Т. Третьяков) - 30 истребителей и три Ил-2. И, тем не менее, Сталин прислал директорам телеграмму с угрозами за малый объем выпуска. Она заканчивалась так: «Предупреждаю последний раз тчк Сталин». Больше предупреждать не потребовалось. Данный момент иллюстрируется в фильме «Генеральный конструктор»

Патриотическое воспитание на уроках технологии

Та первая страшная военная зима положила начало удивительной истории знаменитой рабочей Безымянки - района на окраине нашего города, где и сегодня находится большинство предприятий авиакосмической отрасли. А тогда эта кузница военной техники, недоедая и недосыпая, изо всех сил вырабатывала, штамповала технику, молотившую врага на далеком фронте.

Большая часть заводов г.Куйбышева обеспечивала выпуск деталей для боевых самолетов. Механический завод №207 поставлял бронекорпуса, завод аэродромного оборудования - узлы крепления пушек, держатели для бомб, пулеметные установки. Завод №24 изготавливал моторы - «сердце» знаменитых ильюшинских штурмовиков. Здесь за полгода в условиях суровой зимы был построен завод, равный, а то и превосходящий по мощности московский, который создавался без малого 30 лет! В тяжелейших условиях военного времени область не только выстояла и оказала неоценимую помощь фронту, но и пережила своеобразную промышленную революцию, превратившись в один из крупнейших индустриальных районов страны.

Из истории боевого применения.

Всего за годы Великой Отечественной войны на фронт было отправлено 356 штурмовых авиаполков, в основном имевших на вооружении самолеты Ил-2. Поэтому даже краткое описание боевых действий всех этих полков потребует отдельного и довольно объемного издания. Нам же придется остановиться лишь на общей картине развития и изменения тактики боевого применения самолетов Ил-2 в ходе Великой Отечественной войны.

Первые дни войны

Четвертый штурмовой авиаполк уже на пятый день на своих Ил-2 вступили в бой 27 июня 1941 года. Они нанесли штурмовой удар по колонне немецких войск близ Бобруйска. В следующие дни Ил-2 этого полка наносили бомбоштурмовые удары по скоплениям немецких войск у мостов и переправ через р. Березину. 2 июля 1941 года Ил-2 из 4-го штурмового авиаполка уничтожили 9 переправ через Березину. Но за неделю боев под Бобруйском полк понес и значительные потери в людях и технике. Погибли 20 летчиков, а в строю осталось только 19 (из 56 на 27 июня) боеспособных самолетов. Тем не менее, 4 июля все оставшиеся в четвертого штурмового авиаполка полка Ил-2 несколько раз вылетали на штурмовку Бобруйского аэродрома, где уничтожили около 30 немецких самолетов.

Штурмовики Ил-2 использовались на всех фронтах Великой Отечественной войны и принимали участие во всех основных сражениях.

Битва за Москву

К середине ноября 1941 года, то есть к началу второго наступления немцев на Москву, в составе Западного и Калининского фронтов действовало всего 50 штурмовиков Ил-2. Тем не менее, как деликатно отметил в своем донесении командующий 2-й танковой группой генерал-полковник Гудериан: «Бронированные штурмовики неприятно воспринимаются немецкими войсками...»

Бои за Сталинград

Во время боев на ближних подступах к Сталинграду, в начале сентября 1942 года, советское командование сосредоточило на этом направлении 240 штурмовиков Ил-2. В середине сентября бои шли уже в самом городе, и штурмовикам пришлось в прямом смысле принимать участие в уличных боях за Сталинград. Летчики находили среди городских развалин дома и улицы, занятые немцами и наносили по ним штурмовые удары. Это было особенно сложно, так как требовало от летчиков высокого мастерства и умения находить нужную цель в дыму пожаров, и в лабиринте улиц.

Курская битва

Уже 5 июля 1943 года, штурмовики из 16-й ВА впервые использовали против немецких танков новые бомбы ПТАБ. В следующие несколько дней массовое применение штурмовиками Ил-2 этих кумулятивных авиабомб имело исключительный успех. Так, например, 3-я танковая дивизия СС «Мертвая Голова» после нескольких налетов советских штурмовиков в течение одного дня потеряла до 270 единиц боевой техники: танков, «самоходок», бронетранспортеров. Чтобы избежать больших потерь немецким танковым частям пришлось перейти к рассредоточенным порядкам. А это существенно затрудняло управление войсками и замедляло всякое передвижение бронетехники.

Бои 1944г Освобождение СССР.

В книге "Советские военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне. 1941-1945" так написано о действиях штурмовой авиации во Львовско-Сандомирской операции: «С высоким напряжением вели боевые действия летчики-штурмовики. Группами по 8-I2 самолетов ИЛ-2 они непрерывно атаковали артиллерию, танки, скопления живой силы, расчищая путь наступавшим войскам... За четыре дня ожесточенных боев наши летчики совершили 3200 самолетовылетов. Их активные действия явились одним из существенных факторов, обусловивших успех, достигнутый сухопутными войсками». Штурмовики действовали по вызову и указанию с подвижных командных пунктов командиров дивизий или корпуса. Примером эффективных действий самолетов ИЛ-2, взаимодействовавших с подвижными соединениями, может являться бомбо-штурмовой удар 9-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии по узлу сопротивления противника в районе Жолкова. После атак 36 самолетов ИЛ-2 части 9-го механизированного корпуса быстро и без суще ственных потерь овладели этим важным опорным пунктом врага».

Корсунь-Шевченковская наступательная операция.

Наиболее ожесточенное сопротивление противник окапал в районе Новогородки, где была сосредоточена его крупная танковая группировка. Советское командование решило направить туда штурмовики. Одну из четверок повел в бой молодой командир звена 735-го штурмового авиаполка лейтенант И. А. Филатов. Успешно выполнив задачу, группа возвращалась на свой аэродром, но при перелете через линию фронта встретила вражеские бомбардировщики. Три группы Ю-87 шли несколько выше штурмовиков. Советских истребителей в воздухе не было. Л фашистские бомбардировщики уже становились в «круг» для пикирования на боевые порядки наступающих наземных войск. И тогда Филатов, много раз помогавший пехотинцам и танкистам своими огневыми ударами по наземному противнику, решил защищать их от воздушного врага. Боеприпасов оставалось в обрез, только на случай обороны от истребителей. Но, не думая об этом, он повел свою четверку в атаку против первой группы бомбардировщиков, атаковав ближайшего к нему правого ведомого. Фашистский летчик попытался разворотом влево уйти от атаки, однако Филатов поймал его в перекрестие прицела. Пулеметной очередью вражеский самолет был сражен и, потеряв управление, пошел к земле.

Штурмовики сбили в том бою два самолета и заставили «юнкерсы» уйти. Это была первая, а потому особенно памятная Филатову победа в воздушном бою. Он стал не только штурмовиком и разведчиком, но и воздушным бойцом. Ровно через три дня им был сбит второй самолет врага.

Освобождение Берлина

9 марта группа из восьми Ил-2 173-го гвардейского под командованием Героя Советского Союза капитана М. И. Румянцева вылетела для подавления огневых средств противника в районе Альтдамма. При подходе штурмовиков к цели Румянцев увидел, что с аэродрома Альтдамм ведут огонь по нашим войскам две артиллерийские и одна минометная батареи, а на восточной окраине города окопы заняты пехотой. Румянцев дал команду атаковать обнаруженные цели. Экипажи забросали их бомбами и обстреляли пушечно-пулеметным огнем. Одновременно группа старшего лейтенанта В. Р. Лазарева уничтожила зенитные батареи, открывшие интенсивный огонь. Штурмовики произвели четыре захода и выполнили задачу без потерь.
11 марта 12 штурмовиков 175-го гвардейского, возглавляемые майором Н. М. Матвеевым, были направлены для удара по войскам противника в районе Альтдамма. При уточнении цели Матвееву с земли передали: «Бейте по Хекендорфу». Убедившись в правильности приказания, группа «илов» нанесла бомбо-штурмовой удар по артиллерийской батарее и скоплению автомашин. Далее наземная радиостанция подала команду: «Бейте по восточной окраине Альтдамма». Одна из четверок "илов" атаковала находившуюся там артиллерийскую батарею. Затем радиостанция передала: «Атаковали хорошо, третий заход сделайте по заводу южнее Альтдамма". Во время этого захода экипажи увидели на заводской площадке шесть танков. По штурмовикам открыли огонь две батареи МЗА. Группа "илов" всем составом нанесла удар по заводу и танкам. С земли потребовали: "Повторите удар по заводу!" Штурмовики произвели четвертый заход.

Кто может сказать, сколько самолетов Ju 87 осталось у фашистской Германии после 9 мая 1945 г. Надо отметить, что количество выпущенных Германией самолетов меньше, чем количество выпущенных Советским Союзом штурмовиков Ил-2 - 9575 против 35 930. Но необходимо привести еще одну цифру: количество самолетов, с которыми противоборствующие стороны закончили войну - 18 632 штурмовика у Красной Армии.

Надо признаться, что потери летчиков и машин были, конечно, и с нашей стороны. Не секрет, что на протяжении почти всей войны "Илы" составляли более половины общей численности наших ВВС. Отсюда вытекает ещё одна причина больших потерь наших штурмовиков.

Во время выполнения проекта мы коснулись не только с Ил-2, но мы узнали и выполнили и другие типы боевой авиации, изготовленных в бывшем Советском Союзе.



























Практическая часть


Цель проекта.


Целью исследовательского - творческого проекта является:

узнать о машине времен Великой Отечественной войны, которая выпускалась в нашем областном центре, значение Ил-2 на фронтах войны. Создать копию данного самолета.

Задачи проекта.

1 Изготовить модель самолета к дню празднования 65- летия Великой Победы.

2.Совершенствовать навыки и приемы работы, полученные на уроках технологии.

3 Больше узнать о различных способах по обработке конструкционных материалах.

4 Поместить, нами выполненное изделие, в школьный музей к стенду

« Великая Отечественная Война1941-1945гг.»











Литература


1. Патриотизм и патриотическое воспитание в современном российском обществе : Самар. обл. Н. А. Сумро ; ред. Л. Г. Завальная. - Самара, 2008. -

2. Кадничанская, М. И. Патриотизм советского народа в годы Великой Отечественной войны М. И. Кадничанская Поиск. - 2005.

3. Суворова, Г. Навечно в памяти народной: великие сражения великой войны]: материалы для бесед со школьниками / Г. Суворова // Сельская школа. - 2008.



































РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Данный подход доказал свою эффективность в направлении развития и формирования творческих способностей учащихся.

В ходе реализации программы учащиеся:

- развили коммуникативные и творческие способности.

-расширили словарный запас по темам программы

-получили навыки основ технического творчества

-научились применять знания на практике

-обогатили знания по истории страны, города в годы Великой Отечественной войны.


© 2010-2022