Семинар. Проектная деятельность в школе

    В концепции модернизации общего образования 2010 г. написано: «Базовое звено общего образования –общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать  целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обу...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Проектная деятельность школьников.

Задачи: Раскрыть актуальность проектного метода;

Пополнить знания о проектном методе

Оборудование: проекты, ноутбук, презентации, плакаты, схемы

План проведения занятия:

1.Представление метода проектов ( кратко )

2.Практическая часть: Работа с методической документацией по проектной деятельности..

3. Вопросы

3. Анализ и оценка семинара. Рефлексия.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.

В концепции модернизации общего образования 2010 г. написано: «Базовое звено общего образования -общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции ,определяющие современное качество содержания образования. Целостная система универсальных (или обще учебных ) знаний и умений не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения над предметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности , а это и есть проектирование.

Прежде, чем начать разговор о проектировании, можно остановиться и прочитать написанное подростком.

Вот, что написала Евдокия Б. (14 лет).

« Я хотела бы понять…» Понять - значить сделать внятным, прозрачным объяснимым. Но мы… изучая мир по школьным учебникам, зачастую не приближаемся к его пониманию. Понимание не может прийти извне, а может быть только твоим собственным. Понимание нельзя выучить или усвоить - его можно только выстрадать. И начинается путь понимания только со своих собственных вопросов, со своих собственных нестыковок с миром и с собой.

Проект возникает, как форма работы с практической ситуацией, как способ понимания практики. Проектная деятельность позволяет сделать шаг в ориентации на развитие школьников и представляем им пространство для развития, причем в практической плоскости. Мерилом успешности данной деятельности является его продукт.

В связи с проектной деятельностью, мы рассмотрим понятие компетентность которая рассматривается как альтернатива традиционным ЗУНам. Предполагается, что организация проектной деятельности обеспечивает формирование компетентностей.

К ключевым компетентностям относят :

  • автономное (самостоятельное) действие;

  • интерактивное использование средств;

  • функционирование в социально-гетерогенных группах.

По данным международных исследований (в рамках программ TIMSS и PISA) при оценке достижений российских школьников обнаруживается, что наши школьники хорошо знают материал, но не умеют с ним работать. Из этого можно сделать вывод о том, что у наших школьников не формируется так называемое

гипотетико-дедуктивное мышление, т.е. способность самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы. А такое мышление является возрастной нормой для выпускников основной школы. Тогда получается , что российское образование не просто не современно, ситуация еще хуже - обучение в школе блокирует нормальное развитие. Школа может создать условия для развития таких способностей на материале учебных предметов, но в иной , чем традиционный урок форме, в частности в проектной деятельности.

Проектом может быть назван, как замысел представленный аудитории, так и пошаговая деятельность от замысла до реализации.

«Брошенный вперед» - таков точный перевод с латинского слова «проект»

В современном прочтении проект- это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

На первый план выходит самостоятельная характеристика -целеполагание.

Трудно выделить хотя бы одну из областей экономики, где бы не применялось проектирование, но все же разделение существует.

  • Проектирование и творчество;

  • Проектирование и управление;

  • Проектирование и развитие

Структура проектной деятельности

  • ориентация на получение результата (продукт);

  • предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза и т.д.;

  • жесткая фиксация срока достижения результата;

  • предварительное планирование действий по достижению результатов;

  • программирование -планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий;

  • выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

  • получение продукта проектной деятельности

Проект в образовании

Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка: она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по разному.

Обучение в общеобразовательной школе должно формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности

Компетентности учебного проекта:

  1. Научить организовывать свою деятельность- определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей, применять их на практике, взаимодействовать с людьми, оценивать достигнутые результаты.

  2. Научить учащихся объяснять явления действительности -природной, социальной, культурной, технической среды, т.е. выделять сущестенные признаки, систематизировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

  3. Научить учащихся ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей- формировать свою позицию.

  4. Научить решать проблемы связанные с выполнением человеком определенной социальной роли - сформировать способность анализировать, выбирать способы адекватного поведения.

  5. Сформировать ключевые компетенции- принятия решений, навыки решения проблем, поиска , анализа, обработки информации, коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.

  6. Подготовка учащихся к профессиональному выбору

При организации проектной деятельности педагог также работает проектно. Видит проектные цели, предлагает способы работы, организует внешнюю ситуацию презентации готового продукта.

Ученический проект- детский. В нем происходит формирование проектной деятельности.

Образовательный проект- педагогический. В нем формируется проектная деятельность школьников.

Характеристики проекта

1.Продолжительность. Время

  • краткосрочным ( разработан на нескольких уроках; мини-проекты

  • среднесрочным (от недели до месяца);

  • долгосрочным ( от месяца до нескольких месяцев );

2. Число участников:

  • индивидуальные;

  • парные;

  • групповые

3.Типология проектов:

  • Исследовательские (прикладные);

  • Творческие проекты;

  • Ролевые (игровые);

  • Информационные;

  • Практико-ориентированные

4. Характер контактов:

  • внутриклассные;

  • внутршкольные;

  • региональные;

  • межрегиональные( в рамках одного государства);

  • международные

Основные компоненты проекта.

1. Определение потребности и краткая формулировка задачи.

2. Набор первоначальных идей.

3. Проработка одной или нескольких идей.

4. Изготовление продукта.

5. Испытание и оценка продукта.

Этапы проектов из опыта немецких коллег.

Анализ опыта немецких коллег показал, что подготовка и реализация проекта имеют определенные этапы:

  • Этап ориентирования. В зависимости от направления проекта (школьный, внешкольный, вновь образованный) он длится 3-4 недели.

  1. Фаза индивидуального и коллективного обсуждения. Здесь важно показать отличие продуктивного обучения от традиционного школьного обучения: приобретение нового опыта, возможность сделать "продукт" и при этом получать образование.

  2. Фаза создания групп общения, в которых обсуждаются различные темы и могут быть введены новые формы работы. От педагогов требуется проведение интенсивной коллективной работы для создания атмосферы доверия.

  3. Фаза создания личного опыта.

  • Этап разработки:

  1. фаза разработки индивидуальных задач;

  2. фаза анализа личного опыта учащихся;

  3. фаза разработки коллективных задач;

  4. фаза определения целей;

  5. фаза определения ресурсов.

  • Этап реализации проекта:

  1. обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации;

  2. самостоятельная работа учащихся над задачами;

  3. промежуточные обсуждения достигнутых результатов;

  4. оформление проекта.

  • Этап презентации результатов проекта:

  1. подготовка презентации;

  2. этап оценивания проекта:

  • Этап оценивания проекта:

  1. значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;

  2. активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

  3. коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

  4. характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

  5. необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;

  6. привлечение знаний из других областей;

  7. доказательство принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения и выводы;

  8. эстетика оформления результатов проведенного проекта;

  9. умение отвечать на вопросы оппонентов.

Этапы выполнения проекта

I. Организационно - подготовительный этап.

-Обоснование возникшей проблемы и потребности

- Выбор идеи.

- Выбор материалов.

- Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.

- Организация рабочего места.

II. Технологический этап

- Выполнение технологических операций.

- Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда.

III. Заключительный этап

-Создание презентации ;

- Этап оценивания проекта


Оценка проекта

Следует поставить 3 вопроса

  • Что будет оценено

  • Как будет оценено

  • Кто будет оценивать







Рекомендации по выполнению проекта.

Приложение № 1

Этапы выполнения творческого проекта:

1. Поисково-исследовательский - поиск и анализ;

-выбор темы проекта;

-планирование проектной деятельности по этапам;

-сбор, изучения, обработка информации по теме проекта;

2. Конструкторский - поиск вариантов конструирования с учетом требования дизайна;

-выбор технологий;

-экономическая оценка;

-экологическая экспертиза;

3. Технологический этап - составление технологической документации;

-подбор необходимого материала, инструментов и оборудования;

-выполнение операций;

-контроль качества;

-внесение изменений в конструкцию и технологию;

4. Заключительный этап

-оценка качества;

-анализ результатов;

-возможность использования результатов;

-презентация, защита;

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ:

Технологичность

Экономичность

Экологичность

Безопасность

Эргономичность - тесно связано с научной организацией труда и предусматривает оборудование рабочего места с наименьшими затратами человека при обслуживании.

Удобство в использовании.

Системность - последовательность в изучении материала.

Творческая направленность и занимательность

Соответствие требованием дизайна.

Значимость.

ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТА

Помощь в подборе проектов.

Наблюдение за ходом работы учащихся

Оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности.

Поддержание рабочей обстановки в классе.

Оценка учебно-трудовой деятельности на каждом этапе.

Нормирование трудовой деятельности.

Анализ и обобщение работы отдельных учащихся и класса в целом.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДОМ ПРОЕКТА

Адаптация к современным социальным условиям жизни.

Профессиональное самоопределение.

Развитие разносторонних качеств личности.

Рост творческой активности.

Интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ТЕМ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

Праздник моей семьи.

Как накрыть праздничный стол.

Подарок своими руками.

Виды тепловой обработки продуктов.

Изделие из лоскутков.

Швейное изделие своими руками.

Современная одежда. (Исследование).

Приложение № 2

Критерии оценки творческого проекта .

Пояснительная записка.

Баллы

1. Общее оформление . 1

2. Обоснование выбора темы проекта. 1

3. Разработка опорной схемы размышления. 1

4. Анализ идей. 1

5. Описание окончательного варианта проекта. 1

6. Технология изготовления изделия. 2

7. Экономическая оценка. 1

8. Экологическая оценка . 1

9. Эстетическая оценка. 1

Итого: 10

Оценка изделия.

  1. Оригинальность изделия. 3

  2. Качество изделия. 4

  3. Практическая значимость. 3

Итого: 10

Защита проекта.

  1. Формулировка проблемы. 2

  2. Четкость , ясность , и убедительность изложения. 2

  3. Глубина знаний и эрудиция. 2

  4. Время изложения(5-6мин). 2

  5. Ответы на вопросы. 2

Итого: 10

Всего: 30

Приложение № 3

Рецензия

Ф.И. учащегося _______________________________________________ класс______________________

Тема проекта______________________________________________________________________________

Дата сдачи________________________

Руководитель - консультант____________________________________

Оценка проекта

Приложение №4

Контрольно - оценочный лист проекта

Класс________МКОУ Рудовская СОШ

Ф.и. учащегося

Тема проекта

Пояснительная

записка

Оценка

изделия

Защита

Всего

баллов

1.




2.




Приложение №5

Оценочный лист защиты творческих проектов для учителей, родителей, учащихся.

Дата защиты проекта ____________ Класс _______ ФИО члена жюри__________________________

Баллы для оценки защиты проектов: 0 - 5 ниже среднего; 6 - 10 средний; 11 - 20 высокий.


№ п/п


ФИО учащегося


Аргументированность темы


Объем и полнота разработок



Оригинальность темы


Качество записи


Качество доклада


Объем и глубина знаний по теме



Культура речи


Общее количество баллов



















































































Приложение № 7

Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала

Структура презентации:

1

Организационный момент (деление на группы).

5 минут

2

Вступление (сообщение темы урока и цели).

1 минута

№1

3

Повторение материала изученного в пятом классе. Последовательность проектирования.

5 минут

№2

4

Выбор темы проекта (работа в группах).

5 минут

№3

5

Выбор изделия (работа в группах).

10 минут

№4

6

Ознакомить учащихся с понятием технологическое требование

10 минут

№5

7

Последовательность обсуждения

10 минут

№6

8

Метод фокальных объектов (работа в группах).

15 минут

№7

8

Выполнение набросков (работа в группах).

25 минут

№8

9

Рефлексия.

5 минут

№9



© 2010-2022