Стаья по технологии на тему Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.

В ответ на изменения в обществе меняются структура и содержание системы школьного образования, меняются приоритеты, задачи, требования к учителю и ученику. Реформы образования происходят каждые 10-15 лет, но одна проблема остается неизменно актуальной-проблема здоровья детей, создание соответствующих условий для их нормального роста и развития, сохранения и укрепления здоровья.

Одно из главных направлений национального проекта «Образование» и Федеральных образовательных стандартов-здоровьесбережение учащихся в образовательном процессе.

В статье 28 Закона об образовании сказано:» Любое образовательное учреждение обязано создать условия образования, обеспечивающие жизнь и здоровье обучающихся…В общеобразовательную программу должны быть включены разделы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни…», т.е. необходима целенаправленная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Тревога правительства по поводу здоровья подрастающего поколения понятна. По данным Минздрава России на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины отмечают функциональные отклонения. Это болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, нарушение осанки, сколиоз, болезни нервной системы, заболевания глаз, заболевания системы кровообращения и т.д. Здоровье детей падает катастрофически. Они приходят больными уже в первый класс, а к окончанию школы ситуация усугубляется.

Вне зависимости от профессии все мы-мамы, папы, бабушки, дедушки. Нам больно видеть своего ребенка уставшего от учебной нагрузки со всеми вытекающими последствиями (нарушение осанки, нарушение обмена веществ, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ухудшение психоэмоционального состояния и т.д.)

Школьное образование сегодня предъявляет серьезные требования к сохранению и укреплению здоровья учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских действий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование бережного отношения к своему здоровью.

Все мы знаем, что установка на здоровый образ жизни формируется не сама по себе, а в результате определенного педагогического взаимодействия, поэтому современный учитель должен сделать для сохранения здоровья ученика все возможное. Излишне говорить, что в классах должна быть чистота, комфортная температура, свежий воздух, рациональное освещение. Должны, помимо этого, темп и объем учебной нагрузки соответствовать возрастным особенностям учащихся и прививаться элементарные знания о том, как стать здоровым.

Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности. Он оптимистичен, жизнерадостен, открыт в общении со сверстниками и педагогами, с удовольствием работает на уроке.

Перегрузка обучающихся на уроке, зависит даже не от количества, а от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то материал будет усваиваться легко. И наоборот, то что кажется бессмысленным и не нужным, приводит к перегрузке даже при небольшом объеме материала.

Учитель должен активизировать в процессе освоения нового знания самих обучающихся, помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития. Современные технологии воспитания и обучения ориентированные на укрепление здоровья должны строиться на стимулировании положительных чувств успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.

Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии-задача особой важности. Возникает необходимость включения в двигательный режим школьников мероприятий, направленных на улучшение мозгового кровообращения, снижение зрительного утомления и статистического напряжения мышц спины и кистей рук. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения утомления и снятия мышечного статического напряжения целесообразно на уроках технологии в 5-6 классах проведение физкультминутки из нескольких легких упражнений. Во время выполнения упражнений очень важен эмоциональный климат, желание школьников их выполнять, радость от активности.

Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков.

При изучении раздела «Кулинария» девочки знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, учатся составлять меню с учетом требований к здоровому и сбалансированному питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с продуктами во время их приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований, профилактике пищевых отравлений.

Часто на уроках организуется групповая работа, в ходе которой уровень усвоения материала взрастает. Места размещаются так, чтобы девочки видели друг друга, или они работают стоя (при приготовлении пищи, при построении выкройки и т.д.). Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения-избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся.

При изучении тем из разделов «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремесла» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, свойствами тканей из этих волокон, применением и влиянием их на здоровье человека. Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранения здоровья учащихся.

При проведении уроков на территории дети получают дополнительную физическую нагрузку и проводят время на свежем воздухе. Труд оказывает благотворное влияние на организм школьников.

Уроки технологии позволяют переключить учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную, и получить дополнительный заряд положительных эмоций от пребывания в школе.

© 2010-2022