Традиционные подвижные игры - как творческий проект

               Каждому веку свойственны  свои игрушки. На место казаков – разбойников  пришли компьютерные стрелялки. Как бы не возмущались родители и учителя, наши дети гораздо больше времени проводят в виртуальных играх, чем в играх в короля или городки. И  дело здесь вовсе не в детях, они заняты тем, что им  предложено и интересно. А в этом плане создателям компьютерных игр  не откажешь, они делают свой товар со знанием не только маркетингового дела, но и детской психологии. Тем временем альтер...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Традиционные подвижные игры - как творческий проект.


Каждому веку свойственны свои игрушки. На место казаков - разбойников пришли компьютерные стрелялки. Как бы не возмущались родители и учителя, наши дети гораздо больше времени проводят в виртуальных играх, чем в играх в короля или городки. И дело здесь вовсе не в детях, они заняты тем, что им предложено и интересно. А в этом плане создателям компьютерных игр не откажешь, они делают свой товар со знанием не только маркетингового дела, но и детской психологии. Тем временем альтернативных предложений, способных отвлечь, не так уж и много. Канули в небытие многие подвижные игры не только наших дедушек и бабушек, но и более молодого поколения.
К сожалению, далеко не все ресурсы приобщения к традиционным видам подвижных игр используют и сами взрослые. Справедливости ради нужно отметить, что и на просторах интернета многие интересуются правилами этой старинной игры, а иные с ностальгией вспоминают свои детские игры. В интернете можно найти много различных описаний этой игры.

Была не Руси некогда такая популярная игра - в чижа. В нее играли и наши отцы и наши дедушки. Игра в разных уголках России имела свои названия: «люста», «качени», «чилик», «клёк»… Инвентарь для игры - самый бесхитростный: бита, и сам «чиж», представляющий из себя деревянную призму с определенными скосами и отметинами. В некоторых местностях использовался просто заострённая с двух сторон палочка. Хотелось бы ознакомить с вариантом игры, которая развивает не только ловкость и координацию движения и мелкую моторику, но развивает память, способность к устному счету. И конечно же, как и любая коллективная игра развивает коммуникативные качества.
В ходе изучения модуля «Проект» в курсе технологии можно выбрать, не совсем «традиционные» с точки зрения уроков технологии, но абсолютно традиционные российские подвижные игры, в том числе и «Игру в чижа».

Бита для игры очень проста, и представляет из себя небольшую лопаточку c ручкой. Изготовление чижа. Для изготовления самого снаряда необходим брусочек древесины, желательно средней или твердой породы, квадратным сечением 25-30 мм, длиной 75- 100 мм. Отстрогав кромки и получив квадратное сечение нужного размера, отпиливаем торцы под углом 45 градусов, добиваясь параллельности отпиленных частей таким образом, что при любом положении чижа один его край возвышался над плоскостью. На плоскости каждой стороны вырезают римские цифры II,III,IV и Х.
Перед началом игры проходит маленький конкурс, чей чиж лучше, ему и отдают предпочтение для коллективной игры. Бита у каждого индивидуальная, и как обычно, каждый игрок приходит со своей битой (хотя можно пользоваться и общей и одной на 2-3 человека).

Наградой за хорошо выполненную работу служит сама игра. Перед началом игры устанавливается очередность, и число, которое нужно набрать для победы. (100, 200,300, 400)В одной группе может быть от 2 до 6 игроков.

Для начала игры на земле (асфальте) вычерчивают «базу» - квадрат размером 30-40 см. Первый водящий кладет чижа в квадрат, ударом биты по краю чижа отрывает его от земли и старается отбить чижа подальше от базы или стареется набить как можно больше ударов по чижу. Если же чиж не вылетел за черту, водящий повторяет попытку. За каждый удар по чижу битой играющий набирает пять баллов. От того места, куда падает чиж второй играющий старается закинуть чижа на базу. (если же чиж улетел не дальше шага, второй игрок должен закинуть чижа в квадрат через спину. Если же промахнулся, смотрят, какой гранью вверх лежит чиж. В зависимости от положения чижа, водящий может ударить по чижу 2,3 или 4 раза. Если же чиж упал вверх знаком Х - переход хода. Если кто-то поймал чижа во время полета, он может присвоить себе все набранные очки этого игрока, или, по договоренности, может отдать эти очки кому то из играющих, или просто «запалить» их.

Так игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не наберет условленное количество баллов. (Если же случается перебор, все набранные очки «сгорают», и он начинает набирать очки «по-новой»). После того, как первый игрок набирает очки, скажем 100, все игроки начинают округлять свои набранные очки до десятка. У игрока, набравшего 100 очков - 10 баллов, у набравшего 80 очков - 8 баллов, а набранные 65 очков округляются до 6 баллов. Затем начинается этап, часто описываемый как сама игра. Возможно, это самая эмоциональная часть игры, и она лучше запомнилась, а где-то, возможно, она имела только эту часть. В основу вышеприведенных правил взяты знакомые с детства правила игры верховых чуваш «качени», да и в других селах и городах Поволжья были схожие правила.

Итак, приступаем к самой спортивной части игры. Если игрок, занявший второе место, имеет 8 баллов, то водящий «гоняет» его два раза. Для этого он встает «на базу», и со всей силы отбивает чиже битой подальше, напарник бежит за чижом, и старается приблизиться несколькими бросками чижа к базе. Его цель - закинуть чижа на базу. Внутри очерченного квадрата (на базе) стоит победитель с битой и отбивается от этих попыток. Он может выбегать из базы для того чтобы отбить подальше упавший чиж, но рискует при этом потерять свое место, если второй игрок первым встанет на базу. Тогда они меняются местами. Меняются местами и тогда, когда кто-то ловит отбитого чижа на лету. Когда игрок, занявший второе место, закидывает всех своих чижей на базу, наступает очередь побегать за чижом у игрока, занявшего 3 место. Затем, игрок, занявший второе место, имеет возможность погонять своего преследователя на разницу набранных ими баллов… Есть более «щадящий» режим исполнения повинности проигравших. В случае с игрой «качени», победитель отбивает битой чижа-качени, а проигравший, набирает полную грудь воздуха и с протяжным криком «ка-а-а-а-че-е-е-е-ни-и-и-и» бежит за посланным снарядом и возвращается с ним обратно «на базу». Успел добежать не переводя духа - одно очко отработал!

Игра очень эмоциональная, развивает физические данные, ловкость и координацию движения, и дает хорошие навыки устного счета и развивает оперативную память, ведь приходится считать не только свои набранные очки, но и очки напарников, чтобы не оказаться в роли обманутого.

Освоив правила игры на уроке, мальчишки с удовольствием продолжают играть в чижа (или качени) и после уроков в своем дворе.

© 2010-2022