• Преподавателю
  • Технология
  • Использование системы развивающего обучения Давыдова-Эльконина для развития навыков деловой активности учащихся

Использование системы развивающего обучения Давыдова-Эльконина для развития навыков деловой активности учащихся

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование системы развивающего обучения Давыдова-Эльконина для развития навыков деловой активности учащихся

Ученые утверждают, что у школьников имеются резервы (умственного) развития, которые успешно реализуются, если обучать их по новым программам, ведущим звеном которых являются знания теоретического и обобщающего характера. Знаниями общего типа учащиеся овладевают раньше сведений частного характера. Например, на уроках труда они осваивают способы планирования и контроля своей трудовой деятельности, применяя при этом учебно-инструкционные карты, чертежи, развертки изделий. Основное направление этой системы обучения - восхождение от абстрактного к конкретному. Иначе интерпретируются дидактические принципы:

1) принцип преемственности - в принцип качественного различия стадий обучения. Каждая стадия соотносится с разным этапом психического развития школьника;

2) принцип доступности - в принцип развивающего обучения, когда можно управлять темпами и содержанием развития посредством организации учебного воздействия;

3) принцип сознательности - в принцип деятельности;

4) принцип наглядности - в принцип предметности.

Учащиеся должны выявить предмет и представить его в виде модели. Модельное, знаково-символическое представление процесса и результата деятельности обучения занимают значительное место. Усвоение знаний происходит отобщего - к частному. Учащиеся анализируют условия, происхождение знаний, учатся находить в учебном материале генетически исходное, существенное. Учатся переходить от действий в умственном плане ко внешнему плану. Таким образом, развивающее обучение позволяет педагогу управлять психическим развитием ученика.

В условиях рыночной экономики предприятиям промышленности, учреждениям и организациям необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующихся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в учебном процессе форм и методов деятельности учащихся, позволяющих формировать творческое профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний.

Достижению этих целей в учебно-воспитательном процессе помогает использование активных форм обучения, которое повышает уровень заинтересованности учащихся в дальнейшей профессиональной деятельности, приучают к организованности и соблюдению дисциплины, дают навыки осмысленной работы, принятия самостоятельных решений.

Наиболее эффективными для данных целей оказывается применение деловой игры, ее элементов, способствующих не только развитию профессиональных умений и навыков, но и формированию личностных качеств учащихся. Отличительными чертами использования метода деловой игры является инициативность, самостоятельность деятельности, которую стимулирует педагог, выполняющий функции консультанта, организатора и координатора учебного процесса.

В этом случае и результат обучения приобретает значительность для всех участников учебного процесса. При использовании такого метода обучения каждый учащийся проживет учебный процесс в роли активного участника совместного исследования и решения проблемы, участника ролевой игры или анализа конкретной ситуации, групповой дискуссии.

К нетрадиционным технологиям обучения относится применение игровых форм как «Деловая игра», «Мозговая атака» или «Мозговой штурм». Они используются как эффективное средство решения сложных проблем и задач, для решения которых можно использовать метод, позволяющий развивать творческое мышление и воображение.

В рамках игрового обучения «Мозговой штурм» может использоваться для решения частных задач по отдельным, наиболее сложным, необычным вопросам и проблемам. Проведение «Мозгового штурма» существенно активизирует всех участников игры, создает повышенный психологический настрой, в итоге повышает эффективность занятий.

В процессе обучения используются следующие теории игр:

· теория избытка нервных сил, компенсаторности (Спенсер);

· игра как школа поведения (Гросс);

· теория реанимации врожденных влечений, способ выявления у детей неосознанных мотивов (З.Фрейд);

· теория духовного развития ребенка в игре (К.Д. Ушинский);

· теория воздействия на мир через игру; через игру можно достичь глубинного общения и взаимопонимания (Хейзинга);

· игра как форма контекстного обучения (А.А. Вербицкий, И.Н.Семенов, О.С. Анисимов и др.)

Игра в образовательном процессе рассматривается как произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет, обращаясь к своему прошлому, ориентируя себя к настоящему и прогнозу будущего в процессе игры.

ФУНКЦИИ ИГРОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ. Игры позволяют развивать и закреплять у обучаемых навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и управлять коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение. В ходе игры, опираясь на особенности игровых имитационных моделей, учащиеся вырабатывают следующие умения и навыки:

· сбор и анализ информации, необходимой для принятия решения;

· принятие решений в условиях неполной или недостаточно достоверной информации, оценка эффективности принимаемых решений;

· анализ определенного типа задач и зависимостей в динамике;

· установление связей между различными сферами деятельности и параметрами, которые в конкретной деятельности в явном виде не проявляются;

· работа в коллективе, выработка коллегиальных решений с использованием приемов группового мышления;

· выявление соответствия игровой имитации и общего информационного обеспечения управления в системах;

· навыки абстрактного; образного мышления как основы эффективного, творческого использования системного подхода к исследованию процессов и явлений.

Во всех случаях игры в обучении выполняют познавательную, исследовательскую, воспитательную функции, а также функцию контроля. Таким образом, деловые игры, игровое моделирование становится универсальным средствам воспроизведения учебной, производственной деятельности.

РАЗЫГРЫВАНИЕ РОЛЕЙ - наиболее простой вид имитационного моделирования коллективной деятельности. Используется для решения плановых, проектных и управленческих задач. Учебным занятиям, использующим метод разыгрывания ролей, присущи следующие признаки:

· распределение ролей определенных организационных структур и звеньев управления между участниками игрового занятия;

· наличие сложной задачи (проблемы), подлежащей решению;

· различие интересов учащихся, представляющих разные подразделения и службы;

· взаимодействие участников игрового занятия при выработке определенного решения посредствам дискуссии;

· ввод учителем в процессе занятия корректирующих условий, новых сведений, которые следует учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в требуемое русло;

· оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.

В таких инсценировках учащиеся, «исполняя» определенную роль, имеют возможность наблюдать за реакцией своих товарищей на свои решения, поступки, поведение в коллективе, умение анализировать характер межличностных отношений.

ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (конструирование) используется для решения (изучения) сложных, проектно-конструкторских задач, проблем по данной специальности и привития навыков ее решения всем участникам игрового занятия. Для этого учебная группа делится на небольшие соревнующиеся подгруппы (подгруппу может представить одинученик) по числу вариантов решения проблемы (задачи), поставленной учителем. Игровые занятия подобного рода характеризуются высокой эффективностью и во многом способствуют развитию творчества.

1. Принятие и реализация в процессе игры определенной последовательности решений, каждое из которых, зависит от решения, принятого данным участником на предыдущем этапе (шаге), и от других участников.

2. Наличие и необходимость развитой системы стимулирования, реализующей функции побуждения, подчинения, обеспечения объективной оценки личного вклада каждого участника игры в достижение общей цели коллектива.

Деловые игры - высшая и самая сложная форма игровых занятий, в процессе которых имитируется коллективная, профессиональная деятельность. Деловые игры - это «живые» модели, воспроизводящие взаимодействие участников конкретной системы труда с определенными объектами. Основной элемент игры - люди, подготавливающие и принимающие решения. Их взаимодействие в игре обусловлено специальными правилами, воспроизводящими те закономерности, зависимости, положения реальной деятельности, которые являются наиболее характерными для рассматриваемого комплекса и интересуют конструкторов игры. По мнению ряда исследователей, в настоящее время разработано и используется более 600 деловых игр различного назначения. Классификация деловых игр производится по различным критериям:

· способы передачи и обработки информации (с применением обычных средств связи и обычных носителей информации, с использованием макетов, планов действующих объектов);

· возможности развития игры (с ограниченным, неограниченным числом ходов, саморазвивающиеся игры без масштаба времени и с масштабом времени);

· характер игрового процесса (противоборствующие отношения сторон, взаимодействие подгрупп, состязание, игра с применением ЭВМ, АСУ, обучающих устройств);

· динамика моделируемых процессов (ситуационные, оперативные и долгосрочные), частично или полностью формализованные сферы деятельности или объекты управления в системе труда, которую академик Е.А. Климов подразделяет на системы «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек - знаковая система». От других форм игровых занятий деловые игры отличаются следующими наиболее важными признаками, характеризующими их дидактические свойства:

1) наличие важной социально-экономической или социально-психологической проблемы, общей цели для всего игрового коллектива и вместе с тем наличие возможности для каждого участника игры своими действиями влиять на достижение конечного результата, работая на определенной должности;

2) различие интересов участников и учет условий неопределенности, которые могут проявиться из-за разного положения тех или иных участников по отношению к рассматриваемой проблеме и разного состояния ресурсов и субъективных оценок их важности, неодинаковой, объективной ответственности участников игры за решение проблемы;

3) наличие информационной неопределенности, различного рода сбоев, отклонений, осложнений, неполадок в обстановке, как в реальной жизни;

4) принятие и реализация в процессе игры определенной последовательности решений, каждое из которых зависит от решения, принятого данным участником на предыдущем этапе (шаге), и от других участников;

5) наличие и необходимость развитой системы стимулирования, реализующей функции побуждения, подчинения, обеспечения объективной оценки личного вклада каждого участника игры в достижение общей цели коллектива.

Таким образом, под деловой игрой понимается процесс выработки и принятия решения в условиях поэтапного многопланового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающих и вырабатываемых на отдельных шагах в ходе игры. Параметры ограничений от шага к шагу могут изменяться, в связи, с чем создаются все новые и новые частные ситуации, решение которых должно подчиняться, общей цели. Образно, деловую игру, можно представить в виде системы взаимосвязанных конкретны ситуаций, влияющих друг на друга. Поэтому решение может быть получено только с учетом этих влияний и конечной цели. Это позволяет построить учебный процесс так, чтобы рассмотрение нескольких конкретных ситуаций, в общем, было не оторвано друг от друга, а подчинено единой цели. Тогда, соблюдая определенную последовательность, из них можно составить деловую игру. Каждая отдельная ситуация будет представлять собой фрагмент деловой игры, которая может проводиться отдельно как самостоятельное занятие.

Ю.А.Якуба считает, что деловые игры, используемые в учебном процессе, обладают широкими дидактическими возможностями, поскольку они обеспечивают закрепление и комплексное применение знаний, полученных при изучении разных дисциплин (интеграционная роль), формирование четкого представления о профессиональной деятельности в избранной специальности; развитие навыков эффективного управления реальными процессами, в том числе с помощью современных математических методов и технических средств.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ. Профессиональные игры предназначены для развития творческого мышления, формирования практических навыков и умений, выработки индивидуального стиля общения и поведения при коллективном решении задач. Они в определенном смысле отражают репетицию элементов профессиональной деятельности выпускника. Профессиональные игры являются модификацией деятельности деловых игр. В то же время их можно подразделить на имитационные игры, операционные игры, исполнение ролей, метод инсценировки, психодраму и социодраму.

К деловым играм учебно-производственного характера предъявляется ряд принципиальных требований:

- полное погружение учащихся - участников деловой игры в ее проблематику, иными словами, все участники деловой игры в течение всего времени ее проведения должны заниматься изучением и анализом только тех проблем и вопросов, которые относятся к игре;

- постепенное вхождение обучающихся в проблемную ситуацию, циклы игры должны быть упрощенными, а детальное изучение всех материалов должно базироваться на опыте обучающихся в условиях игры;

- равномерная нагрузка, что означает постепенное получение новых знаний равномерными порциями, с тем чтобы их усвоение проходило с относительно равными затратами умственной и физической энергии;

- правдоподобие экспериментальной ситуации. Речь идет о том, что игровая деятельность должна быть в максимально возможной степени похожа на реальную. Это способствует повышению эффективности деловой игры.

Деловые игры могут занимать часть урока, целый урок, проходить как внеклассные мероприятия с привлечениемучащихся разных классов, обучающихся по одной и той же специальности. Их применение способствует активизации учебной и познавательной деятельности, сокращению потерь учебного времени, усилению развивающей составляющей процесса обучения, актуализации положительных качеств учащихся, разнообразию форм коллективного творчества, активизации взаимодействияучащихся и учителей.

Деловые игры помогают снизить субъективность мнения учителей о знаниях, умениях и навыках учащихся.

Организации и проведению деловой игры предшествует работа по определению цели игры, написанию сценария, подготовке необходимых пособий, разработке положения о конкурсах, тестов, заданий, норм оценок по каждому конкурсу.



© 2010-2022