Открытый урок по теме Мир профессий

Раздел Технология
Класс -
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МНОГООБРАЗИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ

ЦЕЛЬ УРОКА: активизировать представления учащихся о многообразии мира труда, о содержании и характере труда.

ПЛАН УРОКА

  1. Теоретико-аналитическая часть

  2. Практико-аналитическая часть

ХОД УРОКА

1. Окружающие нас люди ежедневно занимаются трудом. Зачем человеку трудиться? Зачем рано вставать, добираться до места работы, разрешать множество разнообразных больших и малых проблем, подчас выполнять тяжелую физическую работу? И делать это с завидным постоянством. Какой смысл каждый из нас вкладывает в труд? (вопрос учащимся) Труд как средство удовлетворения его потребностей. Чтобы нормально жить, нужна одежда и обувь для разных сезонов, теплый уютный дом, необходимо питание, чтобы поддерживать свои силы. Все материальные блага человек добывает собственным трудом. Но в праздной жизни многие люди не видят смысла. Ему хочется заниматься любимым делом даже тогда, когда он полностью материально обеспечен. Труд способствует удовлетворению духовных потребностей. Все вышесказанное относится как к физическому, так и умственному труду. Мир труда, мир профессий очень многообразен. И каждый в нем может найти дело по душе.

(схема 1).

Вопрос: давайте проанализируем, насколько вы знакомы с этим разнообразием. Приведите несколько примеров профессий физического и умственного труда (схема с комментариями заполняется учащимися в тетради). (на все описания профессий учащиеся должны приводить примеры конкретных профессий)



Открытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессий





Схема 1.

В многообразном мире профессий можно выделить профессии массовые и редкие. Особенности этих профессий? (примеры)

Классификация профессий Климова (по предмету труда).

Каждую профессию можно описать по содержанию и характеру труда.

Содержание труда - это состав и объем трудовых функций работника по созданию продукта труда (перечень трудовых функций любого профессионала).

Содержательность труда - степень сложности и разнообразия трудовых функций работника, соотношение в них физического и умственного, ручного и механизированного труда, наличие элементов творчества, необходимый образовательный и профессионально-квалификационный уровень работника.

Любая трудовая функция характеризует производственно-техническую сторону деятельности (схема 2).

Функции человеческого труда

  • Не требующие видоизменения предмета труда (хранение, транспортировка, контроль);

  • Обеспечивающие качественное видоизменение труда (ведение технологического процесса);

  • Обслуживающие средства труда (наладка, настройка, ремонт, поддержание в рабочем состоянии оборудования, инструментов, зданий и сооружений);

  • Обслуживающие процесс производства (охрана труда и обеспечение его безопасности, поддержание чистоты и нормальных санитарно-гигиенических условий в производственных помещениях);

  • Организация и управление производством.

Схема 2.

Анализ труда

  1. ПОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийредмет труда - то, на что направлен труд человека

человек

техника

природа

знаковая

система

художественный образ

программирование

  1. Средства труда - орудия, с помощью которых происходит воздействие на предмет труда

ВОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийОткрытый урок по теме Мир профессийещественные Невещественные

ручные машинные автоматические функциональные

Невещественные (функциональные) орудия труда. Невещественные средства обычно называют функциональными. Дело в том, что эти средства труда связаны с проявлением человеческих функций, таких, как речь, жесты, мимика. Особенность их состоит в том, что эти средства труда руками не потрогаешь и глазами не увидишь, что и вызывает обычно большие трудности при анализе профессии. Да и осознание их связано с усвоением многих новых психологических понятий: сен сорность (интуитивность), кинестетика-это прикосновения, соприкосания, соматика(все, что касается процессов, протекающих в теле и связанных с ним) , вербальность и др.



  1. Условия труда

  • Обычные (бытового микроклимата, работа на открытом воздухе)

  • Необычные (опасность и риск для жизни, сложные и аварийные ситуации, четко заданный и вынужденный ритм работы, значительные физические нагрузки, фиксированная рабочая поза, специфические условия труда)



  1. Проблемность трудовых ситуаций

  • Низкий уровень (выполнение трудовых обязанностей по строгим алгоритмам - правилам и инструкциям)

  • Средний уровень (на фоне алгоритмов возникают трудные ситуации, требующие от специалиста самостоятельного реагирования)

  • Высокий уровень (постоянное решение новых задач)



  1. Коллективность трудового процесса

  • Низкая степень (работник выполняет свое дело самостоятельно от начала и до конца без оперативной помощи коллег и персонально за него отвечает)

  • Высокая степень (выполнение своего дела в коллективе)



  1. Самостоятельность в профессиональной деятельности

  • Низкая степень (исполнительский труд)

  • Высокая степень (самоорганизация в профессиональной деятельности, организация труда других людей)



  1. Ответственность в профессиональной деятельности

  • Повышенная моральная ответственность

  • Повышенная материальная ответственность

  • Ответственность за жизнь и здоровье

  • Обычная ответственность



  1. Практико-аналитическая часть урока

Учащиеся получают для самостоятельной работы профессиограммы различных профессий, которые необходимо проанализировать по предложенным схемам.



  1. Подведение итогов урока



  1. Показ презентации о профессии, которая заняла первое место на уроке

«Конкурс презентаций «Моя профессия».







Открытый урок по теме Мир профессий

© 2010-2022