- Преподавателю
- Технология
- Открытый урок по теме Мир профессий
Открытый урок по теме Мир профессий
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Видеоуроки |
Автор | Гапонова И.И. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МНОГООБРАЗИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ
ЦЕЛЬ УРОКА: активизировать представления учащихся о многообразии мира труда, о содержании и характере труда.
ПЛАН УРОКА
-
Теоретико-аналитическая часть
-
Практико-аналитическая часть
ХОД УРОКА
1. Окружающие нас люди ежедневно занимаются трудом. Зачем человеку трудиться? Зачем рано вставать, добираться до места работы, разрешать множество разнообразных больших и малых проблем, подчас выполнять тяжелую физическую работу? И делать это с завидным постоянством. Какой смысл каждый из нас вкладывает в труд? (вопрос учащимся) Труд как средство удовлетворения его потребностей. Чтобы нормально жить, нужна одежда и обувь для разных сезонов, теплый уютный дом, необходимо питание, чтобы поддерживать свои силы. Все материальные блага человек добывает собственным трудом. Но в праздной жизни многие люди не видят смысла. Ему хочется заниматься любимым делом даже тогда, когда он полностью материально обеспечен. Труд способствует удовлетворению духовных потребностей. Все вышесказанное относится как к физическому, так и умственному труду. Мир труда, мир профессий очень многообразен. И каждый в нем может найти дело по душе.
(схема 1).
Вопрос: давайте проанализируем, насколько вы знакомы с этим разнообразием. Приведите несколько примеров профессий физического и умственного труда (схема с комментариями заполняется учащимися в тетради). (на все описания профессий учащиеся должны приводить примеры конкретных профессий)
Схема 1.
В многообразном мире профессий можно выделить профессии массовые и редкие. Особенности этих профессий? (примеры)
Классификация профессий Климова (по предмету труда).
Каждую профессию можно описать по содержанию и характеру труда.
Содержание труда - это состав и объем трудовых функций работника по созданию продукта труда (перечень трудовых функций любого профессионала).
Содержательность труда - степень сложности и разнообразия трудовых функций работника, соотношение в них физического и умственного, ручного и механизированного труда, наличие элементов творчества, необходимый образовательный и профессионально-квалификационный уровень работника.
Любая трудовая функция характеризует производственно-техническую сторону деятельности (схема 2).
Функции человеческого труда
-
Не требующие видоизменения предмета труда (хранение, транспортировка, контроль);
-
Обеспечивающие качественное видоизменение труда (ведение технологического процесса);
-
Обслуживающие средства труда (наладка, настройка, ремонт, поддержание в рабочем состоянии оборудования, инструментов, зданий и сооружений);
-
Обслуживающие процесс производства (охрана труда и обеспечение его безопасности, поддержание чистоты и нормальных санитарно-гигиенических условий в производственных помещениях);
-
Организация и управление производством.
Схема 2.
Анализ труда
-
Предмет труда - то, на что направлен труд человека
человек
техника
природа
знаковая
система
художественный образ
программирование
-
Средства труда - орудия, с помощью которых происходит воздействие на предмет труда
Вещественные Невещественные
ручные машинные автоматические функциональные
Невещественные (функциональные) орудия труда. Невещественные средства обычно называют функциональными. Дело в том, что эти средства труда связаны с проявлением человеческих функций, таких, как речь, жесты, мимика. Особенность их состоит в том, что эти средства труда руками не потрогаешь и глазами не увидишь, что и вызывает обычно большие трудности при анализе профессии. Да и осознание их связано с усвоением многих новых психологических понятий: сен сорность (интуитивность), кинестетика-это прикосновения, соприкосания, соматика(все, что касается процессов, протекающих в теле и связанных с ним) , вербальность и др.
-
Условия труда
-
Обычные (бытового микроклимата, работа на открытом воздухе)
-
Необычные (опасность и риск для жизни, сложные и аварийные ситуации, четко заданный и вынужденный ритм работы, значительные физические нагрузки, фиксированная рабочая поза, специфические условия труда)
-
Проблемность трудовых ситуаций
-
Низкий уровень (выполнение трудовых обязанностей по строгим алгоритмам - правилам и инструкциям)
-
Средний уровень (на фоне алгоритмов возникают трудные ситуации, требующие от специалиста самостоятельного реагирования)
-
Высокий уровень (постоянное решение новых задач)
-
Коллективность трудового процесса
-
Низкая степень (работник выполняет свое дело самостоятельно от начала и до конца без оперативной помощи коллег и персонально за него отвечает)
-
Высокая степень (выполнение своего дела в коллективе)
-
Самостоятельность в профессиональной деятельности
-
Низкая степень (исполнительский труд)
-
Высокая степень (самоорганизация в профессиональной деятельности, организация труда других людей)
-
Ответственность в профессиональной деятельности
-
Повышенная моральная ответственность
-
Повышенная материальная ответственность
-
Ответственность за жизнь и здоровье
-
Обычная ответственность
-
Практико-аналитическая часть урока
Учащиеся получают для самостоятельной работы профессиограммы различных профессий, которые необходимо проанализировать по предложенным схемам.
-
Подведение итогов урока
-
Показ презентации о профессии, которая заняла первое место на уроке
«Конкурс презентаций «Моя профессия».