• Преподавателю
  • Технология
  • Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий»

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий»

В методической разработке представлен  проект « Костюма юного инспектора дорожного движения в комплекте с настенным панно», составленный в соответствии с программой образовательной области «Технология». Представлена технология изготовления костюма (брюк, рубашки, жилета), а также техника лоскутного шитья.     Методическая разработка предназначена учителям технологии общеобразовательных школ, может быть полезно студентам педагогических специальностей и учащимся.    Методическая разработка предназ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».Т.А.Чичулина









Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».












г. Йошкар-Ола

ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»

2010г.











В методической разработке представлен проект « Костюма юного инспектора дорожного движения в комплекте с настенным панно», составленный в соответствии с программой образовательной области «Технология». Представлена технология изготовления костюма (брюк, рубашки, жилета), а также техника лоскутного шитья.

Методическая разработка предназначена учителям технологии общеобразовательных школ, может быть полезно студентам педагогических специальностей и учащимся.

1.Пояснительная записка.

Изучение раздела «Конструирование и пошив швейных изделий» в образовательной области «Технология» представляет для учителя и обучающихся определенные проблемы. Во-первых, потому что даже в 8 классе не у всех детей имеются универсальные знания и хорошо сформированы разнообразные навыки конструирования и пошива изделий. Во-вторых, не у каждого обучающегося 8 класса достаточно развиты эстетический вкус и художественное восприятие вещей.

Поэтому задача учителя технологии: расширить эти знания, отработать умения и навыки технологии изготовления различных изделий и содействовать воспитанию художественно-эстетического вкуса школьников.

В данной методической разработке представлен один из вариантов изучения раздела программы «Технология», по конструированию и пошиву изделий учитель- практик делится опытом своей работы по составлению учебного проекта, который, по его мнению, считается наиболее оптимальным при изучении этой темы.

Учитель технологии сегодня свободен в выборе тематики конструирования и пошива изделия. Чаще всего он руководствуется социальным заказом или потребностями образовательного учреждения, либо выбором обучающихся. В частности, выбор темы проекта «Костюм юного инспектора дорожного движения в комплекте с настенным панно» был продиктован необходимостью в данного вида костюма для участия в ежегодно проводимом школьном и районном конкурсе «Юных инспекторов дорожного движения» в котором, как правило, принимают участие школьники всех образовательных учреждений республики.

Поэтому опыт работы по технологии составления проекта «Костюм юного инспектора дорожного движения в комплекте с настенным панно» думаю, станет полезным для многих учителей технологии, а также педагогов дополнительного образования.

Обучение составлению учебного проекта целесообразно начинать, как и советует автор программы по технологии В.Д.Симоненко, уже с начальных классов. Поэтому к 8 классу ребята уже владеют некоторыми умениями и навыками по его составлению и оформлению. Тем не менее и в 8 классе работа над проектом начинается с обозначения проблемы и поиска путей ее решения.

В данном случае работа над проектом по теме «Конструирование, моделирование и пошив швейных изделий» началась с заказа школы на предмет актуальности и необходимости в костюмах данного вида. Следующим шагом в реализации проекта становится развитие идеи по конструированию модели костюма и технологии его пошива. При этом важно обратить внимание детей на технологические характеристики материала. В основе самого учебного проекта лежат технологические и инструкционные карты, позволяющие наглядно и поэтапно довести до обучающихся информацию об изготовлении изделий и получении конечного результата. Работа над проектом станет эффективной, если ее осуществлять в группах, сочетая урочную и внеурочную деятельность.

2.Технология изготовления

«Костюма юного инспектора дорожного движения в комплекте

с настенным панно».Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».


2.1.Исследование материалов
для костюма и панно.


От выбора материала зависит не только внешний вид изделия, но также его долговечность и удобство пользования.

Ткань для изделия должна обладать такими свойствами: как низкая сминаемость, низкая гигроскопичность, высокая прочность. Чтобы было легко работать с тканью, у неё низкое скольжение и осыпаемость. Этим требованиям соответствуют синтетические ткани, проведя опыт на горение, я поняла, что в моей ткани преобладают нити нитрона. Нитрон горит вспышками, выделяя большое количество чёрной копоти, после остывания образуется тёмный наплыв, который можно раздавить пальцем.

Для изготовления наглядного пособия наиболее приемлемой оказалось синтетическая ткань. Панно не является предметом одежды. Поэтому отрицательные свойства синтетических волокон - пониженная гигроскопичность, низкая воздухопроницаемость, высокая электризуемость при носке не мешают. Так как придётся использовать ткань многих расцветок, но одинаковых по качеству, необходимо, чтобы ткань была ещё и недорогой. Наиболее приемлемой для меня оказалась подкладочная ткань, в которой преобладает капроновая нить. Капрон - самое прочное волокно на разрыв и на истирание. Капроновые ткани отличаются блеском. Высокой прочностью, легко стираются, быстро сохнут. Недостатки капроновых тканей - скольжение, осыпаемость, раздвигаемость нитей. Поэтому ткани из капроновых нитей сложны в швейной обработке. Если волокно капрона поднести к пламени, то оно начнёт плавиться, а затем загорится слабым голубовато-жёлтым пламенем с выделением белого дыма. При остывании на конце образуется твёрдый тёмный шарик.

2.2.Требования (критерии) к изделиям


Костюм должен быть:

1. Многофункциональным - на жаркую и прохладную погоду.

2. Прочным.

3. Удобным, достаточно свободным и не сковывающим движения.

4. С функциональными карманами.

5. Не марким и легко чистящимся.

6. Похожим на костюм инспектора ГИБДД.

7. Привлекательным и оригинальным.

8. Не сложным в изготовлении.


Панно должно быть:

  1. Ярким по цвету.

  2. Удобным и лёгким при переноске и перевешивании.

  3. Иметь информацию программы ОБЖ в начальных классах.

  4. Из недорогой ткани.

  5. Не сложным в изготовлении.

2.3.Анализ и выбор конструкции

Самое приемлемое в моих условиях - это сконструировать рубашку с длинным втачным рукавом, с жилетом и брюками. Конструкция простая, обеспечивает свободу движения и дыхания. Рубашка с длинным втачным рукавом, низ рукава собран на манжету. Застежка впереди с цельнокроеной планкой, воротник отложной, накладной карман. Жилет прямой, низ и перед жилета обрабатываются подкройными обтачками. Брюки прямого силуэта имеют среднюю ширину по линии низа. Застежка в боковом шве, низ обработан потайным швом. Настенное панно выполняется в технике лоскутного шитья на синтепоне, из подкладочной ткани, с использованием бортовки и флизелина.


2.4.Последовательность построения чертежа основы брюк, рубашки и жилета

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».



Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».



Мои мерки:


СТ=32; Сб=42; Вс=27; Дбр=106; Дк=56; Шн=24

Последовательность построения чертежа-основы брюк.

п/п

Последовательность построения

Буквенные обозначения

Расчетная формула

Расчет, см на себя

1

Построить прямой угол в точке Т.

Т



2

Отложить вниз длину брюк. Провести вправо линию низа

ТН

Дбр

106

3

Отложить вниз высоту сидения. Провести вправо линию сидения брюк

ТЯ

Вс

27

4

Определить местоположение линии колена. Провести горизонтальную линию

ТК

Дк

56

5

Определить местоположение линии бедер, отложить вверх от точки Я отрезок ЯБ. Провести от точки Б вправо горизонтальную линию

ЯБ

Вс:3

27:3=9

6

Отложить вправо ширину передней половинки брюк

ББ1

0,4*(Сбб)+0,18*Ст

0,4*(42+2)+

0,1*32=20,8

7

Провести через точку Б1 вертикальную прямую. Достроить прямоугольник. Обозначить Я1 и Т1

ТТ1

ЯЯ1




Построение чертежа передней половинки брюк

8

Построить ширину передней половинки брюк. По линии сидения продлить вправо горизонтальную линию

Я1Я2

0,1*(Сбб)

0,1*(42+2)=4,4

9

Построить отклонение средней линии. Отложить расстояние влево

Т1Т2

Постоянная величина 1см

1

10

Провести вспомогательную линию

Б1Я2



11

Разделить отрезок Б1Я2 пополам. Поставить точку А.

А



12

Провести вспомогательную линию

Я1А



13

Разделить отрезок Я1А пополам

А1



14

Построить среднюю линию брюк: соединить точки Т2 и Б1 прямой линией, а точки Б11,Я2 -плавной кривой

Т2Б1А1Я2



15

Отложить влево по линии талии ширину передней половинки брюк

Т3Т2

Ст:2+2,5+Пт,

Где 2,5см-раствор передней вытачки

32:2+2,+1=19,5

16

Построить линию повышения талии

Т3Т4

Постоянная величина 1см

1

17

Провести новую линию талии передней половинки брюк

Т2Т4



18

Определить положение линии сгиба (стрелки): разделить отрезок ЯЯ2 пополам. Поставить точку Я3

Я3



19

Провести от линии талии через точку Я3 вертикальную линию сгиба

Т5Б2Я3К1Н1



20

Построение передней вытачки: от точки пересечения линии сгиба талии Т5 отложить влево и вправо 1,25 см (раствор вытачки 2,5 см)


Постоянная величина

1,25+1,25

1,25+1.25

21

Построить глубину передней вытачки: от точки Т5 отложить вниз по линии сгиба 9 см. Построить вытачку


Постоянная величина 9см

9

22

Отложить ширину передней половинки брюк по линии низа. Обычно она равна 20 - 24 см или в соответствии с моделью

Н1Н21Н3

Шн:2-1

24:2-1=11

23

От точки Я3 отложить влево 1 см и построить точку Я4

Я4

Постоянная величина

1см

1

24

Определить место шагового среза: построить прямую линию

Я4Н3



25

Построить точку на пересечении этой линии с линией колена

К3



26

Достроить шаговый срез: соединить точку К3 с точкой Я3 плавной вогнутой линией

Я2К3Н3



27

Построить боковой срез: соединить точки Т4,Б, Я и Н2. Точку пересечения бокового среза с линией колена обозначить К2

Т4БЯК2Н2



28

Оформить линию бока на отрезке Т4Б с выпуклостью 0.5 - 1,0 см


Постоянная величина

0,5-1,0см

0,7

29

Оформить линию низа передней половинки брюк: соединить точки Н2 и Н3 плавной линией с прогибом вверх над точкой Н1 на 0,5 см


Постоянная величина

0,5см

0,5

Построение чертежа задней половинки брюк

30

Определить ширину задней половинки брюк по линии низа: отложить влево от точки Н2 и вправо от точки Н3 по 2 см. Обозначить полученные точки Н4 и Н5

Н4Н5

Постоянная

величина

2см

2

31

Оформить линию низа задней половинки брюк: соединить точки Н4 и Н5 плавной линией с прогибом вниз под точкой Н4 на 0.5 см

Н4Н5

Постоянная

величина

0,5см

0,5

32

Определить ширину задней половинки по линии колена: отложить от точки К2 влево и от точки К3 вправо по 1 см

К4иК5

Постоянная

величина

1см

1

33

Начертить нижние части бокового и шагового срезов, соединив точки прямыми линиями

Н4К4

Н5К5



34

От точки Б1 влево от линии бедер отложить отрезок и построить вспомогательную точку Б3

Б1Б3

Постояная

величина

3см

3

35

Из точки Б3 восстановить перпендикуляр и отложить на нем отрезок Б3 Б4

Б3Б4

0,1(Сб-1)

0,1(42-1)=3,1

36

Провести прямую линию через точки Я1 и Б4, продлить ее вверх

Я1Б4



37

На продолжении этой прямой отложить отрезок Б4 Т6

Б4Т6

Б4Т61Т2


38

Продлить вправо линии сидения и построить точку Я5

Я2Я51Я2



39

Завершить построение шагового среза задней половинки: соединить точки К5 и Я5 плавной линией с прогибом посередине на 1 см

Я5К5Н5

Постоянная

величина

1см

1

40

Построить вспомогательную точку А2: отложить расстояние вниз по линии АЯ1

А1А2

Постоянная величина 1см

1

41

Построить вспомогательную точку Я6:отложить расстояние вниз по линии Я5 К5

Я5Я6

Постоянная

величина

1см

1

42

Оформить среднюю линию задней половинки брюк: точки Я642 и Б4 соединить плавной кривой, переходящей в прямую линию на участке Б4Т6

Я6Я4А2Б4Т6



43

Продлить влево линию бедер ББ1




44

Отложить ширину задней половинки брюк по линии бедер: из точки Б4 сделать засечку на продолжении линии бедер радиусом Б4Б5

Б4Б5

(Сб+Пб)-ББ1

(42+2)-20,8=23,2

45

Из точки Т5 провести дугу, вычислив радиус по формуле


Ст:2+3+Пт,

где 3 - раствор

задней вытачки

32:2+3+1=20

46

На этой дуге из точки Б5 сделать засечку радиусом БТ4 и построить точку Т7

Т7



47

Оформить боковой срез плавной кривой с выпуклостью 1см на участке Т7Б5 и прямой линией на участке Б5К4

Т7Б5К4

Постоянная

величина

1см

1

48

Провести новую линию талии

Т6Т5



49

Определить местоположение задней вытачки: разделить пополам отрезок Т6Т5


Т6Т5:2


50

От полученной точки отложить влево и вправо по 1,5см (раствор задней вытачки-3см)


Постоянная

величина

1,5см+1,5см

1,5+1,5

51

Построить глубину задней вытачки: из точки деления опустить перпендикуляр, равный 12см. Построить вытачку.


Постоянная

величина

12см

12

52

Построить длину пояса

ПП1

2*Ст+3

2*32+3=67

53

Построить ширину пояса

ПП2

6-8см

8

54

Построить прямоугольник

ПП1 П3 П2



ПП1П3П2

Построение чертежа жилета
Мерки: Сб = 42см, Опл = 24см, Ди = 50см, Дл. пл. = 12
Прибавки: Пб = 3см, Поп = 7см.


Последовательность построения

Буквенное

обозн.

Расчетная формула

Расчет, см

на себя

1

Построить прямой угол В

В



2

Отложить ширину изделия

ВВ1

Сб : 2 + Пб

42 : 2 + 3 = 24

3

Отложить ширину горловины

ВВ2


9

4

Отложить глубину горловины спинки

ВВ3

3

5

Отложить длину изделия

В3Н

Ди

50

6

Отложить глубину горловины переда, оформить вырез

В3В4


3

7

Провести горизонтальную линию из точки Н и вертикальную из точки В1




8

Отложить длину плеча

В2П

Дл.пл.

12

9

Отложить глубину проймы

В1Г

Постоянная

величина 25см

25

10

Провести вертикальную линию из точки П и отложить точку П1

ПП1

Постоянная велич.

25 см

20

11

Изменить наклон плеча

П1П2

Постоянная велич.

1см

1

12

Соединить точки В2 и П2

В2 и П2



13

Соединить плавной дугообразной линией точки П1 и Г

П1Г



14

Понизить линию плеча переда, проведя линию параллельно В2П2

В21=П21

Постоянная величина 1см

1

15

Закруглить горловину полочки и низ жилета, провести дугообразные линии по чертежу




Построение чертежа основы рубашки


Мерки: Сг2=38см, Сш=18см, Ди=62см, Др=63см, Пг=8см.

Построение базисной сетки:

1. Ширина изделия: АА1 = Сг2 + Пг =38 + 8=46

2. Длина изделия: АН = Ди

3. Положение линии груди: АГ=Сг2: 3 + 8=38: 3+ 8 =20,8

4. Ширина спины: АА2 = Сг2: 3 + 5 = 17,6

5. Ширина проймы: А2А3=Сг2: 4 + 2 = 38: 4 + 2 = 11,5

6. Вершина бока: ГГ4: 2 = 46: 2 = 23

Построение спинки:

7. Ширина ворота: АА4 = Сш: 3 + 1 = 18: 3 + 1 =7

8. Высота ворота: А4А5 = АА4: 3 = 7: 3 =2,3

9. Спуск плеча: А2П = 1,5см

10. Соединить точки А5 и П и продлить эту прямую на 1см. ПП1 = 1см. Отрезок А2Г2 разделить на 3 равные части и поставить точки 1 и 2. Для построения линии проймы найти точку Г5. Г2Г5= 2,5: 3 по биссектрисе угла. Соединить прямой линией точки П1 и 2 и плавной кривой точки 2,Г5 и Г4.

Построение переда:

11. Ширина горловины: А1А6 = АА 4 (см. чертеж спинки)

12. Глубина горловины: А1А7 = А1А6 + 1. Соединить вспомогательной прямой точки А6 и 1 и на ней отложить ширину плеча. А6П25П1 (см. чертеж спинки). Вспомогательная точка на линии проймы: Г3Г6=2:2,5 по биссектрисе угла. Вспомогательная точка 3 находится на уровне точки 2. Линия проймы переда проходит через точки П2 , 3 , Г6 и Г4.

Построение рукава:

13. Ширина рукава: ВВ1 = Сг2 - 2 = 38 - 2 = 36

14. Высота оката: ВО = ПГ2: 2 + 1 = 19,4: 2 + 1 = 10,7 (см. чертеж переда)

15. Длина рукава: ВН = Д р

16. Середина рукава: ВВ2 = ВВ1: 2 = 36: 2 = 18

Проверка: В2О = В2О1 = Длина проймы: 2

17. Ширина рукава внизу: НН3 = Н1Н4= Сг 2: 10 = 38: 10 = 3,8

Для проведения линии оката отрезок ОВ2 делим пополам, а отрезок В2О1- на равные части.

2.5.Размеры настенного панно 164 Х 143

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».



Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».





2.6.Раскрой рубашки, жилета

и брюк.

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».





2.7.Технология пошива брюк.

Выбор швов для пошива брюк.

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».Обработка вытачек





Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».Обработка застежки-молнии в боковом шве.


Прометывание контрольных линий по линии бока.

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».

1.Прометать контурные линии бока на нестачанном участке под застежку - получить контрольные линии.


Заметывание боковых срезов.


Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий». 2.Отогнуть нестачанные боковые срезы на изнаночную сторону по контрольным линиям. Заметать. Приутюжить.

Приметывание застежки-молнии.


Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».3.Раскрыть застежку-молнию, приложить ее правую часть лицевой стороной к изнаночной стороне изделия, совмещая край звеньев с подогнутым краем бокового среза. Приколоть. Приметать.


Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий». 4.Закрыть молнию и приметать ее вторую часть так, чтобы сгибы ткани, сходясь, полностью закрывали звенья молнии.

Настрачивание застежки-молнии.

5.Заменить лапку швейной машины на однорожковую.

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».6.Проложить с лицевой стороны машинную строчку так, чтобы она проходила на расстоянии 1-2 мм от звеньев молнии. В нижней части застежки строчка должна быть перпендикулярна боковому шву.



Соединение пояса с верхним срезом брюк.

1.Раскрой застежку. Сложи пояс и полотнища брюк лицевой стороной внутрь, совмещая верхние срезы. Выведи за края застежки припуски на обтачивание концов пояса: по переднему полотнищу 1см, по заднему-

4-5см. Сметочный шов делай со стороны пояса прямыми стежками на расстоянии 0,8см от срезов.

2.Притачай со стороны пояса машинным швом по

Сметочному шву.

3.Удалить нить сметывания, заутюжь шов в сторону пояса.

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».4.Перегни пояс посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая срезы. Сметай и обтачай концы пояса шириной шва 1см. Удалить нить сметывания. Срежь припуск на шов в уголках, оставляя 0,2-0,4см.

5.Выверните углы пояса на лицевую сторону. Перегни пояс по линии сгиба (посередине) и проложи наметку на расстоянии 0,5-0,7см от сгиба.

6.Подогни срез подпояса на 0,7см и заметай. Приметай, перекрывая шов притачивания пояса на 0,3см.

7.Проложи машинную строчку с лицевой стороны изделия в шов притачивания пояса.

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».8.Удалить нитки сметывания и приутюжь пояс.

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».


Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».

Обработка нижнего среза брюк.


Последовательность

выполнения работы

Графическое

изображение

1.На изнаночной стороне детали проведи мелком две линии:

а) первую - отступая от среза детали 3 см (припуск на подгиб нижнего среза 2см+припуск на обработку шва 1см);

б) вторую - отступая 1см от нижнего среза

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».

2.Проложи по намеченным линиям

прямые сметочные стежки длиной 1-1,5 см

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».

3.Заметай припуск на обработку нижнего среза по намеченной линии, отступая на 0,5 - 1 см от подогнутого края.

Контроль качества: ширина припуска на обработку нижнего среза должна быть одинакова по всей его длине. После контроля качества приутюжить заметанный припуск.

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».

4.Подогни припуск на 1см и заметай его по второй намеченной линии 0,1-0,2см от сгиба.

Контроль качества: ширина припуска на подгиб нижнего среза должна быть одинакова по всей его длине. После контроля качества приутюжить заметанный припуск на подгиб нижнего среза детали.

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».

5.Разверни деталь так, чтобы подшиваемый край был направлен от себя.

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».

6.Выполни потайные подшивочные стежки с частотой два - три стежка в 1см хлопчатобумажными нитками в цвет основной ткани. Введи иглу в ткань, отступая 0,2-0,3см от сгиба припуска на подгиб, и на уровне этого прокола захвати основную ткань на половину ее толщины. При выполнении следующих стежков иглу вводи в ткань в месте выхода ее из ткани от предыдущего стежка.

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».

7.Удали приметку. Приутюжь подшитый край детали.




2.8.Технология пошива жилета.


1.Выкроить из ткани детали жилета - спинку, полочки.

2.Выкроить обтачки из ткани и флизелина.

3.Стачать плечевые швы основных деталей спинки и полочек.

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».

4.Сложить лицевыми сторонами внутрь детали из основной ткани и обтачки.

5.Сметать детали и стачать швом 5…7 мм, Удалить наметку, вывернуть на лицевую сторону.

6.Выметать жилет по проймам, горловине спинке, полочке и низу изделия. Прострочить швом 2…3 мм от края сгиба.

2.9.Технология пошива рубашки.


Обработка застежки цельнокроеной планкой.


Деталь полочки выкраивают вместе с планкой. От середины полочки откладывают две ширины планки и 10 мм на внутреннюю складочку (рис). Ширина планки выбирается по модели, а длина соответствует длине застежки. (Планка обычно располагается посередине детали.) Петли на планке намечают вертикально, по середине ее линии, а на воротнике - горизонтально. Первую петлю располагают на расстоянии 5 см от горловины.

1.Обведите деталь выкройки на лицевой стороне ткани.

2.От середины детали отложите 1 см, а затем дважды ширину планки 3 см, проведите вертикальные меловые линии, выкройте деталь с припусками на планку.

3.Загните половину планки по меловой линии на изнаночную сторону, прометайте ее посередине.

4.Загните на изнаночную сторону планку так, чтобы срез ткани оказался в середине складочки, заметайте на расстоянии 5 мм от края сгиба.

5.Прострочите по краю планки швом 7мм, рядом с наметкой. С другой стороны планки проложите еще одну (отделочную) строчку. 6.Удалите наметку, заутюжьте планку.

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».


Обработка накладного кармана с встречной складкой и подкройной обтачкой.


1.Вырежьте выкройку кармана: длина кармана 11 см, ширина с учетом встречной складки 22 см. Наметьте величину складки. Вырежьте выкройку обтачки: длина 14 см, ширина 7 см.

2.Выкроите по две детали кармана и обтачки из ткани с припусками на швы 10 мм, наметьте линии складки на лицевой стороне ткани.

3.Заложите встречную складку кармана к середине, заутюжьте.

4.Сложите обтачку пополам изнаночной стороной внутрь, проутюжьте. Наложите обтачку на лицевую сторону кармана, совместив срезы, заколите булавками, притачайте швом 10 мм, обметайте срезы зигзагообразной строчкой, шов заутюжьте вверх.

5.Подверните на изнаночную сторону припуски на швы 10 мм, обработайте углы, заметайте, проутюжьте.

6.Наложите деталь кармана на лицевую сторону переда рубахи, заколите булавками, приметайте, настрочите швом в край 1…2 мм от края кармана, сделайте закрепки, удалите наметку, проутюжьте.

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».




Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».



Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».



Выполнение воротника с цельнокроеной стойкой.


Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».

Выполняя воротник с цельнокроеной стойкой, при сметывании верхнего воротника с нижним делают небольшую посадку в углах верхнего воротника, а на закруглениях стойки (или в ее углах) посаживают нижний воротник. Обтачивают швом шириной 0,5-0,7 см., вырезают прокладку в швах и припуски в углах. Надсекают до строчки в уголки перехода от стойки к отлетной части, швы разутюживают. Воротник и стойку вывертывают на лицевую сторону, выправляют и выметывают кант на воротнике из верхнего, на стойке - из нижнего воротника шириной 0,1-0,2 см. Воротник приутюживают и заметывают стойку на расстоянии 2 см от среза, делая напуск из верхнего воротника на перегиб.

Соединение втачного воротника с горловиной.

Нижний воротник уравнивают с горловиной, совмещая контрольные точки с плечевыми швами и серединой горловины спинки, а концы воротника-с точками уступа или линией борта (полузаноса); вметывают и втачивают воротник швом шириной 0,7-1 см. Шов заутюживают на нижний воротник. Край воротника на 0,6-0,8 см, наметывают, закрывая шов втачивания, и настрачивают на расстоянии 0,1-0,2 см от сгиба.


Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».

Втачивание рукава в пройму.

1.Выкройте детали рукава, полочки и спинки по долевой нити с припусками на швы. Стачайте плечевой шов полочки и спинки.

2.Разложите детали спинки и полочки на столе изнаночной стороной вверх, сверьте размеры проймы рукава и среза по линии притачивания рукава (они должны быть равными).

3.Сложите рукава и изделие лицевыми сторонами внутрь, сколите булавками середину среза рукава по линии притачивания и край плечевого шва, вметайте рукав в пройму швом 14мм.

4.Втачайте рукав (рядом с наметкой) швом 15 мм, начиная от нижней точки проймы спинки и завершая у нижней точки проймы полочки, сделайте закрепки, обметайте срезы зигзагообразной строчкой. Заутюжьте шов на пройму, с лицевой стороны рукава отстрочите по пройме швом в край.

5.Сложите лицевой стороной внутрь рукав, спинку и полочку, сметайте, стачайте швом 10…15мм, обметайте срезы зигзагообразной строчкой.

6.Удалите наметку, отутюжьте.

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».

Обработка низа рукава манжетой.


1.Вырежьте выкройку манжеты из бумаги: длина манжеты+1см (на свободное облегание); 15+1=16см; ширина 10 см (деталь со сгибом).

2.Положите выкройку на изнаночную сторону ткани, выкроите деталь с припуском на швы 10 мм.

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».


Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».

3.Сложите манжету лицевой стороной внутрь, сметайте и стачайте короткие стороны швом 10 мм, сделайте закрепки.

4.Разложите шов на две стороны, разутюжьте, сложите манжету изнаночной стороной внутрь, прометайте.

5.Сложите рукав пополам, сметайте и стачайте по долевой нити, обметайте срезы зигзагообразной строчкой.

6.Низ рукава соберите на сборку по размеру манжеты, прострочите на расстоянии 8мм от низа рукава, потяните за нижнюю нитку, сделайте равномерную сборку и закрепите.

7.Выверните рукав на изнаночную сторону и вложите манжету, соедините швы, заколите булавками, приметайте и притачайте швом 10мм, обметайте срезы зигзагообразной строчкой.

8.Приутюжьте шов, выверните рукав на лицевую сторону.

2.10.Последовательность технологической обработки рубашки, брюк, жилета и панно.


Последовательность технологической
обработки рубашки с втачными длинными рукавами.


1.Стачайте плечевые срезы, обметайте срезы зигзагообразной строчкой.

2.Обработайте застежку цельнокроеной планкой.

3.Обработайте воротник по размеру горловины.

4.Втачайте воротник в горловину.

5.Втачайте рукава в проймы, обметайте срезы зигзагообразной строчкой.

6.Стачайте боковые стороны изделия, обметайте срезы зигзагообразной строчкой.

7.Обработайте манжеты.

8.Притачайте манжеты к рукавам, обметайте срезы зигзагообразной строчкой.

9.Обработайте накладной карман.

10.Настрочите карман на полочку.

11.Обработайте низ изделия швом вподгибку с открытым срезом.

12.Наметьте петли, выполните обметочные петли, пришейте пуговицы.

13.Удалите наметку, выполните окончательную влажно-тепловую обработку.


Последовательность
технологической обработки брюк.

1. Подготовка деталей кроя к обработке.

2. Сборка изделия. Сметывание деталей.

3. Обработка вытачек и застежки.

4. Соединение боковых и шаговых срезов.

5. Соединение половинок изделия.

6. Обработка пояса.

7. Обработка низа.

8. Выполнить влажно-тепловую обработку.

Последовательность
технологической обработки жилета.


1.Подготовка деталей кроя к обработке.

2.Обработка плечевых и боковых швов.

3.Обработать жилет подкройной обтачкой по проймам , горловине спинки, полочке и низу изделия.

4.Выполнить влажно- тепловую обработку.


Последовательность
технологической обработки панно.


  1. Отсканировали и увеличили рисунки дорожных знаков и светофоров.

  2. Увеличенные рисунки вырезают на шаблоны для выкраивания их из ткани.

  3. С изнаночной стороны ткани переводят контуры подготовленных шаблонов. Эти же шаблоны изготавливают из дублерина или флизелина. Кладут на основу и проутюживают.

  4. Каждый элемент сначала примётывают мелкими стяжками на основу. А затем настрачивают зигзагообразной строчкой с небольшой шириной, частыми стяжками, захватывая контур элемента.

  5. По окончании работы знак проутюживают с изнаночной стороны.

  6. После окончания работы намёточные стежки убирают.

  7. Готовые знаки и светофоры последовательно закрепляют и примётывают на основу, простёганную вручную с синтепоном.

  8. Стачивают все детали.

Смёточные стяжки убирают.


2.11.Способы представления результата.


Название или тип изделия

Костюм ЮИД

Функциональное назначение(для чего оно предназначено)

Для проведения уроков ОБЖ в начальных классах и участия в конкурсах ЮИД

Рынок (кто может его использовать)

Школы, детские сады, ГИБДД для проведения мероприятий со школьниками по безопасности дорожного движения

Рынок (кто может его купить)

Школы, детские сады, ГИБДД

Единичное изделие, мелкая партия, или массовое производство

Единичное изделие

Требования к размерам

Рубашка и жилет 38 размера, брюки 42 размера, панно 164 на 143

Требования к материалам

У костюма ткань должна быть прочной, плотной, тёмных тонов. Панно должно быть яркой расцветки.

Методы изготовления

Пошив на машине

Требования к внешнему виду,

стилю, отделке и т.п.

Удобство ношения костюма, панно долен быть удобным в переноске и лёгким

Требования с точки зрения здоровья

человека и безопасности использования

Ткани безопасны для здоровья детей и безопасны в использовании

Требования со стороны

окружающей среды

Окружающей среде вреда не наносят, т.к. ткани синтетические и изготавливаются из продуктов переработки кам.угля, нефти природного газа

Другие требования

Костюм должен быть многофункциональным, не марким и легко чистящимся



2.12.Экономический расчёт.


Костюмная ткань 3 м по 80 руб (240 руб.)

Замок 30 руб.

Пуговицы 30 руб.

Ткань подкладочная 1м по 30 руб:

Красная 3м (90 руб)

Темно-синяя 1м (30руб)

Желтая 30 см (9руб)

Зелёная 30см (9руб)

Голубая 1 м (30руб)

Белая 2 м (60 руб)

Бежевая 2 м (60 руб)

Чёрная 3 м (90руб)

Дублерин 2м по 57 руб (114 руб)

Синтепон 3 м по 40 руб (120 руб)

Нитки 6 катушек по 5 руб (30 руб)

Косая бейка 10м по 5 руб (50 руб)

Флизелин 0,5 м по 30 руб (15 руб)

Тесьма серебристая отражающая 4 м по 20 руб (80 руб)

Итого: 1087 руб.

2.13.Историческая справка.


Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань - материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое.

В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники Пэчворк. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

2.14.Инструменты необходимые для швейных работ.


Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий».1. швейная машина

2. машинные иглы

3. иглы для ручных работ

4. булавки

5. нитки

6. бумага

7. карандаши

8. измерительные инструменты (сантиметровая лента, треугольник, линейка)

Методическая разработка учебного проекта по технологии к теме: «Конструирование и пошив швейных изделий». 9. утюг

10. напёрсток

11. ножницы

12. гладильная доска


2.15.Правила работы на швейной машине.


  • Прежде чем приступить к работе на швейной машине, необходимо повторить ее устройство и основные приемы работы на ней.

  • Для того чтобы строчка была аккуратной, ровной, не обрывалась нитка, необходимо выполнить последовательно следу­ющие операции:

  • заправить верхнюю н нижнюю нитки, вывести нижнюю нитку наверх;

  • подложить ткань под лапку, сделать прокол ткани иглой, опустить лапку, подтянуть нити, завести их за ланку;

  • проверить величину стежка, натяжение верхней и нижней ниток.

Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.

  • Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.

  • Все необходимые инструменты должны лежать в рабочей коробке, а на платформе только ткань или изготовляемое изделие.

  • Перед началом шитья на машине не должно быть булавок и игл.

  • Нельзя близко наклоняться к движущимся частям машины. Необходимо следить за правильным положением рук.

  • Периодически чистить челночное устройство, чтобы обеспечить ровный, бесперебойный ход машины.

  • Маховое колесо поворачивать только на себя.

  • Перед началом работы проверить исправность электрического шнура н штепселя.

  • Осторожно пользоваться пускорегулирующей педалью, осо­бенно при включенном в сеть электродвигателе.

Список литературы


1.Егорова Р.И., Монастырная В.П.

Учись шить. Москва «Просвещение» 1989г.

2. ИвановаМ.А.,СеменовГ.Г.

Азбука шитья. ТОО «Орис» Санкт-Петербург.,1994г. - 284с.

3. Мельникова Л.В., Короткова М.Е., Земчанно Н.П.

Обработка тканей. Москва «Просвещение» 1986г. - 208с.

4. Павлова М.Б., Сасова И.А., Гуревич М.И., Шарутина А.Ю.

Технология 7кл. Издательский центр «Вента-Граф» 2005г. - 218с.

5.Симоненко В.Д., Крупская Ю.В., Кожина О.А., Синицина Н.В., Кизеева Н.И.

Технология 6кл. Издательский центр «Вента-Граф» 1999г. - 238с.

6.Симоненко В.Д., Матяги Н.В., Терентьева Т.И., Шепицин Н.П., Очинин О.П.

Технология 10 кл. Издательский центр «Вента-Граф» 1999г.

7.Тарасова А.П.

Трудовое обучение и домоводство. Санкт-Петербург. Издательский Дом «МиМ - Экспресс» 1998г.

8.Фефелова Л.Н.

Если вы любите шить.г. Москва. «Легпромиздат» 1993г.

9.Чернякова В.Н.

Технология обработки ткани 7-9 кл. г. Москва «Просвещение» 1998г. - 190с.

10.Чернякова В.Н.

Технология обработки ткани 6 кл. г. Москва «Просвещение» 1998г. - 127с.

Содержание.

1.Пояснительная записка.

2.Технология изготовления костюма юного инспектора дорожного движения в комплекте с настенным панно.

2.1.Исследование материалов для костюма и панно.

2.2.Требования (критерии) к изделиям.

2.3.Анализ и выбор конструкции.

2.4.Последовательность построения чертежа основы брюк, рубашки и жилета.

2.5.Размеры настенного панно.

2.6.Раскрой рубашки, жилета и брюк.

2.7.Технология пошива брюк.

2.8.Технология пошива жилета.

2.9.Технология пошива рубашки.

2.10.Последовательность технологической обработки рубашки, брюк, жилета и панно.

2.11.Способы представления результата.

2.12.Экономический расчет.

2.13.Историческая справка.

2.14.Инструменты необходимые для швейных работ.

2.15.Правила работы на швейной машине.

3.Список литературы.





© 2010-2022