Урок по технологии на тему Солнце, воздух и земля (7 класс)

По технологии был представлен конспект на тему "Три осетинских пирога - Солнце, воздух и земля" в 7 классе, в котором описывается история возникновения осетинских пирогов, численное символика пирогов и технология их приготовления и выпечка. Детям интересно было узнать о том, что итальянская пицца свое начала берет от осетинских пирогов.
Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по технологии на тему Солнце, воздух и земля (7 класс)Урок по технологии на тему Солнце, воздух и земля (7 класс)Урок по технологии на тему Солнце, воздух и земля (7 класс)

ТРИ ОСЕТИНСКИХ ПИРОГА - СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ЗЕМЛЯ

ЦЕЛЬ: знакомство детей с историей и изготовлением осетинских пирогов;

Формирование навыков изготовления осетинских пирогов

ЗАДАЧИ: - познакомить детей с историей возникновения осетинских пирогов;

- изучить технологическую последовательность изготовления осетинских пирогов;

- развивать стремление к достижению завершенности в работе;

- способствовать развитию творческих способностей учащихся при оформление работы.

- воспитывать личностные качества: терпение, самостоятельность, аккуратность, старание.

ТИП занятий: комбинированный

Формы работы: фронтальная и индивидуальная

Методы и приемы: словесный, демонстрационный, практический.

Материалы и оборудование: мука, соль, дрожжи, молоко, сливочное масло, вода, яйцо, сыр.

Печка

ТСО: ноутбук, проектор, презентация.

Ожидаемый результат: освоение детьми выпечки осетинских пирогов.

1. Организационный момент

Приветствие. Психологический настрой.

Упражнение на развитие логического мышления.

- Ребята, прочитайте пословицу, написанную на доске.

- О чем говорит эта пословица? (Чтобы научиться, что - либо делать своими руками, надо иметь терпение и настойчивость, а главное - желание.)

2. Основная часть.

Вводная беседа:

Ребята, скоро осетинский народ начнет праздновать один из самых распространенных и любимых праздников - Джиоргуба. Как осетины встречают этот праздник? В каждом доме хозяйки что будут печь?

Ну, конечно же, осетинские пироги, которыми славится осетинский народ.

Один из учащихся читает стихотворение:

ОСЕТИНСКИЕ ПИРОГИ

А за окном разгулялась пурга,

Воет в ущельях дико…

Три осетинских больших пирога

Стопкой лежат, словно лунные диски.

Первый с начинкою овощной

Тает под рюмкой араки,

Из сыра овечьего вкусный второй -

Такой я ел в Суадаге…

И посреди виноградных гирлянд

И мандариновых украшений

Третий из мяса парного телят

Сочный, как вечер в ущелье…

Солнечный луч на вершине воскрес

И согревает лютой зимою…

Первый в честь Бога,

Второй в честь небес,

Третий в честь поля земного…

Сколько услышал я мудрых речей

От старика с посохом!..

Словно ладони богатырей

К нам протянулись из прошлого…

И над Аланией сгинула мгла

Солнце встает, как и прежде…

Три осетинских лежат пирога,

Как Вера,

Любовь

И Надежда



Ребята, послушаем историю возникновения и значения осетинских пирогов, узнаем их символичность , числовую магию в пирогах.

Осетинские пироги - это культовое кавказское блюдо, которое появилось еще в древние времена. Уже в Древнем Египте были известны рецепты осетинских пирогов, и хотя современные лепешки несколько видоизменились, принцип их приготовления остался тот же. В то время это блюдо было довольно простым - орехи с фруктами в хлебном тесте. Существует также мнение, что именно греки были создателя этого вида лепешек. Другие ученые считают, что то, что римляне выпекали осетинские пироги с мясом, птицей и дарами моря, дает нам право утверждать, что концепцию выпекания подобных блюд придумали они.

Осетинские пироги часто упоминаются не только в официальной истории, но и в устном народном творчестве (Нартские сказания). Об осетинском эпосе в свое время писали такие знаменитые ученые как француз Ж. Дюмезиль, в своем произведении «Осетинский эпос и мифология», американцы К. Скотт Пителтон и Линда А. Малкор, в книге «От Скифии до… Камелота», а так же другие ученые мира. В Нартских Сказаниях часто можно встретить такие эпизоды, где упоминаются осетинские пироги. А вот американец Бернард С. Бахрах в своем творении «Аланы на Западе» выдвинул такую версию, что известная итальянская пицца стала одним из вариантов лепешек алан, которые служили в войске римском в 5 веке н.э.

Ходят легенды, что знаменитая итальянская пицца явилась неудачной интерпретацией именно осетинского пирога. Когда римляне увидели и попробовали сделать такое же блюдо, то они не смогли грамотно распределить начинку внутри и просто положили ее сверху.

По христианской традиции жители Осетии ставили на стол три пирога в честь Отца, Сына и Святого духа, это соответствует дохристианской символике о трехмерном создании мира - Солнце, Воздух и Земля. А в траурный момент их было два, пирог, символизирующий Солнце, убирали. Над ними произносили молитвы и говорили тосты. Потом пирог делили на восемь частей и только после того, как самый старший положит кусок младшему, можно было приступать к застолью. Во время религиозных праздников пекли треугольные пироги с сырной начинкой.

Осетинские женщины считались хорошими хозяйками, только если они умели вкусно готовить это блюдо. Если слой теста был толстый, это считалось признаком неопытности. Его приготовление требовало чистых помыслов, хорошего настроения и главное, чтобы не было никаких излишеств.



История осетинской кухни

На традиционную кухню Осетии оказал неизгладимое влияние образ жизни древних аланов. В отличие от нынешних жителей Осетии, их предки кочевали из одной земли Кавказа в другую. Аланы представляли собой скифо-сарматские племена. Общение их происходило на старинном иранском диалекте. Ещё в первом веке нашей эры одна половина кочевников решила осесть на территории нынешней Осетии, остальные - пошли дальше.

Именно этот период положил начало истории традиционной кухни осетин. Кухня скифов-кочевников постепенно преобразуется в блюда народа Осетии. А иначе и быть не могло, теперь осетины живут на одном месте, имеют свои дома и хозяйство. Самым важным продуктом питания для них в это время становится мясо.

Значение осетинских пирогов в кулинарных традициях осетинского народа

Национальная кухня Осетии формировалась в течение столетий, и немалое влияние на нее оказал кочевой образ жизни предков современных осетин - сарматов, древних скифов. Например, современный настоящий осетинский пирог совершенствовался в течение всего этого времени, и сегодня он готовится уже не совсем так, как делался изначально. К примеру, раньше пирог готовился исключительно из пресного теста, сегодня же его можно готовить как из дрожжевого, так и из бездрожжевого теста.

Варианты пирогов

В Осетии настоящий осетинский пирог - это поистине культовое блюдо. Без него не обходится ни одно торжество или национальный праздник, их готовят по случаю дня рождения и ухода человека из жизни. Название изделия зависит от его начинки.

Форма

Изготавливают их либо круглыми, либо треугольными, и это не случайно. Народная осетинская философия рассматривает круг как символ бесконечности по сути, но завершенной по форме. Треугольник символизирует плодоносную и созидательную мощность всего мира.

Символичность

По случаю праздника осетины всегда готовят три пирога и ставят их на столе друг на друга (не рядом, а именно сверху друг на друга). Делается так потому, что согласно осетинской философии, три главные составляющие жизни располагаются именно таким образом

По христианской традиции жители Осетии ставили на стол три пирога в честь Отца, Сына и Святого духа, это соответствует дохристианской символике о трехмерном создании мира - Солнце, Воздух и Земля. А в траурный момент их было два, пирог, символизирующий Солнце, убирали. Над ними произносили молитвы и говорили тосты. Потом пирог делили на восемь частей и только после того, как самый старший положит кусок младшему, можно было приступать к застолью. Во время религиозных праздников пекли треугольные пироги с сырной начинкой.

Старший из рода начинал застолье, обращаясь к высшим силам с ритуальной благодарственной речью, после чего осторожно раздвигал пироги. Есть их можно было только после этих действий.

Разрезать настоящий осетинский пирог тоже следует по-особому. Строго на четыре части, крестообразно. Таким образом, на столе соседствовали две самых главных фигуры из любой мировоззренческой и религиозной философии: крест и круг. Круг согласно традиционным понятиям является центром мироздания, а крест символизировал четыре направления, четыре луча, по которым все во вселенной развивается.

Числовая магия в традициях

Согласно традициям, вполне допускается разрезать пироги не на четыре, а на восемь частей. Эта идея не может считаться противоречивой, так как сначала выпечку разделяют на четыре куска, а уже потом они дробятся на восемь.

На этом числовая магия в традициях не заканчивается. Три пирога на столе. Каждый разделяется на четыре части. Итого получается семерка - число, которое почитается у многих народов мира. Именно семерка является символом мировой гармонии.

Еще три изделия выпечки на столе символизируют время: сегодня, вчера, завтра.

Ритуальные традиции

Если настоящий осетинский пирог готовится для ритуального обряда, то этот процесс происходит особым образом. Уже за неделю до назначенного дня начинали обрабатывать зерно, а само тесто замешивалось при полном молчании. Во время приготовления женщины прикрывали рот чистыми платками и несколько раз тщательно вымывали руки. И до сегодняшнего дня женщины в Осетии не начнут готовить настоящий осетинский пирог, пока не уберут аккуратно под платок волосы и не вымоют руки.

Осетинская кухня

На сегодняшний день Осетия, местность, раскинувшаяся на территории центрального Кавказа, разделена на две части: республику Северная Осетия (Алания), входящую в состав Российской Федерации, и Южную Осетию. Несмотря на такую обособленность, рецептами национальной осетинской кухни пользуются как в южной, так и в северной части данного региона, и уж что-что, а кухню Осетии делить на две части точно не стоит.

Осетинские пироги - визитная карточка национальной кухни

Знаменитый по всей Осетии пирог Чъирите выпекают из пшеничной муки. Начиняют его бараниной, говядиной либо мясом домашней птицы. Не менее известны также осетинские чуреки, их готовят из смеси пшеничной и кукурузной муки.

По традиции гостей угощают не менее чем тремя пирогами. Так осетины выражают своё уважение и расположение пришедшему к ним в дом. В тесто для пирогов осетинские хозяйки не добавляют маргарин и яйца, и это одна из особенностей национальной кухни. Ещё с начала прошлого столетия тесто для мясных пирогов Фыдчин замешивалось лишь на пшеничной муке, сыворотке либо воде.

Пресное тесто на сегодняшний день утратило свою популярность. Осетинские пироги начиняются не только мясом. С этой целью широко используются также и овощи: тыква, листья свеклы, картофель, капуста. Нередко в качестве начинки применяется традиционный осетинский сыр, который изготавливают в домашних условиях, называется он Уæлибах.

Осетины тысячелетиями пекут свои традиционные пироги с разнообразной начинкой. Пекут на праздники, свадьбы, поминки и по будням. Во всех случаях кроме траурных, на стол кладут три пирога. На больших праздничных столах возможны несколько тарелок по три пирога на каждой. Перед произношением первого тоста-молитвы пироги положено раздвинуть (верхний - в левую от старшего сторону) так, чтобы было видно, что их - три. Четное количество пирогов на столе (чаще - по два) - атрибут поминок.

Форма пирогов обычно круглая, около 30-35 см в диаметре. Для случаев культовых, религиозных праздников пекут также треугольные пироги с сырной начинкой (артадзыхонта).



© 2010-2022