Использование современных образовательных технологий

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочном пространстве

Сегодня переход на качественно новое образование с внедрением ФГОС требует совершенно новой формы организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития детей. В основе - системно-деятельностный подход, предполагающий формирование учебной деятельности в целом, а не только предметных знаний и умений.

Необходимым условием эффективности обучения является использование современных образовательных технологий. Методическая литература, интернет-сайты дают информацию о том, что в арсенале педагогов насчитывается более ста технологий. Как выбрать нужную, как применить на своём предмете? Эти и другие вопросы встают передо мной, когда я планирую уроки.

Урок технологии - особый урок, который имеет, прежде всего, практическую направленность. Результат урока - конечный продукт. Без приобретения необходимых предметных знаний достижение высокого результата вряд ли возможно. Поэтому я использую в своей деятельности как технологию традиционного обучения (иллюстративно-объяснительный, репродуктивный метод - обучение ремеслу), так и современные технологии, без которых уже трудно представить современное образование.

Во всём многообразии технологий я выбираю те, которые помогают реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с учётом возрастных и психологических особенностей.

Мною освоены и накоплена большая практика в применении следующих технологий: проектная, исследование, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, групповая работа, ИКТ. Применяю на уроках элементы современных технологий (методы, приёмы): «Зигзаг» (элемент технологии РКМПЧ), «Мозговой штурм», «Шесть шляп», «Чемодан мудрости», другие. Данные технологии соответствуют новым требованиям ФГОС, так как направлены на развитие личности обучающегося на основе УУД. Ниже я рассмотрю некоторые технологии, приёмы, применяемые мною в практике.

1. Использование проектно-исследовательских технологий.

Новый образовательный стандарт по «Технологии» предполагает выполнение, прежде всего на уроке, каждым учащимся не менее одного проекта в год. Таким образом, в проектной деятельности на уроке занято 100% обучающихся. Ученицы выполняют минипроекты (рассчитанные на 2-4 урока), долгосрочные проекты (8-10 занятий).

Выполненные проекты ученицы защищают в конце четверти на уроке технологии. На защиту приглашаются классный руководитель, мальчики этого класса, руководитель методобъединения предметов эстетического цикла. Некоторые темы проектов:

  • 5 классы: «Изготовление фартука»; «Лоскутное панно»;

«Сервировка стола»; «Приготовление блюд русской кухни».

  • 6 классы: «Изделие на базе цельнокроеной конструкции»; «Вязание в интерьере детской комнаты»; «Вязаная бижутерия»;

«Сервировка праздничного стола».

  • 7 классы: «Декоративная подушка»; «История юбки»; «Кухня народов мира».

  • 8 классы «Мягкая игрушка»; «Моя профессиональная карьера»; «Работа подростка в летнее время».

Мой опыт работы показал, что для успешного выполнения проектной работы необходимо, чтобы ученик воспринимал деятельность, как нужную ему, личностно значимую. Требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая, интересная и значимая для ребёнка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также приобрести в ходе выполнения проектной работы новые.

Выбор темы проектов осуществляется по-разному. Направление предлагаю я в соответствии с тематическим планированием. Например, «Проект «Лоскутное панно». Ученицы выбирают тему внутри проекта: «Природа», «Животный мир», «История моды» и т.д.

Пример проектной работы:

5 класс. Проект «Лоскутное панно «История моды». 2013 год.

Проект «Лоскутное панно» ученицы выполняют по окончании изучения раздела «Элементы материаловедения». Изготавливая аппликацию, учащиеся применяют знания о видах, свойствах тканей, основах цветоведения. В начале работы перед детьми ставится цель: изготовить панно для оформления интерьера комнаты для девочки. Затем ученицы формулируют задачи, обсуждают «рамки проекта», разрабатывают эскиз. Следующий этап: выбор материалов, инструментов; технологическая деятельность по изготовлению панно из лоскута.

Школьницы с интересом выполняют данную работу. Её особенность в том, что ученицы не просто делают «картинку из ткани», - они делают панно для оформления своей комнаты. Именно «практическая направленность» является одним из основных принципов метода проектов в технологическом образовании. Заключительный этап: оформление выставки готовых работ, защита проекта. Использование современных образовательных технологий.

Рефлексия, обсуждение, внешняя оценка не менее интересны для обучающихся, чем сама работа. В ходе защиты ученица рассказывает, как она делала панно, из каких тканей, с какими трудностями столкнулась, даёт самооценку своей работы. Затем идёт внешняя оценка одноклассниц, всех, кто приглашён на защиту проекта. Оценка за готовое изделие - это коллегиальное мнение всех участников просмотра.

Выставка, защита проекта перед одноклассниками - это формы мониторинга учебной деятельности школьников.



Результативность использования проектной технологии

Эффекты проектной работы на уроке очевидны:

- повышение мотивации к обучению, развитие интереса у обучащихся к данному предмету, и, как следствие, высокая абсолютная и качественная успеваемость (100%);

- образовательный эффект: ученицы получают новые технологические знания (предметные), расширяется кругозор учащихся.

- Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности;

- социальный эффект: дети изготавливают подарок своим близким; иногда они выполняют проект для оформления кабинета, школы;

- проект даёт «толчок» к саморазвитию: после выполнения подобного проекта ученицы проявляют интерес к различным областям: дизайн помещений, организация праздников, декорирование предметов интерьера, одежды, и они активно начинают заниматься «рукотворчеством», происходит творческое развитие ребёнка;

- увеличение количества обучающихся, которые начинают выполнять долгосрочный проект уже во внеурочной деятельности.

Результаты и эффекты проектной деятельности на уроках технологии очевидны. По-моему мнению, именно проектный метод, как никакой другой, работает на решение задач ФГОС по формированию универсальных учебных действий у школьников, способствует повышению интереса к процессу обучения и активному восприятию учебного материала. Проектный метод способствует достижению личностных, метапредметных результатов, к которым предъявляются особые требования.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений и ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;

- сформированность социальных компетенций и правосознания;

- способность ставить цели и строить жизненные планы.

- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

- самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

- построение индивидуальной

образовательной траектории.



Формы мониторинга проектной деятельности

в рамках урочной деятельности


1. Выставка проектных учебных работ с представлением и защитой

(в рамках урочной деятельности).

2. Индивидуальное и коллективное оценивание выполненных работ по критериям: художественное оформление, дизайнерское проектирование, технология выполнения.

3. Промежуточный учебный просмотр выполненной работы.

4. Тесты на знание теоретического материала.

5. Административные контрольные работы.

6. Творческий экзамен (защита творческого проекта) в 8 классе как итоговый мониторинг по предмету.

7. Участие в школьных выставках декоративно-прикладного творчества.

Применение элементов современных образовательных технологий на уроках.

Современному ребёнку часто бывает скучно на уроках с традиционной системой обучения. А раз скучно, значит, нет мотивации к обучению. С другой стороны, ученик и рад бы учиться, но чего-то не хватает. Исследования показывают, что человек усваивает на таких уроках до 30% того, что видит, слышит, читает. Но когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в принятии решения, формулировке выводов, он запоминает и усваивает материал до 90 % (по данным исследований российских, немецких учёных).

Какими именно методами и приёмами работы в учебном процессе целесообразно пользоваться сегодня? Совершенно очевидно, что современный урок должен строиться по-новому. Даже такой «не основной» предмет, как технология, нуждается в пересмотре: и программный материал, и методы обучения.

Обучаясь на курсах ПК, я познакомилась с современными образовательными технологиями. Но чаще всего нам приводили примеры для основных предметов: русский язык, физика, химия и т.д. Возникали вопросы: как технологию РКМЧП и другие применить для своего предмета? На самом деле, это оказалось возможным.

В моей педагогической копилке на сегодняшний день достаточно много разработанных уроков с применением элементов современных образовательных технологий. Такие новшества делают урок более ярким, интересным, иногда - необычным.

Ниже я рассмотрю несколько технологий, применяемых мной в образовательном процессе.

1. Проблемное обучение. Групповая работа.

Данные технологии я применяю при изучении следующих блоков: «Работа на швейной машине», «Моделирование швейных изделий», «Материаловедение».

Приведу пример урока в 5 классе. При изучении темы «Неполадки в швейной машине» я создаю проблемную ситуацию «Машина не шьёт!». Нужно отметить, что эти слова придуманы не мной, именно эту фразу произносят девочки, когда сталкиваются с данной ситуацией.

Ученицы делятся на группы, каждая из групп получает «сломанную» машину. Причём, у каждой группы - своя («созданная» мной) неполадка. Задача: найти причины неполадки, указать способы устранения, устранить неполадку. Урок проходит очень интересно; девочкам нравится разбирать машину, что-то откручивать, разыскивая причину неполадки. Для решения проблемы ученицы используют уже полученные на прошлых уроках знания об устройстве машины, о способах заправки, о правилах работы на швейной машине.

В результате работы в группе выдвигаются различные гипотезы и способы решения проблемы. Затем каждая группа выступает со своим решением по устранению неполадок в машине.

Иногда подобный урок я провожу, не разделяя девочек на группы. Здесь каждая ученица получает свою «сломанную» машину. Девочки должны не только практически найти причину неполадки, но и описать всё в тетради, сделать выводы.

Урок, проведённый мной в 5 а , 5 б классах (март 2014 г.) показал, что с работой справились 80% обучающихся. В среднем, 3 человека из каждого класса не справились с проблемой.

Комментарии. Такой результат - это работа для меня, как для педагога. Здесь начинается индивидуальная работа с каждой девочкой. Сложность в том, что такие ученицы имеют неразвитые пространственное мышление, память, логическое мышление. Поэтому им сложно установить причинно-следственные связи. Опыт показывает, что в данной ситуации можно добиться успеха неоднократным объяснением, повторением определённых действий. Через неделю я повторила для этих учениц приём с «неполадками». Результаты уже лучше.

Выводы.

1. Проблемные ситуации способствуют изучению объекта через самостоятельное открытие. Для решения проблемы учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление. Такая проблемная ситуация позволяет обучающимся самостоятельно получать новые знания и умения, стимулируют активное использование уже имеющихся знаний по технологии.

2. Проблемное обучение способствует достижению таких личностных результатов, как «проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности».

3. Проблемный урок способствует развитию регулятивных УУД: «планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, различать способ и результат действия; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве».

4. Происходит развитие познавательных УУД: «устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей».


© 2010-2022