- Преподавателю
- Технология
- Тема работы: «Технология выполнения калмыцкой национальной вышивки «зеег»»
Тема работы: «Технология выполнения калмыцкой национальной вышивки «зеег»»
Раздел | Технология |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Боктаева Б.Б. |
Дата | 07.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МОКУ «Целинная СОШ имени К. Эрендженова»
Тема работы: «Технология выполнения калмыцкой национальной вышивки «зеег»»
Выполнила: Мазилка Нина, ученица 8 класса
Руководитель: Боктаева Байрта Борисовна, учитель технологии
Аршан-Булг, 2014 г.
Декоративно-прикладное искусство Калмыкии разнообразно и красочно. Основным направлением в его развитии стал орнамент. Калмыцкий народный орнамент представляет собой оригинальную, разнообразную по формам и колориту область декоративного искусства. В нем наибольшее использование нашли геометрические, растительные и животные формы, созвучные духу народа.
Калмыцкий орнамент берет свое начало в далеком прошлом Востока, откуда вышло и само этническое ядро калмыков. В основе многочисленных калмыцких орнаментальных мотивов лежат стилизованные изображения рогов, степных трав и цветов, солнца, луны и звезд, огня, облаков.
Каждому из орнаментов в декоративном калмыцком искусстве определены свое место и техника исполнения. Например, войлокам присущ линейный, геометрический, состоящий из ромбов, квадратов, треугольников, зигзагов орнамент и мотив меандра. На сосудах из кожи чаще всего использовался растительный и зооморфный орнамент, мотив солнца и креста.
В вышивке женских головных уборов, одежды и разных декоративных предметов наибольшее использование получил орнамент в виде побегов лозы, листьев, бутонов, цветов тюльпана, лотоса, розы. Кроме того, в калмыцкой вышивке встречаются также элементы астрального орнамента (звезды, крест, солнце и луна).
Наши предки в каждый орнамент, узор вкладывали определенный смысл и по орнаменту можно было понять, о чем думал мастер, о его мечтах, и, конечно, о пожеланиях.
Например: геометрические: дольган зег - волновый - символ надежды и радости;
зе зег - от слова «зе» - племянница или внучка по женской линии в роду- женский орнамент, символ женской красоты;
монгня зег - от слова «монгн» - монета - символ богатсва, благоденствия;
токуг зег - от слова «токуг» - стрелообразная подвеска из драгоценного металла -женский орнамент, символ начала всех начал;
Растительные: байр зег -от слова «байр» - радость, число лепестков зависело от желания заказчика;
Зооморфный: хуц зег - от слова «хуц» (баран) - символ богатства скотовода;
Астральный: бембя зег - от названия планеты Сатурн. День Сатурна - суббота.со значением благопожелания (слайд с анимацией всех видов)
Мастера прикладного искусства широко использовали безграничные возможности цвета. Типичная в орнаментике цветовая гамма состоит из шести основных цветов - желтого, зеленого, красного, синего, белого (серебристого) и черного. Для многих работ характерна также цветовая гамма из четырех цветов: желтого, зеленого, красного и черного. Все цвета имели символическое значение.
Красный - цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце - источнике всего живого на земле.
Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Голубой - цвет неба - символ верности и преданности; зеленый - цвет весны, покоя и стабильности. Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север. Белый цвет означал свет и жизнь; черный - тьму и мрак.
Один из распространенных видов вышивки: «Зеег» .
«Зеег» - наложение ниток, шнурка, которые крепятся второй ниткой по форме рисунка.
Для вышивки калмыки применяли цветную шерстяную, серебряную, золотую нити.
Технология выполнения вышивки:
Подготовительным этапом перед вышивкой является заготовка шнура. Для выполнения калмыцкой вышивки необходимо скрутить шнуры, причем чередуя правую и левую крутку. Разложить цветные нитки в порядке их расположения в орнаменте. Затем отмерить нити необходимой длины, сложить их в несколько сложений, и приступить к скручиванию шнура
Прикреп - фиксирующие поперечные стежки, которые располагают на одинаковом расстоянии друг от друга. Это расстояние зависит от узора (3-10мм). Важно соблюдать симметрию и не допускать слишком больших расстояний между стежками, чтобы не провисала основная нить.
Используя данную технику калмыцкой вышивки «Зеег» мы декорировали детский жилет. В работе использовали шерстяной шнур трех цветов: красный, желтый, зеленый. По срезам жилета использовали орнамент «Дольган зег».
«Дольган зег» - от слова «дольган» - волна, волновой. Композиция в виде цепи крупных опрокинутых полусфер. Широко распространенный орнамент, применялся для украшения многих бытовых предметов, одежды как символ надежды и радости.
Полочки жилета украсили орнаментом «Байр зег».
«Байр зег» - от слова «байр» - радость.Цветок с пятью лепестками. Число лепестков могло быть и больше: до семи, например, и зависело от желания заказчика или исполнителя, которые хотели в орнаменте воплотить значимые для них цифры. Использовали как женский орнамент в различных вариациях.
Этапы выполнения работы.
-
Разметка орнамента
-
Выполнение вышивки «Дольган зег»
-
Выполнение вышивки «Байр зег»
-
Готовое изделие.
7