Методическая разработка урока по теме «Выпиливание ручным лобзиком (подарок к 8 марта)»

"Описание материала: План конкурсного урока по предмету Технология (вариант для мальчиков) Дата: 05 марта 2014г. Учитель: Емельянова Е.В. Дисциплина: Технология Направление: Индустриальная технология Раздел: Технология обработки поделочных материалов Тема: Выпиливание изделий из фанеры к празднику 8 Марта Цель урока: продолжить навыки работы ручным лобзиком Данный материал предназначен для помощи педагогам по предмету технология, весь материал разработан по Федеральному стандарту. В плане урока по ФГОС дан дополнительный материал - карточки задания, кроссворд, приложения
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План открытого урока по предмету «Технология»


Класс: 5 Г

Дата: 05 марта 2014г.

Учитель: Емельянова Е.В.

Дисциплина: Технология

Направление: Индустриальная технология

Раздел: Технология обработки конструкционных и поделочных материалов

Тема урока: Выпиливание лобзиком

I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Цель урока:

Сформировать умения работы ручным лобзиком

Задачи урока:

Образовательные:

ознакомление с устройством лобзика, правилами работы и техникой безопасности при работе с ручным лобзиком

Развивающие:

  • развитие творческого мышления, воображения, самоконтроля

  • развитие умений ставить цели, планировать последовательность действий, способность контролировать и корректировать свои действия

  • умение вести учебное сотрудничество на уроке с одноклассниками

  • умение выражать мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения

Воспитательные:

воспитание культуры поведения, аккуратности, ответственности

УУД:

  1. Предметные:

    1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы с лобзиком, приспособлениями для выпиливания, художественной обработки материала

    2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов .

    3. Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений.

    4. Способствовать осознанию основного технологического материала.

    5. Способствовать формированию представления о художественно-прикладной обработки фанеры

    6. Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.

    7. Создать условия для выявления причинно-следственных связей:

  • Раскрыть причины некачественной работы при выпиливании

  • Выяснить последствия неправильной работы при выпиливании

    1. Способствовать пониманию закономерности теории и практики

  • Создать условия для выявления взаимосвязи между предметами технологии, рисовании, математикой

  • Способствовать пониманию зависимости между предметами технологии, рисовании, математикой

  1. Личностные:

    1. Способствовать формированию мотивации к результативной деятельности, личностная оценка содержания изучаемого материала

    2. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми техническими словами, ее выразительности и оттенков).

    3. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать свою работу, выделять главное при выстраивании технологического процесса, сравнивать свою работу с работой друзей по классу, строить аналогии , обобщать и систематизировать успехи в работе, доказывать и опровергать свою правоту, определять и объяснять технологические понятия при выполнении определённых операций, ставить и разрешать проблемы во время урока).

    4. Способность к самооценке своих интеллектуальных для труда в различных сферах.

    5. Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, света формы).

    6. Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук при разметке и выпиливании, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе).

    7. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».

    8. Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся.

    9. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся на теории и практике

    10. Способствовать осознанию необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.

    11. Способствовать формирования понимания бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам.

    12. Способствовать формированию готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.

  1. Метапредметные:

    1. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности.

    2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

    3. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

    4. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.

  1. Профориентационные:

    1. Обобщить у учащихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

    2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

    3. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

    4. Воспитывать уважение к работающему человеку.

    5. Сформировать представление о профессии столяр, краснодеревщик, декоратор

Планируемые результаты:

Личностные:

  • научиться устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивами

  • научиться оценивать полученные знания исходя из социальных и личностных ценностей

Предметные:

  • знать устройство лобзика

  • правила работы с инструментом

  • правила техники безопасности

Метапредметные:

  • уметь экономно расходовать материал

  • уметь использовать дополнительную информацию

  • соблюдать культуру труда

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

  1. кабинет технологии;

  2. компьютер;

  3. мультимедийный проектор;

  4. экран;

  5. столярная мастерская;

  6. верстаки;

  7. станок сверлильный,

  8. инструменты, приспособления: карандаш, копировальная бумага, лобзики, выпиловочные столики;

  9. материалы: бумага, фанера, лак, кисти,

Дидактическое обеспечение:

  • учебник: А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко «Технология. Индустриальные технологии» 5 класс Москва: «Вента-Граф, 2012

  • сборник заданий (Приложение 1):

  • дополнительная литература (словари, справочники): мультимедийное приложение к разделу

  • учебно-техническая документация (УТД) (Приложение 2):

  • технологические карты (ТК): эскиз изделия

  • инструкционные карты (ИК): операционная карта

  • инструкционно-технологические карты (ИТК):

  • информационные карты (ИфК): мультимедийное приложение

  1. образцы объектов труда (Приложение 3): готовые изделия

  2. образцы поузловой обработки изделий (Приложение 4); детали изделия

  3. материалы для контроля знаний учащихся (Приложение 5):

  • карточки-задания: Выпиливание лобзиком

  • тесты: задание

  • кроссворд

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, практические работы

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-практикум

Межпредметные связи: черчение (разметка заготовок), экология (знание сортов фанеры, древесины), экономика (экономное использование материала), изобразительное искусство (эскиз, рисунок)

Словарная работа на уроке: лобзик, выпиловочный столик, пилочки, отделка, морилка, лакирование, лак, краснодеревщик, лакировщик.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивационно-целевой этап

I. Организационный момент

Цель этапа:

  • настройка учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний

  • создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

  • приветствие

  • проверка явки учащихся

  • заполнение учителем классного журнала

  • проверка готовности учащихся к уроку

  • настрой учащихся на работу

  • доведение до учащихся плана урока

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-эмоциональный настрой на урок положительный

Формируемые способы деятельности:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-помощь учителю в проверки явки на урок

Формируемые способы деятельности:

-выявление к готовности к уроку

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-активное слушание учителя

-выдвижение предложений о теме урока

Формируемые способы деятельности:

- формулирования собственных ожиданий

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

-слушание собеседника

Формируемые способы деятельности:

-построение понятных для собеседника высказываний

II. Проверка выполнения домашнего задания

Цель этапа:

  • установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания

  • устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях

  • выяснение степени усвоения заданного на дом материала

  • определение типичные недостатков в знаниях и их причины

  • ликвидация обнаруженных недочётов

  • выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок

  • обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися

  • формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще

  • использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-повторение ранее изученного материала

Формируемые способы деятельности:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-контролируют правильность ответов учащихся

Формируемые способы деятельности:

-оценивают результаты по алгаритму

-адекватное восприятие оценки учителя

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

-взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности:

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

- взаимодействуют с учителем во время опроса

Формируемые способы деятельности:

- продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

-умение полно и точно выражать свои мысли

III. Актуализация знаний

Цель этапа:

  • организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания

  • актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

  • предъявить задания, близкие жизненному опыту детей

  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний

  • организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании

(Приложение 2)

  • организация задания на повторение

  • эвристическая беседа

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-активизация имевшихся ранее знаний

-активное погружение в тему

-высказывание различных вариантов решения данной проблемы

Формируемые способы деятельности:

-умение слушать в соответствии с целевой

установкой

-принимать и сохранять учебную цель и

задачу

-дополнять, уточнять высказанные мнения

по существу полученного задания

Регулятивные УУД

Формируемые способы деятельности:

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Формируемые способы деятельности:

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

Формируемые способы деятельности:

Практический этап

IV. Проблемное изложение нового знания

Цель этапа:

  • зафиксировать причину затруднения

  • сформулировать и согласовать цели урока

  • организовать уточнение и согласование темы урока

  • организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала

  • организовать фиксацию преодоления затруднения

(Приложение 3)

  • объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся

  • заслушивание учащихся

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

Формируемые способы деятельности:

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

- самостоятельное определение темы урока

- осознание целей и задач обучения

- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению

Формируемые способы деятельности:

-формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

-формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

-формирование умения слушать и понимать других

-формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

-формирование умения работать индивидуально и в парах

Познавательные УУД

Осуществляемые действия :

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

- развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме

- развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

- развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации

- развитие умения строить простые рассуждения

Формируемые способы деятельности:

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

V. Первичное закрепление

Итог урока:

  • зафиксировать во внешней речи алгоритм выполнения

  • организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах)

(Приложение 4)

  • использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.

  • обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.

  • умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями

Личностные УУД

Осуществляемые действия

- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

- применение на практике и последующее повторение нового материала

Формируемые способы деятельности

-формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

-формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Познавательные УУД

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия

-формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Формируемые способы деятельности

-формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с по

VI. Физкультминутка

(Приложение 5)

VII. Практическая работа «Изготовление подарка к 8 Марта для мамы» с самопроверкой по эталону

Цель этапа:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке

  • проверить умения работать по алгоритму

  • организовать самостоятельную работу учащихся

  • организовать самопроверку самостоятельной работы

  • по результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок

  • по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха

(Приложение 6)

7.1. Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение учащимся названия практической работы;

  • разъяснение учащимся задач практической работы;

  • ознакомление учащихся с объектом труда - образцами;

  • ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

  • ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);

  • предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы);

  • инструктаж по технике безопасности.

7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.

7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

7.3.1. Формирование новых умений:

  • проверка организованности начала работы учащихся;

  • проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);

  • соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

7.3.2. Усвоение новых знаний:

  • проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

  • инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

7.3.3. Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению о дельных операций и задания в целом;

  • концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

  • контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

  • рациональное использование учебного времени учащимися.

7.4. Заключительный инструктаж учителя:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

  • разбор типичных ошибок учащихся;

  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

  • повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

-проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности

- выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся

- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

Формируемые способы деятельности:

-применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

-самоконтроль выполнения задания

-взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность

Формируемые способы деятельности:

--планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане

Познавательные УУД

Осуществляемые действия:

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-усвоение новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации

Формируемые способы деятельности:

-умения структурировать знания

-выбор наиболее эффективных способов решения задач

-построение логической цепи рассуждений

Рефлексивно-оценочный этап

VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Цель этапа:

  • включить новый способ действий в систему знаний

  • тренировать способность применять новый алгоритм действий

(Приложение 7)

  • инструктаж учителя по выполнению домашнего задания - декорирование выпиленных изделий

  • задание учащимся на подготовку к следующему уроку (принести фанеру, лобзики, пилочки, наждачную бумагу)

Познавательные УУД

Осуществляемые действия :

-отработка алгоритма по изученной теме «Выпиливание лобзиком»

-творческая переработка изученной информации поиск в традиционных источниках

-поиск в Интернет источниках и электронных книгах

Формируемые способы деятельности:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

-поиск и выделение информации

IX. Уборка рабочих мест

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

  • организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока

  • организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

  • по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности

(Приложение 8)

  • рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока

  • объективная и комментированная оценка результатов индивидуального труда учащихся на уроке

выставление отметок в классный журнал и в электронный журнал

Коммуникативные УУД

Формируемые способы деятельности:

-формирование умений полно и точно выражать свои мысли

Осуществляемые действия:

-оценка и самооценка учебной деятельности

-обобщение и систематизация знаний

-учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Литература:

  1. Симоненко, В.Д. Программа начального и основного общего образования [Текст]: Сборник / В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 192 с.

  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПО УЧЕБНИКАМ Министерства образования и науки Российской Федерации. - [Электронный ресурс] /. - Электрон. дан. - Режим доступа: fsu.edu.ru/p1.html, свободный. - Загл. с экрана, дата просмотра 15.05.2012г.

  3. Есенкова, Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» [Текст] / Авт. сост. О.В.Атаулова; Под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. - Ульяновск:УИПКПРО, 2004. - 88с.

  4. Сасова, И.А. Технология: 5-8 классы: Программы [Текст] / Сасова И.А., Марченко А.В.. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 96 c.

  5. Симоненко, В.Д. Технология: программа. 5-8 классы [Текст] / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 148 с.

  6. Атаулова, О.В. К вопросу о структурной схеме урока технологии [Текст] / О.В. Атаулова. // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. - М.: Изд-во «Эслан», 2003. - С. 117-119.

  7. Логвинова, И.М., Копотева, Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ - № 12/2011.- С. 12-18





Приложение



Техника безопасности при выпиливании ручным лобзиком



При выполнении работ связанных с художественным выпиливанием лобзиком необходимо соблюдать следующие правила безопасной работы:

  • Работать исправными лобзиком и шилом, с хорошо насаженными ручками.

  • Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.

  • Надёжно закреплять пилку в рамке лобзика.

  • Не делать резких движений лобзиком.

  • Зачищать изделие надфилем с исправной и хорошо насаженной ручкой.

  • Не захватывать носок надфиля пальцами левой руки.

  • Не сдувать опилки и пыль с изделия, пользоваться щёткой.

  • При отделке изделия проветривать помещение.

  • Не лакировать и не морить поверхности вблизи нагревательных приборов. -Не нюхать лак и морилку во избежание отравления.

  • Избегать попадания лака и морилки на открытые поверхности тела.

  • После работы тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом.

Кроссворд по теме Ручной лобзик - 5 класс

Ф.И. ученика ___________________________________ класс ________________

Вопросы:

по вертикали: 1: деталь лобзика

по горизонтали: 2: острые части пилки

по вертикали: 3: наименование материала из которого можно выпиливать детали

по горизонтали: 4: деталь лобзика в виде дуги

Начало формы

по горизонтали: 5: устройство, которое служит для разметки заготовок при выпиливании

Конец формы

Начало формы

по вертикали: 5: инструмент для проделывания отверстий в заготовке

по вертикали: 6: инструмент для вырезания узоров и рисунков из фанеры и досок

по горизонтали: 7: наименование материала из которого можно выпиливать детали

по вертикали: 8: специальное приспособление для выпиливания

по горизонтали: 9: деталь лобзика

Конец формы

1

2

3

4

5

6

7

8

9







Тест по теме Ручной лобзик - 5 класс

Ответы:

1Р

2з

у

б

ь

я

3Ф

ч

4Р

А

М

К

А

Н

а

Е

Р

5ш

а

б

6л

о

н

и

о

л

б

о

з

и

7д

о

8с

к

а

т

о

9П

И

Л

К

а

и

к

Методическая разработка урока по теме «Выпиливание ручным лобзиком (подарок к 8 марта)»

Методическая разработка урока по теме «Выпиливание ручным лобзиком (подарок к 8 марта)»Методическая разработка урока по теме «Выпиливание ручным лобзиком (подарок к 8 марта)»

Методическая разработка урока по теме «Выпиливание ручным лобзиком (подарок к 8 марта)»

Методическая разработка урока по теме «Выпиливание ручным лобзиком (подарок к 8 марта)»Методическая разработка урока по теме «Выпиливание ручным лобзиком (подарок к 8 марта)»Методическая разработка урока по теме «Выпиливание ручным лобзиком (подарок к 8 марта)»Методическая разработка урока по теме «Выпиливание ручным лобзиком (подарок к 8 марта)»


© 2010-2022