Элективный курс Швейная фирма в системе бизнеса

Социологические исследования, проводимые со старшеклассниками, показывают, что многие из них испытывают чувство тревоги за свое профессиональное будущее в условиях нестабильности , невостребованности молодого поколения в обществе. Особенно остро стоит эта проблема перед выпускниками школ сельской глубинки, где ограничен выбор профессий, в том числе и молодежи, имеющей полное среднее образование.   Подготовить девушек к быстрейшей адаптации в жизни, предоставив им возможность овладеть такими проф...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс Швейная фирма в системе бизнеса.





Пояснительная записка

Необходимость и актуальность данной программы Социологические исследования, проводимые со старшеклассниками, показывают, что многие из них испытывают чувство тревоги за свое профессиональное будущее в условиях нестабильности , невостребованности молодого поколения в обществе. Особенно остро стоит эта проблема перед выпускниками школ сельской глубинки, где ограничен выбор профессий, в том числе и молодежи, имеющей полное среднее образование.

Подготовить девушек к быстрейшей адаптации в жизни, предоставив им возможность овладеть такими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут сориентироваться в условиях рыночной экономики, вести собственное дело, найти свое место в жизни.

Обоснование структуры предлагаемого курса. Для реализации этой цели вводится данный интегрированный курс "Швейная фирма в системе бизнеса". Рассчитан на учащихся 10 классов и включает вопросы профессиональной и экономической подготовки.

Программа не создаёт учебных перегрузок для школьников и построена таким образом, что изучение последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями, полученными на уроках технологии.

Цель курса: Способствовать выбору технологического профиля, приобщению к национальной культуре. Ознакомление и дополнение содержания профильного курса по технологии изготовления одежды, её дизайну, отделке одежды и интерьера дома, конструированию и моделированию.

Задачи курса:

  1. Выявить интересы, склонности учащихся, определить тип темперамента.

  2. Познакомить с классификацией одежды, декоративными и отделочными материалами

  3. Познакомить с историей моды и закономерностями её развития, со знаменитыми кутюрье и манекенщицами.

  4. Дать основы художественного проектирования одежды.

  5. Развивать интерес к русской культуре, истории развития стилей в одежде и её оформления.

  6. Развивать интерес к профессиям швеи, технолога, модельера-дизайнера.

Содержание курса. В программе предусмотрено повторение и закрепление обработки швов, мелких деталей, а также процесс разработки проекта. Учащиеся составляют учредительный договор и устав, создаваемой ими фирмы. В договоре закрепляется ответственность каждого учредителя фирмы за выполнение определенной части проекта: конструкторской, технологической, экономической и др. В условиях сельской школы весь класс работает над одним проектом, но при этом желательно изготовить несколько экспериментальных изделий.

Учащиеся получают, задание провести маркетинговое исследование швейных изделий: изучить спрос и предложение товаров, цены, определить конкурентов и потенциальных покупателей. В результате анализа собранной информации с учетом тенденций современной моды учащиеся создают эскизы изделий, которые, по их мнению, будут конкурентно способными на рынке. С этого момента начинается работа экспериментального цеха фирмы по выполнению спроектированных моделей. В 10 классе идет производство декоративной подушки, ясельной одежды. Также отводится время на художественную обработку изделия, девушки используют знания, полученные ранее.

Ориентируясь на эскизы моделей, старшеклассницы подбирают ткани и другие материалы, производят расчёт материальных затрат на одно изделие. Далее оценивают технологичность изделия, составляют технологическую карту и план раскроя. С учётом нормы времени на выполнение операций производят расчёт трудовых затрат и заработной платы, а затем, основываясь на проведённые расчеты вычисляют себестоимость, ожидаемую прибыль и минимально допустимую цену изделия. Программа маркетинговой разработки товара включает в себя : создание эскиза товарного знака, красочной упаковки и организацию рекламы, окончательный расчёт цены швейного изделия.

Работу над проектом завершает его защита. После этого проводится конкурс проектов, который можно заменить смотром экспериментальных моделей.

Формы обучения. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия - урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую. Основные формы работы на уроке - фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая - самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах. Обучение должно быть построено на основе совместной творческой деятельности учащихся и учителя. Роль учителя на уроке заключается прежде всего в активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся и в руководстве их практической деятельностью, но не с точки зрения выдачи заданий, а с точки зрения выработки совместного плана действий и обсуждения возможного хода работы.

Технологии, используемые в образовательном процессе. В основном ведётся на уроках классно-урочная организация обучения. Также учитель применяет личностно-

ориентированные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-

поисковая деятельность, использует игровые технологии. Не выпускает из виду и технологию критического мышления. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современное образование, поэтому использование новых информационных технологий на уроках просто необходимо.

Методы обучения.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. Словесные, наглядные, практические.

2. Индуктивные, дедуктивные.

3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость. Проекты направлены на достижение заранее определенного результата проектной деятельности, который в свою очередь отвечает интересам участника или участников этой деятельности.

Приёмы обучения.

Беседы, лекции, рассказ, демонстрация плакатов, схем, таблиц, выполнения технологической операции, практические задания, упражнения и проблемно-поисковые задания. К активным приёмам обучения относятся цифровые, числовые диктанты, головоломки, ребусы, синквейны, задания на поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление связи между терминами или действиями, поиск технологических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д. Есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий.

Принципы отбора содержания материала: научность; доступность; последовательность и системность изложения материала; преемственность и перспективность; связь теории с практикой; наглядность; целостность.

В курсе темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения материала.

Логические связи с другими дисциплинами. Связи курса с другими учебными предметами: с историей, литературой, музыкой и изобразительным искусством.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Общетехнологические, трудовые умения и способы деятельности. В результате изучения курса ученик независимо от изучаемого раздела должен:

знать/понимать:

- составляющие современного производства товаров или услуг;

- способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:

- способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;

- основные этапы проектной деятельности;

- источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь:

- оценивать потребительские качества товаров и услуг;

изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;

- составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

- использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;

- проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

- организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;

- выполнять изученные технологические операции;

- планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг.

Психолого-педагогическая характеристика класса содержится в приложении № 1.

Программа рассчитана для обучения элективного курса в 10 классе на общеобразовательном уровне. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ предусматривает изучение элективных курсов на ступени среднего общего образования на базовом уровне в количестве 1 часа в неделю (34 часа за год). В учебном плане МБОУ «Люкская средняя школа» на данный элективный курс обучающихся выделен 1 час в неделю (34 часа за год).

Учебно - тематический план.

№ п\п

Раздел

Кол-во часов

Из них

Практические работы

1

2

3

4

1.

Вводное занятие.

Организация швейной фирмы.

1


2

Машинные работы

7

6

3

Технолого-экономическое обоснование выбора модели постельного белья

5

5

4

Технолого-экономическое обоснование выбора модели грудничковой одежды или одежды ясельного возраста и технология их изготовления (ползунки, распашонка, чепчик нагрудник)

11

10

5

Рукоделие вязание крючком и на спицах

10

8

Учебно-тематическое планирование.

№ п\п

Тема, раздел

Кол-во часов

Содержание урока

1

2

3

4

1

Вводное занятие. Организация швейной фирмы.

1

Способы владения собственностью. Виды фирм. Устав фирмы и учредительный договор. Формирование уставного капитала. Регистрация фирмы.

1. Машинные работы. 7 ч

2

Инструменты и приспособления для ручных работ.

1

Вспомнить и закрепить знания об инстру-ментах и приспособлениях, терминологии ручных работ.

3

Технические условия и терминология машинных работ.

1

Технические условия и терминология ма-шинных работ. Их закрепление и пополне-ние новыми.

4

Соединительные швы

1

Классификация терминов и технические условия при выполнении машинных работах и влажно-тепловой обработке

5

Краевые швы

1

Закрепить знания бельевых швов, вспомнить и краевые швы

6

Отделочные швы

1

Закрепить знания по обработке отделочных швов, знакомство с новыми, их обработка.

7

Обработка складок, пришивание фурнитуры

1

Закрепить знания обработки складок и пришивания фурнитуры.

8

Пришивание фурнитуры

1

Практическое применение полученных знаний по пришиванию фурнитуры.

2. Технолого-экономическое обоснование выбора модели постельного белья. 5 ч

9

Технолого-экономическое обоснование выбора модели

1

Составить бизнес-план на изготовление комплекта постельного белья. Подготовить ткань к раскрою, раскроить.

10

Обработка простыни и наволочки

1

Применение соединительных и краевых швов.

11

Обработка пододеяльника

1

Применение соединительных, краевых и отделочных швов.

12

Окончательная обработка изделия

1

Окончательная и художественная обработка комплекта

13

Экономическое обоснование выбора модели. Расчёт себестоимости изделия

1

Провести маркетинговое исследование швейных изделий: Самооценка изделию. Расчёт себестоимости изделия. Разработка рекламного проспекта

3. Технолого-экономическое обоснование выбора модели грудничковой одежды или одежды ясельного возраста и технология их изготовления (ползунки, распашонка, чепчик нагрудник). 10ч

14

Технология изготовления изделия. Раскрой грудничковой одежды.

1

Составить бизнес-план на изготовление комплекта для малыша. Подготовить выкройки к раскрою, раскроить.

15

Шитьё ползунков

1

Познакомить с технологией обработки ползунков

16-17

Шитьё распашонки

2

Познакомить с технологией обработки распашонки

18-19

Шитьё чепчика

2

Познакомить с технологией обработки чепчика

20-21

Шитьё нагрудника

2

Познакомить с технологией обработки нагрудника

22

Окончательная обработка изделия

1

Подбор аппликации, фурнитуры для комплекта.

23

Контроль качества. Расчёты цены изделия. Организация рекламы

1

Самооценка изделию. Расчёт себестоимости изделия. Разработка рекламного проспекта.

4. Рукоделие вязание крючком и на спицах. 11 ч

24-26

Вязание пинеток

3

Познакомить с особенностями вязания одежды для детей ясельной группы.

27-29

Вязание варежек

3

Познакомить с особенностями вязания одежды для детей ясельной группы.

30-31

Вязание детской шапочки

2

Познакомить с особенностями вязания одежды для детей ясельной группы.

32-33

Вязание детской кофточки

2

Познакомить с особенностями вязания одежды для детей ясельной группы.

34

Расчёт себестоимости комплекта





Учебно-методическое обеспечение.


  1. Бакланов В.Н. Современное домоводство. Советы со всего света о том, как вести дом, укреплять семью и здоровье. 3-е изд. М.: Воскресенье, 1998.

  2. Вяжите сами.- М.: Изд-во ФАБР, 2003

  3. Даль В. И. Толковый словарь живого русского языка: Т. 1-4. - М., 1978.

  4. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово, 1998.

  5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Быстрый крючок.- М: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 1999

  6. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутки.- М: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 1998

  7. Скопцова М.Й. Технология: Учебное пособие: Учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц 5-8 классов. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997

  8. Рябцев Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII - XIX вв. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997.

  9. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс /Сост.Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова.- М.: 5 за знания, 2006

  10. Шитьё и рукоделие. Энциклопедия/ Гл. ред. И.А. Андреева- 2-е издание- М..: «Большая Российская Энциклопедия», 1999

  11. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997

  12. Юдина Н. А. Русские обычаи и обряды. М.: Вече, 2006


© 2010-2022