- Преподавателю
- Технология
- Сообщение: «Метод проектов» на уроках Технологии
Сообщение: «Метод проектов» на уроках Технологии
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шилкин А.Н. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сообщение
учителя технологии высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия №1» Шилкина А.Н. в рамках ШМО
на тему
«Метод проектов»
В своей работе как учитель технологии я использую метод проектов.
Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания - учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Системы действий преподавателя и учащихся.
С целью выделения систем действий преподавателя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Раскрою сущность взаимосвязи обучающего и обучающегося.
Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе
Стадии
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1. Разработка проектного задания
1.1 Выбор темы проекта
Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися
Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
1.2 Выделение подтем в темах проекта
Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора
Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую
Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта
Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)
1.3 Формирование творческих групп
Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности
Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды
1.4. Подготовка материалов к исследовательской
работе
Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.
Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом
1.5. Определение
форм выражения
итогов проектной
деятельности
Преподаватель принимает участие в обсуждении
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
2. Разработка
проекта
Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся. стимулирует их деятельность
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
3. Оформление
результатов
Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
4. Презентация
Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)
Докладывают о результатах своей работы
5. Рефлексия
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.
Желательна групповая рефлексия
Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.
Критериями оценки
являются достижение и цели проекта, достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.
Результат.
Если цели проекта достигнуты, то можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Ограничения в использовании технологии:
-
низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;
-
низкая мотивация учащихся к участию в проекте;
-
недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;
-
нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.