Проект. Куклы. Семья Ивана Грозного и Марфы Собакиной

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №60»

имени Героя РФ Д.О. Миронова


ПРОЕКТ

в образовательной области

«ТЕХНОЛОГИЯ»

тема: « Куклы. Семья Ивана Грозного

и Марфы Собакиной »




выполнила: Кулешова Наталья класс: 8А

возраст: 14лет

учитель: Чалдышкина Ольга Григорьевна


г. Рязань

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ОРГАНИЗАЦИОННО - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.1 ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

1.1.1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1.2 ВЫБОР И АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ ПРОЕКТА.

1.3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТА

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА

2.1.НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

2.2. ВЫПОЛНЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

2.3.ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

2.4. ТЕХНИКА ПРИМЕНЯЕМАЯ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ПРОЕКТА

2.5 ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЯ

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА

3.1 ЗАТРАТЫ

4. РЕКЛАМНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

5. ВЫВОДЫ ПО ЭТАПАМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ


1.ОРГАНИЗАЦИОННО - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП


  1. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

У моей бабушки есть прекрасная коллекция кукол русских царей и императоров. Я много раз видела, как бабушка с любовью и полной отдачей делает этих кукол. И не раз я сама помогала бабушке в работе, красила, грунтовала, шлифовала. И после этого мне очень захотелось самой сделать такую куклу.

Меня заинтересовал старинный костюм русской знати. Еще в 16 веке многие считали покрой русской одежды неудобным, смешным и некрасивым. Сегодня, спустя столетия, старинный русский костюм уже не кажется смешным, он завораживает своей красочностью, разнообразием и богатством отделки, величавым силуэтом. Покрой и приемы украшения этой одежды не менялись столетиями.

Целью данного проекта является:


  • Создание кукол первого русского царя Ивана Грозного и его третьей жены Марфы Собакиной в технике папье-маше

  • Изготовление одежды традиционной для царей и цариц.

Прежде чем начать работу я изучила литературу необходимую для данного проекта: исторические энциклопедии, журналы, книги по истории костюма. Нарисовала эскизы кукол, продумала варианты пропорций туловищ.

Изготовленные из папье-маше куклы царя и его жены могут быть одеты в различные одежды и использованы для различных коллекций: «Костюм русской знати», «Российские самодержцы», «Рюриковичи» и т.д.

Работа представляет собой две куклы высотой 40 сантиметров на подставке. Иван Грозный и Марфа Собакина.

На Иване Грозном надеты рубаха, брюки и зипун из красного атласа, шуба из парчи с меховым воротником, шапка. Шуба украшена «золотым» шитьем и расшита бисером, шапка оторочена мехом и также расшита бисером.

На Марфе Собакиной сорочка, платье из белого атласа с нашитой по подолу серебряной каймой. В качестве верхней одежды на кукле надето платно - длинный кафтан из парчи. Поверх платно надето меховое ожерелье. Головной убор представляет собой выполненный из золотой тесьмы венец с фатой, украшенный вышивкой из бисера.

ЭСКИЗ КУКЛЫ ЦАРЯ

Проект.Куклы. Семья Ивана Грозного и Марфы Собакиной.





ЭСКИЗ КУКЛЫ ЦАРИЦЫ

Проект.Куклы. Семья Ивана Грозного и Марфы Собакиной.





ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История Технологии изготовления

Искусство изготовления игрушек-сувениров - один из древнейших видов народного творчества. Слово «папье-маше» в переводе с французского языка означает «жеваная бумага» и представляет собой способ склеивания бумаги маленькими кусочками в 5 - 7 слоев по определенной форме или модели. Это рукоделие появилось в Китае еще до нашей эры. В России оно появилось позже 16 века. В промышленном производстве папье-маше представляет собой измельченную на волокно бумажную массу, смешанную с клеем, мелом или гипсом. В домашних условиях это рваная газетная бумага, пропитанная клеем, спрессованная в несколько слоев и загрунтованная.

Несколько слов о героях.

В конце 15 - начале 16 веков московская Русь стала большим и сильным государством. В него входят Тверь и Рязань, Новгород и Псков, Черниговские и Смоленские земли.

Проект.Куклы. Семья Ивана Грозного и Марфы Собакиной.Первым русским царем стал великий князь Иван Васильевич, Иван IV. Он родился в ночь с 24 на 25 августа 1530 года. В ту ночь над Москвой разразилась буря. От молний в разных местах города вспыхнули пожары. Ветер раскачивал колокола церквей, и они издавали пугающие звуки. Заговорили люди о том, что наступает недоброе время. Будущий царь рано потерял родителей. Его детство было неласковым и горьким. Наследника окружали люди, безразличные к его желаниям и интересам, их заботила только борьба за власть. Через много лет так царь писал о своем детстве: « Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище…». Детские обиды не забывал Иван IV всю жизнь.

В 1547 году в возрасте 16 лет его «венчали на царство» - возложили на голову корону. На Руси она называлась шапкой Мономаха. Происходило это торжественное событие в Успенском соборе Московского Кремля. Иван Васильевич стал именоваться царем и великим князем всея Руси, а страна - Российским царством.

У Ивана Грозного было несколько жен, но в мои героини попала Марфа Васильевна Собакина, третья его жена, Проект.Куклы. Семья Ивана Грозного и Марфы Собакиной.Марфа Васильевна Собакина (умерла 13 ноября 1571) - третья жена Ивана Грозного, дочь коломенского дворянина. Определённая в жёны царю после традиционной процедуры смотрин невест, наречённая царская невеста Собакина вскоре тяжело заболела. Брак состоялся 28 октября 1571 года, царица Марфа скончалась через 15 дней.




Одежда героев проекта

Мужские костюмы Московской Руси

РУБАХА

Основа мужского костюма - рубаха. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез - либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника рубаха не имела, но к нарядной рубахе пристегивался неширокий круглый воротник-ожерелье, а вокруг кисти рукав скрепляли запястьем. Ожерелье и запястье были сделаны из дорогой ткани и богато расшиты жемчугом и каменьями. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шелка.

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати - нижней. Существовала также горничная рубаха, которую бояре носили дома, в горнице, - она всегда была шелковой.

Рубахи были разных цветов, чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. Молодые мужчины подпоясывали рубаху по талии, а пожилые - несколько ниже, делали напуск над поясом, благодаря чему создавалось впечатление полной фигуры. Обычно рубаха имела длинные узкие рукава. Для свободы движения в пройму под мышкой вшивали четырехугольный кусок ткани - ластовину. На спину и грудь рубахи подшивала подкладку, так называемую подоплёку (отсюда произошло выражение «подоплека дела», т, е. его внутренняя сущность).


ПОРТЫ, ПОРТКИ

Необходимой принадлежностью мужского были порты. Форма их почти не изменилась с домонгольского периода: они были узкие, без разреза и крепились на шнурке - гашнике. Знатные люди носили по двое портов, причем верхние были обычно суконные или шелковые. Зимой порты могли быть на меху.

ЗИПУН

Поверх рубахи обычно надевали зипун, в народе называвшийся азямом. Это была легкая, скорее домашняя одежда, которая для крестьян служила, верхней. Зипун -распашная одежда, которая застегивалась встык, т. е. без запаха. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава, внизу застегивавшиеся на пуговки. Зипун не имел воротника, и обычно к нему пристегивали воротник-ожерелье. Вокруг талии он опоясывался. Бояре носили зипун только дома, а молодежь летом часто надевала зипун и при выходе на улицу.

КАФТАН

Поверх зипуна богатые люди обычно надевали кафтан. Кафтаны были нескольких видов. Это - распашные одежды, расширявшиеся книзу за счет клиньев, вшитых в боковые швы. Кафтаны обязательно закрывали колени, но были не длиннее, чем до щиколотки. Знатные или пожилые люди носили кафтаны дома, но молодежь надевала их и на улицу.


ОПроект.Куклы. Семья Ивана Грозного и Марфы Собакиной.сновные виды кафтанов:

1. Обычный кафтан - длинная неприталенная одежда. Этот кафтан застегивался, встык и имел на груди шесть - восемь петлиц. Внизу по бокам кафтана также были разрезы с петлицами. Кафтан имел длинные рукава. С XVII века к нему прибавляется высокий стоячий, богато украшенный воротник - козырь.

2. Домашний кафтан - одежда знати, которую носили только дома Это длинный, до пола, кафтан, с небольшим запахом, причем левую полу от порота до талии срезали наискось. Кафтан застегивался на пуговицы, которые могли быть металлическими (дутыми), узелковыми (из шнура), деревянными (так называемые «кляпыши»), а также золотыми и жемчужными.

3. Становой кафтан - сшитый по фигуре, «по стану». Становой кафтан имел короткие, до локтя, рукава.

4. Терлик - особый вид кафтана, который носили царские телохранители - рынды, сокольничьи и т.д. У терлика отрезной лиф, широкие расклешенные полы, рукава с буфами выше локтя и сильно суженные к кисти. Терлик имел спереди еще особый нагрудник, застегивавшийся на правой стороне груди и правом плече.

6. Чуга - особый кафтан для верховой езды и для военных. Этот кафтан имел короткие рукава и отложной воротник, а на подоле по два боковых разреза.

Кафтаны шили из различных тканей: в народе - из холста, сермяги; бояре - из шелка, тонкого сукна, бархата и парчи.

ФЕРЯЗЬ

Почти все существовавшие в России верхние одежды, надевавшиеся поверх кафтана, были принадлежностью боярского и дворянского костюма. Одной из парадных одежд была ферязь - особый вид кафтана из дорогой ткани. Шили ее на подкладке, иногда и на меху. Ферязь была широкой в подоле, до 3 метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Ферязь надевали следующим образом: в рукав продевали лишь одну руку, собирая его во множество сборок; другой рукав спускали вдоль фигуры до земли. Эта одежда была привилегией знати и подчеркивала ее положение в обществе, пренебрежительное отношение к физическому труду. Благодаря этому кафтану появилось выражение «работать спустя рукава».

ОДНОРЯДКА

Летом поверх кафтана надевали однорядку - одежду, сшитую из одного ряда ткани, т. е. не имевшую подкладки. Однорядка играла роль плаща Шили ее из хлопчатобумажных тканей или шерсти. Однорядка доходила до щиколотки, застегивалась встык и часто опоясывалась.

ОХАБЕНЬ

Одеждой знати был также охабень, особенно распространенный в XV и XVI веках. Это была неширокая длинная распашная одежда (до щиколотки), которая спереди застегивалась встык па петлицы. Охабень имел длинные узкие откидные рукава, однако в рукава его обычно но носили: руки продевали в разрезы, сделанные спереди по пройме, в которую вшивали рукава, а рукава завязывали сзади на талии. Охабень имел четырехугольный откидной воротник почти до середины спины. Его шили из дорогих тканей - объяри, атласа, бархата или парчи.

ОПАШЕНЬ

Разновидностью охабня был опашень. Как показывает само название, эту одежду носили внакидку - «наопашь». Опашень считался летней одеждой. Он имел длинные откидные рукава, спущенные вниз и висящие вдоль фигуры. У опашня не было ни воротника, ни петлиц, и его никогда но подпоясывали.

ШУБА

Специфической русской одеждой была шуба. Шубы носили все слои населения - от крестьян до знатных бояр и самого царя. В древней Руси никогда не шили шубы мехом наружу. Каким бы дорогим мех ни был, он служил подкладкой. Сверху шубу покрывали различными тканями. Крестьяне шили обычно шубы на овчине, зайце, а знать - на куньем, собольем, песцовом или черно-буром лисьем меху. Верх мог быть из сукна, парчи и бархата. В парадных случаях шубу носили даже летом и даже в помещении. Существовало несколько типов шуб. Наиболее распространенными были русские и турские.

Русская шуба была массивной и длинной, почти до самого пола, прямой, расширяющейся книзу (в подоле до 3,5 м); спереди она завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися почти до пола и имевшими спереди до локтя прорезы для продевания рук. Широкий отложной воротник и обшлаг были меховые.

Турская шуба считалась чрезвычайно парадной одеждой, и носили ее обычно внакидку. Она была длинной, со сравнительно короткими и широкими рукавами.

ОБУВЬ

Обувью в деревне служили онучи и лапти, а в городе - сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно была тупыми, а у знати - иногда загнутыми вверх. Сапоги имели короткие, ниже колеи, голенища, срезанные к колену углом. Шили их из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой и даже каменьями.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Головные уборы в основном сохранили форму, близкую к домонгольскому периоду. Однако они стали гораздо разнообразнее, а отделка богаче. Все шапки имели вид конуса или колпака и обычно были с опушкой или оторочкой. Дома часто надевали небольшую шапочку - тафъю, имевшую вид круглой тюбетейки. Она богато украшалась. Поверх тафьи при выходе из дома надевали другие головные уборы. Наиболее распространенной была мурмолка невысокий колпак из дорогой ткани с отворотами из моха или из другой материи.

Среди знати были распространены и меховые шапки так называемые горлатные, сшитые из горлышек куницы или чернобурок лисы. Горлатная шапка представляла собой меховой высокий, расширяющийся кверху цилиндр с бархатным или парчовым верхом. Горлатную шапку часто не надевали на голову, а держали на сгибе левой руки.

В народе носили грешневик (высокий головной убор с небольшими полями) и треух.

Боярский костюм дополнялся рукавицами с крагами, часто вышитыми, или перчатками, которые появились на Руси в XVI веке, сумкой-калитой, подвешенной к поясу, а в торжественных случаях - богатым посохом высотой до плеча.

ОДЕЖДА ЦАРЯ

Одежда царя в будние дни ничем не отличалась от одежды знати. Однако при различных торжествах, особенно по время приема послов, царь облачался в драгоценные одежды, поражавшие чужеземцев своей роскошью и богатством.

В облачение (орнат) царя входило:

платно - длинное распашное одеяние без воротника, сильно расширенное книзу и имевшее широкие недлинные рукава. Платно застегивалось встык, а по бортам, подолу и краям рукавов обшивалось орнаментальной полосой. Платно шили из золотых тканей алтабаса и аксамита.

Сверху надевали круглый, довольно широкий воротник бармы. Бармы застегивались сзади на пуговицы, расшивались жемчугом, каменьями; на них нашивались также небольшие иконки.

Поверх барм надевался золотой «наперстный» крест, а в наиболее торжественных случаях складень - золотая цепь, состоящая из двуглавых орлов.

Облачение дополнялось скипетром и державой. Скипетр - жезл, а держава -полый с крестом, символизирующий власть царя над миром.

На голову царь мог надевать различные головные уборы, от тафьи до «шапки Мономаха», традиционного головного убора русских царей. Шапка Мономаха представляла собой невысокий конусообразный головной убор с собольей опушкой и крестом сверху.

Обувью царя были короткие сапоги из сафьяна пли бархата с дорогим шитьем, а с XVI века - мягкие, богато украшенные туфли.


Женские костюмы Московской Руси

РУБАХА

Основой женского костюма была длинная рубаха, которую шили из полотна, украшали оторочкой или вышивкой. Иногда рубаху расшивали жемчугом. У знатных женщин была еще верхняя рубаха - горничная, сшитая из яркой шелковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Рубахи подпоясывали, а над поясом делали напуск. Носили их в помещении, но не при гостях.

ШУШУН

Наиболее характерной одеждой был так называемый шушун длинный, почти до полу сарафан, сравнительно узкий, не имевший сборок, расклешенный в подоле за счет боковых клиньев. Шушун имел широкие плечики и неглубокий вырез на груди и спине. К нему обычно сзади пришивали фальшивые висячие рукава: руки и них никогда не продевали.

ДПроект.Куклы. Семья Ивана Грозного и Марфы Собакиной.о XVI века шушуны были распашными и застегивались сверху донизу на пуговицы. Позже спереди иногда просто нашивались полосы из дорогой ткани с декоративными («фальшивыми») петлями.

ЛЕТНИК

Верхних одежд на Руси было много. Одновременно она служила и парадной одеждой. Одной из характерных верхних одежд был летних. Летник длиной до пят - накладная одежда. Книзу он сильно расширялся за счет вшитых боковых клиньев, имел очень широкие колоколообразные рукава, срезанные углом. Так как рукава были очень длинными, обычно женщина, носившая летник, держала руки согнутыми в локте, чтобы концы рукавов не волочилась по земле. Летник шили из однотонных и узорных тканей, обычно из камки на тафтяной подкладке, и сверху еще богато украшали шитьем, а иногда даже каменьями, К летнику мог пристегиваться небольшой круглый меховой воротник.

ШУБКА

Одной из излюбленных одежд знатных женщин были шубки. Шубка по внешнему виду очень напоминала летник (была длинной накладной одеждой), но отличалась от него формой рукавов. Рукава шубки были длинными и откидными. Обычно они играли чисто декоративную роль, так как руки продевали в прорези, сделанные в полах шубки выше талии. Если шубку надевали в рукава, то рукава собирали на руке во множество поперечных сборок. К шубке обычно пристегивали круглый моховой воротник.

ДУШЕГРЕЯ

Самобытной русской одеждой была также душегрея. Душегрею носили женщины всех слоев населения, даже крестьянки, но для них она являлась праздничной одеждой. Надевали ее сверх сарафанов. Душегрею шили из дорогих нарядных тканой, вышивали узорами либо обшивали по краю декоративной полосой. Душегрея обычно была короткой, лишь немного прикрывала талию. Длина ее могла колебаться, но она не была длиннее середины бедра. Душегрея - свободная одежда, державшаяся на широких коротких бретелях, сзади сходившихся к центру спины. Спереди душегрея застегивалась и была довольно узкой, слегка расширенной в боках, но на спине она расширялась за счет крупных трубчатых складок, сильно расходящихся к низу.

ШУГАЙ

Короткой верхней одеждой являлся также шугай. Он имел вид кофты с отрезной по талии спинкой. Это единственная приталенная одежда русских женщин. Шугай, как и душегрея, имел прямой, сравнительно узкий перед с разрезом. Причем разрез был не прямым, а шел по диагонали. Сзади нижняя часть шугая (баска) от талии была собрана в пышные сборки. Шугай доходил до бедер и имел длинные сужающиеся рукава, собиравшиеся от кисти руки до локтя в мелкие складки. Он мог иметь также моховой воротник пли меховую опушку. Носили его и внакидку, и в рукава, причем часто надевали только в один левый рукав, далее накидывали на правое плечо и придерживали правой рукой. Разновидностью шугая являлся бугай - шугай без рукавов.

Проект.Куклы. Семья Ивана Грозного и Марфы Собакиной.

Иногда женщины носили верхние одежды, одинаковые по крою с мужскими, - однорядки, шубы,- но внакидку.


ОБУВЬ

Обувью служили онучи с лаптями, сапоги и позже башмаки. Сапоги отличались богатством отделки, яркостью цвета, высоким каблуком (он мог достигать 10 см).

Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века - с каблуками.

ПРИЧЕСКИ

Женские прически на Руси были довольно простыми. Девушки расчесывали волосы на прямой пробор, прикрывали по возможности уши и низко на затылке заплетали одну косу. Замужние женщины заплетали две косы и укладывали их вокруг головы. По этическим требованиям они полностью скрывали свои волосы под головным убором. Снимать головной убор женщины не могли даже при близких родственниках.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Женские головные уборы на Руси отличались необыкновенным многообразием. Они различались как формой, так и украшениями. В каждой части страны были свои традиционные головные уборы.

Отличались между собой головные уборы замужних женщин и девушек. Женщины носили головные уборы, из которых наиболее типичными были следующие:

Повойник - головной убор, похожий на чепчик и имевший множество типов; повойник плотно закрывал полосы. Его надевали под парадный головной убор, под платок, но могли носить и самостоятельно - дома, на полевых работах и т. д.

Кика нарядный головной убор, состоявший из трех частей. Первая часть - сама кика (пли чело), сделанная из жесткого материала (бересты, кожи) и покрытая дорогой тканью. Чело возвышалось над лицом и сзади стягивалось завязками. Сверху кики (в виде дна) находилась так называемая сорока - чехол из дорогой ткани. А сзади прикреплялся небольшой позатыльпик.

По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника - убрус. Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками - каптуры. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому - надевать под шапку.

Парадным головным убором замужних женщин являлся кокошник - головной убор, сделанный из твердого материала, обгянутый золотой тканью и богато расшитый, обычно жемчугом. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями - соткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.

Девушки обычно носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волос. Косу они украшали, вплетая в нее нити жемчуга, ленты, появившиеся в XVII веке. Вместо лент косу могли украшать накосником - обтянутым дорогой тканью, кусочком бересты или кожи. Часто вокруг головы повязывали ленту или мягкую повязку из ткани, а иногда надевали жесткий венец, напоминающий кокошник, но не имевший дна. Венец мог иметь высокое чело. К венцу также пришивали поднизи, а над ушами - колты пли рясна. Зимние головные уборы девушек были похожи на женские.

Дополнением женского костюма служили ширинка (шелковый платок), рукавки (муфты на меху) и большое количество ювелирных украшений - колты, серьги, перстни, ожерелья.




  1. ВЫБОР И АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ ПРОЕКТА.


  • Для демонстрации кукольных нарядов необходимо изготовить сами куклы из папье-маше.

  • Готовые куклы имеют высоту 36 и 40 см. Куклы одеты в одежду из парчи, украшенную мехом, золотой тесьмой и бисером.

Иван Грозный и Марфа Собакина.

НПроект.Куклы. Семья Ивана Грозного и Марфы Собакиной.а Иване Грозном надеты рубаха, брюки и зипун из красного атласа, шуба из парчи с меховым воротником, шапка. Шуба украшена «золотым» шитьем и расшита бисером, шапка оторочена мехом и также расшита бисером.

На Марфе Собакиной сорочка, платье из белого атласа с нашитой по подолу серебряной каймой. В качестве верхней одежды на кукле надето платно - длинный кафтан из парчи. Поверх платно надето меховое ожерелье. Головной убор представляет собой выполненный из золотой тесьмы венец с фатой, украшенный вышивкой из бисера.

1.3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТА

Разработка технологии изготовления кукол Ивана Грозного и его жены Марфы Собакиной».

  • Куклы - техника выполнения каркасная кукла с применением папье-маше,

  • Одежда для кукол - техника выполнения ручное и машинное шитье

  • Головные уборы для кукол.

Основные элементы:

  • Куклы - папье-маше, текстиль, шерсть.

  • Одежда - атлас, парча, шелк, мех, бисер.

  • Головные уборы - парча, тесьма, бисер, капрон.

Технологическая ката

по изготовлению кукол

Последовательность выполнения работы

Материалы инструменты приспособления

Технология выполнения

1. Изготовление голов, рук и ног кукол

1.1

Изготовление болванок голов, рук, ног.

Пластилин, стеки для лепки

Ручная лепка

1.2

Покрытие болванок бумажной массой (6 -7 слоев)

Стеки, газеты, клей ПВА.

папье-маше

1.3

Просушивание папье-маше

Сушка на воздухе

1.4

Шлифование

Наждачная бумага № 0

Зашкуривание

1.5

Грунтовка

Акриловая грунтовка

кисть

Обработка грунтовкой

1.6

Просушивание

Сушка на воздухе

1.7

Шлифование

Наждачная бумага № 0

Зашкуривание

1.8

Окрашивание голов, рук, ног.

Акриловая художественная краска

кисть

Рисование

1.9

Изображение лиц.

Акриловая художественная краска

кисть

Рисование

1.10

Лакирование

Лак художественный, кисть.

Обработка лаком.

1.11

Просушивание

Сушка на воздухе

1.12

Присоединение волос и бороды к головам

Клей, кисть, шило.

Клеевое соединение

2. Изготовление проволочных каркасов туловищ кукол и обтягивание трикотажем.

2.1

Скрепление проволочных элементов каркаса

Проволока медная, изолента.

Соединение

2.2

Обкручивание проволоки полосками трикотажа

Каркас, резаный трикотаж, клей, кисть.

Обкручивание.

2.3

Обтягивание туловища трикотажным полотном.

Трикотаж бежевого цвета, иголка, нитка

№ 40

Ручное шитье.

3.

Соединение голов, рук и ног кукол с подготовленным каркасом

Клей, кисть, шило.

Клеевое соединение.

4. Изготовление одежды

4.1 Одежда царя

4.1.1

Рубаха

Ткань, иголка, нитка № 40

Ручное шитье

4.1.2

Брюки

Ткань, иголка, нитка № 40

Ручное шитье

4.1.3

Зипун из красного атласа

Ткань, иголка, нитка № 40

Ручное шитье

4.1.4

Шуба из парчи с меховым воротником

Ткань, мех, иголка, нитка № 40

Ручное шитье, вышивание бисером

4.1.5

Шапка

Ткань, мех, бисер,клей, иголка, нитка

№ 40

Ручное шитье, клеевое соединение

4.1.6

Посох

Деревянная палка, акриловая краска, лак.

4.2 Одежда царицы

4.2.1

Сорочка

Ткань, тесьма, иголка, нитка

№ 40

Ручное шитье

4.2.2

Платье из белого атласа с нашитой по подолу серебряной каймой.

Ткань, тесьма, иголка, нитка

№ 40

Ручное шитье

4.2.3

Платно - длинный кафтан из парчи.

Ткань, тесьма, бисер, иголка, нитка № 40

Ручное шитье

4.2.4

Меховое ожерелье

Ткань, мех, тесьма, бисер, иголка, нитка

№ 40

Ручное шитье

4.2.5

Золотой венец с фатой

Ткань, тесьма, бисер, иголка, нитка № 40

Ручное шитье клеевое соединение

5

Установка кукол на постамент

Деревянные рейки, клей





2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА

2.1.НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Стол с инструментами и приспособлениями должен стоять так чтобы свет падал на работу с левой стороны. Инструменты должны храниться в коробке или раскладке и не загромождать стол.

Правила работы с инструментами:

Ножницы:

  1. Удобнее работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

  2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.

  3. Ножницы клади кольцами к себе.

  4. Следи за движением лезвий во время резания.

  5. Не оставляй ножницы раскрытыми.

  6. Передавай ножницы кольцами вперед.

  7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.

  8. Используй ножницы по значению.

Игла:

  1. Храни иглу всегда в игольнице

  2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

  3. Передавай иглу в игольнице и с ниткой.

  4. Не бери иглу в рот, не играй с иглой.

  5. Не втыкай иглу в одежду.

  6. Во время работы пользуйся наперстком.

  7. До и после работы проверь количество игл.

  8. Храни игольницу с иглой всегда в одном месте.

  9. Во время работы втыкай иглу в игольницу.

  10. Не отвлекайся во время работы с иглой.

Внутренний распорядок и личная гигиена:

  1. Работай в специальной одежде.

  2. Следи за чистотой.

  3. Не загромождай рабочее место лишними вещами.

  4. Следи за исправностью инструментов и приспособлений.

  5. Используй инструмент по назначению.

  6. После работы убери рабочее место.

  7. Закончив работу, вымой руки с мылом, почисти одежду щеткой.


2.2. ВЫПОЛНЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Для работы мне необходимы следующие инструменты и приспособления:


  • швейная машина,

  • ножницы,

  • швейные иглы,

  • иглы для ручного шитья,

  • кусачки,

  • плоскогубцы,

  • стеки для работы с пластилином,

  • линейки,

  • подставки для просушивания папье-маше


2.3.ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

Ткани и материалы для выполнения проекта:

  • трикотажное полотно для изготовления элементов туловищ,

  • парча золотая с растительным рисунком для наряда Ивана Грозного,

  • парча многоцветная темного цвета для наряда Марфы Собакиной,

  • атлас белого и красного цветов,

  • шелк розового цвета,

  • капрон белого цвета,

  • кусочки овчины темного цвета для изготовления волос кукол,

  • пластилин,

  • золотистая тесьма нескольких видов,

  • разноцветные бусины и бисер,

  • проволока,

  • разноцветные акриловые краски,

  • кисточки для красок,

  • кусочки газетной бумаги,

  • вата для набивки элементов туловища,

  • клей «Момент»,

  • деревянная доска для подставки окрашенная золотой краской..



2.4. ТЕХНИКА ПРИМЕНЯЕМАЯ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ПРОЕКТА

Поэтапное описание изготовления кукол


  1. Вылепить из пластилина головы кукол, смазать их минеральным маслом, чтобы позже легче было снимать с этого слепка заготовки из папье-маше, вылепить заготовки рук и ног, предварительно вставив в них каркас из медной проволоки.

  2. Оклеить пластилиновые заготовки кусочками газетной бумаги, пропитанными клеем ПВА, в два слоя. Дать им хорошо просохнуть (в течение суток). Оклеить заготовки слоем марли и еще двумя слоями газетной бумаги и дать им еще раз хорошо просохнуть.

  3. Разрезать высохшие заготовки голов на две части, извлечь пластилин, склеить обе части при помощи марли и слоя папье-маше. Дать высохнуть. Из заготовок рук и ног пластилин не извлекается.

  4. Заготовки частей тела тщательно прошкурить мелкой наждачной шкуркой, загрунтовать белой краской. Повторить несколько раз до получения необходимого результата.

  5. Покрыть полученные заготовки акриловой краской телесного цвета. Краску нужного оттенка легко получить, если смешать краску белого цвета с красной и желтой гуашью.

  6. Нарисовать лица куклам, наклеить им волосы из кусочков овчины.

  7. Из трикотажного полотна вырезать заготовки тканевых элементов кукол: рук, ног, туловища. Заготовки сшить на швейной машине или вручную, присоединить тканевые части кукол к частям из папье-маше с помощью клея «Момент».

  8. Заполнить элементы тела кукол ватой. Окончательно закрепить положение рук и ног поделок с помощью иголки и нитки.

  9. Выкроить и сшить из ткани наряды для кукол. Тщательно прогладить и украсить с помощью тесьмы золотого цвета, атласных ленточек, мелких бусинок и бисера.

  10. Одеть кукол и укрепить их на подставке.







2.5 ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЯ


  • Готовые куклы установить на подставку.

  • Закрепить.

  • Поправить одежду, расчесать волосы, бороду.

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА

3.1 ЗАТРАТЫ

  • Стоимость материалов для изготовления кукол и одежды:

  • парча двух видов - 200 руб.;

  • атлас двух видов - 100 руб.,

  • капрон и шелк - 10 руб.,

  • трикотажное полотно - 200 руб.,

  • тесьма - 50 руб.,

  • бисер - 3 руб.,

  • вата - 37 руб.,

  • клей «Момент» - 70 руб.,

  • проволока - 30 руб.,

  • газетная бумага - 11 руб.,

  • пластилин - 26 руб.,

  • акриловые краски - 255 руб.,

  • кисти - 160 руб.

  • себестоимость проекта без учета оплаты труда, эл.энергии и отопления - 1152 руб.


4. РЕКЛАМНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

В качестве рекламы я предлагаю использовать карманные и отрывные календари, на которых указан сайт в Интернете, где можно подробнее познакомиться с технологией изготовления и другими работами моей бабушки из серии « Цари и Императоры».

Проект.Куклы. Семья Ивана Грозного и Марфы Собакиной.

Проект.Куклы. Семья Ивана Грозного и Марфы Собакиной.





5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА

Я старалась использовать экологически чистые материалы: натуральные ткани, натуральные наполнители, деревянную подставку, картон для выкроек, чертежные листы для составления эскизов. Также использовала клей, лак, но они имеют сертифицированный товарный знак, который подтверждает, что эти материалы не принесут вред окружающей среде.

6. ВЫВОДЫ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

При выполнении этой работы я узнала много нового по истории русского дворянского и народного костюма. Научилась работать в технике папье-маше. Техника сложная, но увлекательная. Своими руками изготовила костюм царя и царицы. Наибольшая трудность у меня возникла при изготовлении голов кукол, так как мелкие детали лиц очень сложны в изготовлении и требуют большой сноровки и специальных инструментов.

При изготовлении проекта я приучилась к аккуратности и точности при выполнении работы. Я удовлетворена итогом своей работы, т.к. у меня появилось два новых произведения, которыми я могу гордиться. Эти куклы могут служить прекрасным подарком или украшением интерьера.


7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Горичев В. С. «Куклы», Ярославль «Академия развития», «Академия, Ко», 1999

Еременко Т.И. Иголка - волшебница: - М. : Просвещение 1988.

Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных матеиалов: - М. : Просвещение 1990.

Джилиан Холман Конструирование одежды, Москва, Эксмо, 2006

Сафина Л. А. Дизайн костюма, Ростов н\Д, Феникс,2006

Рачицкая Е. И. Моделирование и художественное оформление одежды, Ростов н\Д, Феникс, 2002

Андеева А.Ю. Костюм русской знати. СПб., Паритет, 2008.

Готтенрот Ф. Всеобщая история стиля и моды. М., ЭКСМО, 2009.

Готтенрот Ф. История костюма. М., АРТ-РОДНИК, 2008.

Матюхина Ю.А. Медведева О.П. Папье-маше. Ростов-на-Дону, Феникс 2007.

Радзинский Э. Иван IV Грозный. М., Аргументы и факты. 2006.










© 2010-2022