Доклад по теме: “Алгоритм подготовки мастера к уроку производственного обучения”

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАКЕЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

СФЕРЫ УСЛУГ»














Доклад по теме "Алгоритм подготовки мастера к уроку производственного обучения".








Подготовила:

Дорохова Т. Л.,

мастер производственного обучения













г. Макеевка-2015

Доклад

Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию доклад по теме "Алгоритм подготовки мастера к уроку производственного обучения". Слайд №1

Успех учебно-воспитательного процесса, эффективность каждого урока как его структурной составляющей во многом зависит от мастера производственного обучения. Так как под его руководством учащиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, учатся творческому подходу к трудовой деятельности. Поэтому методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения - важнейшая предпосылка эффективности и качества всего учебного процесса.

Учебная деятельность мастера производственного обучения заключается в подготовке и проведении уроков. Планирование и подготовка к урокам тесно взаимосвязаны.

Планирование - это часть подготовки, в документации планирования отражаются результаты подготовки мастера к урокам. Каждый элемент подготовки включает личную подготовку мастера, подготовку учебно-материального оснащения и планирования учебного процесса.Слайд №2

Алгоритм подготовки мастера к уроку производственного обучения

Личная подготовка

мастера

Подготовка учебно-материального оснащения

Планирование

учебного

процесса

- изучение методической и научно-технической литературы, информационных материалов по теме урока

- подготовка к демонстрации на уроке новых операций и приемов трудовой деятельности.



- подготовка практических и учебно-производственных работ, упражнений, заданий для самостоятельной работы учеников во время закрепления нового учебного материала;


- подготовка и проверка исправности оборудования, инструментов, приборов и приспособлений.

- анализ итогов предыдущих занятий с целью выявления причин недостатков и внесения изменений и дополнений в следующий урок;

- определение основной дидактической цели урока;

- определение типа, вида, структуры урока;

- определение межпредметных связей и приемов их реализации на уроке;

- составление плана урока

- определение типичных ошибок, которые допускают ученики во время упражнений и их предупреждение или исправление;

- планирование методики контроля качества знаний, умений, навыков учеников на уроке.

- определение конкретных домашних заданий.

Для качественного осуществления и обеспечения производственного обучения необходимо соответствующее комплексное методическое обеспечение.

Комплексное методическое обеспечение (КМО) - это оптимальная система учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного изучения предметов, профессий, специальностей в пределах времени, которое отведено учебным планом. Слайд №3 КМО содержит:

1. Учебную документацию: учебный план, учебные программы, перспективно-тематический план, планы занятий.

2. Средства для учеников: учебник, учебное пособие, справочники, сборники задач, сборники заданий для выполнения упражнений и самостоятельных работ, руководство для выполнения лабораторно-практических работ, комплекты инструкционо-технологической документации.

3. Средства для мастера производственного обучения: современные методики, методические разработки по темам, методические рекомендации, информационные материалы по передовому опыту.

4. Дидактичные средства на урок: наглядные пособия, технические средства обучения, раздаточный материал, демонстрационное оборудование, устройства контроля знаний, умений учеников.

5. Учебное оборудование для выполнения учебно-производственных и лабораторно-практических работ.

Эффективность производственного обучения зависит от правильного определения формы организации учебно - производственной деятельности обучающихся на уроке производственного обучения .

Форма обучения - это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и обучающимся. Слайд №4

Формы организации учебно- производственной деятельности обучающихся на уроке ПО:

  • индивидуальная (самостоятельная работа обучающихся в индивидуальном темпе по дифференцированным заданиям, самоконтроль, индивидуальный инструктаж мастера)

  • парная (обучающиеся работают парами, «проблемное» задание, взаимоконтроль, задача мастера наблюдение, коррекция)

  • коллективная (бригадная организация, разные задачи, распределение труда, кооперация, взаимоконтроль, взаимоответственность, контроль мастера по форме сотрудничества)

  • фронтальная (работа обучающихся по одинаковым заданиям, мастер контролирует весь процесс обучения)

Успех производственной учебы зависит не только от правильного определения его цели и содержания, но и от средств достижения этой цели, а также от выбора цели методов обучения, которые используются мастерами производственного обучения в разных учебно-производственных условиях.

Методы производственного обучения - основные способы деятельности мастера и учеников, благодаря которым ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, профессиональным мастерством, развивают творческие способности, умственные и физические силы.

В теории и практике производственного обучения самой распространенной является классификация методов по источнику информации (словесные, наглядные и практические методы). Слайд №5

К словесным методам относится инструктаж, беседа, объяснение, рассказ, работа с печатным источником информации.

К наглядным методам относится раздаточный материал, макеты, модели, натуральные образцы, демонстрация приемов работы, проведения опытов, демонстрацию с помощью информационных технических средств обучения.

Практические методы - упражнения, решения производственно-технических заданий, лабораторно-практические работы, исследования, самостоятельная работа учеников.

В современной педагогической практике наиболее распространенная классификация уроков согласно определению основной дидактичной цели, которая решается на том или другом уроке.

Тип урока определяется основной дидактичной целью. Вид урока - это средство его реализации (или указывает на методику его проведения).

Слайд №6 Классификация типов и видов уроков производственного обучения

Тип урока

Основная дидактическая цель

Вид урока

Урок формирования первичных умений

Восприятие и первичное осознание новой учебной информации; демонстрация новых трудовых приемов и операций трудовой деятельности; формирование первичных умений правильного выполнения отдельных приемов с соблюдением правил безопасности

-инструктаж;

- экскурсия;

- кино;

- упражнение;

Урок формирования сложных умений

Закрепление и развитие умений выполнения отдельных приемов и операций трудовой деятельности с соблюдением качества в работе; формирование умений и навыков по объединению нескольких простых операций в одну сложную при рациональном использовании урочного времени

- лабораторно-практические занятия;

- упражнения;

- самостоятельная работа

Урок усовершенствования умений и формирования навыков

Усовершенствование и систематизация умений при выполнении сложных работ, формирования навыков при решении сложных производственных заданий

- анализ конкретных ситуаций;

- конкурс;

-выполнение индивидуальных работ;

- исследование

Урок комплексного

применения знаний, умений, навыков

при выполнении учебно-производственной работы

Развитие аналитического, логического мышления, самостоятельности и творчества учеников при выполнении УПР; комплексное применение приобретенных знаний, умений, навыков

- деловая игра;

-анализ конкретных ситуаций;

-выполнение индивидуальных работ;

- игровое проектирование

Контрольно-проверочный урок

Выявление глубины знаний, проверка и оценка умений и навыков выполнения отдельных операций и сложных и комплексных работ; выявление недостатков в знаниях, умениях и навыках и их причин; получение данных для аттестации учеников

- зачет;

- тестирование;

- контрольно-проверочная работа;

- имитационные упражнения;

- конкурс;

- игра

Слайд №7 По форме проведения можно отдельно выделить такие группы уроков:

Традиционные

Инновационные

- лабораторно-практическое занятие;

- самостоятельное выполнение учебно-производственных работ;

- производственный семинар;

- производственная практика;

- выполнение индивидуальных заданий;

- исследовательская работа

- разработка вариантов решений;

- имитационные упражнения;

- индивидуальный тренинг;

- анализ конкретных ситуаций;

- разыгрывание ролей;

- игровое проектирование;

- игры, деловые игры

Слайд №8 Основной формой обучения в учебных мастерских является урок производственного обучения.

Урок производственного обучения - это организационная форма практического обучения, которая обеспечивает решение единственного дидактичного задания всей группой учеников в одинаковых учебно-производственных условиях (учебных мастерских, учебно-производственных цехах учебного хозяйства).

Урок производственного обучения соответственно темы и целей имеет свою последовательность и делится на структурные этапы.

Структурными этапами урока п/о являются:

І Организационный момент урока 1-2%

І І Вводный этап урока 12-15%

І І І Основной этап урока 70-85%

ІV Заключительный этап урока 5-6%


Слайд №9 Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы:

І. Организационный момент (5 мин).

- проверка наличия учеников;

- проверка готовности учеников к уроку;

- допуск по технике безопасности

ІІ. Вводный этап (вступительный инструктаж) (40 мин):

  • Актуализация опорных знаний.

- сообщение темы программы и урока;

- целевая установка проведения урока;

- проверка опорных знаний, умений, навыков учеников, необходимых им для дальнейшей работы на уроке;

- анализ и дополнение ответов учеников, подведение итогов.

  • Преподавание нового материала

- сообщение новой учебной информации;

- демонстрация новых приемов трудовой деятельности;

- объяснение характера и последовательности работы учеников на уроке;

- сообщение о передовом опыте по теме урока;

- опрос учеников и пробное выполнение ими новых приемов, показанных мастером;

- ответ мастера на вопрос учеников;

- подведение итогов вступительного инструктажа.

ІІІ. Основной этап (текущий инструктаж) ( ~270 мин.) :

- выдача заданий для самостоятельной работы учеников и объяснения порядка их выполнения;

- распределение учеников за рабочими местами;

- сообщение о критериях оценивания выполняемых работ;

- целевые обходы мастером рабочих мест учеников;

- прием мастером выполненных работ;

- уборка рабочих мест.

ІV. Заключительный этап (заключительный инструктаж) ( ~30 мин.) :

- анализ деятельности учеников в процессе всего урока;

- оценка работы учеников, ее объективное обоснование;

- анализ причин ошибок учеников и средства их устранения;

- сообщение и обоснование оценок;

- выдача домашнего задания.

Слайд №10 Требования к современному уроку производственного обучения:

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ - достижение обучающимися целей урока; овладение учащимися в результате урока сознательными, глубокими и прочими знаниями и умениями, способами их получения и применения.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ - стремление разобраться в сущности изучаемого материала и эффективно овладеть знанием и умением; активный поиск путей самостоятельного решения познавательных и практических задач.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, обеспечивающая осознанное и прочее усвоение знаний, формирование умений их принять; выработка умений самостоятельно приобретать, углублять и пополнять знания и умения.

ВЫСОКИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ - комплексное применение различных форм, методов и средств с учетом их дидактических функций и возможностей; рациональная структура урока, учитывающая его содержание, цели и задачи, логику учебного процесса, место в учебном процессе, условия

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОГО ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ - рациональное планирование, организация обучающимися своей деятельности, самоконтроль; овладение умениями работать с книгой, учебными пособиями, ТСО, инструментами, документами.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ - создание условий, когда требования к деятельности каждого обучающегося соответствуют его возможностям; организация учебного процесса так, чтобы каждый учащийся стремился решать учебные задачи собственными силами.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ СИЛ ОБУЧАЮЩИХСЯ - овладение обучающимися рациональными способами мышления; формирования умений самостоятельно принимать рациональные решения в разнообразных учебных и производительных ситуациях.

Таким образом, урок остается основной формой организации учебной деятельности. Эффективность урока производственного обучения зависит от цели урока и комплексного применения разных форм, методов и средств обучения, что позволяет лучше усвоить логику рассуждений и эффективно осуществлять проверку усвоенных знаний. Все это повышает уровень обучения и вызывает интерес учеников к профессии.

Доклад окончен. Спасибо за внимание!


ЛИТЕРАТУРА


  1. //Шевчук С.С. Урок производственного обучения в профессионально-техническом учебном заведении. Методические рекомендации. - Донецк, 2004р. - 48с.

  2. Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 2008. - 234 с.

  3. Тамарин Н.И. Шафаренко М.С. Справочное пособие мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 2003.- 207 с.

  4. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. Минск, 2007. - 256 с.




























МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« МАКЕЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ

СФЕРЫ УСЛУГ»








ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:

‹‹АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ МАСТЕРА К УРОКУ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ››



















2015г

РАССМОТРЕНО:

и одобрено на заседании

методической комиссии

специальных дисциплин

Протокол от ‹‹____›› __________2015г

Председатель методической комиссии ____________ А. А. Демковская

(подпись)




УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УПР

____________ Л. А. Андрейчук

(подпись)



Доклад разработала:

мастер производственного обучения

____________ Т.Л.Дорохова

(подпись)

















12

© 2010-2022