- Преподавателю
- Технология
- Доклад по теме: “Алгоритм подготовки мастера к уроку производственного обучения”
Доклад по теме: “Алгоритм подготовки мастера к уроку производственного обучения”
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дорохова Т.Л. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАКЕЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ
СФЕРЫ УСЛУГ»
Доклад по теме "Алгоритм подготовки мастера к уроку производственного обучения".
Подготовила:
Дорохова Т. Л.,
мастер производственного обучения
г. Макеевка-2015
Доклад
Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию доклад по теме "Алгоритм подготовки мастера к уроку производственного обучения". Слайд №1
Успех учебно-воспитательного процесса, эффективность каждого урока как его структурной составляющей во многом зависит от мастера производственного обучения. Так как под его руководством учащиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, учатся творческому подходу к трудовой деятельности. Поэтому методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения - важнейшая предпосылка эффективности и качества всего учебного процесса.
Учебная деятельность мастера производственного обучения заключается в подготовке и проведении уроков. Планирование и подготовка к урокам тесно взаимосвязаны.
Планирование - это часть подготовки, в документации планирования отражаются результаты подготовки мастера к урокам. Каждый элемент подготовки включает личную подготовку мастера, подготовку учебно-материального оснащения и планирования учебного процесса.Слайд №2
Алгоритм подготовки мастера к уроку производственного обучения
Личная подготовка
мастера
Подготовка учебно-материального оснащения
Планирование
учебного
процесса
- изучение методической и научно-технической литературы, информационных материалов по теме урока
- подготовка к демонстрации на уроке новых операций и приемов трудовой деятельности.
- подготовка практических и учебно-производственных работ, упражнений, заданий для самостоятельной работы учеников во время закрепления нового учебного материала;
- подготовка и проверка исправности оборудования, инструментов, приборов и приспособлений.
- анализ итогов предыдущих занятий с целью выявления причин недостатков и внесения изменений и дополнений в следующий урок;
- определение основной дидактической цели урока;
- определение типа, вида, структуры урока;
- определение межпредметных связей и приемов их реализации на уроке;
- составление плана урока
- определение типичных ошибок, которые допускают ученики во время упражнений и их предупреждение или исправление;
- планирование методики контроля качества знаний, умений, навыков учеников на уроке.
- определение конкретных домашних заданий.
Для качественного осуществления и обеспечения производственного обучения необходимо соответствующее комплексное методическое обеспечение.
Комплексное методическое обеспечение (КМО) - это оптимальная система учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного изучения предметов, профессий, специальностей в пределах времени, которое отведено учебным планом. Слайд №3 КМО содержит:
1. Учебную документацию: учебный план, учебные программы, перспективно-тематический план, планы занятий.
2. Средства для учеников: учебник, учебное пособие, справочники, сборники задач, сборники заданий для выполнения упражнений и самостоятельных работ, руководство для выполнения лабораторно-практических работ, комплекты инструкционо-технологической документации.
3. Средства для мастера производственного обучения: современные методики, методические разработки по темам, методические рекомендации, информационные материалы по передовому опыту.
4. Дидактичные средства на урок: наглядные пособия, технические средства обучения, раздаточный материал, демонстрационное оборудование, устройства контроля знаний, умений учеников.
5. Учебное оборудование для выполнения учебно-производственных и лабораторно-практических работ.
Эффективность производственного обучения зависит от правильного определения формы организации учебно - производственной деятельности обучающихся на уроке производственного обучения .
Форма обучения - это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и обучающимся. Слайд №4
Формы организации учебно- производственной деятельности обучающихся на уроке ПО:
-
индивидуальная (самостоятельная работа обучающихся в индивидуальном темпе по дифференцированным заданиям, самоконтроль, индивидуальный инструктаж мастера)
-
парная (обучающиеся работают парами, «проблемное» задание, взаимоконтроль, задача мастера наблюдение, коррекция)
-
коллективная (бригадная организация, разные задачи, распределение труда, кооперация, взаимоконтроль, взаимоответственность, контроль мастера по форме сотрудничества)
-
фронтальная (работа обучающихся по одинаковым заданиям, мастер контролирует весь процесс обучения)
Успех производственной учебы зависит не только от правильного определения его цели и содержания, но и от средств достижения этой цели, а также от выбора цели методов обучения, которые используются мастерами производственного обучения в разных учебно-производственных условиях.
Методы производственного обучения - основные способы деятельности мастера и учеников, благодаря которым ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, профессиональным мастерством, развивают творческие способности, умственные и физические силы.
В теории и практике производственного обучения самой распространенной является классификация методов по источнику информации (словесные, наглядные и практические методы). Слайд №5
К словесным методам относится инструктаж, беседа, объяснение, рассказ, работа с печатным источником информации.
К наглядным методам относится раздаточный материал, макеты, модели, натуральные образцы, демонстрация приемов работы, проведения опытов, демонстрацию с помощью информационных технических средств обучения.
Практические методы - упражнения, решения производственно-технических заданий, лабораторно-практические работы, исследования, самостоятельная работа учеников.
В современной педагогической практике наиболее распространенная классификация уроков согласно определению основной дидактичной цели, которая решается на том или другом уроке.
Тип урока определяется основной дидактичной целью. Вид урока - это средство его реализации (или указывает на методику его проведения).
Слайд №6 Классификация типов и видов уроков производственного обучения
Тип урока
Основная дидактическая цель
Вид урока
Урок формирования первичных умений
Восприятие и первичное осознание новой учебной информации; демонстрация новых трудовых приемов и операций трудовой деятельности; формирование первичных умений правильного выполнения отдельных приемов с соблюдением правил безопасности
-инструктаж;
- экскурсия;
- кино;
- упражнение;
Урок формирования сложных умений
Закрепление и развитие умений выполнения отдельных приемов и операций трудовой деятельности с соблюдением качества в работе; формирование умений и навыков по объединению нескольких простых операций в одну сложную при рациональном использовании урочного времени
- лабораторно-практические занятия;
- упражнения;
- самостоятельная работа
Урок усовершенствования умений и формирования навыков
Усовершенствование и систематизация умений при выполнении сложных работ, формирования навыков при решении сложных производственных заданий
- анализ конкретных ситуаций;
- конкурс;
-выполнение индивидуальных работ;
- исследование
Урок комплексного
применения знаний, умений, навыков
при выполнении учебно-производственной работы
Развитие аналитического, логического мышления, самостоятельности и творчества учеников при выполнении УПР; комплексное применение приобретенных знаний, умений, навыков
- деловая игра;
-анализ конкретных ситуаций;
-выполнение индивидуальных работ;
- игровое проектирование
Контрольно-проверочный урок
Выявление глубины знаний, проверка и оценка умений и навыков выполнения отдельных операций и сложных и комплексных работ; выявление недостатков в знаниях, умениях и навыках и их причин; получение данных для аттестации учеников
- зачет;
- тестирование;
- контрольно-проверочная работа;
- имитационные упражнения;
- конкурс;
- игра
Слайд №7 По форме проведения можно отдельно выделить такие группы уроков:
Традиционные
Инновационные
- лабораторно-практическое занятие;
- самостоятельное выполнение учебно-производственных работ;
- производственный семинар;
- производственная практика;
- выполнение индивидуальных заданий;
- исследовательская работа
- разработка вариантов решений;
- имитационные упражнения;
- индивидуальный тренинг;
- анализ конкретных ситуаций;
- разыгрывание ролей;
- игровое проектирование;
- игры, деловые игры
Слайд №8 Основной формой обучения в учебных мастерских является урок производственного обучения.
Урок производственного обучения - это организационная форма практического обучения, которая обеспечивает решение единственного дидактичного задания всей группой учеников в одинаковых учебно-производственных условиях (учебных мастерских, учебно-производственных цехах учебного хозяйства).
Урок производственного обучения соответственно темы и целей имеет свою последовательность и делится на структурные этапы.
Структурными этапами урока п/о являются:
І Организационный момент урока 1-2%
І І Вводный этап урока 12-15%
І І І Основной этап урока 70-85%
ІV Заключительный этап урока 5-6%
Слайд №9 Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы:
І. Организационный момент (5 мин).
- проверка наличия учеников;
- проверка готовности учеников к уроку;
- допуск по технике безопасности
ІІ. Вводный этап (вступительный инструктаж) (40 мин):
-
Актуализация опорных знаний.
- сообщение темы программы и урока;
- целевая установка проведения урока;
- проверка опорных знаний, умений, навыков учеников, необходимых им для дальнейшей работы на уроке;
- анализ и дополнение ответов учеников, подведение итогов.
-
Преподавание нового материала
- сообщение новой учебной информации;
- демонстрация новых приемов трудовой деятельности;
- объяснение характера и последовательности работы учеников на уроке;
- сообщение о передовом опыте по теме урока;
- опрос учеников и пробное выполнение ими новых приемов, показанных мастером;
- ответ мастера на вопрос учеников;
- подведение итогов вступительного инструктажа.
ІІІ. Основной этап (текущий инструктаж) ( ~270 мин.) :
- выдача заданий для самостоятельной работы учеников и объяснения порядка их выполнения;
- распределение учеников за рабочими местами;
- сообщение о критериях оценивания выполняемых работ;
- целевые обходы мастером рабочих мест учеников;
- прием мастером выполненных работ;
- уборка рабочих мест.
ІV. Заключительный этап (заключительный инструктаж) ( ~30 мин.) :
- анализ деятельности учеников в процессе всего урока;
- оценка работы учеников, ее объективное обоснование;
- анализ причин ошибок учеников и средства их устранения;
- сообщение и обоснование оценок;
- выдача домашнего задания.
Слайд №10 Требования к современному уроку производственного обучения:
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ - достижение обучающимися целей урока; овладение учащимися в результате урока сознательными, глубокими и прочими знаниями и умениями, способами их получения и применения.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ - стремление разобраться в сущности изучаемого материала и эффективно овладеть знанием и умением; активный поиск путей самостоятельного решения познавательных и практических задач.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, обеспечивающая осознанное и прочее усвоение знаний, формирование умений их принять; выработка умений самостоятельно приобретать, углублять и пополнять знания и умения.
ВЫСОКИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ - комплексное применение различных форм, методов и средств с учетом их дидактических функций и возможностей; рациональная структура урока, учитывающая его содержание, цели и задачи, логику учебного процесса, место в учебном процессе, условия
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОГО ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ - рациональное планирование, организация обучающимися своей деятельности, самоконтроль; овладение умениями работать с книгой, учебными пособиями, ТСО, инструментами, документами.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ - создание условий, когда требования к деятельности каждого обучающегося соответствуют его возможностям; организация учебного процесса так, чтобы каждый учащийся стремился решать учебные задачи собственными силами.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ СИЛ ОБУЧАЮЩИХСЯ - овладение обучающимися рациональными способами мышления; формирования умений самостоятельно принимать рациональные решения в разнообразных учебных и производительных ситуациях.
Таким образом, урок остается основной формой организации учебной деятельности. Эффективность урока производственного обучения зависит от цели урока и комплексного применения разных форм, методов и средств обучения, что позволяет лучше усвоить логику рассуждений и эффективно осуществлять проверку усвоенных знаний. Все это повышает уровень обучения и вызывает интерес учеников к профессии.
Доклад окончен. Спасибо за внимание!
ЛИТЕРАТУРА
-
//Шевчук С.С. Урок производственного обучения в профессионально-техническом учебном заведении. Методические рекомендации. - Донецк, 2004р. - 48с.
-
Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 2008. - 234 с.
-
Тамарин Н.И. Шафаренко М.С. Справочное пособие мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 2003.- 207 с.
-
Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. Минск, 2007. - 256 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« МАКЕЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ
СФЕРЫ УСЛУГ»
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:
‹‹АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ МАСТЕРА К УРОКУ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ››
2015г
РАССМОТРЕНО:
и одобрено на заседании
методической комиссии
специальных дисциплин
Протокол от ‹‹____›› __________2015г
Председатель методической комиссии ____________ А. А. Демковская
(подпись)
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УПР
____________ Л. А. Андрейчук
(подпись)
Доклад разработала:
мастер производственного обучения
____________ Т.Л.Дорохова
(подпись)
12