- Преподавателю
- Технология
- Статья Гендерный аспект преподавания технологии в школе
Статья Гендерный аспект преподавания технологии в школе
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трусова Н.А. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Трусова Н.А., учитель технологии МБОУ СОШ № 27 г. Ижевска
Гендерный аспект преподавания технологии в школе
Гендер - социальный пол. Данное понятие связано с рассмотрением социальных, а не биологических отличий индивидов, определяя их роль в общественной жизни в зависимости от принадлежности к мужскому или женскому полу [1].
Полоролевые стереотипы пришли из глубокого прошлого. Мужчине отводилась роль добытчика и кормильца семьи. Женщина занималась исключительно ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, находилось в материально зависимом, подчинённом положении. Сохранение полоролевых стереотипов оказывает влияние на существование современного неравенства. Начиная с 70-х годов мировое сообщество предприняло значительные усилия по выработке мер и инструментов политики, направленной на достижение гендерного равенства [2].
Преодоление полоролевых стереотипов является важным условием для самореализации женщин и мужчин в личной и профессиональной жизни. Существование данной группы стереотипов блокирует личную и профессиональную самореализацию женщин, так же оказывают стрессовое влияние на мужчин. Большинство мужчин не способно полностью соответствовать стереотипам успешного, «настоящего» мужчины, это грозит снижением их самооценки. Мужчины начинают демонстрировать мужественность в других областях - алкоголизме, криминале, насилии, агрессивности в быту. Огромному количеству женщин и детей так тяжело и неуютно живётся в этом маскулинном мире.
В обществе наблюдается тенденция к постоянной трансформации гендерных отношений, сейчас мы можем наблюдать переход к модели, основанной на партнёрских отношениях. Поэтому в глубоком осмыслении нуждается процесс трансформации жизненных ценностей как мужчин, так и женщин. Образование всё больше ориентируется на личностное начало в человеке. Необходимо так организовать учебный процесс, чтобы создать условия для развития индивидуальных особенностей личности.
Работа с девочками/девушками на уроках технологии предполагает учет их гендерных особенностей. Согласно О.А. Константиновой и Н.И. Роговской, у девочек более развито левое полушарие. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами, отвечает за регуляцию речи, письма, счёта, позволяет интуитивно ориентироваться в пространстве. Задания, ориентированные на школьников левополушарного типа (как правило, девочек) предусматривают [3,4]:
-
Сортировку, группировку и классификацию. Например, создать иерархическую систему овощей, фруктов, комнатных растений по определённому признаку.
-
Аналогию. «Подумайте и объясните в чём отличие машинной строчки и ручных стежков, человеческого мозга и компьютера и т.п.»
-
Конструирование. «Сконструируйте свою комнату, кухню, гостиную, улицу, город и т.д.»
-
Творческое задание. «Придумайте рекламу косметических средств»
-
Логические задачи.
При изучении отдельных тем, например, «Снятие мерок» и «Обработка застёжки» следует заострить внимание учеников на следующем: в женских фигурах мерки снимают с правой стороны, а в мужских - с левой; вымётывание петель и пришивание пуговиц осуществляется на разных сторонах одежды. Это связано с разным развитием полушарий головного мозга у мужчин и женщин.
В последние годы приходится сталкиваться с тем, что учебная группа может состоять не только из одних девочек, это могут быть неделимые классы. В практике Трусовой Н.А. был случай, когда в группе, изучающей кулинарию и швейное дело, доминировали мальчики, которые перешли туда по собственному желанию. Как оказалось, они проявили не меньший интерес к изучению отдельных тем. С интересом осваивали работу на швейной машине. Встретившись после летних каникул, девочки рассказали, что один из мальчиков всё лето ходил в шортах, которые сшил сам.
Помимо уроков технологии Н.А. Трусовой разработаны программы дополнительного образования «Ручное творчество», «Волшебный мир оригами». В рамках реализации данных программ в школе ведутся кружки для мальчиков и девочек.
Ученик 8 класса с интересом вспоминает, как он посещал занятия кружка «Ручное творчество», когда учился в 5 классе, и сам сшил «чуни» из кусочков флиса, которые были отправлены впоследствии на выставку.
На занятиях «Волшебный мир оригами» в начальной школе мальчики изготовили в технике оригами элементы домашнего интерьера, некоторые девочки сложили самолёты и гоночные автомобили. Как ни странно, победителями «автогонок» на столе из выполненных моделей оказались девочки.
Именно уроки технологии дают возможность попробовать себя в разных видах деятельности, уйти от устоявшихся стереотипов: девочки могут заниматься той деятельностью, которая традиционно считается исключительно мужской (например, столярные работы), а мальчики - женской. Учителя должны предоставлять детям равные возможности для участия и взаимодействия в любом виде деятельности.
Нет ни слабого, ни сильного пола, потому что личность всегда выше пола.
Литература:
-
Мальцева И. О., Рощин С. Ю. Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке. Второе издание. Издательский дом ГУ ВШЭ. М., 2007.
-
Токарская Н. М., Карпикова И.С. Социология труда. Под ред. Винокурова М. А. Логос. М., 2006.
-
Константинова О.А Гендерный подход к обучению школьников: дисс. канд. пед. наук (13.00.01) [текст] /О.А. Константинова. - Саратов, 2005.
-
Роговская Н.И. Формирование познавательных интересов подростков с учётом гендерных особенностей: дисс. канд. пед. наук (13.00.01) [текст] / Н.И. Роговская. - Волгоград, 2007.