Статья Гендерный аспект преподавания технологии в школе

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Трусова Н.А., учитель технологии МБОУ СОШ № 27 г. Ижевска

Гендерный аспект преподавания технологии в школе

Гендер - социальный пол. Данное понятие связано с рассмотрением социальных, а не биологических отличий индивидов, определяя их роль в общественной жизни в зависимости от принадлежности к мужскому или женскому полу [1].

Полоролевые стереотипы пришли из глубокого прошлого. Мужчине отводилась роль добытчика и кормильца семьи. Женщина занималась исключительно ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, находилось в материально зависимом, подчинённом положении. Сохранение полоролевых стереотипов оказывает влияние на существование современного неравенства. Начиная с 70-х годов мировое сообщество предприняло значительные усилия по выработке мер и инструментов политики, направленной на достижение гендерного равенства [2].

Преодоление полоролевых стереотипов является важным условием для самореализации женщин и мужчин в личной и профессиональной жизни. Существование данной группы стереотипов блокирует личную и профессиональную самореализацию женщин, так же оказывают стрессовое влияние на мужчин. Большинство мужчин не способно полностью соответствовать стереотипам успешного, «настоящего» мужчины, это грозит снижением их самооценки. Мужчины начинают демонстрировать мужественность в других областях - алкоголизме, криминале, насилии, агрессивности в быту. Огромному количеству женщин и детей так тяжело и неуютно живётся в этом маскулинном мире.

В обществе наблюдается тенденция к постоянной трансформации гендерных отношений, сейчас мы можем наблюдать переход к модели, основанной на партнёрских отношениях. Поэтому в глубоком осмыслении нуждается процесс трансформации жизненных ценностей как мужчин, так и женщин. Образование всё больше ориентируется на личностное начало в человеке. Необходимо так организовать учебный процесс, чтобы создать условия для развития индивидуальных особенностей личности.

Работа с девочками/девушками на уроках технологии предполагает учет их гендерных особенностей. Согласно О.А. Константиновой и Н.И. Роговской, у девочек более развито левое полушарие. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами, отвечает за регуляцию речи, письма, счёта, позволяет интуитивно ориентироваться в пространстве. Задания, ориентированные на школьников левополушарного типа (как правило, девочек) предусматривают [3,4]:

  1. Сортировку, группировку и классификацию. Например, создать иерархическую систему овощей, фруктов, комнатных растений по определённому признаку.

  2. Аналогию. «Подумайте и объясните в чём отличие машинной строчки и ручных стежков, человеческого мозга и компьютера и т.п.»

  3. Конструирование. «Сконструируйте свою комнату, кухню, гостиную, улицу, город и т.д.»

  4. Творческое задание. «Придумайте рекламу косметических средств»

  5. Логические задачи.

При изучении отдельных тем, например, «Снятие мерок» и «Обработка застёжки» следует заострить внимание учеников на следующем: в женских фигурах мерки снимают с правой стороны, а в мужских - с левой; вымётывание петель и пришивание пуговиц осуществляется на разных сторонах одежды. Это связано с разным развитием полушарий головного мозга у мужчин и женщин.

В последние годы приходится сталкиваться с тем, что учебная группа может состоять не только из одних девочек, это могут быть неделимые классы. В практике Трусовой Н.А. был случай, когда в группе, изучающей кулинарию и швейное дело, доминировали мальчики, которые перешли туда по собственному желанию. Как оказалось, они проявили не меньший интерес к изучению отдельных тем. С интересом осваивали работу на швейной машине. Встретившись после летних каникул, девочки рассказали, что один из мальчиков всё лето ходил в шортах, которые сшил сам.

Помимо уроков технологии Н.А. Трусовой разработаны программы дополнительного образования «Ручное творчество», «Волшебный мир оригами». В рамках реализации данных программ в школе ведутся кружки для мальчиков и девочек.

Ученик 8 класса с интересом вспоминает, как он посещал занятия кружка «Ручное творчество», когда учился в 5 классе, и сам сшил «чуни» из кусочков флиса, которые были отправлены впоследствии на выставку.

На занятиях «Волшебный мир оригами» в начальной школе мальчики изготовили в технике оригами элементы домашнего интерьера, некоторые девочки сложили самолёты и гоночные автомобили. Как ни странно, победителями «автогонок» на столе из выполненных моделей оказались девочки.

Именно уроки технологии дают возможность попробовать себя в разных видах деятельности, уйти от устоявшихся стереотипов: девочки могут заниматься той деятельностью, которая традиционно считается исключительно мужской (например, столярные работы), а мальчики - женской. Учителя должны предоставлять детям равные возможности для участия и взаимодействия в любом виде деятельности.

Нет ни слабого, ни сильного пола, потому что личность всегда выше пола.

Литература:



  1. Мальцева И. О., Рощин С. Ю. Гендерная сегрегация и трудовая мобильность на российском рынке. Второе издание. Издательский дом ГУ ВШЭ. М., 2007.

  2. Токарская Н. М., Карпикова И.С. Социология труда. Под ред. Винокурова М. А. Логос. М., 2006.

  3. Константинова О.А Гендерный подход к обучению школьников: дисс. канд. пед. наук (13.00.01) [текст] /О.А. Константинова. - Саратов, 2005.

  4. Роговская Н.И. Формирование познавательных интересов подростков с учётом гендерных особенностей: дисс. канд. пед. наук (13.00.01) [текст] / Н.И. Роговская. - Волгоград, 2007.

© 2010-2022