Программа кружка Художественная резьба по дереву 3-годичный курс

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ «Школа - интернат №1» имени Полетаева Ф.А.

г. Рязань


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Школа-интернат №1»

Н.М.Ляпина

25 августа 2015г.




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

кружка

«РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»


Срок реализации программы - 3 года

Возраст освоения программы - 6-9 классы















РЯЗАНЬ. 2015







Пояснительная записка

Форма деятельности в виде творческой работы и, особенно с природным материалом каковым является дерево, приобретает смысл общения с природой. Неторопливая спокойная работа оказывает положительное влияние, как на общее состояние организма, так и на поведенческое отношение занимающегося к жизни и обществу.

Любой творческий процесс заставляет участника этого процесса проявлять себя в полной мере как личность и это укрепляет самооценку, желание проявить свои самые лучшие качества, и как мыслящего человека, и как деятельного.

Занятия в объединении помогают развить координацию, формируют пространственное воображение, тренируют зрительную и мышечную память. При работе с инструментом развивают за счёт активной двигательной деятельности формировать скелетную структуру и мышечную силу, что помогает формировать фигуру подростка. Отточенность координации движения вырабатывает в детях пунктуальность и ответственность, осмысленность действий. Овладевшие этими способностями значительно легче входят в социум.

Программа «Резьба по дереву» нацелена на воспитание художественной культуры школьников, на трудовое и эстетическое воспитание детей, способствует развитию творческой активности личности.

Программа разработана в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования детей, на основании письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования России от 11.12.2006 № 06-1844. В основу программы положена образовательная программа «Столяр-конструктор и народные художественные промыслы» Сдвижникова Владимира Алексеевича, которая реализуется в Центре развития творчества детей и юношества им. А.В. Косарева с 2002 года, а также обобщен собственный многолетний опыт работы с детьми в системе образования, данная программа модифицирована и адаптирована для учреждения дополнительного образования - ЦДТ «Южный» в соответствии с нормативными документами.

Актуальность данной программы в том, что ее реализация позволяет человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Это в свою очередь позволит обучающемуся расширить возможности выбора будущей профессии и занять ту социальную нишу, которая соответствует его способностям, т.е. развитию его внутреннего потенциала. Через сознательное осмысление трудовой деятельности как неотъемлемой части жизни человека происходит формирование устойчивых гражданских позиций и своего назначения в обществе. Программа рассчитана на подростков среднего школьного возраста, которым доступны многие развлечения, приводящие к вредным привычкам, таким как курение, алкоголизм и наркомания. Занятия решают проблему занятости детей в свободное от учёбы время с целью отвлечь их от желания к асоциальным развлечениям.

Основанием для разработки предложенной программы является социальный заказ государства и общества на развитие народных промыслов с целью привлечения выпускников объединений в производственную сферу. Недостаток профессиональной рабочей силы в сфере производства приводит к упадку благосостояния государства. В нашем регионе, где очень развито производство по деревообработке, этот социальный заказ наиболее актуален.

Программа относится к научно-технической направленности.

Цель программы: обучение приемам и техники резьбы по дереву; содействие раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося, реализации его творческой индивидуальности в области декоративно-прикладного искусства посредством приобщения к этнокультуре родного края и России, дальнейшая профориентация.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:

Обучающие:

- изучение народных промыслов региона и страны;

- овладение навыками работы со столярным инструментом;

- овладение приёмам и технологиями резьбы по дереву;

- овладение различными видами декоративного искусства;

- овладение навыками отделки резных изделий;

- обучение умениям пользоваться шаблонами и образцами для выполнения работы;

- обучение умениям самостоятельно выполнять эскизы и орнаменты работы;

- освоение приёмов работы с разными материалами и породами древесины и инструментами;

- получение представления о ритме, композиции, золотом сечении, соразмерности в резьбе.

Развивающие:

- развитие трудолюбия, целеустремлённости, усидчивости, аккуратности, внимания, результативности работы;

- совершенствование мастерства, развитие творческих способностей и эстетического вкуса;

- улучшение сенсорных моторно-двигательных навыков учащихся.

Воспитательные:

- формирование гражданской позиции посредством изучения истории родного края, его культурного наследия;

- формирование чувств толерантности и коммуникативности;

- социальная адаптация детей и подростков;

- воспитание эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

Программа имеет практико-ориентированный характер, она направлена на овладение учащимися основным приёмам и техникам обработки древесины. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к изменяющимся социальным и экономическим условиям, где они могут реализовать свои умения в самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению, развитию личностного и творческого потенциала посредством декоративно - прикладной деятельности.

Образовательная программа предназначена для учащихся с 6 кл и рассчитана на три года обучения с возможностью дальнейшего перехода выпускников программы в творческую мастерскую.

Режим занятий: обучение рассчитано на 144 часа в год с недельной нагрузкой:

4 часа (двухчасовое занятие с 15-минутным

Структура программы:

1 этап (1-ый год обучения) - Знакомство с материалом, правилами работы и техникой безопасности; организация рабочего места; освоение технологии выжигания и пропильной резьбы, освоение технологии простейшей отделки готовых изделий; знакомство с декоративно-прикладной теорией , простейшим инструментом, эскизами, измерительными приборами и лекалами, переход к самостоятельной деятельности.

2 этап - (2-ой год обучения) - Повторение и закрепление полученных знаний и умений, овладение технологией геометрической и плоскорельефной резьбы; активизация самостоятельной деятельности во время практических работ по изготовлению изделий и их эскизов; усложнение работы творческих проектов. Получение дополнительных знаний по технологии обработки дерева.

3 этап - (3-ий год обучения) - Повышение требований к самостоятельной работе по изготовлению изделий. Освоение основ объёмной резьбы. Индивидуальные изделия с учётом сложности. Выполнение совместных проектов, как в изготовлении, так и в реставрационных работах. Проектирование и изготовление объёмных работ на массивах дерева.

Формы и методы организации занятий.

Теоретическое обучение проходит на основе наглядных пособий. В них включены работы предыдущих лет, шаблонов, рисунков старинных и современных образцов, фотоснимков и фотогалерей с помощью компьютера. Практическое обучение происходит при непосредственном изготовлении художественных изделий (от простого - к сложному) при участии педагога и самостоятельно.

Основные методы:

  1. Объяснительно-иллюстративные (демонстрация готовых резных изделий, образцов, иллюстраций).

  2. Частично- поисковые (выполнение вариативных заданий).

  3. Проблемно - поисковые (в проектировочной деятельности).

  4. Обучающий контроль.

  5. Творческие (творческие задания, эскизы, проекты).

Дидактическое обеспечение:

  1. Наглядные пособия.

  2. Образцы изделий.

  3. Изделия изготовленные учащимися.

  4. Журналы и книги с иллюстрациями изделий.

  5. Схемы построения изделий.

  6. Фотоматериалы на компьютерном носителе.

Методическое обеспечение

1.Книги, журналы по резьбе.

2.Фотографии и ксерокопии изделий.

3.Шаблоны.

4.Инструменты плотницкие и столярные.

5.Резцы и их наборы для разных видов резьбы.

6.Диски с фотографиями и фильмами о резьбе.

7.Фотографии с выставок предыдущих лет.

Оценка и контроль уровня освоения программного материала.

Оценка качества образования по программе осуществляется в ходе промежуточных контролей, осуществляемых в конце первого и второго годов обучения. Итоговый контроль проводится по окончанию освоения обучающимися полного курса программы. В первом полугодии оценивается изготовление изделий. В конце второго полугодия ежегодно оценка производится на основании проверки теоретических и практических знаний, активности участия в выставках и количестве выработанных изделий.

Год обучения

Сроки

Вид деятельности

Формы контроля









Первый

Первое полугодие

Демонстрация приобретённых навыков и умений по выжиганию и выпиливанию. Изготовление простейших поделок

Изготовление по шаблонному образцу изделия.

Второе полугодие

Декорирование изделий выжиганием и тонировкой.

Изготовление изделий из нескольких деталей, качество их подгонки.

Зачёт в форме опроса теоретического материала, анализ работ за учебный год и участие в выставках.








Второй

Первое полугодие

Оттачивание знаний, умений и навыков. Контурная резьба. Геометрическая резьба. Лакирование. Основы композиции и проектирования изделия.

Изготовления изделий по шаблону и собственного проекта.

Контроль чистоты и качества изделий.

Увеличение сложности

Второе полугодие

Изготовление изделий сложной геометрической конструкции и назначения.

Выполнение самостоятельной работы по эскизам.

Тестирование теоретических знаний по программе курса.






Третий

Первое полугодие

Изготовление изделий сложной композиционного построения

Изготовление изделий по своим эскизам или сложным шаблонам.

Много компонентные изделия. Коллективные проекты .

Второе полугодие

Использование в изделии разных видов резьбы .Декоративное оформление по собственным проектам.

В изделиях должны быть отражены все сложные виды техники резьбы и тематически компонентные композиции.


Уровень освоения оценивается в баллах, одинаково для всех годов обучения трёхгодичного курса.

Теория

Практика

Итого

Оценка

Уровень

20-30

50-70

80-100

Полностью освоил курс

Высокий

10-20

30-60

60-80

Освоено не

полностью

Средний

0-10

20-50

Менее 60

Не освоен

курс

Низкий


Проверка теоретических знаний ежегодно проводится по 15 вопросам и оценивается следующим образом: за каждый правильный полный ответ - 2 балла, неполный ответ - 1 балл, неправильный - 0 баллов.

Оценка практических умений выставляется с учетом:

1.Количество изготовленных изделий согласно программы - 10 баллов за каждое.

2.Участие в выставках - 20 баллов

3.Качество изделий - 10-20 баллов.

При суммировании количества баллов теоретического и практического освоения программы определяется степень освоения учебного материала. В случае низкого уровня освоения программы первого или второго годов обучения воспитаннику объединения предлагается повторное обучение.

Результатом итогового контроля является защита творческого технологического проекта и качество выполненной по нему изделия.

Стандарты образовательной программы

Обучающиеся в конце первого года обучения должны:

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила техники безопасности на рабочем месте и в мастерской, при работе с инструментом, оказание первой медицинской помощи при травме.

Оказывать элементарную помощь при порезах, ожогах и ушибах.

Название и назначение материалов

Самостоятельно подобрать материал, инструмент и тему для изделия.

Название и назначение ручных инструментов, технические термины, употребляемые в работе


Уметь искать темы в справочной литературе.


Знать технологию пропильной резьбы, выжигания по дереву

Уметь выпиливать и выжигать по дереву. Уметь изготовить пропильное

изделие со сложной конфигурацией.

Знать основные виды резьбы и их особенности.

Уметь начертить основные узоры геометрической резьбы и их вариации.

в конце второго года обучения

знать

уметь

Названия изученных инструментов и ПТБ.

Правильно использовать их в работе.

Правила безопасности при работе с режущим инструментом, правила организации труда на своём рабочем месте.

Строго соблюдать правила безопасности и труда на рабочем месте и в мастерских.

Знать основные породы деревьев , их особенности. Знать свойства материалов для резьбы.

Уметь подготовить материал к работе.

Правила заточки инструмента резчика и подсобных инструментов.

Затачивать и править инструмент.

Владеть основами технологии геометрической и контурной резьбы.

Выполнять работы с применением геометрической и контурной резьбы.

Правила построения орнамента и композиции.

Самостоятельно выполнять и составлять простейшие орнаментальные компоцзиции.

Знать основы отделки изделия.

Шлифовать и лакировать резные изделия.







в конце третьего года обучения

знать

уметь

Названия изученных инструментов.

Правильно использовать их в работе.

Знать правила ТБ при работе с электроинструментом и ТБ работы на деревообрабатывающем токарном станке.

Строго соблюдать и выполнять требования ТБ.

Основы композиции и основы построения орнамента.

Составлять проекты изделий.

Технологию основных видов резьбы.

Владеть основными простейшими навыками резьбы.

Знать основы объёмной резьбы.

Уметь выполнить простейшую объёмную резьбу.
































Учебно -тематический план.


Первый год обучения

Тема занятий

Количество часов


всего

теория

Практ.

Вводно-организационное занятие

2

2


Техника безопасности при работе. Первая помощь при травме.

2

1

1

Основные сведения о древесных материалах

6

2

4

Основные виды инструментов и приспособлений

6

2

4

Технология пропильной резьбы лобзиком

12

2

10

Технология выжигания

4

2

2

Изготовление поделки с применением пропильной резьбы и выжигания

10

2

8

Тонирование изделий морилкой, приёмы тонирования

4

2

2

Лакирование

6

2

4

Клеи и технология склеивания древесины

4

2

2

Знакомство с основными видами простейшей резьбы

4

2

2

Технология пропильной ажурной резьбы

18

2

16

Технология обработки мелких ажурных отверстий

4

1

3

Изготовление ажурной пропильной поделки

20

2

18

Накладная резьба, приёмы выполнения

18

4

14

Изготовление поделки

20

2

18

Оформление выставки

2


2

Заключительное занятие

2

2


Итого:

144

34

110




Содержание

Вводное занятие. Ознакомление детей с работой объединения, планом работы на год. Дать представление о целях и задачах работы. Рассказать об истории деревянного зодчества и основных видах прикладного искусства резьбы по дереву и в частности Рязанского края. Наглядный просмотр иллюстраций резьбы по дереву.

Техника Безопасности. Основные правила поведения в мастерской. Правила организации рабочего места: расположение за рабочим столом, расположение инструментов. Правила пользования верстаком. Расположение освещения и правильная осанка. Необходимость физкультминутки. Первая помощь при ушибе и порезе. Правило наложения жгута и повязки. Народные средства при отсутствии аптечки.

Основные сведения о древесине и материалах. Общие сведения о древесине. Свойства древесины различных пород и их сравнительная характеристика Выбор и заготовка древесины на изделие. Пороки древесины и приёмы их устранения. Сушка и хранение.. Терминология связанная с деревообработкой.

Основные виды инструмента и приспособления. Общие сведения о плотницком и столярном инструменте. Измерительные приспособления применяемые в деревообработке. Основные виды обработки деревянных изделий (строгание, пиление, сверление, долбление, шлифование). Выборка. Инструменты: молоток, киянка, долото, стамеска, лобзик, рубанок и т.д. их назначение и правила пользования. Верстак и назначение его приспособлений.

Практическая работа. Измерение линейкой, рулеткой, рейсмусом. Пиление пилой вдоль и поперёк волокон. Строгание. Сверление ручной дрелью и коловоротом. Шлифование.

Технология пропильной резьбы лобзиком. Лобзик и его назначение. Правила пропила наружных краёв. Технология пропиливания углов. Техника пропиливания окружности. Приспособления для выпиливания лобзиком.

Изготовление простейших конструкций из фанеры (самолёт, вертолёт, авто).

Технология выжигания. Пирография. Устройство выжигателя. Породы древесины для выжигания. Прямые и параллельные линии. Пунктиры. Точечные рисунки. Особенности выжигания. Выжигание по шаблону.

Практическая работа. Подбор и обработка исходного материала. Нанесение эскиза. Выпиливание и декорирование выжиганием. Исправление погрешностей. Высветление тёмных участков.

Понятие объёма и перспективы в работе. Светотень. Выжигание геометрических фигур. Составление и нанесение геометрических узоров и их выжигание.

Тонирование изделий. Необходимость тонирования. Технология передачи тонов и их переходов. Подбор тона. Правила использования спиртовых и водных морилок.

Лакирование. Правила пользования лаками. Типы лаков. Подбор лака. Технология нанесения лака ручным и механическим способом.

Клеи. Технология склеивания. Подбор клея. Варка клея. Грунтование клеем. Современные клеи и их особенности.

Знакомство с основными видами простейшей резьбы. Домовая резьба (наличники). Прорезная. Геометрическая. Плоскорельефная. Контурная.

Особенности. Основные технические приёмы в резьбе.

Практическая работа. Подбор эскиза работы. Нанесение рисунка на материал. Уточнение способов и приёмов изготовления. Подбор инструмента. Изготовление ажурной пропильной резьбы на фанере. Тонировка. Лакирование.

Технология обработки мелких ажурных узоров. Приёмы шлифования, высверливания. Особенности обработки мест крепления деталей.

Практическая работа. Изготовление по шаблонам изделий декоративного назначения из фанеры в стиле пропильной резьбы лобзиком сложной конфигурации с ажурным узором.

Накладная резьба. Основные требования и приёмы. Назначение. Степень сложности. Композиционные основы разработки. Необходимый инвентарь и материал.

Практическая работа. Изготовление уголковых и центральных розеток для оформления фасада мебели. Коллективная работа с элементами проектирования.

Оформление выставки. Подготовка и проведение выставки работ в двух номинациях: пропильная резьба и накладная резьба.












































Второй год обучения

Тема занятий

коли

чество

часов


Всего

Теория

Практ.

Вводное занятие

2

1

1

Техника безопасности при работе. Первая медицинская помощь.

2

1

1

Разбор работ выполненных летом и их доработка.

6

2

4

Повторение пройденных приёмов резьбы (пропильная, выжигание, накладная резьба)

18

1

17

Технология контурной резьбы. Материалы и инструменты.

6

2

4

Понятие композиций в контурной резьбе

4

2

2

Отделка в контурной резьбе.

4

2

2

Практическая работа по контурной резьбе

10


10

Декоративный язык контурной резьбы по лаковотонированному дереву

6

2

4

Изготовление поделки ( панно)

10

2

8

Основы геометрии в геометрической резьбе

6

2

4

Художественные и технологические особенности геометрической резьбы. Материалы, инструменты.

8

2

6

Исходные композиционные элементы геометрической резьбы.

6

2

4

Практическая работа по изготовлению изделий с геометрической резьбой (разделочные доски, подставки, панно)

20

2

18

Экскурсия к мастерам резчикам. Школа мастерства.

4


4

Проектирование собственных композиций геометрического орнамента.

4

2

2

Изготовление изделий с элементами пройденных видов резьбы и их комбинациями

20

4

16

Коллективная работа по отделке изделий общего назначения (оформление выставки)

4


4

Подготовка и оформление выставки

2


2

Итоговое занятие и домашние задания на лето

2


2

Итого:

144

29

115

Содержание

Вводное занятие. Ознакомление с программой второго года обучения и планами в творческой деятельности объёдинения. Цели и задачи работы. Организационные вопросы объединения.

Техника безопасности. ПМП. Повторить основы оказания первой медпомощи при травмах. Провести практическую тренировку по перевязкам.

Разбор работ летних заданий. Провести конкурс на лучшую работу. Отметить коллективно все выявленные недочёты в работе. Отметить лучших. Провести доработку выявленных недостатков в отделке работ.

Повторение пойденного материала по резьбе. Раздать задания и индивидуальные проекты для практического изготовления изделий в разных стилях с применением всех освоенных приёмов резьбы и отделки. Фрагментарные шкаблоны.

Технология контурной резьбы. Рассказать и показать иллюстрации по контурной резьбе. Основы резьбы и практика его применения. Попробовать на фрагментах приёмы резьбы.

Понятие композиций в контурной резьбе. Проиллюстрировать и сделать пробные проекты на основе иллюстраций из детских книг.

Отделка в контурной резьбе. Приемы грунтовки и лакирования под контрастную резьбу. Приёмы нанесения рисунка. Окончательное глянцевание поверхности.

Практическая работа. Изготовление шаблонных моделей панно.

Декоративный язык контурной резьбы. Штриховой, линейный, подрезной, комбинированный. Основные понятия и приёмы.

Основы геометрии в геометрической резьбе. Понятие о фигурах в геометрии. Способы начертания и основы чертежа рисунка. Распределение фигур относительно площади заготовки и заполнение площади.

Художественные и технологические основы геометрической резьбы. Рассказать и проиллюстрировать виды геометрических рисунков. Их композиционные особенности. Совмещение фигур в эскизе. Понятие лучистости. Наколка рисунка на материале и подрез. Инструмент необходимый для геометрической резьбы. Выявление грани внутренней и наружной и их влияние на общий фон рисунка. Технология подготовки поверхности материала под резьбу. Заточка резца и его полировка. Определение правильного угла наклона резца относительно поверхности материала. Доводка изделия до товарного вида Комбинированные композиции с геометрической резьбой.

Исходные композиционные элементы. Исходными композиционными элементами являются форматы круга, квадрата и треугольника. Их совмещение с другими геометрическими фигурами.

Практическая работа. Выбор темы рисунка и его основные компоненты: объём, материал, форма обработки поверхности. Проектирование и изготовление комплексных работ.

Экскурсия. Цель экскурсии познакомить с видами резьбы сложных стилей. Непосредственное наблюдение и опробывание приёмов резьбы. Мастер класс.

Проектирование композиций. Индивидуальные разработки в графике композиций геометрической резьбы на базе разных конфигураций заготовок.

Практическая работа. Проектирование и изготовление работ в том числе и авторских с применение ранее изученных приёмов резьбы.

Коллективная работа по отделке изделий общего назначения.

Подготовка и оформление выставки объединения.


Третий год обучения

Тема занятий

Количество часов


всего

теор

практ

Вводное занятие

2

2


Техника безопасности, ПМП

2

1

1

Повторение пройденных технологий

16

2

14

Домовая резьба, история и современность

2

2


Основные элементы домового узора

4

2

2

Плоскорельефная резьба и основы её технологических приёмов

6

2

4

Практическая работа по изготовлению панно с плоскорельефной резьбой.

16

2

14

Прорезная резьба и особенности её технологии. Приёмы резьбы.

6

2

4

Практическая работа по изготовлению декоративного наличника с прорезной резьбой.

12

2

10

Объёмная резьба и её основы.

Ложкорезание.

4

2

2

Практическая работа по изготовлению набора декоративных ложек с элементами объёмной резьбы.

16

2

14

Основы богородской резьбы. История и значение в декоративном исскустве.

4

2

2

Практическая работа

30

4

26

«Татьянка» как исскуство миниатюрной резьбы.

4

2

2

Пробное изготовление панно в стиле «Татьянка»

16

2

14

Подготовка и проведение итоговой выставки за 3 годичный курс обучения .

2


2

Подведение итогов с отбором кандидатов в творческую мастерскую.

2

2


Итого:

144

33

111

Содержание

Вводное занятие. Повторение распорядка работы и организационные вопросы. Просмотр домашних летних работ.

ТБ и ПМП. Повторение правил ТБ при работе с режущим инструментом и электроинструментом, пользованием станками.

Практическая работа с повторением технологий. Повторение пройденных технологий с авторскими работами и работа по шаблонам. Особое внимание уделить технологии декоративной отделки и обработки поверхности.

Домовая резьба. Познакомить с основными видами домовой резьбы. Основами отделки домов и внутреннего убранства дома (наличники, лестницы, крыльцо, конёк и т.д.)

Домовой узор. Знакомство с основными элементами употребляемыми в убранстве дома. Прямые элементы для угловых стыков. Винтовые и пересечённые элементы. Применение накладной, плоскорельефной и прорезной резьбы и их композиционные комбинации.

Плоскорельефная резьба. Знакомство с основными приёмами. Понятия фона и степени глубины прорезания. Понятие выбора первичных элементов и элементов первого и второго плана. Выравнивание фона и его чеканка. Выбор эскиза. Понятие выпуклого и вогнутого рисунка резьбы. Технология использования резцов в разных плоскостях.

Практическая работа. Выполнение несложных шаблонных панно. Особое внимание обратить на ровное исполнение выборки фоновых участков и его обработку.

Прорезная резьба. Принципиальные особенности между накладной прорезной резьбой. Особенности исполнения прорезной резьбы при изготовление церковного декора и окладов.

Практическая работа. Изготовление прорезного наличника приёмами выпиливания и прорезания. Контуризация отдельных элементов и их фоновая обработка. Работа с шаблонами.

Объёмная резьба. Понятие объёмноё резьбы виды её и назначение. Особенности технологии и обработки. Понятие обруба. Выбор материала. Основы ложкорезания.

Практическая работа. Изготовление декоративных ложек и наборов. Ковши, братины. Освоение приёмов выборки внутренних слоёв. Особенности обмера и оцилиндрования снаружи и внутри заготовки. Внесение в декор простейших элементов объёмной резьбы.

Богородская резьба. История и влияние на общую культуру русской резьбы. Значение и предназначение. Знакомство с истоками богородской резьбы (Городецкая резьба). Особенности и структура технологических приёмов. Особенности выбора и комплектации резцов при работе.

Практическая работа. Научиться приёмам обруба заготовки. Изготовление простых объёмных форм. Приёмы пробивки отверстий в разных направлениях в формах. Изготовление примитивных форм собачек, медведей и рыб, грибов. Приёмы резьбы растительного декора в оформлении скульптур. Приёмы выполнения волнообразных форм угловыми и круглыми резцами и сетки фоновых покрытий.

Татьянка. Возникновение стиля. Особенности работ в стиле. Применение барельефных элементов в работе. Особенности работы с миниатюрными деревянными элементами резьбы. Обработка поверхности и тонировка.

Практическая работа. Изготовление простейших панно и брошей с элементами резьбы. Освоение практических навыков при работе с малыми формами.

Подготовка и проведение итоговой выставки за весь курс обучения в объединении . Подведение итогов.



Информационное обеспечение:


  1. Сборник "Авторские образовательные программы дополнительного образования детей", выпуск 2, Москва. 2007 г.

  2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. -М. Культура и традиции., 2002г.

  3. Глозман А.Е., Глозман Е.С. Школа резьбы по дереву. - Эксмо , 2007г.

  4. Клиентов А. Народные промыслы - М., 2004г.

  5. Логачёва Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. - М. ,2002г.

  6. Манжулин А.В.,Софронов М.В. Прорезная резьба (алб. Выпуск №2) - М., Народное творчество. 2005г.

  7. Самородский П.С.,Тищенко А.Т.,Симоненко В.Д. Технология ( 6кл.,7кл.) - М., Ветрана - Граф .,2008г.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии - М., Народное образование 1998г.

  9. Ш.Сасыков (Издатель ) Татьянка (художественная резьба по дереву).Журнал№1-7 - М., тип.Красный пролетарий 2007г.

  10. Хворостов А.С. Чеканка.Инкрустация ,Резьба. - М., Просвещение .,1985г.

  11. Хворостов А.С,Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву - М.,Гуманитарный издательский центр 2002г.

  12. Учебник по ОБЖ 11кл.













© 2010-2022