ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УМЕЙКА»

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр индивидуального развития»



РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

на методическом Директор МБОУ ДО ЦИР

совете МБОУ ДО ЦИР _________Л.А. Постникова

Протокол № ____________ «__»______________ 2015

от «__»__________ 2015 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«УМЕЙКА»



Возраст обучающихся: 6-11 лет

Количество часов в год: 96 ч.

Педагог: Плотникова Анжелика Дмитриевна




СУРГУТ

2015 г.

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр индивидуального развития»

Название программы

Умейка

Направленность программы

Художественно-эстетическая

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Плотникова Анжелика Дмитриевна

Год разработки

2015

Где когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Методический совет МБОУ ДО «Центр индивидуального развития»

Протокол№_______ от «___»________2015г.

Информация о наличии рецензии

Внутренняя рецензия

Цель

развитие творческих способностей ребенка, через занятия конструированием и художественным творчеством.

Задачи

обучающие:

- научить выполнять работы в различных техниках, конструировать изделия из различных материалов;

- формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы;

- обучить владению инструментами и приспособлениями;

- расширять знания и представленияобучающихся о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- познакомить с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать внимание, память, воображение, усидчивость;

- расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно - практический опыт обучающихся;

воспитывающие:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, адекватную самооценку;

- формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате освоения программы учащийся должен

знать:

- особенности технологических приемовобработки различных материалов

- способы и приемы изготовленияи оформления работ;

- иметь представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

уметь:

- выполнять работы в различных техниках, конструировать изделия из различных материалов;

- владеть инструментами и приспособлениями.

Срок реализации программы

1 год

Количество часов в неделю/год

3 /96

Возраст обучающихся

6 - 11лет

Формы занятий

теоретическое обсуждение вопросов, практические занятия, дидактические игры, викторины, конкурсы, тематические выставки, беседы, выполнение творческих заданий.

Методическое обеспечение

образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальная и дополнительная литература, фотографии детских работ и профессиональных работ, пособия и таблицы, изделия народных промыслов;, репродукции картин, презентации.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

  1. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.

  2. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Пояснительная записка


Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творческих способностей, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

Программа «Умейка» направлена на развитие творческих способностей - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением, на развитие художественного вкуса.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду- приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цель программы:развитие творческих способностей ребенка, через занятия конструированием и художественным творчеством.

Задачи:

обучающие:

- научить выполнять работы в различных техниках, конструировать изделия из различных материалов;

- формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы;

- обучить владению инструментами и приспособлениями;

- расширять знания и представления обучающихся о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- познакомить с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать внимание, память, воображение, усидчивость;

- расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно - практический опыт обучающихся;

воспитывающие:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, адекватную самооценку;

- формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.

Настоящая программа рассчитана на один год обучения. Возраст обучающихся 6-11лет. Составлена из расчета 96 часов на учебный год. Занятия проводятся по 3 часа в неделю. Количество обучающихся в группе - 5 -10 человек.

Направленность дополнительной образовательной программы «Умейка»: художественно-эстетическая. Способ освоения содержания дополнительной образовательной программы - продуктивный, по форме организации - групповой.

Программа предусматривает сочетание различных форм и методов обучения:теоретическое обсуждение вопросов, практические занятия, дидактические игры, викторины, конкурсы, тематические выставки, беседы, выполнение творческих заданий.

Программа ориентирована на следующие принципы обучения:

• доступность предлагаемого к изучению материала;

• сознательное усвоение знаний через применение их на практике;

• поддержание инициативы и развитие творческих способностей учащихся.

Ожидаемые результаты обучения:

в результате освоения программы учащийся должен

знать:

- особенности технологических приемовобработки различных материалов

- способы и приемы изготовленияи оформления работ;

- иметь представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

уметь:

- выполнять работы в различных техниках, конструировать изделия из различных материалов;

- владеть инструментами и приспособлениями.

Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях, портфолио обучающихся.

Оценка результатов освоения программы производится в форме включенного педагогического наблюдения на занятиях. Подведение итогов программы производится в форме выставки творческих работ обучающихся, участие в конкурсах.


Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теоретическая

часть

Практическая

часть

Всего


Раздел 1. Конструирование

7

20

27

1.1

Основы конструирование.

3


3

1.2

Конструирование из бумаги и картона.

1

5

6

1.3

Конструирование из бросового материала.

1

5

6

1.4

Куклы-шкатулки.

1

5

6

1.5

Конструирование мебели для кукол.

1

5

6


Раздел 2. «Скрапбукинг»

3

9

12

2.1

Выполнение работ в технике«Скрапбукинг»

3

9

12


Раздел 3. Техника«Папье-маше»

5

19

24

3.1

Выполнение работ в технике «Папье-маше».

1

5

6


Раздел 4. Волшебная нить




4.1.

Ниткопись.

1

2

3

4.2.

Аппликация из нарезанных ниток.

1

2

3

4.3.

Изонить.

1

5

6

4.4.

Игрушки из помпонов.

1

5

6


Раздел 5. Работа с текстильными материалами.

7

26

33

5.1.

Виды текстильных материалов и особенности работы с ними.

3


3

5.2.

Аппликация из ткани.

1

5

6

5.3.

Мягкая игрушка.

1

8

9

5.4.

Изготовление аксессуаров с использованием ткани.

1

8

9

5.5.

Изготовление сувениров из ткани.

1

5

6


Итого:

22

74

96

Содержание программы

Раздел 1. Конструирование

Тема 1.1. Основы конструирования - 3 часа

Теоретическое обучение - 3 ч

Конструирование и его виды. Способы конструирования. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Тема 1.2. Конструирование из бумаги и картона - 6 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

Виды и способы конструирование из бумаги и картона.

Практическое обучение - 5 ч.

Конструирование игрушек из конусов. Конструирование макета сказочного домика.

Тема 1.3.Конструирование из бросового материала - 6 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

Виды и способы конструирование из бросового материала.

Практическое обучение - 5 ч.

Выполнение работ из бросового материала (на выбор). Изготовление топиария.

Тема 1.4. Куклы-шкатулки - 5 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

Способы и приемы выполнение куклы-шкатулки. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Практическое обучение - 5 ч.

Изготовление нижней части куклы-шкатулки. Изготовление верхней части куклы-шкатулки.

Тема 1.5. Конструирование мебели для кукол - 6 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

Способы и приемы конструирования мебели для кукол. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Практическое обучение - 5 ч.

Изготовление дивана для кукол. Изготовление кресел для кукол.

Раздел 2. «Скрапбукинг»

Тема 2.1. Выполнение работ в технике «Скрапбукинг» - 12 часов

Теоретическое обучение - 3 ч

Понятие и особенности выполнения работ в технике «Скрапбукинг». Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Практическое обучение - 9 ч.

Изготовление открытки в технике «Скрапбукинг». Изготовление коробочки для хранения мелочей в технике «Скрапбукинг».Изготовление или украшение фотоальбома в технике «Скрапбукинг».

Раздел 3. Техника «Папье-маше»

Тема 3.1. Выполнение работ в технике «Папье-маше» - 6 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

Понятие и особенности выполнения работ в технике «Папье-маше». Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Практическое обучение - 5 ч.

Изготовление маски в технике «Папье-маше». Изготовление кукол в технике «Папье-маше».

Раздел 4. Волшебная нить

Тема 4.1. Ниткопись - 3 часа

Теоретическое обучение - 1 ч

Понятие и особенности ниткописи (рисование нитью).Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Практическое обучение - 2 ч.

Выполнение рисунка нитью.

Тема 4.2. Аппликация из нарезанных ниток- 3 часа

Теоретическое обучение - 1ч

Технология выполнения аппликации из нарезанных ниток.

Практическое обучение - 2 ч.

Аппликация из нарезанных ниток «Котенок».

Тема 4.3 . Изонить - 6 часа

Теоретическое обучение - 1 ч

Понятие и особенности выполнения работ в технике «Изонить». Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Практическое обучение - 5 ч.

Выполнение элементов (кругов, углов) в технике «Изонить». Выполнение аппликации в технике «Изонить» (на выбор)

Тема 4.4. Игрушки из помпонов - 6 часа

Теоретическое обучение - 1 ч

Технология изготовления помпона. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Практическое обучение - 5 ч.

Изготовление игрушки из одного помпона. Изготовление игрушки из двух помпонов.

Раздел 5. Работа с текстильными материалами.

Тема 5.1. Виды текстильных материалов и особенности работы с ними - 3 часа

Теоретическое обучение - 3 ч

Тема 5.2. Аппликация из ткани - 6 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

Технология выполнения аппликации из ткани.Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Практическое обучение - 5 ч.

Аппликация из ткани по мотивам любимой сказки. Аппликация из ткани с объемными элементами.

Тема 5.3. Мягкая игрушка. - 9 часов

Теоретическое обучение - 1ч

Технология выполнения мягкой игрушки.Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Практическое обучение - 8ч.

Изготовление мягкой игрушки из меха (на выбор). Изготовление чулочной мягкой игрушки. Изготовление куклы Тильды.

Тема 5.4. Изготовление аксессуаров с использованием ткани - 9 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

Технология выполнения аксессуаров с использованием ткани.Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Практическое обучение - 8 ч.

Изготовление бантов для волос. Изготовление шкатулки. Изготовление сумочки или клатча.

Тема 5.5. Изготовление сувениров из ткани - 5 часов

Теоретическое обучение - 1 ч

Виды сувениров из ткани и технология их выполнения.

Практическое обучение - 4 ч.

Изготовление сувенира на день рождение. Изготовление новогоднего сувенира.










Методическое обеспечение программы


Образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальная и дополнительная литература, фотографии детских работ и профессиональных работ, пособия и таблицы, изделия народных промыслов, репродукции картин, презентации.


Условия реализации программы


  1. Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя.

  2. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Список литературы:

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Апистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из ткани. - Издательство: Оникс, 2008.

  2. Белякова О. Большая книга поделок. - Издательство: АСТ, 2009.

  3. Бойко Е.А. Квиллинг, или бумажная филигрань. - М., 2011.

  4. Герлингс С. Мягкие игрушки. Пошаговые мастер-классы для начинающих. - Издательство: Эксмо, 2013.

  5. Детцел А., Айхенлауб К. Большая книга самоделок. Много ярких идей. - Издательство: Стрекоза, 2013.

  6. Соколова О.В. Веселые самоделки. - Издательство: Литера, 2013.

Рекомендуемая литература для учителя:


  1. Бочарова Н.Б. Учимся конструировать. - Издательство: Школьная пресса, 2009.

  2. Будахази Б. Подарки в технике скрапбукинг. - Издательство: КОНТЭНТ, 2013.

  3. Крук Л. Супербумага. Игры, фокусы, поделки.- Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

  4. Лаптева Т.Е. Эксклюзивные фотоальбомы в технике скрапбукинг. - Издательство:Эксмо, 2012.

  5. Лыкова И.А. Неужели из бумаги? - Издательство: Литера, 2008.

  6. Михеева А. Скрапбукинг: изысканные подарки своими руками. - Издательство: Феникс, 2013.

  7. Михеева А. Скрапбукинг. Домашний декор. - Издательство: Феникс, 2013.

  8. Рибцун О.Г. Конструирование из бумаги. - Издательство: Литера, 2011.

  9. Тундалева В. Квиллинг. Искусство бумагокручения. - Издательство: Вече, 2013.

  10. Чурзина Н.О. Мягкая игрушка. - Издательство:Белония М ООО, 2007.

  11. Якубова А. Мягкая игрушка. - М., 2005.

Интернет-ресурсы:

  1. Информационный портал школьных библиотек России (akademius.narod.ru)

  2. Бумажное творчество для детей и взрослых (do-by-hands.ru/ )

  3. Портал для всей семьи (bebi)

  4. moikompas.ru

  5. rukukla.ru

  6. luntiki.ru

  7. stranamasterov.ru

  8. womanadvice.ru/

  9. masterclassy.ru/

  10. yes.com.ru


Сведения о составителе


1. Плотникова Анжелика Дмитриевна

2. Место работы: МБОУ дополнительного образования «Центр индивидуального развития».

3. Должность: педагог дополнительного образования.

4. Контактные телефоны: 89292419316



© 2010-2022