Рабочая программа кружка Умелые руки

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Староромановская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ

протокол №1 МБОУ «Староромановская ООШ» «Староромановская ООШ»

от 27.08.2014 г. _________/Болотина Т.А./ ________/Щигарцова Е.И./

Председатель МО «28.08.2014 г. Приказ №42 от28.08.2014 г. _______/Щигарцов В.М./



Дополнительная образовательная программа

« Умелые руки »

для детей в возрасте от 11 до 14 лет

Разработал: учитель технологии

Щигарцов Владимир Михайлович





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 28.08.2014 г.


2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (11-14 лет) основной школы. Программа реализуется на базе школьных учебных мастерских и станочном оборудовании, предназначенном для уроков технологии с учетом возрастных особенностей этого возраста, который принято считать подростковым. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Данный возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. В это время огромное значение имеет общение со сверстниками, во многом определяющее все остальные стороны его жизнедеятельности. Для них чрезвычайно важно не только быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них определенное положение, например, быть лидером в группе или авторитетом в каком-либо деле. На протяжении подросткового возраста изменяется характер общения ребенка с учителем. Ведущим мотивом общения младших подростков является стремление получить поддержку, поощрение со стороны учителя за учение, поведение и школьный труд, для старших подростков характерно стремление к личному общению с учителем. Начиная с шестого класса, подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Поэтому занятия в кружке « Умелые руки » дают возможность учащимся реализовать себя, свои возможности в конкретной деятельности, в общении со сверстниками и учителем. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением школьных или домашних интерьеров, так как обладают эстетической ценностью. Занятия по художественной обработке древесины отрывают новые пути познания истории русского народа, его самобытности, богатства внутреннего духовного мира. Благодаря курсу у учащихся появляется возможность самовыражения, раскрытия своих талантов, принятия участия выставках, конкурсах, конференциях.


Программа составлена на 1 год из расчета 2 часа в неделю. Итого: 70 часов

Основная цель программы :

воспитание общественно-активной творческой личности.

Задачи программы (образовательные, воспитательные, развивающие):

• обучить учащихся навыкам и приемам геометрической резьбы по дереву , мозаики по дереву, скульптуры по дереву;

• расширять знания, полученные на уроках истории, черчения, технологии, изобразительного искусства;

• способствовать развитию понятийного аппарата;

• выявить, учесть и развить творческие способности учащихся;

• приобщить учащихся к многообразной творческой деятельности с выходом на конечный продукт;

• развивать творческое воображение;

• формировать у учащихся целостное восприятие народного искусства, как части культуры народа;

• способствовать формированию умения планировать свою работу;

• в процессе общественно-полезной деятельности развивать сотрудничество, как основной вид взаимодействия между учителем и учащимися;

• способствовать становлению личности и ее профессиональной ориентации;

• воспитывать чувство коллективизма и толерантного отношения;
• воспитывать эстетический вкус;

• воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Форма проведения занятий:

- теоретические занятия (инструктаж, беседа, лекция, обобщение);

- практическая работа;

- экскурсия.

Форма контроля:

- педагогическое наблюдение;

- анализ практической работы;

- анализ полученных результатов;

- анализ проектной деятельности;

- тестирование;

- анкетирование;

- конференция;

- олимпиада;

- выставка.

Прогнозируемые результаты:

В результате прохождения учащимися курса « Умелые руки » можно прогнозировать следующее:

- учащиеся смогут овладеть навыками и приемами работы ручным столярным инструментом;

- учащиеся смогут овладеть навыками и приемами резьбы по дереву ;
- будут выявлены склонности и развиты способности детей к художественной деятельности;

- повысится статус ребенка в классе и в группе;

- должно быть сформировано умение планировать свою работу;

- развить творческое воображение, эстетический вкус учащихся;

- дети смогут ориентироваться в выборе профессии;

- будут заложены основы для самовоспитания личности.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема



Количество часов

Примечание

Всего

Теория

Практика

1

Вводное. Знакомство с
материалами и
Инструментами. Техника
безопасности. Охрана труда.

2

1

1

Вводный инструктаж

2

Художественное выпиливание лобзиком.

12

2

10

3

Геометрическая резьба по дереву . Варианты, виды. Способы. Художественное оформление.

10

4

6

4

Мозаика по дереву. Варианты, виды, способы. Художественное оформление.

8

2

6

Маркетри. Инкрустация.

5

Плоскорельефная резьба по дереву . Домовая резьба по дереву . Варианты, виды, способы. Художественное оформление.

10

2

8

См. материал по Великому Новгороду.

6

Скульптура по дереву с элементами токарной игрушки. Художественное оформление.

14

4

10

7

Индивидуальный творческий проект. Изготовление изделий с использованием полученных знаний и навыков.

12

2

12

Выставка

Итого часов:

70

17

53

Основные обучающие средства, реализующие поставленные задачи:

- специальная литература, журналы, альбомы, фотоальбомы резьбы по дереву , каталоги, буклеты, самодельные стенды и плакаты,

- образцы изделий, шаблоны, трафареты,

- измерительные и разметочные инструменты,

- наборы различных по форме и размерам стамесок, наборы ножей-косяков, самодельные ножи-косяки, ножовки, рубанки.

Не основные:

- столярный верстак,

- токарный станок по дереву (СТД-120),

- наборы токарных резцов,

- сверлильный станок (НС-12),

- наборы сверел по дереву и металлу,

- защитные очки,

- электроточило,

- электролобзик,

- электродрель,

- комплект « Умелые руки »,

- шерхебели, рубанки, полуфуганки,

- лобзики, молотки, клещи, рашпили, напильники,

- наборы отверток, различные насадки для электродрели, струбцины, абразивные материалы,

- лакокрасочные материалы,

- пиломатериалы (фанера, шпон ценных пород, доски, бруски хвойных и лиственных пород).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .

1. Вводное. Знакомство с материалами и инструментами. Техника безопасности и охрана труда. Знакомство с историей резьбы по дереву , виды резьбы . Знакомство с материалами, выбор материалов. Знакомство с инструментами, правила и приемы работ с инструментами. Техника безопасной работы с инструментами. Подготовка рабочего места

2. Знакомство с ручным инструментом лобзик. Виды пиломатериалов. Фанера. Приспособления для выпиливания лобзиком. Перенос рисунка на фанеру.

3. Геометрическая резьба по дереву . Варианты, виды. Способы. Художественное оформление.

Теоретическая часть. Знакомство с различными видами геометрической резьбы в различных регионах России (новгородская, псковская и т.д.). Составление рисунков.

Практическая часть. Освоение навыков работы. Техника резьбы . Разметка резного поля на одиночые и двойные полосы под соответствующие элементы (каждый из элементов повторяется многократно на протяжении всей полосы).

Изучаемые элементы геометрической резьбы : треугольник, треугольник с зубчиками, змейка, витейка, ёлочка, звездочка, ромб, квадрат, цепочка, соты, глазок, фонарик, лесенка, отдельные лучи розетки, сияние в круге, квадрате, прямоугольнике и ромбе.

Исполнение резьбы .

4. Мозаика по дереву . Варианты, виды. Способы. Художественное оформление.

Теоретическая часть. Знакомство с видами мозаики (маркетри, инкрустация). Инструменты и материалы. Подбор рисунка с учетом текстуры шпона.

Практическая часть. Освоение навыков работы. Разметка. Техника резания шпона, правила подрезки.

5. Плоскорельефная резьба по дереву . Домовая резьба по дереву . Варианты, виды. Способы. Художественное оформление.

Теоретическая часть. Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром, с подушечным и подобранным фоном. История возникновения художественного промысла резьбы, краткий анализ ее художественных и технических особенностей. Мотивы орнамента, выбор древесины и инструментов для создания плоскорельефной и углубленной резьбы. Знакомство с различными видами домовой резьбы в различных регионах России. Сочетания различных элементов основных видов резьбы. Особенности выполнения комбинированной резьбы при оформлении жилых домов. Знакомство с фотоальбомами, где хорошо проиллюстрированы жилые дома, украшенные в технике комбинированной резьбы (см. альбом по Великому Новгороду). Правила безопасности при выполнении элементов комбинированной резьбы .

Практическая часть. Резьба с заоваленным контуром. Выполнение на дощечках узора «розетка» в технике заоваленного контура. Резьба с подушечным фоном.Последовательность выполнения узоров резьбы с подушечным фоном: нанесение рисунка на заготовку, подрезка его по контуру, снятие фасок, заоваливание фона. Создание узоров с подушечным фоном. Создание узоров резьбы с подобранным фоном, последовательность операций резьбы . Создание узоров резьбы с более глубоким прорезанием фона. Техника резьбы остается без изменения. Техника безопасности при выполнении резьбы по дереву .

Работа учащихся над эскизами комбинированной резьбы .

Оформление наличника в технике комбинированной резьбы по дереву . Правила техники безопасности при выполнении данного вида резьбы .

6. Скульптура по дереву с элементами токарной игрушки. Художественное оформление.

Теоретическая часть. Художественные и технические приемы объемной резьбы по дереву . Знакомство с иллюстрациями работ С.Т. Коненкова и А.Ф. Афанасьева, а также с работами учащихся прошлых выпусков. Знакомство с инструментами для объемной (скульптурной) резьбы , объяснение правил пользования ими. Безопасные приемы работ на токарном станке по дереву . Установка деталей в патроне трезубец, цилиндрическом патроне и планшайбе.

Практическая часть. Учащиеся знакомятся с последовательностью выполнения технических приемов объемной резьбы . Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, используемыми при выполнении резьбы по дереву на объемных формах. Технические приемы и правила безопасности при работе на токарном станке по дереву.

7. Индивидуальный творческий проект. Изготовление изделий с использованием полученных знаний и навыков. Обсуждение работ для выставки, изготовление. Обсуждение результатов, анализ. Организация и проведёние выставки. Награждение победителей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву . М., Легпромбытиздат, 1995.
2. Гусарчук Б.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. М.. «Лесная промышленность», 1986.
3. Кижи. Альбом. Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1980.
4. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы комозиции. М., «Высшая школа», 1988.
5. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву . М., «Высшая школа», 1989.
6. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву . Минск, Современное слово, 1998.
7. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву . М., «Просвещение», 1985.
8. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины, М., «Высшая школа», 1987.

9. Филиппова Л.А. Витославлицы. Новгородский Музей народного деревянного зодчества. М., «Северный паломник», 2007.

10. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву (серия дополнительное образование). М., «Владос», 2002.

11. Гликин М.С. Декоративные работы по дереву на станке «Универсал». М., «Лесная промышленность», 1997.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.


1. Хворостов А.С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. М., «Просвещение», 1991.
2. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. М., 1987.
3. Барабулин В.А. Художественная обработка дерева . М., Легпромбытиздат, 1986.

4. Осетров Е. Красота ненаглядная. Альбом о народных художественных промыслах. М., 1985.

5. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву . М., «Легкая промышленность», 1983.

6. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Альбом шаблонов и трафаретов. М., «Народное творчество», 2008.

7. Рыженко В.И., Юров В.И. Столярные и токарные работы. Технология, материалы, изделия. «Рипол-Классик», М., 2003.

© 2010-2022