• Преподавателю
  • Технология
  • Опыт работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочной деятельности»

Опыт работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочной деятельности»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»










Опыт работы по теме

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроке технологии и во внеурочной деятельности»


Подготовила учитель технологии первой квалификационной категории: Титова Светлана Георгиевна



В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами.

Среди подростков 15-17 лет на первом месте - болезни органов дыхания, на втором - болезни глаза и его придаточного аппарата, на третьем - болезни костно-мышечной системы. Острой социальной проблемой остаётся ухудшение состояния психического здоровья детей, а также потребление психоактивных веществ. Увеличилось количество детей, состоящих на учёте по злоупотреблению наркотическими средствами в 4 раза и алкоголем - в 3 раза.

Много лет изучением причин ухудшения здоровья подрастающего поколения занимается Лаборатория физиологии здравоохранительных проблем образования в Сергиевом Посаде Московской области. Её руководитель, доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Базарный, в результате 20-летних исследований пришел к парадоксальному выводу: главным виновником нынешней ситуации является система образования детей.

Болезнь - это медицинская категория. А здоровье - мера реализации генетических потенциалов. В процессе воспитания эти потенциалы развиваются - телесные, психические и духовно-нравственные. В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

  • в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;

  • в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

  • в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане - он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • строгая дозировка учебной нагрузки;

  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;

  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

  • благоприятный эмоциональный настрой;

  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: "Мне тогда все понятно, когда интересно". Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

С первых минут урока, с приветствия необходимо создавать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность его улавливать. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока технологии.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Ещё на перемене необходимо проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости - проветрить помещение.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся, легко даются практические работы по технологии, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов выполнения задания, без боязни ошибиться, получить неправильный результат. При оценке такой работы необходимо учитывать не только выполненную работу, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание, как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед одноклассницами.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении темы «Фрукты и ягоды» ученики познакомились с различными группами фрукт и ягод и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет фруктовые культуры, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если ягодные - влево.

Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение "Буратино". После введения нового понятия, например, гигроскопичность, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Многие ребята легко отвлекаются.

Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз - "Раскрашивание". Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Также всем известная игра "Муха" помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:

1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальное вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами "нарисовать" эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра "Роняем руки" расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки ("Вверх рука и вниз рука") и дыхательная гимнастика.

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания - руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись -
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)

Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши "горели". Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями "знание своего тела", "гигиена тела", "правильное питание", "здоровый образ жизни", "безопасное поведение на дорогах".

«Организм растущего ребенка и подростка в период формирования скелета нуждается в дополнительных количествах кальция. В каких продуктах содержится кальций?»

При проведении «Минуток здоровья», для обсуждения можно включить интересные научные факты, так или иначе затрагивающих здоровый образ жизни.

«В долине реки Нила сохранилась до наших дней пирамида Хеопса, величайшее из каменных сооружений мира высотой 146 метров. Пирамиду строили на протяжении 20 лет рабы. Им ежедневно давали лук и чеснок. За 20 лет было истрачено на лук и чеснок 40 тонн чистого серебра».

-Почему фараон Египта шел на такие траты?

На мой взгляд, очень важна форма урока. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

Так при проведении урока-путешествия при изучении темы «Физиология питания», учащиеся с удовольствием следят за приключениями бутерброда, попутно получают сведения о правильном питании, или, путешествуя по «Волшебной железной дороге» изучают способы первичной обработки овощей.

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Ведущую роль на занятиях по технологии и труду играют практические методы обучения, обеспечивающие познавательно-трудовую деятельность учащихся. Практической работе должно отводиться более 60 % учебного времени. Как метод преподавания используется инструктаж. разновидность объяснения Он обязательно включает в себя устное объяснение или письменное изложение материала, демонстрацию или иллюстрацию образа действия. Различается вводный, текущий и заключительный инструктаж. Вводный инструктаж определяет ученикам задания для практической работы, текущий - корректирует ее ход, заключительный инструктаж характеризует успехи и ошибки в работе. На всех этапах инструктажа учитель следит за соблюдением и выполнением учащимися безопасных приемов труда.

Итоговой работой учащихся по изучению раздела технологии являются творческие работы - проекты, рефераты, презентации позволяющие ребятам проявить свои творческие способности. Темы итоговых заданий, так или иначе связаны с понятиями «здорового питания», «исследование различных факторов влияющих на здоровье человека».

Например: Харченко Надеждой (9 класс) в 2011 году был выполнен проект «Хлеб всему голова. Так ли это?». В последнее время бытует мнение, о вреде употребления в пищу дрожжевого хлеба, Надя в своем проекте попробовала разобраться в этом вопросе. Работа получилась интересной и была представлена на районную предметную олимпиаду.

В коллективном проекте «Квартира - как экосистема», учащиеся 10 класса (2011 г) рассмотрели и представить информацию обо всех факторах, влияющих на здоровье человека в современной квартире.

В 2011 году учащимися 8-х классов были выполнены презентации «Самая полезная еда», в которых девушки попытались рассказать о пользе тех или иных продуктов питания и т.д.

В некоторой научно-методической литературе, по мнению учителей- скептиков, здоровьесберегающие технологии нужно использовать далеко не на каждом уроке. Исходя из своего опыта, я с уверенностью могу сказать о том, что всякая минута, проведённая в школе, может стать для ученика шагом на пути к здоровому образу жизни.

Внеклассная работа.

Планируя воспитательную работу в качестве классного руководителя, я также уделяю большое внимание сохранению и укреплению здоровья учеников, приобщению их здоровому образу жизни посредством бесед, классных часов, где я обращаю внимание детей на то, как вести себя, чтобы не навредить своему организму. Я стараюсь не только интересно, наглядно донести до ребят знания по личной гигиене, но и подкрепить эти знания практической деятельностью.

По - настоящему полезными оказались классные часы на темы: «В здоровом теле здоровый дух», «Час здоровья с доктором Неболитом», «Биологические ритмы и их влияние на здоровье», «Знай правила движения, как таблицу умножения» и др.

Учитывая возрастные особенности учеников, я пришла к выводу, что одним из лучших средств будет пропаганда ЗОЖ в форме устного журнала.

Разрабатывая сценарии, я не хотела, чтобы перед детьми разыгрывался «театр одного актера». Для меня было важно, чтобы в эту работу включились как можно большее количество ребят.

И мне это удалось. Ребята с удовольствием самостоятельно подбирают материал для сообщений, разучивают сценки, готовят костюмы, создают декорации. Ребята успешно выступают не только перед своими одноклассниками, но и перед ребятами из параллельных классов.

Кроме этого они участвуют в конкурсах рисунков и плакатов, посвященных сохранению и укреплению здоровья.

Внеклассная работа по оздоровлению школьников включает в себя также участие во всевозможных спортивных состязаниях, походах, посещениях бассейна.

Моя работа в направлении здоровьесбережения привела к следующим результатам:

1) повысилось качество обучения по технологии с 93% в 2013-2014 уч.г. до 96% в 2014-2015 уч.г.;

2) родители учеников, где я являюсь классным руководителем, положительно оценили работу в данном направлении. Анализ анкет, проводимых ежегодно среди мам и пап, показал, что дети понимают, что такое здоровый образ жизни и связывают с ним свои дальнейшие жизненные успехи;

3) класс стал сплоченнее;

4) в результате пропаганды ЗОЖ в классе увеличилось количество ребят, посещающих различные спортивные секции на 40%. («Футбол» - 5 человек, «Туризм» - 3 человека, «Бокс» - 1 человека)

Работа в этом направлении представляется мне очень перспективной.

Элементы здоровьесберегающих технологий, используемые мною, помогут в дальнейшей педагогической практике.


Литература

  1. Н-р, Смирнов И.В. Снять очки - это просто. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. - 368 с.)

  2. Чупаха И.В, Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. - Илекса Сервисшкола, Народное образование, 2006 г.- 400с.

  3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. - М.: "ВАКО", 2005, 208 с. - (Мастерская учителя).

Комплексы физминуток


  1. В начале урока:

1)«Растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизирует всю систему организма.

Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.

2) «Перекрестные движения» - активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.

Выполняются перекрестные координированные движения. Одновременно с правой рукой движется левая нога и наоборот.

3) «Качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение. Медленно качать головой, до тех пор, пока не уйдет напряжение. Подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию.

4) «Ленивые восьмерки» - активизируют системы, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания.

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь сначала одной рукой, затем другой. Затем двумя руками одновременно.


  1. Для снятия напряжения во время урока.

1) «Лобно-затылочная коррекция» - улучшает мозговое кровообращение. Упражнение выполняется в течение одной минуты, сидя с закрытыми глазами. Правая рука кладется на лоб, левая - на затылок.

2) «Медвежьи покачивания» - расслабляют позвоночник, мышцы шеи.

Качаться из стороны в сторону, подражая медведю.

3) «Поза дерева» - снимает статическое напряжение с позвоночника.

Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять вверх, ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Сосредоточить внимание на позвоночнике. Представить себя деревом. Организм, как дерево наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживать позу 15-20 секунд. Это упражнение можно выполнять и стоя.

3) Игровые физ. минутки на снятие напряжения с мышц.

Мы сидели и писали (шили, вышивали),

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули, спинки дружно все прогнули.

Повернулись вправо, влево - стало гибким наше тело.

И на стуле скок, скок, скок… Ну, как будто колобок.

А теперь попляшут ноги: побежали по дороге.

Быстро-быстро - топ, топ, топ.

И в ладошки - Хлоп, хлоп, хлоп.

Встанем, надо отдохнуть, наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх, шевелитесь, пальчики,-

Так шевелят ушками серенькие зайчики.

Крадемся тихо, на носочках, как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом, и мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише -


© 2010-2022